Картотека трудовых поручений в старшей группекартотека по теме
Картотека трудовых поручений в старшей группе
«Уборка игрушек на места»
Цель: совершенствовать умение самостоятельно поддерживать порядок в группе (уборка строительного материала, игрушек). Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
«Порядок в шкафу с игрушками»
Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
«Помогаем няне»
Цель: Учить убирать посуду со столов после еды, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.
«Дежурство по столовой»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
«Дежурство по занятиям»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.
«Дежурство в уголке природы»
Цель: совершенствовать умение самостоятельно ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю. Воспитывать чувство ответственности. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.
«Чистые поддоны для цветов»
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.
«Стираем салфетки»
Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты» (вместе с помощником воспитателя)
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
«Ремонт книг»
Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками. Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.
«Чистые стульчики»
Цель: учить детей поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
«Стирка кукольной одежды»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
«Мытье кукол»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
«У шкафу порядок» нас в
Цель: Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.
«Меняем полотенца».
Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь.
«Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».
Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
«Расставим стулья в определенном порядке».
Цель: Продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.
«Уборка строительного материала»
Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Дежурства. Старший возраст
.Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году |
Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы
Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Трудовое воспитание >> «Воспитание дошкольника в труде». Под ред. В. Г. Нечаевой Изд-во «Просвещение», М., 1974 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Дежурства продолжают иметь место в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняясь и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Важной задачей в организации дежурств старших дошкольников является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитание этих качеств может быть достигнуто только при регулярном участии детей в труде. В практике детских садов дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребенка. Смена дежурных проводится ежедневно. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем чтобы они не носили формального характера, а были наполнены конкретными делами, необходимыми для коллектива, чтобы дети понимали значимость их труда. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задание ловко, экономными приемами. Так, перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, может сказать: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!» В другой раз он может обратиться к дежурным с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие?» И после утвердительного ответа предложить: «Приглашайте ребят на занятие». Все это повышает отношение детей к делу. Они чувствуют, что их работа оценивается, что она нужна для коллектива, а положительная оценка педагога поощряет их действия. Он приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду, например: «Пропустите дежурных вперед, чтобы они пораньше вымыли руки, ведь им надо успеть накрыть на стол, пока все будут готовиться к обеду». Или: «Кто расставит сегодня раскладные кровати дежурным? Ведь им надо убрать со столов; чтобы они не задержались и могли лечь спать вместе со всеми, им надо помочь» и т. д. Если воспитатель умеет опираться на дежурных, всячески повышает их значимость для нормальной жизни группы, тогда у детей не пропадает интерес к работе, а растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют и занятия, на которых воспитатель предлагает детям рассказать о том, «как мы дежурим». Помимо разных познавательных задач, формирования речи, педагог здесь решает важные воспитательные задачи: учит детей положительно оценивать поступки товарищей, доброжелательно относится к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь. В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание еще одному вопросу — сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? После еды должны ли все убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой? Решая этот вопрос, воспитатель должен исходить из целесообразности работы тех и других. Так, выходя из-за стола, каждый из детей, задвинув стул, может захватить чашку с блюдцем, чтобы отнести на раздаточный стол. И в то же время, если каждый из них будет носить сначала глубокую тарелку, затем — мелкую, а в заключение — чашку, то в группе во время еды никогда не будет спокойной обстановки. И наоборот, если всю уборку будут выполнять дежурные, то длительность их труда намного возрастет, что нежелательно, так как из-за этого задержится занятие или сократится сон дежурных. