10.10.20215 минут чтения 157
В жизни почти каждого родителя рано или поздно наступает такой волнительный момент, как оформление ребёнка в детский сад. Это может быть вынужденная позиция, ввиду того, что маме пора выходить на работу, или добровольное и осознанное решение отправить ребёнка в дошкольное учреждение, например, для развития навыков коммуникации и самостоятельности.
В любом случае родителей может охватить тревога и беспокойство за своё чадо, скорее всего, возникнет много вопросов, сомнений по поводу возраста отправления, эмоционального состояния малыша, выбора сада и прочее. Эти переживания нормальны, так как детский сад станет практически вторым домом для ребёнка до самой школы.
Более того, сама успешность адаптации в саду — это один из залогов нормального, правильного, психологического и физического здоровья ребёнка. Именно поэтому все вопросы, связанные с первыми посещениями, необходимо уточнить заранее.
Что такое адаптация?
Адаптация — это умение приспособиться к новым условиям, среде, кругу общения. Даже для взрослого человека резкая смена привычного образа жизни является стрессом, а для маленького человечка, с ещё неокрепшей психикой и вовсе может стать тяжёлым испытанием.
От ребёнка потребуются огромные энергозатраты и маленький организм будет перенапрягаться. Причин много:
- В первую очередь — любимых мамы и папы рядом больше не будет.
- Совершенно незнакомое место, с незнакомыми взрослыми.
- Новые правила и распорядок дня.
- Необходимость подчинения чужим взрослым.
- Необходимость контактировать с другими детьми.
- Нехватка внимания, со стороны взрослого, то есть воспитателя, который разрывается один на 15-25 детей.
Вследствие этих изменений, жизнь малыша изменится коренным образом. Это стрессовое состояние, в котором будет находиться ребёнок, может начать выражаться в поведении, а именно в нарушении правил и норм, «плохих» поступках, а также вы можете заметить:
- Нарушение сна, бессонницу или резкое пробуждение среди ночи с криком, возможны страшные сны, в которых ребёнок одни или его кто-то обижает, на этом фоне он может внезапно просыпаться в слезах.
- Проблемы с аппетитом, его снижение или даже отсутствие. В большинстве случаев, «садовское» меню сильно отличается от домашнего, поэтому вполне возможно что ребёнок может отказываться есть новые, незнакомые блюда.
- Регресс умений и навыков. Малыш, который давно умеет ходить на горшок, разговаривать и самостоятельно есть, вдруг теряет этот навык.
- Исчезновение или снижение интереса узнавать новую информацию. Ребёнку неинтересны игрушки и ровесники в группе. Это нормально — психика в стрессе стремится к покою, всё новое только усугубляет стресс, поэтому на этапе адаптации, ребёнок может отказываться от познавательной активности.
- Несвойственное поведение. Активный, весёлый и общительный малыш может замкнуться в себе, а спокойный ребёнок вдруг начинает проявлять агрессию и злость по отношению к окружающим.
Адаптация — это очень сложный период, одни дети начинают вести себя неузнаваемо, другие отказываются идти в сад и льют слёзы, третьи спокойно заходят в группу и забывают о маме. Поведение может поменяться просто кардинально, однако со временем, эти и похожие проблемы чаще всего исчезают или становятся менее заметны и чувствительны.
Успех адаптационного процесса судят по вышеперечисленным проблемам, точнее, по их количеству и времени прохождения. На основе этих данных психологи выделяют несколько видов адаптации.
Факторы риска
То, как малыш адаптируется к детскому саду, зависит от множества факторов.
Есть нюансы, усложняющие привыкание ребенка к новым условиям:
- Негативный настрой. Если родители не преподносят поход в детский сад как веселое и интересное мероприятие, показывают свое волнение или страх перед предстоящим событием, больше шансов, что у малыша возникнут проблемы с адаптацией.
- Темперамент ребенка. Известно, что холерики и меланхолики испытывают сложности при вливании в коллектив чаще, нежели флегматики и сангвиники.
- Состав семьи. Если ребенок в семье единственный, привык к повышенному вниманию и моментальному удовлетворению всех желаний, это также служит отягчающим фактором.
- Состояние здоровья. Болезненные дети сложнее переносят смену обстановки. Особенно это касается малышей со слабой нервной системой.
- Атмосфера в семье. Если родители часто ссорятся при ребенке или уделяют ему слишком мало внимания, это сказывается на формировании личности. Такие малыши обычно неуверенны в себе, не могут установить дружеские отношения со сверстниками, поэтому социальная адаптация детей в детском саду затягивается.
