Картотека дидактических игр для детей 3-4 лет «Осенние листочки»


Картотека дидактических игр для детей 3-4 лет «Осенние листочки»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ».

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ.

Дидактические задачи:

Учить собирать целое из частей; закрепить знания о цвете, величине; развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику; развивать мелкую моторику рук; развивать речь.

Материал

: из цветного картона (зеленого, желтого, красного, оранжевого, вырезать кленовые листочки, размером (большой — маленький, по паре. Каждый листочек разрезать пополам, одну пару оставить не разрезанной для образца.

Вариант 1. «Собери листочки»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развивать мышление, внимания, творческое воображение.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания, что листочки разного цвета и величины.

— «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём».

Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

Вариант 2. «У кого такой листок? »

Цель: различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый, величины (большой, маленький) ; развивать речь, обогащать словарь.

Ход игры:

Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный, маленький зеленый и т. д.)

Следующие варианты игры с собранными листочками.

Вариант 3. «Подбери листочки»

Материал: тот же, что в предыдущей игре. Добавляются вырезанные из картона деревья желтого, красного, оранжевого, зеленого цветов.

Цель: учить детей различать цвета (желтый, красный, оранжевый, зеленый) ; обучать соотносить листочки по цвету.

Ход игры: Предложить ребенку разложить листочки к деревьям соответствующего цвета, чтобы листочки были одинакового цвета с деревом.

Вариант 4. «Большие и маленькие листочки»

Цель: учить детей различать листочки по величине, закрепить понятия: большой – маленький.

Ход игры:

Взрослый кладет на стол два листочка (образца) и предлагает ребёнку, около большого листочка положить большие листочки, около маленького листочка – маленькие.

Вариант 5. «Покажи листочек»

Цель: учить детей показывать листочки по слову, обозначающему цвет. Закреплять умение детей различать и называть цвета (зеленый, желтый, красный, оранжевый) .

Ход игры:

Взрослый предлагает ребёнку показать желтые листочки, красные, зеленые, оранжевые.

Вариант 6. «Покажи листочек»

Цель: учить детей показывать листочки по слову, обозначающему цвет и размер. Закрепить умение детей различать и называть цвета; закрепить понятия «большой», «маленький».

Ход игры:

Взрослый предлагает ребёнку найти листочек с определенным цветом и размером.

— «Покажи большой красный листочек».

— «Покажи маленький зелёный листочек» и т. д.

Вариант 7. «Назови листочек»

Цель: учить детей называть цвет и величину листочка. Закреплять умение детей различать и называть цвета (зеленый, желтый, красный, оранжевый) и величину (большой и маленький, развивать речь.

Ход игры:

Взрослый показывает на листочек, а ребенок называет какого цвета и величины.

Вариант 8. «Найди пару».

Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака цвета или величины; развивать зрительное восприятие.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям рассмотреть листочки, просит назвать цвет. Затем предлагает детям подобрать пары цветных листочков. Усложнение: берется от 4 — 8 листочков.

Вариант 9. «Найди лишний листочек

»

Цель: развивать зрительное внимание и мышление, логику детей.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку выбрать лишний листочек. Перед ребенком выкладываются листочки, объединённые по какому-то признаку, например, по величине или цвету, один из них не обладает таким признаком и является лишним.

Вариант 10. «Что изменилось? »

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, речи, обогащение словаря.

Ход игры:

Взрослый раскладывает на столе несколько листочков.

Ребенку предлагается закрыть глаза. Взрослый убирает или меняет местами листочки.

– «Что изменилось? ».

Предложить ребенку рассказать об изменениях.

Вариант 11. Подвижная игра «1, 2, 3, листочек собери! »

Цель: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развивать мышление, закреплять знания о цвете и величине, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры:

Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок. Дети ходят по площадке. По сигналу разбегаются и бегают в любом направлении. На сигнал «1, 2, 3 листочек собери» встают парами. (Используется музыкальное сопровождение).

Усложнение: каждый раз менять пару.

Описание подвижных игр, используемых в работе над проектом П/игра: «Мы листики осенние»

Описание подвижных игр, используемых в работе над проектом

П/игра: «Мы листики осенние».