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Например, каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.) Точно так же следует продумать и работу дежурных по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянное место за двухместным столом, в ящике которого хранится необходимый материал для занятий, то дети могут готовить заранее свое рабочее место, а дежурные — ту часть необходимого материала, который не находится постоянно в ящике. Это тем более важно, что приучает детей к будущей работе в школе (продумать, что надо достать, как разложить все необходимое удобно, аккуратно, в определенной последовательности и т. д.). Организуя работу дежурных таким образом, воспитатель экономит их время и вместе с тем приучает детей убирать за собой, заботиться о своей готовности к занятию и пр. Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям может тоже значительно быть увеличено. Так, дети не только могут раздвигать столы, но и подбирать раздаточный материал, раскладывать его по конвертам, наливать в розетки краску гуашь, клей, приносить в группу пособия для занятий по развитию движений или готовить их в зале (стереть пыль, выдвинуть на нужное место). Дежурные могут помочь музыкальному руководителю расставить стулья, подобрать пособия для занятий (флажки, ленты, обручи и т. п.). Иногда работа дежурных может переноситься: например, нарезать геометрические формы для занятий, принести из методического кабинета картины, наглядный материал удобнее накануне. В старших труппах вводится еще один вид дежурств — дежурство по уголку природы. Разъяснить значение дежурств можно на занятии. Воспитатель выделяет новые объекты живиго уголка, рассказывает, как за ними ухаживать. (Если правила ухода за новым объектом сложны или детям предстоит знакомство с новым животным, то это не следует соединять в одном занятии. Лучше такой объект внести в группу несколько позднее.) Он особо нодчеркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель может показать и некоторые новые приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие — нельзя, почему), как подсаживать лук вместо срезанного, с тем чтобы в группе постоянно был зеленый лук, как заготавливать воду для полива растений и т. д. Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений; дети отмечают малейшие изменения, а педагог, опираясь на конкретные факты, подчеркивает значимость работы дежурных. В подготовительной к школе группе объем работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм (они эпизодически сеют овес), выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растения с газонов (астры, бархатцы) и переносят их в группу. При организации работы дежурных воспитатель в начале года определяет, насколько овладели дети приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело. Необходимость таких наблюдений и формирования поведения приводит к тому, что в начале года в старшей группе воспитатель определяет каждому дежурному отдельное задание, например: «Вова накроет на эти два стола, Галя — на другие». Или: «Сережа будет раздавать подставки и кисточки, а Лена разольет по розеткам клей, расставит подносы на столы и разнесет розетки». Спустя некоторое время (через 2—3 месяца, а при необходимости во втором полугодии) воспитатель может объединить работу дежурных, поручая им общее задание. Так дети оказываются в условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмет на себя, но так, чтобы весь объем ее был выполнен. Выполняя свою работу, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. В таких условиях воспитатель получает возможность формировать положительные взаимоотношения между детьми: он разъясняет, как надо оказывать помощь и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по общему заданию: «Вы договорились, что ты будешь поливать растения, а Катя уберет клетку морской свинки. А сейчас, когда ты уже полил растения, тебе нужно помочь ей: видишь, она и клетку вычистила, и свежей соломки постелила, а морковку еще не успела порезать. Сделай это вместе с ней, и тогда пойдете играть». Воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролирует ее, иногда обращаясь с вопросами: «Дружно ли вы работали? А как договаривались? Кто из вас какие дела сегодня выполнял, а как будете работать в следующий раз?» Так воспитатель помогает детям овладеть всей суммой представлений о том, что такое работать вместе, что для этого нужно, как следует договариваться. По окончании работы воспитатель особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу. Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, ему надо иметь в виду соединение детей в пары для коллективной работы. Если раньше этот вопрос не стоял, так как каждый из детей выполнял работу отдельно, то теперь, объединяя их в общем деле, немаловажно предусмотреть, какое объединение будет полезно для воспитания детей. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой. Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». При этом полагают, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Но это приводит к желаемому результату только в том случае, если воспитатель обратит особое внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление не только обучать навыкам другого ребенка, но и оставаться при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д. Однако далеко не всегда бывает так. Нередки случаи, когда умелый выполняет всю работу целиком, а второй ребенок только значится дежурным. Приведем типичные примеры. Галя — собранная, внимательная и трудолюбивая девочка, дежурит вместе со Славой З., который не имеет достаточных навыков, часто отвлекается от дела, без особого желания участвует в труде. Галя почти всю работу выполняет сама, никак не воздействуя на Славу. В результате за три месяца совместной работы Слава так и не научился выполнять задания, связанные с дежурством, не осознал ответственности за общее дело. Упущением воспитателя в данном случае было то, что он обращал основное внимание на результат работы (все ли выполнено, вовремя или нет). А соответствие объема его работы и работы, выполненной каждым из детей он не учитывал. Игорь — инициативный, уверенный и энергичный мальчик, дежурит вместе со своим товарищем Юрой Е., нерешительным, но добросовестным и аккуратным. Под влиянием Игоря, проявляющего доброжелательное отношение к Юре, последний действует более решительно, преодолевая свою робость. В результате все обязанности выполняют сообща, старательно, доводят дело до конца. Объединение детей для общей работы становится регулярным в старших группах детского сада. Этот пример говорит о том, что доброжелательные отношения между мальчиками, сложившиеся в повседневной жизни в группе, оказали положительное влияние и на совместную работу. Надя хорошо знает обязанности дежурного, быстро и активно выполняет порученное дело, но с детьми часто бывает резкой, отвечает грубо, обижает, посмеиваясь над их неумением, подчеркивает свое превосходство. Дети не любят дружить с ней, так как неумелого она обижает, а умелого старается обогнать, исправляя его работу даже тогда, когда никакой необходимости в этом нет. Примеры показывают, что вопрос об объединении детей для совместной работы является немаловажным в нравственном воспитании детей. Не всегда сочетание в пары «умелый с неумелым» приводит к положительным результатам. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме и т. д. Так, Славу следовало учить быть более внимательным к делу, не отвлекаться. При этом опираться на пример Гали. Может быть, стоило на некоторое время разделить их обязанности, предложив Славе самостоятельно накрывать на два стола, а Гале — на другие два стола. Помогая Славе работать без отвлечений, подсказывая последовательность действий, обращая его внимание на работу Гали, можно добиться того, что и Слава научится работать более собранно, будет стремиться не отставать от Гали. У Нади же следовало формировать доброжелательное отношение к товарищам: не подчеркивая ее умения, указывать на то, что многие дети в группе уже не только научились работать быстро, но и всегда помогают друг другу, без напоминания воспитателя сами видят, кому надо помочь. О дружной работе Игоря с Юрой можно рассказать всем детям, чтобы она стала примером для подражания. В старших группах нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это также следует учитывать, поддерживать тягу детей друг к другу, поручать им дежурить вместе. Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь няне. Он приучает детей заботиться о няне, предлагать ей свои услуги. Очень важно в воспитательном отношении, чтобы и няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
продолжение книги …
Проект в средней группе «Уголок дежурства »
Проект в средней группе
«Уголок дежурства в группе»
Название организации, реализующей проект: г. Черногорск МБДОУ «Теремок»
Время выполнения: длительность проекта: 1год
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Актуальность проекта:
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. Главная цель трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста — это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного.
Дежурства — это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Цель проекта Пополнение РППС группы оборудованием и инвентарем для трудового воспитания. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Задачи проекта 1. Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование трудовых навыков и умений, чувства ответственности за свою трудовую деятельность. 2. Создать Уголок дежурства в группе, условий для реализации трудового воспитания детей. 3. Создавать необходимые условия для проявления трудовой деятельности каждого ребёнка, пробуждать у детей желание трудится, помогать взрослым, положительно относится к результатам своего труда и труда сверстников. 4. Приобщить родителей к воспитательному процессу. Заинтересовать родителей в участии в проекте, в оказании помощи по организации и пополнении РППС группы, изготовлении необходимого материала для «Уголка дежурства» 5. Участие детей и родителей в акциях и выставках в ДОУ
Необходимые материалы: • дидактические игры; • специальная методическая литература; • оборудование для уголка дежурств; • материал для изготовления фартуков, косынок, колпаков и салфеток; • материал для оформления «Уголка дежурств» в группе. Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Предполагаемый продукт проекта: 1. Создание «Уголка дежурства» в группе. 2. Изготовление разного рода дидактических игр 3. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию 4. Изготовление фартуков, косынок, колпаков, салфеток для уголка дежурств, оснащение необходимыми материалами и оборудованием 5. Проведение бесед по трудовому воспитанию 6. Фотоотчет о проделанной работе 7. Систематизированный литературный и иллюстративный материал по теме. 8. Разработанные консультации и буклеты для родителей по трудовому воспитанию и развитию самостоятельности у детей.