Виды привыкания
Лёгкая адаптация
В среднем ребёнок привыкает к новому месту и коллективу за 2-4 недели. Это, к счастью, характерно для большинства детишек. Адаптация протекает ускоренно, негативные реакции проходят достаточно быстро и безболезненно. Понять, что ребёнок приспособился к новым условиям можно по следующим признаками:
- он больше не плачет, когда заходит в группу утром, спокойно остаётся с воспитателем.
- при разговоре со взрослыми смотрит в глаза.
- достаточно понятно может попросить о чём-либо.
- проявляет инициативу в общении с ровесниками.
- спокойно придумывает себе игры и может занять самого себя на какой-то отрезок времени.
- без истерик подстраивается и принимает новый распорядок и режим детского сада.
- на обращения воспитателя реагирует спокойно и понимающе, адекватно воспринимая критику или похвалу.
- делится с родителями происходящим в садике, своими новыми друзьями и занятиями.
Адаптация средней тяжести
В этом случае привыкание длится не менее полутора месяцев, возможно, дольше. В это время ребёнок может очень часто болеть, демонстрировать всевозможные негативные реакции, может агрессивно себя вести или, наоборот, замкнуться и много плакать.
Тем не менее говорить о том, что малыш неспособен влиться в коллектив нельзя. Определяется такая адаптация следующими нюансами:
- плачет утром, расставаясь с мамой.
- отвлекается на игру и способен забыть про разлуку.
- общается и поддерживает взаимосвязь со сверстниками и воспитателем.
- соблюдает и придерживается новых правил и распорядков.
- спокойно и адекватно реагирует на замечания воспитателя.
- очень редко становится зачинщиком или инициатором конфликтов или драк.
Тяжёлая адаптация
Такие дети встречаются намного реже и их очень легко можно отличить от сверстников. Для них характерна открытая агрессия или другая крайность, замкнутость, отстранённость, уход в себя. Тяжёлая адаптация может длиться от 2 месяцев до нескольких лет.
Встречаются ребята с полной дезадаптацией и невозможностью посещать детские учреждения. Основные поведенческие типы:
- истерики, слезы и крики при расставании с родителями, которые не проходят длительное время.
- полный отказ заходить в группу к детям.
- абсолютное игнорирование и нежелание общаться ни со сверстниками, ни со взрослыми.
- нежелание и отказ от новых правил и распорядков, отказ от еды, игр, сна и прочего.
- любая крайность, в виде агрессии или замкнутости.
- острая реакция на замечания воспитателя, проявляющаяся в виде слёз, истерики или страха, испуга.
Важно! В случае выявления полной дезадаптации и неприспособленности к детскому саду стоит понимать, что это явление достаточно редкое, и необходимо обратиться к детскому психологу и неврологу.
Вместе со специалистами продумать свои дальнейшие действия. Бывают случаи, когда с любыми дошкольными учреждениями лучше повременить.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Математика
Чтение
Окружающий мир
Логика
Английский язык
Этапы привыкания
Мы рассказали о степенях и этапах адаптации детей к детскому саду, но также каждый малыш проходит через период привыкания. Что важно знать об этом?
1 этап — дезадаптация.
Как бы ни была успешна подготовительная адаптация, в первое время малыш всё равно будет находиться в состоянии стресса и беспокойства. Даже самым активным и общительным детям нужно время, чтобы привыкнуть к расставанию с родителями. Появляются простудные заболевания.
2 этап — адаптация.
Ребёнок начинает постепенно привыкать к новому режиму, другим детям и взрослым, участвует в играх, хотя продолжает тосковать по родным и спрашивать, заберут ли его. Может наблюдаться переменчивое настроение, капризы, отказ выполнять просьбы воспитателя.
3 этап — компенсация.
На финальном этапе привыкания малыш уже эмоционально устойчив и спокойно остаётся на целый день в саду, хорошо ест и спит. Ребёнок начинает реже болеть.
Факторы, влияющие на адаптацию к детскому саду
Каждый ребёнок очень индивидуален, развивается, взаимодействует с обществом и миром по-разному. Так отчего же зависит успешность адаптации? Какие моменты и факторы на это влияют?
Психологи выделяют несколько основных позиций: возраст ребёнка, физическое и психическое здоровье, социальные навыки и умение общаться со сверстниками, уровень познавательного развития.
Возраст
Очень часто мамы, которым срочно необходимо вернуться к рабочей деятельности, например, из-за сложного финансового положения, отдают ребёночка в садик уже в год или полтора. Однако никакого положительного эффекта в данном случае ожидать не стоит. Малыш ещё неспособен контактировать и взаимодействовать с ровесниками.
