Понятие
Понятие духовно-нравственного воспитания дошкольников складывается из нескольких терминов. Под духовностью традиционно подразумевают такую характеристику души, где духовные, нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальной заинтересованностью.
Под понятием нравственности подразумевает способность человека принимать на себя ответственность за свои поступки и действовать сообразно совести. Как известно, основы духовности и нравственности закладываются в детском возрасте.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в РФ проводится с соблюдением определенных стандартов
Дошкольный возраст – это период от 3 до 7 лет. Внутри этого периода есть более мелкое деление, которое предполагает наличие младших дошкольников, а также дошкольников среднего и старшего звена.
Если в раннем дошкольном возрасте духовно-нравственным воспитанием преимущественно занимаются родители, то старший и средний дошкольный возраст у детей предполагает включение в социокультурную среду и полноценное развитие в рамках федеральных образовательных программ на базе воспитательных учреждений.
Цели и задачи
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС базируется на принципе активного приобщения детей к нормам социокультурного характера, традициям семьи, общества и государства.
Задачи стандартов:
- объединение таких процессов, как обучение и воспитание, в один процесс;
- формирование общей культуры личности детей;
- поиск духовной одаренности каждого ребенка;
- формирование у ребенка такого понятия, как патриотизм;
- показательная демонстрация основ, связанных с историческим прошлым;
- охранение и одновременное укрепление физического здоровья детей.
Федеральный стандарт ставит перед воспитателями несколько целей:
- воспитание эмпатии;
- формирование ценностей;
- сообщение детям через понятные им образы и приемы информации об основах гражданской и культурной идентичности.
Статья «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Грибкова Наталья Борисовна воспитатель МКДОУ «Новожизненский детский сад ОРВ» (Структурное подразделение МКОУ Новожизненской ООШ)
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти
навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В.А.Сухомлинский.
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:
-принципов дошкольного образования;
— задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;
— характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;
— требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно – пространственной среде дошкольного образования;
— основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования)
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования
-В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого развития,
включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
—
Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:
Основной целью
духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
В группе нашего детского сада оборудован уголок духовно-нравственного воспитания детей. Здесь размещается литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи, былины, сказки, стихотворения, мирилки, раскраски для детей), литература для родителей и педагогов, аудиокассеты и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения ОД, книги с русскими, народными подвижными играми, иллюстрации.
Основными направлениями работы с детьми дошкольного возраста
являются краеведение, ознакомление с родной страной, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
1 .Материал для знакомства детей с «малой родиной», родным краем. Иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки по темам:
- «Природа родного края»,
- «Анна за веком век»,
- «Храмы земли Воронежской»,
- «Достопримечательности Воронежа», и др.
2 .Приобщение к истокам русской народной культуры. Иллюстрации и тематические папки по темам :
- «Как жили люди на Руси»,
- «Как наши предки выращивали хлеб»,
- «Откуда что берётся»,
- «Русские народные костюмы»,
- «Русские православные праздники»,
- «Русские народные игрушки»,
- «Народный календарь»;
- «Иконы»
- предметы старины (расписные ложки, платки, вышивка, одеяло лоскутное, кружева и т.д.),
- русские игрушки (воронежская, дымковская игрушка, матрешки и т.д),
- предметы народного декоративно-прикладного искусства,
3. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям первоначальное представление о православии — это подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, оформлен альбом: «Храмы города Воронежа», православные календари для детей, подбор открыток на тему «Русская икона»).
4.Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
Подбирались и анализировались материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей соответственно возрасту, которые систематизировались по разделам:
— православные праздники в детском саду;
— продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
— консультативный и информационный материал для родителей;
— игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.
Были организованы открытые показы ОД, что позволило овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.
Интеграция духовно-нравственного содержание воспитания происходит в различные виды детской деятельности:
— игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
-дидактических: «Православные праздники»
-конструктивных: «Выложи из палочек», «Изготовление открыток».
-словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр учитывается нравственная сторона ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
— продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
— театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)
5. Работа с родителями: включает информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие. (Приобщение детей к истокам русской народной культуры.)