Ожидаемый результат Дети получают представление о труде и его видах (самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе, знакомиться с трудом взрослых) . Сформированного ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд, помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить РППС группы. Список литературы 1. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т. М. Бондаренко. — Москва: ИЛ, 2014. — 208 c. 2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. — М. : Мозаика-Синтез, 2011. — 136 c. 3. Буре, Роза Дошкольник и труд / Роза Буре. — М. : Мозаика-Синтез, 2014. — 2004 c. 4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. — Москва: Высшая школа, 2009. — 719 c. 5. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада. / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 2481 c. 6. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. — М. : Сфера, 2012. — 2727 c. 7. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1999. 8. Л. В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду. -М., 2014.
9. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.
Результат проекта. Перспективный план реализации проекта Этап Действие, мероприятие Участники, ответственные Результат Сроки 1 этап: подготовительный 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Воспитатель Выявление проблемы 1 сентября 2. Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме Воспитатель Методическое обеспечение проекта С 1 по 23 сентября 3. Перспективное планирование проекта. Разработка перспективного плана работы. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта С 23 по 30 сентября 4. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта С 23 по 30 сентября 5. Диагностика знаний родителей по выбранной теме Воспитатель Анализ результатов, пути решения в течении сроков проекта 6. Организация РППС создание «Уголка дежурств» Воспитатель, родители Среда для осуществления проекта в течении сроков проекта 7. Консультация родителям по трудовому воспитанию детей Воспитатель. Помочь родителям понять значимость трудового воспитания детей в течении сроков проекта 8. Повышение уровня самообразования педагога. Воспитатель Пополнение предметно- развивающей среды разного рода дидактическим материалом и пособиями в течении сроков проекта 2 этап (основной, формирующий, практический) 1. Работа с родителями о привлечении к пополнению «Уголка дежурств» группы. Воспитатель, родители Привлечь родителей к пополнению РППС группы в течении сроков проекта 2. Изготовление схем, алгоритмов, пособий Воспитатель Родители Схемы, алгоритмы, пособия: • Алгоритм сервировки стола • Алгоритм моем игрушки • Алгоритм моем руки • Алгоритм заправляем кровать • Алгоритм складываем вещи правильно в шкаф • Алгоритм одевания по сезонам • Схемы дежурств в уголке по столовой и др. в течении сроков проекта 3. Изготовление консультаций по трудовому воспитанию, проведение работы с родителями по данной теме Воспитатель, родители Консультации: • «Совместный труд детей и родителей» • «Дежурство, как форма организации трудовой деятельности дошкольников» • «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста» • «Трудовое воспитание детей в семье» • «Эффективные советы для приобщения детей к труду» • Рекомендации родителям по трудовому воспитанию в течении сроков проекта 4. Разработка конспекта «Дежурные » Воспитатель Дети Конспект 6. Изготовление дидактических игр Воспитатель Родители Разнообразные игры:
• Найди по силуэту • Разложи по порядку • Назови ласково • Сервировка стола • Умение пользоваться столовыми приборами
• Что перепутал художник • Сварим суп, компот • Супермаркет • Подбери тень • Что из чего и другие игры в течении сроков проекта
7. Размещение информации по трудовому воспитанию на сайте ДОУ и на педагогических порталах Воспитатель Материал для сайтов в течении сроков проекта 8. Воспитатель, дети Конспект, фотоотчет. 9. Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию Воспитатель Картотека. 10. Изготовление календаря дежурств в группе Воспитатель Календарь дежурств ( столовая, занятия) сентябрь-октябрь. 11. Разработка графика дежурств Воспитатель График дежурств в группе сентябрь 12. Разработка бесед по трудовому воспитанию Воспитатель Картотека бесед в течении сроков проекта 13. Чтение литературы по трудовому воспитанию Воспитатель, дети. Формировать представление детей о труде в течении сроков проекта 3 этап: контрольно-диагностический тический, заключительный 1. Отчет на педсовете о проделанной работе Воспитатель Фотоколлаж (презентация) 2. Участие в конкурсе ДОУ «Уголок дежурств» Воспитатель Представление опыта и методических разработок на уровне ДОУ 3. Публикация проекта, консультаций, пособий в Интернет-ресурсах
В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по столовой. Усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинаем обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям.