Здоровье
Дети, имеющие хронические заболевания, типа диабета или астмы, часто испытывают большие сложности с адаптацией в саду, ввиду отличий своего организма, да и психологическая связь с мамой у такого ребёнка бывает намного сильнее, чем у обычного.
Детям, которые очень часто и подолгу болеют, требуется меньшая физическая нагрузка и медицинское наблюдение. Вследствие частых болезней, будет нарушено и посещение детского сада, поэтому специалисты настоятельно рекомендуют повременить. Самые частые проблемы таких детей:
- ещё более сильное снижение иммунитета.
- повышение восприимчивости к вирусам и инфекциям.
- увеличение психологической нагрузки, которая чаще всего проявляется в виде плаксивости, апатии, медлительности, или, наоборот, в виде всплесков агрессии, активности.
Поэтому важно и необходимо проходить медицинскую комиссию, чтобы обсудить с врачами правильную подготовку к садику.
Уровень психологического развития
Существует ещё один показатель. Это отклонение от общепринятых и средних показателей познавательной активности ребёнка. Как ни странно, но к дезадаптации может привести не только задержка в психическом развитии, но и опережение, а именно одарённость и талантливость.
Здесь всё очень просто:
Если у ребёнка задержка психического и умственного становления, то применяются специальные программы коррекции и обучения, что помогает вскоре догнать сверстников, восполнив пробелы в умениях и знаниях. Что касается одарённых и талантливых детей, то им может быть сложно взаимодействовать со сверстниками, так как уровень развития их очень отличается, а значит трудности взаимодействия обеспечены. В конце концов, им будет просто скучно с одногруппниками.
Стоит отметить и про уровень социализации ребёнка до отправления в сад. Если малыш часто контактировал с другими детьми на площадках, детских комнатах, его круг общения не ограничивался родителями и родственниками, то ему гораздо проще и легче будет привыкнуть к обществу детей.
А вот ребятам, которые меньше взаимодействовали с ровесниками и незнакомыми людьми, гораздо сложнее адаптироваться к новым условиям и среде. Неумение общаться, решать конфликтные моменты, слабая коммуникация, всё это будет провоцировать страх и нежелание посещать сад. Конечно же, огромное влияние оказывает воспитатель. При хороших отношениях воспитателя и ребёнка адаптация пройдёт гораздо быстрее и легче.
Условия успешной адаптации детей к ДОУ
Специалисты выделяют условия, при которых детям проще пройти адаптацию. Так, легче привыкают к садику те дети, которых родители начали заранее готовить к посещению дошкольного учреждения. Проще адаптироваться физически здоровым, самостоятельным малышам – под «самостоятельностью» здесь понимается умение хотя бы частично одеваться, соблюдать навыки гигиены, кушать ложкой.
Очень большое значение имеет режим. Если хотя бы за месяц до поступления в садик родители меняют режим так, чтобы он совпадал с режимом ДОУ, то ребенку будет проще привыкнуть.
Этапы адаптации
Специалисты выделяют несколько периодов, обобщая их выраженными негативными реакциями и несвойственным поведением. Все дети уникальны и индивидуальны, поэтому такое разделение на этапы довольно условно, оно помогает приблизительно разграничить периоды и понять, насколько лёгкой и успешной будет адаптация.
- Первый этап называют острым, он самый сложный, как правило. Ребёнок находится в стрессовом состоянии, весь детский организм в мобилизации, малыш напряжён и испуган. Чаще всего отмечается плаксивость, истеричность, капризы, крики. Меняется и физиология. Можно наблюдать увеличение давления, пульса, или, наоборот, снижение ритма сердца. Ребёнок более восприимчив к всевозможным инфекционным заболеваниям.
- Следующий этап — умеренно-острый. Происходит снижение негативных реакций ребёнка, он начинает приспосабливаться к новым обстоятельствам, месту и людям, возвращается аппетит, сон, психоэмоциональный фон налаживается. Однако, не стоит уповать, что ситуация наладилась, о полной адаптации говорить ещё рано, так как всё может вернуться на первую стадию, вместе с истериками, слезами и нежеланием отпускать маму по утрам.
- Заключительный этап — компенсаторный. На этом этапе эмоциональный фон ребёнка стабилизируется. Происходит полное восстановление психических и физиологических состояний. Малыш начинает взаимодействовать со сверстниками, воспитателем, вполне успешно вливается в новую «среду обитания».
Чего делать нельзя?