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей, так же проводим анкетирования родителей по духовно-нравственному воспитанию детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
— чтение народных сказок, сказки о материнской любви;
— ОД под названием «Мы добрята», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
— знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
-беседы на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших),
— тематические выставки детского творчества.
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом — ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому свою работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
— чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
— бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
— рассматривание открыток: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы»,
участие детей в региональной областной акции «Неделя добра»;
— заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
— творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
— совместные мероприятия детей и мам.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев — защитников Отечества, православных святых. Из рассказов педагога, литературы, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском (который совершал не только воинский, но и духовный подвиг)– храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей.
В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: ОД и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 52% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
В нашей группе дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Список использованной литературы
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
- Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -. -С-Пт., 2005
- «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2012
- Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
- Интернет-ресурсы.
Педагогические основы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС лежит на представителях дошкольных учреждений, которые должны работать в тесном сотрудничестве с родителями каждого ребенка.
В ходе воспитательных процессов для достижения целей и поставленных задач задействуют следующие культурно-педагогические ресурсы:
- литературные методы;
- приемы изобразительного, песенного, музыкального, мультимедийного, краеведческого характера;
- личные приемы;
- коллективную работу.
Требования программы
ФГОС ДО – это совокупность обязательных положений в образовании детей младшего возраста на основе многолетнего опыта работы педагогов. Программа представляет определенные методы, которые способствуют духовному развитию малыша.
- Социально-нравственное воспитание дошкольников – усвоение общепринятых норм, формирование позитивного отношения и уважения к окружающим.
- Художественно-эстетическое восприятие – понимание и восприятие искусства, любовь к природе, развитие творческой деятельности, фантазии.
- Развитие речи – правильное использование основного средства общения с окружающими, обогащение словарного запаса.
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – формирование представлений о Родине, традициях, ценностях и праздниках страны. Развитие познавательной активности, любопытства.
Для более продуктивной работы с детьми ФГОС указывает на необходимость их проведения в следующих условиях:
- установка и контроль правил доброжелательности между детьми разных социальных групп, возрастов, религий, наций;
- уважение к чувствам, желаниям и личности ребенка;
- совместные работы с семьей, вовлечение родителей в процесс духовного воспитания;
- специфическая форма подачи для данной возрастной группы – через увлекательную историю или сказку, интересный поход, веселую игру.
Необходимо формирование положительного отношения к миру, адекватного проявления чувств по отношению к окружающим, способности к анализу поступков других людей. Одна из успешных методик – собственный пример, ведь подражание взрослым занимает один из важных этапов в развитии ребенка.
Психологический аспект
Воспитание детей неразрывно связано с психологическими понятиями. То, как формируются познавательные навыки и умения ребенка, это важная составляющая всего процесса обучения и воспитания.
С точки зрения психологии подход к дошкольникам должен базироваться на следующих принципах:
- терпеливом отношении к индивидуальности каждого участника;
- понимании свойств ребенка;
- принятии особенностей ребенка.
Дошкольный период – важнейшая часть детства, которая тесно связана с нестабильностью эмоций у детей, неполном понимании своей роли и требований к поведению.
Совокупность приемов и методик, которые используют на базе дошкольных учреждений, помогает детям понять, какие формы общения устойчивы, а какие нежелательны в обществе или семье.
Методы работы с детьми
Внутри воспитательных учреждений традиционно используют различные приемы и методики.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников: методы и формы
Общая характеристика подходов:
- тесная связь с семьей: родителями, опекунами, представителями;
- приучение к выполнению бытовых задач;
- создание упражнений и повторов;
- стимулирование правильного поведения;
- торможение эмоциональных всплесков;
- демонстрация приемов самовоспитание;
- включение руководства;
- объяснение и репродуктивная деятельность.