В группе, конечно же, необходим уголок дежурных. В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки. Вазочки для салфеток и хлебницынаходятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования. Вот так выглядит уголок дежурных в нашей группе.
Приложение
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ
· Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:
. Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
· Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.
· С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.
· Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.
· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.
· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:
«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».
· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.
Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».
Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».
· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»
· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:
«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».
· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.
· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.
· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
· Задачи:
-Формировать ответственное отношение за порученное дело.
-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.
-Уметь правильно сервировать стол.
· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.
· В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.
· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.
· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.
Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.
Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.
Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.
Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).
Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.
Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.
· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.
Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.
Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.
· Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:
«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».
· Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.
· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).
ДЕЖУРСТВО ПО ЗАНЯТИЯМ
Конспект занятия с детьми средней группы
Цели:
Оборудование: рисунки для мольбертов с изображением оборудования для занятий по изодеятельности и элементарной математике. Значки для фланелеграфов с изображением карандашей, кистей, баночек, красок, линеек для счета, счетного материала… Наборы оборудования для рисования, для лепки, для аппликации, для элементарной математике.
Предварительная работа. Выполнение отдельных поручений при подготовке к занятиям. Наблюдение за дежурством старших детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Пока старшие дети готовят к занятию конторки, давайте посмотрим в окно.
Проводится краткая беседа о погоде (о состоянии неба, земли, деревьев). За окном дети замечают Карлсона (игрушку), рассматривают через стекло. Воспитатель втягивает Карлсона за леску через форточку. Дети здороваются, задают любые вопросы, комментируют ситуацию.
Карлсон. Я хочу дружить с вами. Давайте познакомимся!
Дети называют свои имена.
Воспитатель. Карлсон, у нас сейчас будет занятие, поэтому я прошу тебя посидеть на подоконнике. Помещает его в учебную зону рядом с конторками. После занятия ты сможешь поиграть с детьми. (Обращается к детям) А кто из вас знает, как называют детей, которые готовят все необходимое для занятий?
Дети. Дежурные.
Воспитатель. Да это дежурные. Оказывается что дежурить можно не только по столовой, но и по занятиям. Посмотрите, пожалуйста, что изображено на картинках на первом мольберте.
Дети. Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Воспитатель. А как вы думаете, для какого занятия дежурные приготовили эти предметы.
Дети. Для рисования.
Воспитатель. А теперь подумайте и скажите, какое занятие можно провести с предметами, нарисованными на картинках второго мольберта?
Дети. Математику.
Воспитатель. А почему вы так думаете?
Дети высказывают соображения.
Воспитатель. А кто все это приготовил?
Дети. Дежурные.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, а к какому занятию дежурные приготовили материал, изображенный на третьем коромысле?
Дети. К аппликации.
Воспитатель. Попробуйте вспомнить и назвать, кто раскладывает на конторки нужные к занятиям предметы?
Дети. Дежурные.
Воспитатель. Оказывается у дежурных по занятиям очень много работы . Вы уже выросли и тоже можете дежурить по занятиям. Дежурить надо уметь, знать к какому занятию какие предметы приготовить. Давайте потренируемся: я буду называть предмет, а вы будете определят для какого занятия они понадобятся. Перечисляет: глина, карандаши, клей, краски, металлофон, мяч, ножницы, обруч, счеты…
Дети называют соответствующие занятия.
