Календарно-тематический план по теме недели: «Осень в гости к нам пришла» (старшая группа)


Учим цвета.

Это задание поможет вашему малышу усвоить понятие «красный и желтый цвет».

Приготовьте листочки двух цветов — красного и желтого.

Рассмотрите листочки, акцентируйте внимание малыша на том, что одни листочки желтые, а другие – красные.

Затем предложите сложить желтые листочки в желтую коробочку, а красные листочки — в красную.

Помочь выполнить это задание правильно помогут те же правила, что и для предыдущего занятия (активно помогаем малышу выполнить задание, работаем вместе с ребенком, на первых порах очень полезно буквально подставлять под руку ребенка нужную «коробочку», вслух произнося название цвета («это красный листочек, мы его кладем в красную коробочку»).

Сенсорная коробка «Осень».

Наверняка ваш малыш заинтересуется сенсорной коробочкой на тему «Осень».

У нас получилась такая, например:

Как играть с коробкой:

Коробочку можно использовать для «проигрывания» различных «осенних» сценок:

«Зайка собирает листочки», «Белочка ищет орешки», «Листики шуршат под ногами».

Малышу будет интересно следить за тем, как мама разыгрывает разные сценки («мини-сказки») с использованием этой коробки, заодно он очень быстро выучит все «осенние» слова.

Кроме того, многим детям понравится копошится в такой коробке самостоятельно.

Осенние слова и картинки.

Совсем нелишним будет рассматривать с ребенком картинки на тему «Осень» и изучать «осенние» слова: листочки, дождик, зонтик, лужи, падают, грибы, листопад, пожелтели и т.п.

Помогут:

— Красочные осенние презентации.

— Осенние картинки, которые можно повесить на стены и периодически обсуждать их с ребенком.

— Подборка осенних фотографий, которые можно рассматривать на экране компьютера или распечатать как карточки.

Просто рассматривайте с ребенком иллюстрации, называйте предметы, которые на них изображены (тучка, листик, дерево, листик упал, лужа мокрая и т.п.), просите найти предметы на картинке (покажи пальчиком, где здесь дерево?), описывайте то, что нарисовано на картинках в простых предложениях (идет дождик, на земле лужи, девочка одета тепло и т.п.).

Музыка дождя.

Возьмите ударные или шумовые детские музыкальные инструменты, которые есть у вас дома (либо используйте вот эти «бытовые» инструменты, которые легко заменят музыкальные).

Возьмите руки ребенка в свои попробуйте вместе «простучать» ритм под стихи:

Дождик, дождик, кап да кап!

Ты не капай громко так!

К нам в окошко не стучи!

Лучше травку намочи!

Кап – кап – кап – кап!

Затем включите музыку и предложите ребенку сыграть «мелодию» под песенку самостоятельно (подыгрываем под композицию Екатерины Железновой «Дождик»).

Малыш будет это делать с большим удовольствием, если мама также будет проигрывать ритм на каком-нибудь музыкальном инструменте вместе с ребенком.

Лото «Парочки».

Предложите малышу разложить осеннее «Лото». Играя с лото, малыши развивают внимание и логику, а также расширяют словарный запас (если мама озвучивает предметы, нарисованные на картинке).

(Если лото вас заинтересовало, нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение).

Игра «Листочки большой и маленький».

Цель: учим понятия «большой – маленький».

Для игры понадобятся листочки – большие и маленькие.

Можно использовать настоящие осенние листья или вырезать листочки из бумаги.

Суть игры: Складываем большие листики в большую коробочку, а маленькие – в маленькую.

Это задание будет довольно просто выполнить деткам от 2 до 3 лет.

А вот у малышей от 1 до 2 лет могут возникнуть трудности («вы начинаете знакомить малыша с заданием, а он улыбается и убегает от вас в другую комнату» — знакомая картина, правда?).

Чтобы малыш успешней справился с выполнением задания, важно провести «ритуал знакомства» c заданием.