Чтобы не вызвать у крохи боязнь и стойкое неприятие детского сада категорически запрещается:
- водить в садик заболевшего ребенка;
- обманывать малыша, говоря, что заберете его совсем скоро, если на самом деле вы этого делать не планируете;
- ругать или наказывать кроху за то, что он не хочет с вами расставаться;
- плохо отзываться о воспитателях или условиях в саду;
- сравнивать малыша с другими детьми не в его пользу.
Нужно понимать, что адаптация к садику – процесс сложный и это может занять много времени. Главное, в чем нуждается кроха и в 2-3 года, и в 5 лет – родительская любовь и понимание. С ними проблема адаптации ребенка к детскому саду будет вполне решаема и первый шаг малыша к взрослой жизни пройдет без особых потерь.
Автор: Яна Семич, специально для Mama66.ru
Лучший возраст для того чтобы отдать ребёнка в детский сад
Большинство психологов считают, что оптимальный возраст для привыкания к детскому саду — 3 года.
Всё дело в том, что к трём годам ребёнок подбирается к «кризису 3 лет» — периоду, когда активизируется уровень самостоятельности, теперь малыш заявляет, что хочет всё делать сам, и главное, снижается психологическая зависимость и связь с мамой.
Теперь ребёнок потихоньку, но чаще бессознательно начинает понимать свою обособленность. Он больше не единое целое с мамой, а отдельная личность. А значит и расставание с ней уже не будет причинять такую боль, да и страх будет не таким огромным, как, например, в полтора года.
Также спешить не стоит ещё и потому, что в 1-3 года устанавливаются отношения ребёнок-родитель, а также формируется привязанность к матери. Это необходимо для правильных установок семейных связей. Поэтому долгая разлука с мамой может вызвать даже нервный срыв и разрушить базовое доверие к миру в целом.
В дополнение стоит заметить, что в возрасте 3 лет, ребёнок намного более самостоятелен в бытовом плане. Он уже хорошо знаком с туалетом, умеет пользоваться столовыми приборами, а некоторые уже вполне могут одеваться и раздеваться, пусть и немного неловко.
Адаптация в яслях
Отдавать малыша в 3-4 годика в детский сад очень сложно и волнительно — переживает вся семья. А вот отдавать кроху в год или два в ясли, ещё сложнее, в тысячу раз сложнее. Потому как до этого мама с ребёнком, скорее всего, не разлучались больше чем на несколько часов.
Каким бы сложным ни было это решение, но чаще всего оно обусловлено серьёзными жизненными обстоятельствами, в виде срочного выхода на работу, финансовыми трудностями, эмоциональным выгоранием, материнской депрессией или другими ситуациями.
Пройдите
тест на послеродовую депрессию
Начинать подготовку необходимо заранее, желательно за пару, тройку месяцев. В самую первую очередь нужно начать с мамы.
Всё просто, в год или полтора ребёнок абсолютно не нуждается ни в детском коллективе, ни в срочной социализации, он совершенно не стремится к сверстникам, ему необходима только мама. Поэтому для начала нужно твёрдо осознать тот факт, что детский сад нужен маме, а не ребёнку.
Но и страшную трагедию из этого делать не стоит, обвинять себя в предательстве и затем страдать от этого: ситуации бывают разные и иногда ясли — это единственный выход.
Маме нужно быть спокойной, уверенной и уравновешенной. Для этого можно выполнить простейшее задание. Взять листочек с ручкой и расписать все плюсы и минусы отправления чада в ясли. Вполне возможно, что таким образом вы примете верное решение, все взвесив и обдумав.
Мама должна излучать спокойствие и уверенность в своём решении, а не терзать сомнениями себя, родных и главное ребёнка.
Следующие действия направлены на подготовку ребёнка. Стоит закончить грудное вскармливание или оставить только в ночь.
Затем необходимо заняться одним из важнейших организационных моментов: выбрать детский сад и воспитателя. Важно понимать, что грамотный, образованный и любящий детей воспитатель — это лучшее, что вы можете сделать для своего, столь маленького и беззащитного малыша. Воспитатель по призванию — вот ваша цель.
Почитайте отзывы о садах и их работниках, сходите на знакомство, поговорите, обсудите все важные и интересующие вас моменты, от распорядка дня, меню, воспитания, до средств связи. Будет замечательно, если удастся сходить на пробный день вместе с малышом, убедиться, что обстановка, воспитатели и всё остальное вас устраивает.
Далее наберитесь терпения, адаптация у всех детей проходит по-разному, там, где один привыкнет через неделю, второй может три месяца привыкать, будьте терпеливы.