Цель:

развивать внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Описание игры:
Мы листики осенние, На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер — полетели, Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели И на землю тихо сели.
(присесть)
П/игра: «Ветерок»
Цель:
развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире, умение координировать речь и движения.
Описание игры:
Ветерок, нас не пугай
(грозят пальчиками правой руки, левая на поясе)
Лучше с нами поиграй
(хлопают в ладоши)
Тучи с неба прогони
(поднимают руки вверх, машут руками из стороны в сторону)
С земли лужи убери
(наклоняются вперед, машут руками вперед и назад)
Начался листопад
(кружатся на месте)
Листья по ветру летят
(мелкий бег на месте)
Раз листочек, два листочек Покатились вдоль обочин Дунул раз, дунул два, Разлетелись, кто куда
(разбегаются по площадке врассыпную, присаживаются, обхватывают руками колени).

П/игра «С кочки на кочку»

Цель:

Развивать согласованность движений рук и ног, приучать ходить и бегать свободно, небольшими группами, всей группой, в колонне по одному. Приучать детей менять движения по сигналу воспитателя. Развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве.
Описание игры:
Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу картонные кружки на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из кружка в кружок.

П/игра «Листопад»


Цель:

Цель:

закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Описание игры:
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький». Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине. Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху.
(Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад! Листья жёлтые летят! Кружатся красивые жёлтые листочки.
(Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Листопад! Листопад! Листья красные летят! Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).

Покружились и тихо на землю сели. (Дети приседают).

Сели и замерли.
(Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул.
(Дует взрослый, за ним дети)
Поднялись листья, разлетелись в разные стороны.
(Дети разбегаются по площадке).
Закружились, закружились, закружились! Листопад! Листопад! Листья по ветру летят! Затих ветерок, и все листочки тихо опустились на землю.

П/игра для детей «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу. Описание игры: Дети стоят. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!», они бегут под зонтик. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется.

Получить текст

«Осень»

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем

ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – ( сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)

«Осень».

Ветер северный подул: «С-с-с-с», (дуем)

Все листочки с веток сдул…(пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

Игры на бумаге психологи относят к одним из самых «умных» развивающих игр. Это не просто забава, а настоящий кладезь новой информации и полезных навыков, своеобразный тренажер, который, при всей своей простоте, учит мыслить и рассуждать. Вспомним хотя бы собственные детские крестики-нолики, азартные игры в точечки или в чепуху, а позже, уже в студенческие годы, — увлекательное рэндзю и т. д.

Есть забавы и для малышей, которых всегда можно занять в долгой поездке, в дождливую погоду дома или на даче. А всего-то и требуется — карандаш да листик бумаги…

Игры для самых маленьких

В ряду достаточно сложных «бумажных» забав особняком стоят игры, которые вполне по силам малышам.

Змейка

Это не только развивающая игра — она укрепляет непослушные пальчики, которые только учатся проводить ровные линии.

Возьмите лист бумаги в клеточку. Ограничьте квадратное игровое поле размером 7×7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета (скажем, красного), остальные — другого (например, синего). На игровом поле поставьте красную и синюю точки в произвольных местах. Теперь игроки должны делать ходы по очереди, начиная рисовать ломаные линии-змейки от точки «своего» цвета «своим» же карандашом. За один ход удлиняйте линию на одну клеточку в любую сторону (но не по диагонали). Нельзя, чтобы линии пересекались, их можно проводить по стороне игрового поля, но это не должны быть стороны «своего» цвета. Тот, кому больше некуда продлевать свою змею, проигрывает.

Цветик-восьмицветик

Сначала нарисуйте цветок с восемью одинаковыми лепесточками, затем выберите несколько карандашей разных цветов — и можете приступать к раскрашиванию лепестков. Делают это по очереди, придерживаясь определенного правила: за свой ход можно раскрасить один любой лепесток или два соседних. Выигрывает тот, кто раскрашивает последний лепесток.