Основные приемы | Описание и особенности |
Метод приучения | Этот прием помогает вырабатывать регулярность выполнения одних и тех же действий |
Метод упражнения и повторов | Прием закрепляет навыки и умения детей |
Стимулирование | Прием традиционного поощрения деятельности |
Торможение | Обязательный прием торможения или порицания. Он демонстрирует на примерах: что хорошо, а что плохо |
Самовоспитание | Способ, который позволяет ребенку понять, что он важен внутри сообщества, его желания и поступки реальны и имеют последствия |
Все методики, которые используют для осуществления поставленных задач, относятся к одной из категорий. Внутри этих категорий они могут разделяться по типу назначения или методу проведения.
Духовно-образовательная
Занятия, которые подпадают под эту категорию, предполагают совместное с воспитателем или родителем изучение сказок, стихотворений, рассказов. Во время чтения обязательно обсуждают поступки, характеры героев.
Художественные произведения для дошкольников всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, «Репка» учит тому, что совместный труд гораздо ценнее, чем индивидуальный. Сказка «Цветик-семицветик» рассказывает о том, как важно делать выбор между материальными и духовными ценностями.
Воспитательно-оздоровительная
В программу воспитания и обучения дошкольников обязательно включают динамические игры. Особенно важны подвижности на свежем воздухе. Значение имеют общие прогулки в детском саду или семейные выходы с детьми на природу.
Культурно-познавательные
Обязательная методика, основанная на изучении произведений, входящих в категорию мировых ценностей. С детьми изучают картины, скульптуры, музыкальные произведения. С этой целью организуют совместные выходы в музей, театр, на выставки.
Для детей младшего школьного возраста актуальны совместные групповые прогулки, совмещенные с простейшей проектной деятельностью.
Познавательная и трудовая
Эта методика связана с несколькими направлениями. Дети узнают о разных способах изготовления поделок и материалах, из которых они сделаны. Этому способствуют совместные занятия рисованием, лепкой, плетением.
Примеры занятий с дошкольниками
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС на практике представляет собой поочередно идущие друг за другом занятия, практики, приемы. Они применимы как в домашних условиях, так и в группах на базе дошкольного учреждения.
Занятие «Семья»
Воспитатель готовит раздаточный материал, составляет опросник и организует детей. После вступительного слова воспитатель задает вопросы детям о родителях, братьях или сестрах. Воспитатель рассказывает детям о значимости семьи, корректируя информацию с поправкой на возраст.
Дети водят хоровод, а потом рассаживаются по стульям. Воспитатель показывает детям карточки животных. Дети отгадывают, кто, чья мама. Завершение занятия: дети после вопроса воспитателя рассказывают, как их называют дома, какие ласковые имена они знают.
Весенний лес
Это занятие знакомит младших школьников с названиями деревьев, природными особенностями. В начале занятия педагог предлагает отправиться в весенний лес, но говорит, что для этого понадобится включить свое воображение.
Занятие «Путешествие в весенний лес»
Дети переходят в локацию, оформленную с помощью декораций и вспомогательного материала. Воспитатель поочередно указывает на макеты и просит детей называть увиденное. Удобно использовать на этом занятии куклу лесовичка, который будет рассказывать о лесе и давать задания.
Примеры заданий:
- нарисовать одуванчик;
- вспомнить стих о весне;
- отгадать загадки;
- принести лесовичку предметы, которые он описывает.
В конце занятия лесовичок благодарит детей за знания и помощь. Отдельно он читает лекцию о том, как важно беречь лес и ценить природу.
Познай себя
Занятие построено на ассоциативных техниках. Аналогиями могут быть разные конструкции, но удобнее всего использовать пример устройства автомобиля и человеческого тела.
Воспитатель демонстрирует детям машину, показывает ее в разрезе и просит сказать, без чего машина не может работать. Дети должны постепенно сделать вывод, что машине нужен бензин. Воспитатель проводит аналогию с человеком, рассказывает, как течет кровь, просит сказать, без чего не может жить человек.
Результатом занятия должно стать формирование простейшего аналитического мышления, когда дети учатся:
- сравнивать предметы одушевленного и неодушевленного характера;
- проводить аналогии;
- воспринимать задачи не буквально, а учиться рассуждать и мыслить отвлеченно.
В зависимости от возраста детей можно задать рассуждения на разные темы, дополнив его более сложными примерами.