При этом лучшим советом является тот, что гласит, что на работу маме нужно выходить чуть позже, через пару месяцев, когда картина по привыканию к саду будет более или менее ясна. А при заболевании или недомогании ребёнка, вы сможете побыть с ним дома, не лишая своей любви и заботы.
В идеале было бы устроить мягкую адаптацию, то есть первый день вы проводите вместе с ребёнком в группе, полностью участвуя и следя за происходящим, затем можно сесть в сторонке и просто наблюдать, а малыш будет видеть вас и при любой необходимости обращаться за помощью.
Далее попробуйте выходить за дверь, и так постепенно увеличивайте время своего отсутствия. Ну а следить за этим процессом должен воспитатель, именно ей предстоит завоевать доверие и расположение маленького друга.
В свободное от сада время старайтесь уделять внимание чаду, проводя выходные качественно, не отвлекаясь на гаджеты и прочие дела, выделите для совместных игр хотя бы несколько часов в день. И напоследок, можете придумать свои ритуалы прощания, например, знаменитый поцелуй в «ладошку» или « в кармашек», который будет напоминать о вашей любви весь день.
Совет психолога Поцелуй в кармашке — при прощании с малышом, вы посылаете множество воздушных поцелуев в его кармашек, и говорите, что если ему станет скучно, неуютно или грустно, он всегда сможет «достать» один из ваших поцелуев из кармашка и подбодрить себя.
Адаптация в 2 года
В 2 года адаптация ребёнка в детском саду проходит ещё сложнее и острее. Причин на это достаточно.
- Во-первых, дети в этом возрасте расставание с мамой, новых знакомых и смену обстановки, воспринимают со страхом и недоверием.
- Во-вторых, малыш ещё не умеет сам себя обслуживать, чаще всего и есть ещё не умеет сам, навыки правил и способов гигиены, культуры развиты ещё очень слабо, соответственно и в группе, где приветствуется самостоятельность, ему будет сложно.
- В третьих, многие детки ещё не очень хорошо разговаривают, могут формулировать свои мысли, и, значит, им тяжело будет обратиться за помощью или пожаловаться вам, если что-то идёт не так.
Ребята в 2 года также ещё не нуждаются в общении со сверстниками, и взаимодействия с мамой и близкими родственниками ему вполне достаточно. Сильная привязанность к маме не даёт расслабиться и малыш испытывает постоянное напряжение и стресс.
Немаловажен и тот факт, что режим и распорядок дня в детском саду чаще всего сильно отличается от домашнего, а это ещё один стресс для маленького организма.
Ощутимое снижение внимания к ребёнку также сказывается, ведь теперь воспитатель один на 15-20 детей и уделить каждому время нереально.
Ну и без болезней, инфекций и прочего также мало кто прошёл адаптацию. Ребёнок много болеет, а это также усложняет процесс привыкания, так как посещение нерегулярное.
К новым условиям каждый привыкает по-разному. Бывает, что малыш заходит в группу спокойно и без слёз, однако, потом через некоторое время начинает плакать и переживать. Дома же, родители могут заметить всё те же изменения и нарушения, в виде плохого сна или аппетита, апатии или агрессии, снижении интереса к новому, ну и, конечно же, частые простуды и вирусные заболевания.
Бытует мнение, что чем раньше отдать ребёнка в сад, тем легче и быстрее он привыкнет и адаптируется в новых условиях. Однако, здесь много возражений. В возрасте 2 лет, ребёнок ещё несамостоятельный и часто не умеет даже разговаривать, от этого пережитый страх и тревога, может быть даже не замечен и не понят родителями, что впоследствии приводит к не самым лучшим ситуациям, малыш может замкнуться, а последствия стресса могут оказывать последствия и в далёком будущем.
Адаптация в 3 года
Следует повториться, что, по мнению психологов, этот возраст является идеальным для адаптации в детских учреждениях. К трём годам ваш маленький ребёночек постепенно начинает превращаться в отдельную личность, самостоятельную, протестующую, отрицающую и противоречащую. Проявляется характер, темперамент, он начинает отстаивать своё «я».
В этом возрасте, как правило, родных стен и любимой мамочки, уже становится мало. Появляется потребность в коллективе, общении со сверстниками, совместных играх и стремление познавать и изучать всё новое. Увеличиваются и обогащаются знания о мире, а контакты с ребятами схожего возраста и развития доставляют удовольствие и радость.
Нарабатывается опыт взаимодействия с разными людьми, ребёнок учится строить отношения, выходить из конфликтов, формируется личность. Эта личность просто жаждет общения, просит играть родителей в различные игры, читать сказки и прочее. Вот на этом этапе начинается подготовка к общественной жизни.