Желательно поддаваться малышу через раз, постепенно подводя к мысли, что выигрыш в этой игре — не случайность, а итог тщательного продумывания ходов. Несложно свести игру к такой ситуации, когда от одного верного или неверного хода ребенка будет зависеть его выигрыш или проигрыш. Обратите на это внимание малыша, заметив: «Если ты сейчас раскрасишь лепестки правильно, я уже не смогу тебя обыграть, если нет — я выиграю».

После нескольких попыток и обдумывания малыш научится правильной тактике игры. Это принесет ему одновременно и удовольствие от собственного достижения, и понимание того, что многие задачи можно решить самостоятельно с пользой для себя.

«Чур, я ставлю крестики!»

В крестики-нолики с удовольствием играют даже трехлетние дети, и для них это не просто забава, а самая настоящая развивающая математическая игра. Проиграв несколько раз, они быстро соображают, что заполнять клеточки надо не как попало. Для того чтобы выиграть (а точнее, свести игру вничью), следует выработать определенную тактику игры и думать на ход вперед.

Дорожки

Нарисуйте с двух сторон листа два домика и между ними — дорожку. Около домиков можно начертить или наклеить вырезанное из детского журнала изображение любой зверушки или другого персонажа. Малышу скажите, что зверушки ходят друг к другу в гости и надо им помочь: он должен провести фломастером по дорожке.

Можно нарисовать не два, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными — прямыми или извилистыми, узкими или широкими.

Можно соединять бусины одну с другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и т. д. Можно дорисовывать сломанные ступеньки у лесенки, стебельки к цветочкам или дождик, который льется из тучки, чтобы выросли эти цветочки.

Догонялки

Вариант предыдущей игры, когда один персонаж догоняет другого. Нарисуйте дорожку, идущую по кругу, и на ней двух-трех персонажей. Рисовать нужно по кругу.

Волны соединялки

Нарисуйте полоски разной длины. Сюжет игры можно придумать в соответствии с интересами малыша. Это могут быть зверушки — у них улетели воздушные шарики; их надо соединить, «привязав» ниточками. Ниточки тоже должны нарисовать вы, но неярко, например светло-серым цветом, чтобы малышу было видно, где проводить линию.

Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны — небольшие S-образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их и/или нарисовать новые волны.

Игры для дошкольников

Обычные крестики-нолики быстро надоедают даже малышам. А когда эта игра освоена, имеет смысл перейти к усложненному варианту — трехмерному. Нарисуйте куб, расчертите каждую из трех видимых граней на девять клеток — получится три игровых поля одновременно. В остальном правила прежние: три крестика или нолика в ряд на любой грани означают победу.

Правда, теперь малышу придется отслеживать гораздо большее количество комбинаций, к тому же подключить пространственное воображение. А когда ребенок будет легко ориентироваться и в трехмерной игре, можно попробовать сыграть с ним в бумажный вариант японской игры рэндзю, что в переводе означает «нитка жемчуга».

Цель игры — поставить в ряд пять ноликов или крестиков. Игра ведется на игровом поле размером 15×15 или 19 х 19 клеточек — вот это уже задача более серьезная! И если через какое-то время взрослому придется хорошенько поломать голову, чтобы выиграть у собственного ребенка, можно смело гордиться своим учеником!

Морской бой

Правила этой популярной игры известны практически всем. Но есть несколько тактических хитростей, и если поделиться ими с ребенком, вероятность его побед в бумажно-морских баталиях существенно возрастет. Самый рациональный ход — два идущих друг за другом выстрела произвести в форме буквы Г, похожей на ход шахматного коня. Это даст возможность быстро вычислить длинные неприятельские корабли.

Как известно, в этой игре даже один бессмысленный ход дает противнику существенное преимущество, а потому очень важно не делать непродуманных выстрелов. Посоветуйте ребенку обозначить каждый подстреленный корабль противника точками: во-первых, малыш случайно не выстрелит в бесполезное место, а во-вторых, при такой тактике места возможного расположения кораблей видны как на ладони.

Коридорчики

Многие игры на бумаге предполагают сражение за территорию. Кроме того что они азартны, такие игры также развивают логическое мышление и внимание.