Рыбки
Интересное занятие, которое знакомит детей не только с особенностями рыб, но и учит бережному отношению к ним. Для занятия необходим аквариум. Воспитатель просит детей сформулировать свои вопросы к рыбам и задать их через стенку аквариума.
Дети должны сделать вывод, что рыбы не умеют разговаривать. Тогда воспитатель зачитывает письмо от имени рыбы, где она загадывает загадки и рассказывает о своих особенностях: строении тела, наличии хвоста, чешуи.
Интегрированное занятие «Вода»
Для занятия понадобится вспомогательный материал: куклы и небольшие тазики с водой.
Сначала воспитатель проводит языковую и артикуляционную гимнастику, где просит детей поочередно дотрагиваться до глаз, носа, ушей, лба. Затем рассказывает о том, как важно умываться утром и вечером. Демонстрационным материалом может служить мультфильм «Мойдодыр».
После этого дети по команде воспитателя приступают к умыванию своих кукол. В процессе они помогают друг другу. Завершающий этап – чтение стихов, сопровождаемых активными двигательными действиями.
Воспитатель рассказывает о том, как для человека важна вода, что нужно делать, чтобы научиться экономить ресурсы, как принято в обществе заботиться о природе, чтобы сохранить чистоту рек и озер.
Перспективные планы по нравственному воспитанию детей старшей группы
Юлия Адамова
Перспективные планы по нравственному воспитанию детей старшей группы
(5–6 лет)
Перспективные планы по нравственному воспитанию детей старшей группыя разделила на четыре блока: «Я и моя семья», «Я и общество», «Красота отношений» и «Мир природы».
Сентябрь
1. «Кто я такой»
.
Цель: развивать самосознание; учить называть полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы)
.
2. «Зачем нужны правила»
.
Цель: воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам, формировать умения и навыки поведения в обществе; развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.
3. «Как добро побеждает зло».
Цель: развивать в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом, при отрицательном отношении к жестокости; воспитывать чувство уверенности в своих силах; учить мечтать.
4. «Животные – наши друзья»
.
Цель: формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга; развивать чувство доброты, сопереживания.
Октябрь
1. «Наша дружная семья»
.
Цель: формировать представление детей о семье и семейных традициях, о доброжелательных отношениях родных людей.
2.«Будем тактичными и миролюбивыми»
.
Цель: развивать понимание необходимости считаться с мнением и интересами сверстников; формировать умения и навыки общения со сверстниками.
3. «Учимся правильно разговаривать»
.
Цель: познакомить детей правилами ведения диалога с взрослыми и детьми; подвести к пониманию необходимости соблюдения правил.
4. «Человек – существо разумное»
.
Цель: рассказать о значении человека в сохранении природы, помощи другому существу; формировать понятие о потребностях человека, отличающих его от животного (сходство и различие)
.
Ноябрь
1. «Я люблю свою семью»
.
Цель: формировать представление о принципах родословной; развивать у детей стремление сделать своими руками что-то для членов семьи.
2. «Как вести себя в общественных местах»
.
Цель: развить представления о необходимости знания правил поведения; формировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей.
3. «Мы не будем ссориться»
.
Цель: воспитыватьумения и навыки общения: не обижать, прощать, сочувствовать; формировать представление о дружбе, друге.
4.«Природа добрая и злая»
.
Цель: учить детей видеть связь человека с природой, её ответ на доброе и недоброе от-ношение.
Декабрь
1. «За что я умею отвечать»
.
Цель: развивать чувство ответственности за начатое дело, данное слово, живое существо; формировать навыки выполнения определённых действий, ввести в словарь моральные оценки.
2. «Правила безопасности»
.
Цель: формировать понятие о необходимости знать данные о себе; учить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте; воспитывать уверенность в своих силах.
3. «Здравствуйте!»
Цель: продолжать знакомить с разными вариантами приветствия; формировать навыки вежливости, учтивости.
4. «Мы охраняем природу»
.
Цель: рассказать детям, чему можно научиться у взрослых, лесников, пожарных, геологов; довести до понимания детей связь между невыполнением правил и бедой в лесу, на реке, в поле.