Воспитатель. Дежурные должны быть внимательными во время работы. Как вы думаете, почему?
Дети высказывают свои мысли, предположения. С помощью воспитателя приходят к выводу, что правильное дежурство помогает всем детям хорошо заниматься.
Воспитатель. Я знаю, что у каждого из вас есть свое любимое занятие. Давайте с вами поиграем. Представьте, что вы все дежурные. На фланелеграфах каждый из вас прикрепит те предметы, которые нужны для его любимого занятия. А я попытаюсь угадать ,что это за занятие. Только вы мне не подсказывайте. Договорились?
Воспитатель наблюдает за работой детей, определяет занятие. Незаметно с каждого стола убирает по одному предмету и складывает их возле Карлсона. По мере выполнения задания детьми, называет занятия, обосновывает свои догадки. Дети подтверждают или опровергают предположения воспитателя.
Воспитатель. А сейчас найдите то место за столом, которое подготовлено именно к вашему занятию. Вы можете там позаниматься своим любимым делом.
Дети ищут нужные места, приступают к занятиям. Воспитатель наблюдает за тем, когда каждый обнаружит нехватку оборудования, как отреагирует на это. При необходимости задает наводящие вопросы типа: «почему не начинаешь клеить, резать, закрашивать…», помогает выяснить причину невозможности выполнить задание. Вместе делают вывод о том, что дежурные должны быть очень внимательны и добросовестны, иначе занятие не получится.
Карлсон. Ребята, это я виноват. Я решил пошутить и убрал несколько предметов с ваших столов. Ваши дежурные не виноваты, они все сделали правильно. А я их подвел. Извините меня, пожалуйста. По очереди назовите кому чего не хватает для работы а я вам верну недостающий предмет.
Дети называют недостающие предметы и забирают их у Карлсона. Работают за столами по собственному замыслу.
Воспитатель. Сегодня я учила вас быть хорошими дежурными по подготовке к занятиям. Скажите, пожалуйста, какую работу выполняют эти дежурные?
Дети перечисляют.
Воспитатель. Какими должны быть дежурные, чтобы все правильно подготовить?
Дети. Внимательными, знать к какому занятию что подготовить…
Воспитатель. А о том, что дежурные должны делать после занятий, мы с вами поговорим в следующий раз.
Консультация «Дежурства как форма овладения дошкольниками трудовыми навыками»
Дежурства — это одна из форм организации труда детей. Несмотря на
кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство в уголке природы.
Дежурство по столовой вводится в младшей группе, начиная со второго полугодия. Перед ребенком — дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему.
Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.
В младшей группе воспитатель закрепляет дежурного за каждым столом.
В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, и также как в младшей группе за каждым столом назначается свой дежурный, который раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками.
Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.
Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно увеличить объем работы. Дежурным поручается расставлять чашки (по 2 чашки), принесенные помощником воспитателя носить их с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют салфетницы салфетками.
Дети средней группы убирают посуду после еды. Дежурные убирают со стола хлебницы, салфетницы с салфетками, сметают крошки со стола, складывают скатерти. Воспитатель учит детей приему складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз
пополам и только потом складывать по длине.
Помощник воспитателя убирает сложенные стопкой тарелки и уносит чашки.
Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям.
Дежурство старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Дети старших групп дежурят по столовой, по занятиям и по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначаются по два ребенка.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности. После приема пищи – составляют посуду (без остатков пищи) после еды в стопку на каждом столе, убирают хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.
Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
Распределение обязанностей в процессе организации дежурства в ДОО
Эффективное использование для воспитательных и развивающих целей такого режимного момента,как организация питания, во многом зависит от рационального распределения обязанностей между взрослыми.