Нарисуйте игровое поле на листочке в клеточку. Его форма и размер не имеют принципиального значения: это может быть квадрат или любая фигура. А чтобы заинтересовать малыша, нарисуйте елочку, собачку или любой другой контур. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть игровое поле. Бумагу лучше взять с крупными клетками.

Вооружившись ручками или фломастерами, приступайте к игре. Каждый игрок проводит по очереди горизонтальные или вертикальные линии на одну клеточку. Тот, кому удалось провести последнюю, четвертую линию, замыкающую квадрат, ставит внутри клетки-квадрата свой знак (крестик, нолик или любой другой). Когда все клетки игрового поля будут заполнены значками, подсчитайте их количество и определите победителя.

Точечки

Это упрощенный бумажный вариант известной японской игры го. Она развивает тактическое и стратегическое мышление и является одной из самых любимых школьно-студенческих игр во время уроков и лекций.

Игровым полем служит обычный лист бумаги в клеточку, а если есть время и терпение, можно играть на целом тетрадном развороте. Для того чтобы во время игры возникало меньше конфликтных и спорных ситуаций, обведите игровое поле линией и запретите ставить точки вне этой границы.

У каждого игрока должна быть ручка или карандаш своего цвета. Ставьте по очереди точки в произвольных местах на пересечении клеток. Цель игры — захватить как можно больше бумажных владений. Территория считается захваченной, если она обнесена точками своего цвета. Точки должны располагаться друг от друга на расстоянии одной клеточки по горизонтали, вертикали или диагонали. Захваченную территорию закрасьте своим цветом или нарисуйте вокруг нее крепостную стену (жирную линию).

Если удалось обнести точками территорию или точки противника, она считается захваченной. После такого захвата игроку предоставляется право на внеочередной ход. В некоторых вариантах игры захватывать можно только те территории, где уже есть неприятельские укрепления. В других доступны любые, в том числе и свободные, земли.

В конце игры подсчитайте площадь захваченных земель и объявите победителя. Зачастую ничего считать не нужно: результат очевиден. Можно попробовать сыграть в эту игру не только с детьми-школьниками, но и с малышами. В этом случае сделайте игровое поле совсем небольшим — на четверть тетрадной странички или еще меньше.

Рисовальные фантазии

Эта игра потребует небольшой подготовки, зато потом будет достаточно всего лишь вытащить из шкафа заветную коробочку, и малыш из скучающего мгновенно превратится в азартного игрока, художника и фантазера.

Сначала сделайте игровое поле. Для него вполне подойдет плотный альбомный лист или лист картона. Обозначьте на игровом поле старт и финиш, а между ними нарисуйте извилистую тропинку из 32 кружочков с цифрами. Теперь приготовьте небольшие карточки по количеству кружочков (например, пачка бумаги или картона для записей). На каждой карточке поставьте номер и напишите загадочные фразы вроде «нарисуй огромные красные глаза», «нарисуй ослиные уши» или «добавь петушиные лапы».

Когда закончите подготовительный этап, приступайте непосредственно к игре. Используйте фишки и кубик от любой настольной игры или приспособьте в качестве фишек пуговицы или игрушки из киндер-сюрпризов. В процессе игры вместе с малышом нужно создать бяку-закаляку кусачую. Сначала нарисуйте основу — туловище с головой любого вида, а мелкие детали вроде глаз, носа, рта, рук, ног, ушей, рогов и т. п. дорисовывайте в процессе игры, опираясь на карточки-подсказки.

Итак, выставьте фишки на старт и бросайте по очереди кубик. Найдите карточку с тем же номером, на который переместилась фишка, прочтите задание и дорисуйте вашему монстрику лягушачьи лапки, лошадиные копытца, вороний клюв или драконьи шипы — в соответствии с указаниями на карточке.

Вариантов игры может быть два. Все игроки должны или создавать одно общее загадочное существо с множеством лап, глаз и хвостов, или нарисовать каждый свое. Когда все фишки дойдут до финиша, сравните рисунки и выясните, у кого монстр получился самый смешной, самый страшный или самый «правильный». Впрочем, дело не столько в победителе, сколько в самом процессе игры и творчества. Придумывать задания для карточек лучше вместе с малышом, а если он как раз сейчас учится читать, делать надписи крупными, четкими буквами. Тогда получится не только занятная игра, но и тренажер для чтения. Кто же из юных фантазеров откажется от возможности дорисовать монстрику рыбью чешую, драконий хвост или три горящих глаза?!