Январь
1. «Я выбираю сам»
.
Цель: воспитать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенность в его реальной возможности; развивать понимание разумности выбора в ущерб другим.
2. «Что я думаю о себе и о дружбе»
.
Цель: развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.
3. «Любимые и добрые герои сказок»
.
Цель: учить понимать чувства литературных героев, их настроение; подбирать слова, определяющие состояние и качества характера; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
4. «Красота в природе»
.
Цель: вызвать не только восхищение природой, но и отвращение к безобразному в отношениях с природой; формировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди»
,
«можешь — помоги»
.
Февраль
1. «Какой я без взрослых»
.
Цель: развивать умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми нормами; воспитать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим.
2. «Труд человека кормит, а лень портит»
.
Цель: познакомить с понятием «коллективный труд»
; продолжать учить
детей уважительно относиться к труду взрослых; вызвать желание помогать взрослым.
3. «Нарочно и нечаянно»
.
Цель: развивать нравственные чувства: сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёров.
4. «Огонь добрый и злой»
.
Цель: формировать у детей основы пожарной безопасности, навыки осознанного, безопасного поведения; продолжать знакомить детей с огнём и его свойствами.
Март
1. «Я среди людей»
.
Цель: развить представление о ходе развития человека; показать взаимозависимость отношений.
2. «Мальчики и девочки»
.
Цель: закрепить у детей понимание различий полов; формировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.
3. «Волшебные слова»
.
Цель: формировать у детей навык устанавливать доброжелательные отношения с людьми; учить видеть хорошие качества характера; воспитывать чуткое, добро-желательное отношение к окружающим.
4. «Мы помогаем растениям»
.
Цель: развивать понимание взаимосвязи человека и природы; продолжать учить относиться к растениям как к живым существам; вызвать желание беречь и защищать природу.
Апрель
1. «Если ты гуляешь один»
.
Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых; формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми.
2. «Я в гостях»
.
Цель: закреплять определённые манеры поведения; совершенствовать навыки поведения за столом; формировать представления о сервировке стола.
4. «Кто такой хвастун?»
Цель: учить детей различать хвастовство и шутку-преувеличение; развивать отрицательное отношение к хвастовству, уметь в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна.
4. «Красная книга»
.
Цель: дать детям понятие о «Красной книге»
, связав его с природой своего края; показать роль человека в охране природы.
Май
1. «Кто такие мудрецы?»
Цель: раскрыть понятие «мудрец»
,
«мудрость»
; вызвать удивление перед тем, как много может знать человек, если он долго живёт и всё время узнаёт что-то новое; учить
детей почтительности.
2. «Можно ли приносить свою игрушку в детский сад?»
Цель: развивать у детей сочувствие, внимание к другому ребёнку; предупредить возникновение зависти, злорадства.
3. «Учусь прощать»
.
Цель: продолжать учить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; развивать самоконтроль; учить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.
4. «Земля – наш общий дом»
.
Цель: воспитывать у детей экологическое сознание; формировать понятие о хороших и неблагополучных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе.
Работа с родителями
Духовно-нравственное воспитание дошкольников по ФГОС невозможно без тесного сотрудничества между семьей и детским садом или центром. Сотрудники дошкольных учреждений также заинтересованы в том, чтобы идти навстречу родителям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
Существует несколько форм сотрудничества, которые активно практикуются.
Анкетирование
Проведение опросов на разные темы дает возможность изучить особенности семьи и составить социальный паспорт.
Этот прием носит и практический характер. Если выясняется, что семья относится к категории неблагополучной, то с ней в дальнейшем начинают работать по другой методике.
Проведение родительских собраний
Это обязательные мероприятия подотчетного типа. В последние годы получили распространение так называемые нетрадиционные родительские собрания, на которых родителям предлагают поиграть в игры, пройти квесты.
Выставки с демонстрацией трудов семейного творчества
Форма взаимодействия, когда воспитатель общается не только с ребенком, но и с его семьей.
Сначала воспитатель озвучивает тему выставки, затем собирает работы и оформляет их. Тех, кто активно участвует, отмечают различными грамотами и поощряют.
