Перспективное планирование занятий по ОБЖ в старшей группе «Самоцветики»
Развивать речь детей, их память и мышление; активизировать в речи слова «пешеходный переход, проезжая часть, тротуар, светофор».
Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть. Формировать у детей представление об улице, её основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Познакомить детей с макетом улицы, где есть проезжая
часть, дорога, светофор и пешеходный переход. Научить детей понимать -что обозначают дорожные знаки.
Рассмотреть различные опасные ситуации , которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде,
Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Объяснить, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни; воспитывать у детей потребность в заботе о своём здоровье посредством здорового питания.
.
Сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят и какую опасность могут в себе таить. Рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать у детей потребность в здоровом питании, желание беречь своё здоровье.
Развивать речь детей, их память, мышление, наблюдательность, внимание; закрепить в речи названия полезных продуктов (молоко, рыба, овощи, фрукты и др.)
Уточнять и расширять знания об органах зрения, слуха, их устройстве и функциях; воспитывать бережное отношение к здоровью своему и окружающих; воспитывать уважение к профессии врача, медицинской сестры.
Развивать связную и диалогическую речь детей, их память, внимание и мышление; обогатить словарь детей новыми словами ( зрачок, веки, брови, ресницы, слух, стоматолог); закрепить в речи слова: глаза, ухо, зубы.
Формировать у детей навыки личной гигиены. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Объяснить, для чего следует чистить зубы, умываться, мыть руки и т.д. Воспитывать у детей желание содержать своё тело в чистоте.
Развивать связную речь детей, память, мышление; активизировать в речи слова: мыло, расчёска, зубная щётка, зубная паста, полотенце.
Научить детей беречь свою жизнь и здоровье, соблюдать осторожность, избегать заведомо опасных ситуаций; научить правильно вести себя в таких ситуациях; рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми взрослыми; объяснить, что внешность может быть обманчивой (на примере сказки «Красная Шапочка»). Привести другие примеры из сказок («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
Развивать диалогическую и связную речь детей, их память, мышление, внимание, воображение.
Продолжать учить детей правильно вести себя при встрече с незнакомыми людьми; рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого (хватает за руку, берёт на руки, затаскивает в машину). Научить детей при возникновении опасности громко кричать, звать на помощь.
Развивать связную речь детей, память, внимание, мышление.
Учить детей обыгрывать опасные ситуации, инсценировать их с подсказкой воспитателя; воспитывать умение правильно вести себя в таких ситуациях.
Развивать диалогическую и связную речь детей, их память, мышление, воображение. Обогатить словарь детей словами «чужой», «незнакомый человек».
Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию; объяснить детям, что не только незнакомые взрослые, но и даже свои сверстники или дети чуть постарше также могут втянуть их в опасные ситуации.
Развивать связную речь, память, мышление у детей.
Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами; закрепить представление об острых, колюще-режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту; объяснить детям, что такие предметы должны храниться в специально отведённых местах. Развивать связную речь детей, память, внимание, мышление и наблюдательность; обогатить словарный запас детей словами: иголка, гвоздь, ножницы, нож.
Продолжать знакомить детей с правилами обращения с острыми предметами; закрепить представление об колюще-режущих предметах; воспитывать у детей желание аккуратно и осторожно обращаться с острыми предметами. Познакомить детей с новыми предметами для шитья (булавка, катушка с нитками, напёрсток) и рассказать об их предназначении.
Обогатить словарь детей новыми словами: булавка, напёрсток, катушка с нитками; закрепить в речи слова: иголка, ножницы, нож. Развивать связную речь детей, память, мышление.
Учить детей соблюдать осторожность при пользовании водой в доме. Рассказать детям в доступной форме, к чему может привести неправильное поведение; воспитывать у детей бережливое отношение к воде. Рассказать о пользе воды.Развивать речь детей, мышление, память; закрепить в речи слова: мочалка, мыло, вода, кран.
Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в помещении. Воспитывать у детей желание беречь своё здоровье .Развивать связную речь детей, и мышление; побуждать детей говорить полными предложениями; активизировать словарь детей словами: утюг, стеклянная посуда, открытое окно.
Дать представление о роли воды в природе, о её свойствах; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту (учить экономно использовать воду), понимать необходимость отношения к воде как к важному ресурсу.
:Развивать связную речь у детей, их память, мышление; закрепить в речи слова: снег, сосулька, снежинка, лёд.