Существует другой, более простой вариант этой игры. Желательно, чтобы в ней участвовало не менее трех человек, но можно играть и вдвоем с малышом. Первый игрок рисует голову (это может быть и голова человека, и животного, и существа неизвестного происхождения) и шею, дальше он должен загнуть лист бумаги так, чтобы голову не было видно, а осталась только шея.

Следующий игрок должен дорисовать туловище, которое также может быть любым (с лапами, руками, хвостом и т. д.), и опять загнуть лист бумаги, чтобы уже следующий участник этого увлекательного процесса закончил начатое дело, дорисовав существу ноги (лапы, ласты, рыбий хвост и т. п.). Поскольку игроки не знают, чьи части тела изображает каждый из них, то получиться может очень забавное чудо-юдо, которое повеселит всех своим необычным видом.

Игра в слова

Заранее напишите на листочке 20 слов — нарицательных имен существительных в именительном падеже единственного числа. Заготовьте две-три таких двадцатки: опыт показывает, что эта игра понравится и ее захотят повторить, тем более что первый тур будет как бы пробным.

Когда наступит время игры, раздайте каждому по чистому листу бумаги, по карандашу и скажите примерно следующее: «Расчертите лист на двадцать клеток. У меня список из двадцати слов. Я назову первое слово и сосчитаю до трех. За это время вы должны в первой клетке сделать рисунок, символизирующий заключенное в этом слове понятие».

Игра состоит в том, что по своим рисункам надо будет потом, когда заполнятся все 20 клеток, воспроизвести те самые слова, которые эти рисунки обозначают. Естественно, здесь нужна быстрота реакции: за три секунды найти и запечатлеть какую-то характерную черту. Так, если названо слово заяц, достаточно нарисовать два длинных

уха; несколько полосок подскажут, что был назван тигр. Когда все клетки заполнятся рисунками, сделайте к ним подписи. Кто сумеет воспроизвести больше слов, тот и победитель.

По мере освоения игроков в игре предлагайте им более трудные для графического изображения слова, например: лень, здоровье, хвастун.

Самое интересное здесь — разглядывать рисунки других игроков.

Цепочка слов

Назовите какое-нибудь слово. Одновременно начните писать словесную цепочку, в которой каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: стол — ложка — арбуз — зуб и т. д.

Выигрывает тот, кто за 3 минуты напишет больше слов. Игру можно усложнить, если писать, предположим, названия городов.

Ладошки

Цель:

развивать внимание и мелкую моторику, учиться быстро ориентироваться в числах.

Эта игра будет интересна ребятишкам, которые уже знакомы с цифрами.

Возьмите два листа бумаги в клеточку и обведите на каждом ладошку малыша или свою. Для того чтобы хоть немного уравнять шансы, на своем листке обведите свою руку, а на листе малыша — его, чтобы уменьшить игровое поле. Теперь на пространстве, ограниченном рисунком, хаотично расставьте точки с числами от 1 до… Каковы будут числа, зависит от возраста и знаний малыша. Самым маленьким достаточно до 10, а «продвинутым» математикам можно и до 100.

После этого начнется самое интересное. Первый игрок должен назвать любое число и, пока соперник ищет его на своем игровом поле, быстро поставить крестики в своих клеточках. Нужно успеть зачеркнуть их как можно больше. Затем ход переходит к сопернику. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля.

шириной 8—9 клеточек. Она может произвольно сужаться и расширяться. Естественно, чем младше гонщик, тем проще должна быть траектория.

На трассе обозначьте старт и финиш. Играть нужно по очереди: каждый «едет» линией своего цвета, проводя отрезки по клеточкам горизонтально, вертикально либо по диагонали. Двигаться можно со скоростью от 1 до 6. Первая скорость — линия шириной в 1 клеточку, шестая, соответственно, 6. Набирать и сбавлять скорость можно постепенно, увеличивая или уменьшая отрезки продвижения на 1 клеточку. Цель игры — первым добраться до финиша, выбирая оптимальные траекторию и скорость движения.