Стоит отметить, что и в 3- летнем возрасте адаптация может проходить различно, одни дети будут уже через неделю спокойно засыпать и обедать в группе, в то время как другие слёзно умолять маму не идти в сад.
Однако в этот период перед вами уже не грудничок, а вполне самостоятельная личность, поэтому и привыкание пройдёт с меньшим психологическим стрессом и последствиями.
Вред и польза яслей
Теоретически, отдать малыша в ясли можно уже в 9 месяцев, но на практике на это мало кто решается. Столь ранний возраст обычно не позволяет крохе себя обслуживать, ведь чтобы пойти в детский сад, нужно уметь самому кушать и проситься на горшок. Подробнее о том, как приучить ребенка к горшку →
Даже если в семье тяжелая материальная ситуация и маме нужно выйти на работу, психологи рекомендуют задумываться о пребывании ребенка в ясельной группе не ранее, чем ему исполнится 1 год и 6 месяцев. Иначе глубокий стресс гарантирован и малышу, и родителям.
Безусловно, у раннего начала посещения садика есть свои плюсы:
- Мама сможет выйти на работу и финансовое положение семьи улучшится.
- Ребенок будет соблюдать в яслях режим дня, оптимальный для его возраста, получит сбалансированное питание, регулярные прогулки, приобретет первые навыки физкультуры.
- Общение с другими детьми способствует развитию у малыша новых умений.
Но есть и существенные минусы:
- Ребенок станет чаще болеть, так как в детском коллективе инфекции распространяются очень быстро.
- Больше шансов, что адаптация детей в младшей ясельной группе детского сада будет сложной, поскольку в 1,5-2 года они еще не готовы к разлуке с матерью.
- Даже самый лучший воспитатель физически не способен уделить каждому ребенку в группе необходимое в этом возрасте количество внимания.
- Если малыш еще плохо говорит, он не сможет вам рассказать, что его кто-то обижает в саду.
- Многие важные моменты взросления ребенка могут пройти мимо вас. Кроме того, велика вероятность, что он будет перенимать привычки и манеру поведения воспитателей, а не своих родителей.
С точки зрения медицины и психологии, процесс адаптации детей к условиям детского сада происходит легче, если они уже достигли 2,5-3 лет. До этого момента отдавать кроху в ясли нежелательно.
В детский сад без слёз. Советы и рекомендации психологов
Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть
- В первую очередь тщательно выбирайте учреждение, поговорите с воспитателями, прочитайте отзывы и прочее. Будьте уверены в своём выборе. Это первый и важный шаг для упрощения адаптации, так как добрый и отзывчивый воспитатель уже половина дела.
- Начинайте адаптацию со смены режима. Подкорректируйте график и распорядок дня своего чада, близкий к режиму в саду, это значительно облегчит привыкание и не доставит такого шока для психики ребёнка. Например, если вы привыкли спать по утрам до 10-11, то приблизительно за месяц-два стоит постепенно вставать и укладываться вечером раньше, иначе утренние истерики из-за недосыпа вам обеспечены.
- То же самое касается и питания. Если ваш рацион значительно отличается от меню в саду, постарайтесь хотя бы немного приблизится к нему. Очень многие дети отказываются есть в садике — это сильно усложняет привыкание.
- Рассказывайте ребёнку про сад, что это такое и зачем он нужен. Проходя мимо сада, показывайте это место. Объясняйте, что там будут другие детки, а родители в это время будут работать. Придерживайтесь золотой середины, не приукрашивайте это заведение и не критикуйте, говорите предельно честно и понятно.
- С первых дней адаптации будьте уверены в своём решении и спокойны, сохраняйте равновесие. Так вы транслируете своему чаду понимание важности посещения этого заведение и спокойствие. Дайте ему понять, что всё будет хорошо. От вашего эмоционального фона будет многое зависеть. Приводите малыша в сад с улыбкой, говорите по дороге о хороших и позитивных вещах.
- Начинайте привыкание с нескольких часов, постепенно увеличивая время пребывания.
- Есть мнение, что если ребёнка по утрам будет отводить в сад папа или другой родственник, то процесс расставания будет намного проще и спокойнее, нежели с мамой, так как, мужчины, например, более сдержаны в проявлении эмоций.
- Постарайтесь перед садом научить ребёнка самостоятельно есть, пить, проситься на горшок, снимать одежду, просить о помощи. Эти навыки и умения значительно облегчат привыкание, так как теперь внимание к каждому в группе будет ограничено, воспитатель физически не успеет качественно уделить время всем ребятам.