Продолжать учить детей бережно относиться к родной природе; развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению; приучать без напоминания кормить птиц, не ломать ветки; воспитывать природоохранное поведение у детей.
Развивать связную речь, память, мышление и внимание у детей; побуждать детей говорить полными предложениями; обогащать словарный запас детей словами: Родина, родная природа, кормушка для птиц.
Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, дать представление о причинах возникновения пожара; развивать способность адекватно реагировать в экстремальных ситуациях; познакомить с уголком пожарной безопасности и предметами, которые там находятся; формировать понимание опасности при пользовании огнём.
Развивать связную речь детей, их память, внимание, мышление; расширить словарный запас детей словами (огнетушитель, схемы, огонь, пожар).
Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасныхпредметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности; формировать понимание опасности при пользовании огнём.
Развивать диалогическую и связную речь детей, их память, мышление и внимание; расширить словарный запас детей словами (, свеча, спички, дым,), закрепить в речи слова: огнетушитель, пожар, огонь.
Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности; формировать у них понимание опасности при пользовании огнём; воспитывать у детей желание бережно относиться к своему здоровью; объяснить детям смысл выражения «детские шалости – малые малости, да к большой беде могут привести».
Развивать связную речь детей, их память, мышление; закрепить в речи слова: пожар, спички, огнетушитель.
Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнём. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём; продолжать знакомить детей и соблюдать правила поведения при пожаре; воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
:Развивать связную речь детей, их память, внимание, наблюдательность, мышление. Расширить словарный запас детей словами: пожарные, задымление, пена, ожог.
Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах); воспитывать у детей заботу не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих.
Развивать речь детей, их память и мышление; пополнить словарный запас детей новыми словами: вирус, микроб.
Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью; воспитывать уважение к профессии врача; научить детей не бояться посещения врача, лечения зубов, рассказать о прививках и их важности для профилактики инфекционных заболеваний.
Развивать связную речь детей, их память, внимание и мышление; закрепить в речи слова: врач, медсестра, прививка.
Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; продолжать учить заботиться о своём здоровье; рассказать детям о витаминах A B C, в каких овощах и фруктах они содержатся, и какую пользу они приносят нашему здоровью.
Развивать связную речь детей, их память, внимание, мышление; закрепить в речи слова: витамины, полезные продукты.
Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека; воспитывать у детей потребность в заботе о своём здоровье.
Развивать речь детей, память, внимание, мышление; закрепить в речи слова: здоровье, витамины, полезные продукты.
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им на воде, в лесу, во дворе, на улице, на дороге и научить избегать этих ситуаций; обратить внимание детей на то, что надо беречь свою жизнь и здоровье; воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать у них представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.
развивать связную речь детей; побуждать самостоятельно составлять небольшие рассказы по картинкам; закрепить в речи слова: река, лес, лесная полянка, проезжая часть, тротуар, светофор.
Продолжать учить детей правильно вести себя на улице; познакомить их с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.
развивать речь детей, их память, мышление и внимание; побуждать говорить полными предложениями; закрепить в речи слова: пешеходный переход, проезжая часть, тротуар, светофор.
Познакомить детей с правилами передвижения
на велосипеде; научить правилам поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть при катании на велосипеде; учить обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта; закрепить знание названий основных частей велосипеда; научить правильно садиться на велосипед; побуждать к внимательному прослушиванию короткого рассказа; воспитывать уважение к окружающим людям (детям, женщинам, пожилым).
развивать связную речь детей; познакомить с новыми словами, которые обозначают части велосипеда: рама, руль, седло, педаль, переднее и заднее колесо.
Закрепить знание о местоположении своего дома,адрес,телефон.
Закрепить знание о безопасном поведении на улице.Где можно и нельзя играть.
Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы
Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы
«Опасные предметы»
Источники опасности
Цель:
закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило:
не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал:
макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
Ход игры:
воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«Опасные предметы»
Игра — дело серьёзное
Цель:
упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал:
картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча
Ход игры:
воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
«Опасные предметы»
Сто бед
Цель:
закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки с изображением детей в опасной ситуации.