Трасса

Надо сказать, что бумага — прекрасный материал, на котором можно устроить самые настоящие гонки. В эту игру, развивающую логику и моторику, способствующую закреплению основ сложения и вычитания, можно играть даже с 4—5-летним малышом.

Возьмите лист бумаги в клеточку и нарисуйте на нем гоночную трассу — извилистую дорожку

Это игра старая, но она, тем не менее, до сих пор не утратила популярности.

На листе бумаги расчертите игровое поле с крупными клетками 5×5 (для опытных игроков поле может быть 6×6 и даже 7 х 7). В среднем ряду напишите слово из пяти букв (в усложненных вариантах — из шести и семи букв соответственно). Теперь игроки должны сделать по очереди ходы. За один ход в свобод ную клеточку нужно вписать букву таким образом, чтобы образовалось новое слово. Слова могут читаться в любом направлении,

кроме диагонального. За каждое новое слово игрок засчитывает себе столько очков, сколько букв в его слове. Игра закончится тогда, когда заполнены все клетки или когда никто из игроков уже не может придумать ни слова. Теперь подсчитайте количество очков. У кого больше, тот выиграл.

Шифровальное письмо

Дети просто обожают всевозможные шифровки и загадочные записки. Придумайте с ними шифр-подсказку, изобразив каждую букву алфавита определенным значком (просто треугольником, треугольником с точкой внутри, звездочкой, квадратом, скобочкой, ромбиком и т. п.). Теперь при помощи этих фигурок составьте для ребенка секретные послания сначала всего из нескольких слов, а затем и более длинные. Для юного сыщика расшифровка текста будет нелегкой, но очень полезной и увлекательной задачей, которая потребует высокой степени внимания, собранности и усидчивости.

Быки и коровы

Классический вариант игры — угадывание комбинации из четырех цифр от 1 до 9 (все четыре цифры должны быть разными): один из игроков пишет задуманную комбинацию на листочке, а второй пытается ее угадать. Угадывающий записывает на своем листке и называет любую комбинацию. Соперник сравнивает ее со своей и дает подсказки. Каждая правильно угаданная цифра называется «коровой», а если цифра не только угадана, но еще и стоит на правильном месте, ее называют «быком».

Допустим, отгадывающий игрок назвал правильно две цифры из четырех и угадал место одной из них. Подсказка должна звучать так: «Две коровы и один бык». Опираясь на полученные сведения и рассуждая логически, игрок делает следующее предположение — и так до тех пор, пока вся комбинация не будет разгадана. Затем игроки меняются ролями.

Такой вариант игры подойдет для младших школьников, а для 4—6-летних малышей игру стоит немного упростить. Во-первых, замените цифры цветами, а во-вторых, уменьшите их возможное количество до шести. Теперь один игрок должен загадывать цвета, располагая в ряд четыре разноцветные палочки из шести возможных, а второй — их разгадывать, В остальном правила те же. Несколько раз можно сыграть с малышом открыто, убедившись, что он четко понял правила игры. В упрощенном варианте при правильном ходе мыслей комбинация разгадывается за 3—5 ходов.

Чепуха

Эта на первый взгляд бестолковая игра может быть необычайно забавной, если играть в нее всей семьей.

Возьмите каждый по листу бумаги, на котором вверху напишите ответ на вопрос «Кто?» (Винни-Пух, кот Бегемот, сосед дядя Вася и т. п.). Затем ответ загните таким образом, чтобы его нельзя было прочитать, и передавайте листки по кругу. Следующий вопрос: «С кем?» Затем по очереди: «Когда?», «Где?», «Что делали?», «Что из этого получилось?» Когда напишете все ответы, разверните и прочитайте бумажки.

«Так какой же во всем этом смысл?» — спросит серьезный взрослый. Смысла, конечно, маловато, но если вся семья хохочет над получившейся чепухой, если родителям и детворе интересно и весело вместе, не в этом ли главный смысл семейной игры?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]