- В выходные, по вечерам уделяйте время ребёнку, искренне интересуйтесь его успехами и делами, новыми друзьями и одногруппниками. Не дайте ему почувствовать себя брошенным и одиноким.
- Давайте ему с собой какую-нибудь игрушку из дома. Имея при себе «кусочек дома», ребёнок будет чувствовать себя спокойнее.
Совет психолога Вы можете «назначить» одну из игрушек, дежурной по садику. Она будет всегда сопровождать ребёнка в сад, «следить», чтобы всё было хорошо и вечером «рассказывать» вам о том, как прошёл день. Для этого поговорите с игрушкой, а малыш буде вам отвечать за неё. Так вы можете много того, что ребёнок сам бы вам не рассказал.
Чего делать нельзя
- Ни в коем случае, не убегайте и не исчезайте, приводя ребёнка в группу. Так вы рискуете вызвать сильный страх, что мама исчезла, а это, в свою очередь, может спровоцировать даже невроз у маленького человечка. Не обманывайте, что вы через пару минут вернётесь. Ребёнок запомнит и будет ждать, а вы не придёте, и тут опять страх: а вдруг мама вообще не вернётся?
Обязательно сообщайте и уверяйте, что вы вернётесь вечером и не оставите своё любое дитя в саду, проговариваете когда приедете за ним.
- Терпеливость и спокойствие. Будут и слёзы, и истерики. Сохраняйте равновесие. Категорически запрещается наказывать и кричать на ребёнка в период адаптации. Этим вы только усугубите ситуацию.
- Избегайте и другой крайности. Не затягивайте прощания по утрам, излишняя опека и переживания также отрицательно повлияют на привыкание. Особенно это касается родителей, которые после первых криков и слёз, немедленно возвращаются в сад и забирают обратно своё домой.
- Никогда не угрожайте детским садом, не пугайте им. Никогда не грозите, что вы оставите там ребёнка и не придёте за ним. Так вы сами создадите впечатление о саде, как о самом страшном месте, месте наказания.
Более того, в присутствие детей, никогда не говорите плохого о воспитателях или о самом саде, даже если они того и заслуживают. В этом случае лучше защитить своего ребёнка, перевести его в другой детский, а не воспитывать в нём чувство выученной беспомощности
- Не подкупайте и не приучайте ребёнка к подаркам или сюрпризам, за то, что он просто сходил в сад. Так вы обречёте себя на бесконечный шантаж, лишь только малыш поймёт что к чему. Вы можете похвалить за определённые успехи и выполненные задания в саду.
Как проявляется адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ?
В период привыкания к садику малыши часто демонстрируют настолько непривычное поведение, что оно пугает родителей. Однако, эти особенности типичны для каждого воспитанника-новичка и вызваны психическим напряжением, которое постепенно исчезает.
Особенности адаптации детей к условиям ДОУ включают следующие проявления:
- Эмоции. Малыш явно демонстрирует, что новая обстановка ему не по душе – хнычет, часто плачет, нередко злится или становится заторможенным. В основе этих реакций – страх остаться одному, страх, что родители его бросили.
- Взаимодействие с другими детьми и с воспитателями. Обычно в первые дни в детском саду ребенок плохо идет на контакт. Во многом это связано с тем, что малыши 2-3 лет пока не умеют включаться в совместные игры; в основном, они играют рядом друг с другом, но каждый в свою игру. Об успешной адаптации свидетельствуют охотные отклики на просьбы воспитателя и желание находиться поблизости от сверстников.
- Изменение навыков. Адаптация детей дошкольного возраста к ДОУ часто вызывает «откат» – ребенок на время забывает, как кушать ложкой, как правильно садиться на горшок и т.д. Успешная адаптация помогает ему быстро восстановить забытое.
- Изменения в речи. Некоторые дети во время адаптации перестают использовать ранее выученные слова, их словарный запас скудеет. Постепенное его восстановление говорит в пользу нормального привыкания к ДОУ.
- Сон, особенно дневной – пожалуй, самое яркое проявление тревожности при адаптации. Дети плохо спят, часто плачут, вскакивают. Днем их становится невозможно уложить, ночью они беспокойны. По окончании адаптации сон нормализуется.
- Аппетит. Снижение аппетита обычно обусловлено непривычной пищей, которую малыш вынужден есть в садике. Восстановление аппетита – признак привыкания ребенка, даже если поначалу он съедает не всю порцию.