Ход игры:
несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
«Опасные предметы»
Мы – спасатели
Цель:
закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры:
воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Опасные предметы»
Убери на место
Цель:
закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
Перспективное планирование по ОБЖ для старшей группы (март, апрель, май)
Юлия Полищук
Перспективное планирование по ОБЖ для старшей группы (март, апрель, май)
Март
1 неделя: Работа по ПДД
Беседа «Опасный перекресток». Д/и «Путешествие по городу».С/р игра «Шоферы»
Программное содержание: Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора.
Литература: Полынова В. К. стр. 75
2 неделя: Пожарная безопасность.
Проигрывание ситуации: «В доме возник пожар!». Телефон «01». Чтение и обсуждение стихотворения И. Тверабукина «Андрейкино дежурство». Потешная игра «Самый голосистый».
Программное содержание: Обучить детей через проигрывание сложных ситуаций разнообразным способам выхода из них.
Литература: Коломеец Н. В. стр. 61
3 неделя: Личная безопасность на улице». (Не каждый встречный – друг сердечный)
Знакомство с правилами. Эстафета «Убегу от чужого», Д/и «Доскажи словечко», Д/и «Наблюдай-ка»(описание человека, приметы, как он выглядит). Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Программное содержание: Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности; учить детей правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.
Литература: Волчкова В. Н. стр. 189, Презентация «Личная безопасность на улице и дома»
4 неделя: Личная безопасность на улице (Продолжение)
Повторение домашнего адреса, Ф. И. О. родителей.
Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…». «Тебя угостил незнакомец»
Программное содержание: Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома; научить правильному поведению в таких ситуациях
Литература: Волчкова В. Н. стр. 189, Презентация «Личная безопасность на улице и дома»
Апрель
1 неделя: Работа по ПДД
«Правила поведения на железной дороге», знакомство с правилами.
Программное содержание: Сформировать правила безопасного поведения на железной дороге; пополнить словарный запас детей, проговаривая с ними сложные слова: паровоз, электричка, турникеты, машинист, проводник, железнодорожник; воспитывать у детей внимательность и осторожность.
Литература: Коломеец Н. В. стр. 139, Презентация «Детям о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте»
2 неделя: Пожарная безопасность.
Беседа: «Огонь – друг, огонь — враг» Действия при пожаре с использованием иллюстраций, плакатов.
Рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины.
Рисование «Пожарная машина»
Программное содержание: Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку; закрепить знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем; знать и соблюдать правила поведения при пожаре; воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Литература: Гарнышева Т. П. стр. 91, Презентация «О добром и злом огне»
3 неделя: «Безопасность при общении с животными».
Знакомство с правилами. Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой». Задание: вспомни, что сделал теленок Гаврюша с почтальоном Печкиным в Простоквашино. Беседа «Кошки тоже могут быть опасны»
Программное содержание: Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.
Литература: Волчкова В. Н. стр. 192, Презентация «Правила безопасности при общении с животными»
4 неделя: Ядовитые грибы и растения.
Знакомство с правилами. Рассматривание картинок, с изображением съедобных и несъедобных грибов. Д/и «Съедобное – несъедобное», «Найди ошибки».Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор)
Программное содержание: Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Литература: Волчкова В. Н. стр. 198, Гарнышева Т. П. стр. 39, Презентация «Ядовитые растения»
Май
1 неделя: Работа по ПДД
Ситуация общения «Мы на улице». Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения». Иллюстрации «Ситуации на дороге». Д/и «Правила поведения».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с тем, что может произойти, если пойдешь один гулять; где можно и где нельзя играть. Литература: Полынова В. К. стр. 47, Презентация «Правила поведения на дороге»
2 неделя: Пожарная безопасность.
Беседа о правилах безопасности на природе во время пожара, с рассматриванием соответствующих иллюстраций. Чтение стихотворений Н. Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. Д/и «Средства пожаротушения»
Программное содержание: Знакомить детей с правилами поведения на природе во время пожара.
Литература: Волчкова В. Н. стр. 195, Презентация «Правила безопасности и поведения при пожаре»
3 неделя:«Безопасность на воде»
Знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения «Рассказ водолаза». Задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Маршака «Три мудреца в одном тазу.»
Программное содержание: Формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде, о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде.
Литература: Гарнышева Т. П. стр. 40, Презентация «Правила поведения у водоёмов»
4 неделя: «Безопасность на природе»
Знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций, картинок.
Д/и Так – не так». Моделирование ситуаций «Мы в лесу…» С/р игра «Едем на дачу»
Программное содержание: Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Литература: Волчкова В. Н. стр. 195