Составляющие процесса организации питания | Возраст детей | ВОСПИТАТЕЛЬ | ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ | ||
Сервировка стола | Младший | Организует наблюдения детей за сервировкой стола | Сервирует | ||
Старший, средний | Наблюдает, чтобы дежурные самостоятельно сервировали стол, используя схемы-модели | Сервирует стол вместе с дежурными | |||
Организация дежурства детей | Средний и старший | Назначает дежурных. Следит, чтобы дежурные первыми разделись после прогулки, пошли мыть руки. | Помогает дежурным распределить обязанности между собой, надеть форму. | ||
Руководство процессом дежурства детей | Наблюдает за выполнением дежурными своих обязанностей и поручений, приучает их к самостоятельности и аккуратности. | Следит за тем, как они сервируют стол, если необходимо, помогает. |
Консультация для родителей
Трудовое воспитание детей в семье
Цель: познакомить и приобщить родителей к информации о трудовом воспитании в семье. Назначение: данный материал предназначен для родителей дошкольников, а также будет полезен воспитателям. Актуальность. «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.» (К. Д. Ушинский). Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность с взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд. Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе. Если ребёнок сам стремиться трудиться или выполнять трудовые поручения, то этим он воспитывает любовь к труду, чувство долга. У него воспитывается характер, умения, и навыки в труде развиваются быстро и главное – с интересом для самого ребёнка. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Успехом в воспитания трудолюбия можно назвать вырабатывание привычки у детей выполнять обязанности самостоятельно. Ребёнка необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него будет развиваться чувство значимости. А наша обязанность – обязанность взрослых – развивать самостоятельность, трудолюбие и стремление к успеху.
Кто он, как его зовут? Кто на свете самый главный Самый добрый; самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну\ конечно, Это труд! Кто на свете самый умный, Самый старый; самый юный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это труд! Кто на все века и годы Настоящий царь природы? Царь полей, заводов, руд? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это труд!
Уважаемые родители! Разрешите предоставить вашему вниманию буклет по теме
« Трудовое воспитание дошкольников» ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья. Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества. Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.
Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!
Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять. Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.
Советы родителям • Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше; • Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность; • Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей; • Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение; • Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда; • Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой; • Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам; • Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний; Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию
« Дежурство – форма организации труда детей в ДОУ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №122 г. Орска»
Обобщение опыта работы
« Дежурство – форма организации труда детей в ДОУ»
Подготовила: Демченкова Виктория Андреевна, воспитатель
Г. Орск 2022г.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Всем известно, что интерес к труду и основные трудовые навыки закладываются еще в детстве. Обучение труду должно быть радостью для ребенка. На основе первичных представлений о труде можно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Наблюдения за детьми показали, что детям интересно примерять на себя поручения взрослых. Однако, некоторым детям нелегко это делать, так как они считали это наказанием за непослушание. У дошкольников недостаточно сформированы нравственно-трудовые качества, мы поставили перед собой задачу создать условия для трудового воспитания старших дошкольников.
Дежурство – форма организации труда детей в ДОУ.
Дежурство – это одна из форм организации труда детей в ДОУ, которая предусматривает обязательное выполнение детьми работы, направленной на обслуживание всего коллектива.
Результаты труда, получаемые в ходе дежурства, кажутся незначительными, однако дежурство имеет огромного воспитательное значение. Это связано с тем, что в дежурстве, в отличие от иных видов трудовой деятельности, выделена общественная направленность осуществляемого труда. Во время дежурства воспитанники осознают значимость той работы, которую они делают. Значимость состоит в том, что своим трудом дети помогают младшему воспитателю или воспитателю, а также трудятся на благо всей группы. Дежурство ставит каждого ребенка в условия обязательного выполнения конкретных дел. Таким образом, дежурство способствует развитию у детей таких личностных качеств как ответственность, заботливость и гуманность по отношению к другим людям, самостоятельность и инициативность.
Цель:
формирование у детей ответственного отношения за порученное им дело, развитие стремления работать на пользу коллектива, установление привычки к систематическому выполнению своих обязанностей.
Общие задачи дежурства решают две основные группы задач трудового воспитания:
— помогать ребенку в овладении определённой трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);
— развивать личность ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия) .
Достижение поставленной цели осуществляется посредством организации в группе ДОУ регулярных дежурств. В зависимости от возрастной группы обязанности детей во время дежурств усложняются по форме организации работы и ее содержанию.