Ошибочные действия по адаптации ребенка к детсаду: памятка родителям
Иногда мамы и папы, стремящиеся помочь своему малышу, допускают ошибки, которые делают адаптацию в детском саду сложной. Что не стоит предпринимать в этот сложный период?
- Сравнивать своего ребенка с другими, тем более – вслух. У всех детей разные уровни адаптации к детскому саду. Одни спокойно расстаются с родителями и играют, другие –плачут, не желая их отпускать. И тот, и другой вариант являются нормальными, поэтому нет смысла сравнивать. Этим можно лишь нанести ребенку обиду.
- Обманывать. По рекомендациям психологов, в период адаптации к детскому саду не стоит говорить ребенку, прощаясь, что мама лишь сходит в магазин на 5 минут, и вернется, если в планах оставить его на более длительное время. В этом случае родители подрывают доверие ребенка, он чувствует, что его предали.
- Наказывать детским садом, оставляя там на более длительное время за какой-либо проступок. Любовь к садику в этом случае будет только слабеть. Памятки родителям по адаптации обычно советуют, наоборот, говорить об учреждении только хорошее и убеждать малыша, что ходят туда только самые замечательные дети.
- Подкупать материальными предметами: игрушками или чем-то вкусным за то, что кроха побудет в саду. Есть риск, что в будущем ребенок будет шантажировать родителей, ежедневно требуя от них подкрепления.
Полезные навыки для детсадовца
Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Один из самых важных моментов – это самостоятельность в как можно больших сферах его жизни. Чем больше малыш будет уметь делать, тем легче будет в саду и ему самому, и воспитателям.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя бы частично. Если ребенок научен делать это с минимальной помощью, то ему не придется сидеть и ждать, когда его переоденут, никто не будет ругать его за несамостоятельность, он будет учиться нести ответственность за свои вещи.
- Самостоятельно есть. Умение держать ложку и доносить еду до рта малыш должен освоить до того, как пойдет в детский сад. Иначе он рискует оставаться голодным в течение всего дня или ему придется ждать, пока до него дойдет очередь и его покормят.
- Отказ от подгузников. Хорошо, если к поступлению в детский сад малыш может каким-либо словом сообщить взрослым о своей потребности сходить в туалет. В этом случае у него в шкафчике будет минимум мокрых штанишек к приходу родителей.
- Взаимодействовать с детьми и со взрослыми. Никого не бояться, не обижать, уметь договариваться на простом уровне. Общение в детском саду – неизбежно, а при отсутствии умений возникают серьезные проблемы с коммуникацией и адаптацией.
- Есть разную еду. Трудно привыкнуть к детсадовской пище тем детям, кто привык питаться только едой пюреобразной консистенции или полуфабрикатами.
Рекомендации для родителей как облегчить расставание с малышом
Информация для родителей про адаптацию к детскому саду часто располагается на стендах в раздевалке и выдается в виде памяток и буклетов. Будет хорошо, если родители подготовятся и настроят ребенка на новые условия жизни задолго до того, как он окажется на пороге группы.
Необходимые действия
- Придумать с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Оставляя малыша с кем-либо из других взрослых, производить одно и то же действие, чтобы ребенок его запомнил. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с мамой в раздевалке ДОУ.
- Примерно за полгода до того, как пойти в сад, начать привлекать к общению с ребенком других взрослых, чтобы у него появился опыт расставания с мамой и взаимодействия с другими взрослыми. Можно начать с их общения в присутствии мамы, а затем начать отлучаться на все более длительное время.
- Постепенно оставлять малыша одного в комнате, пока мама находится вне зоны его видимости. Иногда стоит предложить ему самостоятельно поиграть, без участия взрослых – этот навык также понадобится в детском саду.
- Стараться формировать положительную самооценку и представления крохи о себе: говорить ему, какой он умный, самостоятельный, веселый и общительный. При этом необходимо избегать высказываний о том, что ребенок нелюдимый, капризный или сердитый.
Ненужные действия
- Никогда не уходить от ребенка в тот момент, когда он отвлекся. В этой ситуации он сильно пугается, что мама исчезла неизвестно куда. В следующий раз он будет всеми силами стараться не отпустить маму от себя ни на шаг.
- Не пытаться оставить ребенка одного дома, отправившись даже в магазин, располагающийся в соседнем доме. Во-первых, это повысит у малыша уровень тревожности, а во-вторых, он и за несколько минут может попасть в опасность в собственной квартире.
- Не нужно каждый раз после расставания покупать малышу вкусное или игрушки: если у него закрепится понимание, что после разлуки его ждет что-то материальное, подобные покупки придется делать каждый день, когда ребенок пойдет в детский сад.