Игровые квесты как культурная практика поддержки детской правовой инициативы
ИГРОВЫЕ КВЕСТЫ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ПРАВОВОЙ ИНИЦИАТИВЫ
- ; Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Теремок» П. Новомальтинск.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о роли правовых знаний, формирования их основ в дошкольном возрасте, возможностях использования игровых квестов для поддержки детской инициативы.
Ключевые слова: правовые знания, дошкольник, культурные практики, правовые практики, игровые квесты.
На современном этапе развития общества отмечается усиление внимания к ребенку, как к личности. Все чаще ребенок воспринимается как член общества, который имеет определенные права, и защита прав детей является одной из актуальных задач.
отмечают, что развитие внимания к основам правовых знаний, начиная с детского возраста, является одним из характерных признаков общественного прогресса и развития общества, поскольку прогрессивные изменения в обществе всегда предполагают развитие правового сознания, правовых знаний граждан, позволяющих им следовать своей гражданской позиции [1].
В современном обществе востребована социально зрелая личность, свободная личность, которая обладает определенными правовыми знаниями и умеет их применять. Концептуальные подходы к рассмотрению воспитания на данный момент базируются на понимании смысла жизни и предназначения человека. При этом основной ценностью является понимание возможностей человека, как создателя своей собственной жизни. Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях, обустройстве общества, формируются в дошкольный период.
Формирование основ правовых знаний является важным базисом для развития правового сознания. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте у детей формируются только элементы правового сознания развитие предпосылок, которые связаны с формированием определенных правовых знаний и готовностью применять эти знания в специально создаваемых образовательных ситуациях и спонтанно возникающих жизненных ситуациях, является одной из актуальных задач.
Формирование у детей основ правовых знаний в дошкольном возрасте может осуществляться посредством культурных практик. В ряде современных исследований (, и др.), посвященных проблематике реализации культурологического подхода, определяется сущность культурных практик, их значение, их виды. Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта [4,5].
В работе под культурными практиками понимается ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в разных группах. Культурные практики в условиях дошкольного учреждения реализуются во второй половине дня. Они ориентированы на создание условий для проявления самостоятельности, активности и инициативности детей в разных видах деятельности [5].
Основное значение культурных практик заключается в создании атмосферы свободы выбора, самовыражения и сотрудничества взрослого и детей. Одним из видов культурных практик являются правовые практики. Это практики готовности ребенка отстаивать свои права и права других людей, используя для этого знания своих прав и свобод и умение их реализовывать.
Как показывает анализ психолого-педагогических исследований, использование правовых практик в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию у детей уважения и терпимости друг у другу, формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, развитию чувства ответственности, развитию умения контролировать свое поведение, включение в деятельность, которая соответствует общепринятым нормам и правилам.
Правовые практики позволяют не только обогатить, систематизировать и закрепить основы правовых знаний у детей, но, и самое главное, сформировать умения реализовывать свои знания в разных ситуациях, чему помогает получаемый в процессе совместной деятельности со взрослым опыт.
Правовые практики могут осуществляться с использованием разных технологий. Одной из таких технологий, на наш взгляд, могут выступать игровые квесты.
«Квест» в переводе с английского означает «приключение», «игра», и является одним из жанров компьютерных игр в виде интерактивной истории с главным героем, который управляется игроком. В игровых крестах участникам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с персонажами в игре, решать головоломки, перемещаться по карте и т. д.[2]
Квесты являются коллективной игрой. Главная идея квеста заключается в том, чтобы участники, перемещаясь по определенным точкам, в соответствии с картой, выполняли разные задания. Отличительной особенностью такой организации игровой деятельности является то, что выполнение задания помогает детям получить подсказку и перейти к выполнению следующего задания.
Проведение игровых квестов в ДОО базируется на учете ряда принципов. К их числу относятся: принцип безопасности (все предметы в игре и игровые действия должны быть безопасными), принцип соответствия возрасту и индивидуальным особенностям, принцип уважения достоинства ребенка, принцип постоянной смены деятельности, принцип связанности, последовательности и логичности, принцип эмоциональной окрашенности игры.
Игровые квесты бывают разных видов. По количеству участников они разделяется на одиночные и групповые, по продолжительности они бывают кратковременные и долговременные, по содержанию — сюжетные и не сюжетные.
Структура сюжета в игровом квесте может быть разной: линейной, штурмовой, кольцевой. Линейная структура сюжета игрового квеста строится по цепочке: разгадка одного задания влечет за собой получение следующего задания, пока участники не дойдут до финиша. Штурмовая структура сюжета характеризуется тем, что каждый игрок решает цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино. Кольцевая структура сюжета отличается тем, что траектория движения участников является кольцевой — выполняя определенные задания они вновь и вновь возвращаются в изначальный пункт.
Игровые квесты по форме проведения могут быть также различными. В частности, они могут быть представлены в качестве соревнований, проектов, исследований, экспериментов.
В игровом квесте дети получают разные задания, связанные с поиском «сокровищ», расследованием происшествий, оказанием помощи героям, путешествием, приключением по мотивам художественных произведений.
Подготовка игрового квеста содержит в себе ряд этапов. Первый этап предполагает определение целей и задач, выбор места проведения игры. Второй этап включает в себя составление карты маршрута или паспорта этапов, формирование состава участников. Третий этап — разработка легенды игры, ее формата, правил, написание сценария, подготовка реквизитов для игры. Четвертый этап — это проведение самой игры.
Привлекательность игровых квестов для использования их с детьми дошкольного возраста заключается в их потенциальных возможностях. Прежде всего, игровые квесты помогают активизировать внимание детей, развивать их познавательные интересы, формировать навыки сотрудничества. Игровой квест представляет собой особый многосторонний тип коммуникации, который возникает как между педагогом и детьми, так и между детьми.