Например:

  1. Рассмотрите с ребенком большой листочек. Скажите «вот бо-о-ольшой листик». Слово «большой» выделите соответствующим голосом. «Давай покажем, какой этот листочек «большой», вот такой бо-о-льшой» — расставляем широко руки в сторону, показывая знак «большой», побуждаем ребенка повторить за вами этот жест (если он затрудняется – разводим его руки в стороны сами).
  2. Берем маленький листочек. «А этот листочек «маленький» (произносим слово «маленький» «тоненьким» голосом.) Давай покажем, какой этот листочек «маленький» (сводим руки близко друг к другу, показывая знак «маленький размер», побуждаем ребенка повторить за вами этот жест, помогаем ему это сделать, если он сам затрудняется).

Эта предварительная работа – выделения слов «большой» и «маленький» особым голосом, показывание ручками размеров «большой», «маленький» — очень важна. С ее помощью ребенок лучше поймет смысл задания и ему легче будет его выполнить.

3. После того, как с понятием «большой – маленький листик» вы поработали, можно переходить к выполнению задания. Покажите малышу, что большие листики надо складывать в большую коробочку, а маленькие в маленькую. Попросите его разложить все листочки по коробочкам правильно.

Как можно помочь ребенку:

— вместе определяйте размер листочка (мама проговаривает какой это листочек — большой или маленький).

— направлять руку ребенка с листочком к нужной по размеру коробочке, если малыш ошибается.

— если малыш затрудняется в выборе нужной коробочки – можно просто подставлять нужную коробочку под ручку малыша и просить «бросить большой листочек в большую коробочку».

Кажется, что при такой «помощи» мама почти все делает за ребенка. Но это не так! В процессе совместного выполнения задания малыш активно учится. Его глаза смотрят и запоминают (он рассматривает большие и маленькие листики), его уши слышат и усваивают (он постоянно слышит как мама сравнивает листочки по размеру), его руки «делают» (малыши очень хорошо усваивают знания, если они подаются через «движение»).

После того, как ваш ребенок выполнит несколько раз это задание вместе с вами и с вашей помощью – он почувствует себя уверенней, лучше усвоит все необходимые понятия и начнет справляться с подобными заданиями самостоятельно.

Шнуровка — грибы

Начиная с 1,5 лет с ребенком можно учиться нанизывать бусы на шнурок. Для обучения этому навыку лучше приобрести набор детских бус, к которому прилагается шнурочек с деревянной иголочкой.

Поскольку занятие у нас осеннее, то нанизывать на шнурок можно листочки или грибочки из бумаги, наклеенной на картон.

Скачать файл с грибочками и листочками вы можете, нажав на картинку ниже. Каждая пара грибочков на этой картинке «зеркальная», поэтому при желании грибочки и листочки можно сделать двухсторонними (приклеить друг к другу).

Игра на развитие внимания — «найди все листочки в комнате».

Разложите листочки по всей комнате. Часть из них положите на видные места, а часть — спрячьте, но так, чтобы ребенок их все-таки мог найти.

Попросите ребенка найти все листочки и сложить их в ведерко.

Лепка + изучение цвета.

Рассмотрите с ребенком два листочка, распечатанные на листе бумаги. Один из них красный, а другой — желтый (Скачать картинку c листочками


).

Только мышки проели в листочках дырочки! Надо это срочно исправлять.

Для игры понадобятся заранее заготовленные комочки мягкого пластилина — желтые и красные.

Покажите ребенку, что «красные комочки мы будем класть на красный листик и придавливать их пальчиками, а желтые комочки — на желтый листик, так все дырочки и закроем!».

Скорее всего на первых порах ребенок может путаться и класть комочки пластилина на листик не того цвета. Поэтому активно помогайте справиться малышу с заданием — проговаривайте название цвета, с которым он сейчас работает, и подсказывайте на какой из листочков крепить пластилин.

Эта игра не только развивает навыки лепки, но и помогает запоминать цвета — в процессе работы ребенок много раз услышит от мамы слова «красный, желтый» и это обязательно повлияет на то, как быстро малыш запомнит названия основных цветов.