Проведение мастер-классов для детей с родителями
Это тематические мероприятия, на которые приглашают специалистов или устраивают мастер-классы своими силами. Целью таких мероприятий становится организация совместной детальности ребенка и родителя.
Проведение праздников
Это традиционный прием, когда к определенным датам дети разучивают стихи, танцы, родители закупают костюмы и организуют чаепития. Такая практика существует давно, но ее формы постоянно меняются в соответствии с современными требованиями.
К празднованию «Нового года» или «8 марта» начинают готовиться за 1,5 месяца. Помимо этого, традиционным для ДОУ считают проведение «Праздника осени», а также составление программы мероприятий, приуроченных к «9 мая».
Советы родителям
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС – это не только ответственность воспитателей. Многое в формировании навыков и умений зависит от родителей и атмосферы внутри семьи.
Ведущими педагогами и психологами были сформулированы советы и рекомендации родителям:
- Безусловная любовь. О том, что каждый ребенок должен знать, что его любят, не устают повторять специалисты в психологии и психиатрии. Нельзя навязывать дошкольнику систему, где любовь родителей нужно заслужить.
Для ребенка в любом возрасте важна родительская любовь
- Разъяснения и рассуждения. Ребенок дошкольного возраста задает много вопросов. Родитель должен быть для ребенка стабильно доступным. Если ребенок любит рассуждать, интересуется разными научными фактами, то нужно стимулировать этот интерес.
- Отсутствие системы безнравственных наказаний. Телесные наказания за проступки – это огромный просчет. Собранные психологами и педагогами данные подтверждают, что получение телесных травм в детстве сказывается на будущем ребенка, тормозит его развитие, приводит к психологическим проблемам.
- Наличие традиций и обычаев. Внутри каждой семьи должны быть обычаи и традиции: например, чаепитие с тортом в последний день лета, празднование дня защиты детей, особые традиции, установленные для празднования дней рождений.
Много сказано о влиянии собственного примера. Дети действительно восприимчивы к тому, что делают их родители. Если они видят, что мама и папа с удовольствием делают свою работу, хотя иногда это бывает связано с загруженностью или стрессом, то не будут пренебрежительны к выбору своей профессии в будущем.
В том случае, когда родители приходят домой, ругают начальство, проклинают свою профессиональную деятельность, нельзя ожидать, что ребенок будет вести себя в будущем по-другому. Помимо этого, для дошкольника хорошим примером становится отношение родных к природе, животным, даже правилам дорожного движения.
Если родитель с раннего детства акцентирует внимание на том, что нужно соблюдать правила дорожного движения, то в будущем ребенку даже не придет в голову, что можно перебежать дорогу на красный цвет.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это целый комплекс мероприятий, которые состоят не только из специально продуманного плана действий, но из ежедневных занятий, которые взрослым людям иногда кажутся не важными.
В рамках ФГОС реализуется специальная образовательная программа, направленная на создание особой среды для развития детей. Родители при этом должны понимать, как важен их вклад в воспитание, насколько велика и уникальна их роль.
Положения образовательного стандарта
С 2013 года ФГОС входит в каждую образовательную систему. В рамках этих стандартов создаются учебные программы, направленные на развитие детей, в частности, дошкольников. Положения ФГОС основаны на следующих условиях:
- различные методы для разнообразия детства подопечных;
- всестороннее развитие ребенка;
- социализация через взаимодействие со взрослыми и детьми;
- уважение к личности дошкольника;
- поддержание эмоционального благополучия и психологического здоровья;
- особенная форма подачи информации через творческую активность, сказку, исследовательскую деятельность.
Особенно важным является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, формирующее любовь к стране, гордость за свой народ, стремление обогатить культуру. Основы патриотизма закладываются в семье, методы же работы воспитателей заключаются в развитии и обогащении уже полученного опыта. В положениях стандарта также подчеркивается значимость и особенность каждого возрастного периода. Занятия проводятся в ненавязчивой обстановке, в игровой форме или через сказку, отображающую в главных героях понятия о доброте, честности, отваге.