В ходе проведения игрового квеста можно осуществлять интеграцию разных образовательных областей, использовать разные виды детской деятельности, формы работы с детьми, что значительно расширяет возможности игрового квеста в решении различных воспитательных, развивающих, образовательных задач.
Немаловажное значение имеет использование игровых квестов для развития самостоятельности и инициативы детей, что важно в контексте развития основ правовых знаний.
Таким образом, анализ проблемы показал, что игровые квесты выступают в качестве культурной практики поддержки детской правовой инициативы, поскольку в игровых квестах дети могут не только закреплять сформированные у них правовые знания, но и, самое главное, научиться применять эти знания в разных ситуациях. В результате у детей сформируется значимый опыт, который позволит им более эффективно адаптироваться в социуме.
Литература
Ган, мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / . Екатеринбург, 2002 218 c. Комарова, в системе воспитательно-образовательной работы детского сада / , . Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с. Крылова, культурологического подхода в современной педагогике / // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. –С. 132–138. Лыкова, практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки / , Е. Ю, Протасова // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика», 2015. – № 5. – С. 6–18. Масловская, и практика становления культурно-антропологических практик дошкольников: Учебное пособие / . М: Издательство «ФЛИНТА», 2014. – 108 с.
Получить текст
Опыт работы по квесту
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с ОРВ «Малыш» г. Усмани
Опыт работы на тему:
«Квест-технология в образовательном процессе ДОУ»
Подготовила: Демихова Людмила Юрьевна
2020 г.
Актуальность
: Современного ребёнка с самого рождения окружает насыщенная информационная среда. Всё большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей всё сложнее чем-то удивить. Это, конечно, накладывает определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Я стараюсь идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Наиболее соответствующей потребностям и интересам детей дошкольного возраста, по моему мнению, является технология квест, которая отвечает современным требованиям и сохраняет игру в пространстве дошкольного детства.
С английского языка «квест» означает «поиск», «разыскиваемый предмет». Квест-технология рассматривается, как интерактивная образовательная среда для активизации образовательной деятельности дошкольников. В последние два года эта форма вызывает интерес у меня и у специалистов нашего ДОУ.
Главная особенность квеста – это цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.
Задачи могут быть самыми разными: исследовательскими, творческими, познавательными, интеллектуальными. Новизна: Квест-технология — актуальна в контексте требований ФГОС ДО; способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников, воспитателей, специалистов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.
Цель моей работы
: создать условия для интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса через постановку поисковых задач в ходе организации деятельности посредством определённого сюжета.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели решала следующие задачи:
-Определила преимущества и особенности использования квест-игр в работе с детьми дошкольного возраста;
— Включила в практику работы с детьми дошкольного возраста квест-игру;
— Обеспечила взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, специалистов) через включение в работу квест-игр.
Теоретической базой моей работы стали исследования отечественных и зарубежных учёных и педагогов. Сокол И.Н. в своих работах описала основные условия при подготовке квестов для дошкольников, которые отличают детские образовательные квесты от квестов для взрослых. Выделила особенности детских квестов, а для организации и проведения квестов разработала структуру квестов и алгоритм их построения. Подробно описала принципы, которые необходимо учитывать при их разработке.
Изучив эту технологию, пообщавшись с автором и создателем квест-игр Ю.Луговской, вот уже на протяжении двух лет включаю квест-игры в образовательный процесс, который выстраиваю системно, поэтапно в четырёх направлениях: работа с детьми, работа с родителями воспитанников, работа с педагогами, создание развивающей предметно-пространственной среды. Квест-игры использую в рамках непрерывной образовательной деятельности и досуговой деятельности с детьми. Большую часть квестов провожу при активном участии родителей воспитанников.
Квест-игры провожу с детьми второй младшей и подготовительной группы. Большой популярностью у моих коллег пользуются рекомендации по проведению непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет с использованием дидактического пособия.
Особый интерес у моих воспитанников вызывают тематические квесты, такие как «В поисках сокровищ», «По следам снежного человека», «Путешествие к Королеве Математики», «В поисках диких животных», провожу квесты по обучению детей правилам дорожного движения, «Юный водитель», «По тропе безопасности». Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне. А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.
В детском саду со своими коллегами я организую творческие, познавательные, литературные, спортивные квесты. Интересным и запоминающимся стал квест, посвящённый Дню знаний «Путешествие к дереву знаний», который провела с участием родителей. Для ознакомления педагогов с квест-технологией были проведены разнообразные мастер-классы, такие как «Квест о квесте», «5 шагов к освоению квеста», семинар-практикум «основные подходы к квест-технологии и опыт её применения в образовательном процессе, анкетирование.
Квесты стали интересной основой для методического сопровождения реализации ФГОС ДО в работе с педагогами. Квест-технология нашла своё применение в работе с родителями воспитанников. Провела и составила рекомендации по проведению родительских собраний в формате квест.
Изюминкой своего опыта считаю пособия для проведения квест-игр. Квесты требуют большой подготовки, хорошо продуманной предметно-пространственной среды большое количество реквизитов, которые будут наталкивать детей на самостоятельный поиск и решение проблемных ситуаций. Первые наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику квест — технологии в детском саду: — создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости у всех участников образовательного процесса; — воспитатели и специалисты стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей; — в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку, — дети подготовительной группы умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку. Таким образом, квест стал отличной возможностью для меня и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, оказывает мне неоценимую помощь, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, делать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым. Уважаемые, коллеги, если вас заинтересовал мой опыт работы, я с большим удовольствием поделюсь с вами.