(Когда я даю подобные задания в группе раннего развития деткам от 1 до 2 лет, то предварительно (на протяжении нескольких уроков) мы обязательно выполняем «подготовительные» упражнения — крепим желтые пластилиновые ягодки на желтые тарелочки, нарисованные на бумаге, а красные «ягодки» — на красные, либо крепим желтые/красные комочки (яблочки) в желтые и красные корзинки, нарисованные на бумаге и т.п. — т.е. сначала мы учимся крепить желтый пластилин отдельно от красного в более свободной форме, и только потом усложняем, прося прикрепить пластилин на определенное место).

Дождик – лепка.

Осенью часто идет дождь. Рассмотрите с ребенком картинку с тучкой и капельками, покажите вместе «как капает дождик» («кап-кап-кап») и постучите пальчиками по столу.

Затем предложите малышу сделать «капельки для тучки» — пусть он наклеит пластилиновые «капельки» на лист бумаги.

Это задание имеет три уровня сложности (лучше выбрать тот, который наиболее соответствует уровню ребенка):

1. Простой уровень (для детей которые еще плохо лепят или лепят в первый раз (обычно это дети до 1,5 лет) – мама кладет на лист бумаги заранее подготовленные шарики и просит ребенка нажать на них пальчиком.

2. Средний уровень (для деток, которые уже знакомы с приемами лепки) – малыш сам берет комочки пластилина, сам располагает их на бумаге и сам нажимает на них пальчиком.

3. «Продвинутый» уровень (для деток которые уже хорошо лепят) – малыш сам отрывает кусочек пластилина от «колбаски» и крепит его на лист бумаги (специально подготовленные капельки не требуются, малыш «делает» их сам).

Говорим с детьми об осени

Для начала детям нужно рассказать об осени. Тут есть, о чем поговорить! Чисто осенних тем – очень много. Вот лишь, навскидку, некоторые из них.

  1. Почему наступает осень?
  2. Какая пора года придет на смену осени?
  3. Чем осень отличается от других времен года? Этот вопрос полезно расширить. Например, осенью желтеют листья, созревают яблоки и другие плоды, птицы улетают на юг, идут частые холодные дожди, солнышко светит все реже, становится холоднее. Каждую часть этого вопроса необходимо растолковать ребенку на доступном ему уровне. Например:
  • почему именно осенью листья на деревьях становятся желтыми?
  • почему именно в эту пору улетают птицы?
  • что такое «теплые края», куда птички так стремятся? Вернутся ли они обратно, и когда именно?
  • какие именно плоды созревают осенью и что из них делают? Скажем, яблоки – кушают, капусту – солят и т. д.

  1. Именно осенью лучше всего знакомить ребенка с образцами народного творчества об этой поре года. Ведь сколько чудесных поговорок и пословиц придумано про осень! Конечно, многие из них будут ребенку непонятны, а потому папе с мамой необходимо разъяснять малышу их смысл. Найти такие пословицы и поговорки несложно, они есть и на нашем сайте здесь.
  2. Детские стихи, сказки и рассказы на осеннюю тему – еще один замечательный случай рассказать малышам об осени. Таких произведений написано на эту тему просто-таки бесконечное множество! Заодно нелишним будет выучить с ребенком пару-тройку «осенних» стихотворений. Они, несомненно, пригодятся – и на утренниках, и просто для развития детской памяти.
  3. Равно, кстати, как и песенки про осень: их также имеется немало. Почему бы не разучить с малышом несколько таких песенок? Опять же – пригодятся. Ну, а где песни, там и инструментальная музыка. Слушать музыку об осени (хоть детскую, хоть взрослую), когда за окном осень – это же здорово, это прекрасно развивает творческие способности!

  1. А ведь есть еще и живопись! Обычно дети очень любят рисовать картины на тему осени. Вот пускай и творят.
  2. Ну и как же обойтись без прогулок по осеннему парку, а еще лучше – по лесу, или по степи, или по берегу реки (если есть такая возможность) в сопровождении мамы и папы! Здесь у ребенка появится замечательная возможность увидеть осень «вживую», да еще и с мамиными пояснениями. Впрочем, это уже отдельная обстоятельная тема.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]