Мы определили для реализации следующие виды дежурств, в зависимости от содержания труда:
· дежурство по столовой;
· дежурство во время занятий;
· дежурство по группе и на участке;
· дежурство в уголке природы.
Этапы организации дежурства детей старшего дошкольного возраста.
Наша работа состояла из следующих этапов.
1этап. Деление на группы.
Воспитатель обращает внимание на то, какая красивая группа, как чисто и уютно в ней. Сколько труда вкладывают воспитатели и младший воспитатель. Говорит с детьми о том, что они подросли и становятся достойными помощниками в детском саду и дома.
Предлагает разделиться на группы по какому-либо признаку, например, с помощью геометрических фигур, в последующем дети могут объединяться по собственному предпочтению. Педагог фиксирует состав групп.
2 этап. Разработка названия и эмблемы группы.
Воспитатель предлагает детям обсудить название групп, беседует с членами группы: почему они выбрали это название. Дает детям домашнее задание с привлечением помощи родителей: придумать эмблему своей группе.
После презентации эмблемы каждой группой, создавалась карта подгруппы. Дети имели возможность самостоятельно оформлять карту своей группы, используя свои картинки-маркеры.
3 этап
.
Ознакомление с трудовыми обязанностями дежурных.
В помещении группы мы разместили стенды дежурств. Познакомили детей с видами дежурства: по группе, по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы; с трудовыми обязанностями дежурных; с технологическими картами, алгоритмами трудовых действий.
4 этап. Отработка трудовых действий.
Дети старшей группы во время дежурства по столовой
готовятся к дежурству (моют руки, надевают фартуки, косынки и т.д.), полностью сервируют столы посудой, заранее приготовленной посудой, которую младший воспитатель оставляет для дежурных на раздаточном столе. Кроме подготовки столов, дежурные помогают убирать со столов. После уборки дается их работе соответствующая оценка, остальные дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Со временем, предъявляются требования к темпу выполнения работы. Дети должны работать в быстром темпе, но при этом выполнять работу качественно. Для этого воспитатель помогает детям выполнять работу, учит их экономным приемам, а также как правильно распределять между собой обязанности.
Дежурство по занятиям
, так же подразумевает оказание помощи воспитателю как перед, так и после занятий. Дежурные расставляют необходимые материалы и пособия, по окончанию занятия дети убирают со столов все по местам, в том числе и мусор, вытирают столы. Если необходимо, то предварительно дежурные помогают воспитателю изготавливать раздаточный материал, например, необходимые геометрические фигуры, могут принести из методического кабинета картины, наглядный материал и т.д. Воспитатель всячески подчеркивает важность работы дежурных, хвалит их за помощь.
Дежурство в уголке природы
, эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений, находящихся в «экологическом пространстве» группы: дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, ухаживают за огородом на окне, ведут календарь погоды. В процессе данной деятельности дети учатся работать с инструментами: лейкой, граблями, палочкой для рыхления, т.д. Пользоваться клеенками, фартуками, нарукавниками, организуя свое рабочее место по уходу за комнатными растениями.
Дежурство по группе
,
участку
, также не маловажный аспект трудового воспитания. Дети продолжают приучаться поддерживать порядок в помещении группы и на участке. Дети самостоятельно моют, протирают, ставят на свои места игрушки. Протирают пыль с детской мебели. На участке собирают крупный мусор, чистят дорожки, подметают веранду и поливают песок. Это всё помогает им воспитывать в себе уважение к труду взрослых.
Во второй половине дня, во время вечернего круга обсуждаем, чем мы занимались, как выполняли трудовые обязанности, договариваемся на следующий день, какая группа, какой вид дежурства будет осуществлять, размещаем карты группы на стендах дежурства. Таким образом, дети приходят утром в детский сад, приступают к выполнению своих трудовых обязанностей.
5 этап. Самостоятельная трудовая деятельность детей.
Выполнение всех этапов дает хороший результат. Дети приобщаются к труду. Учатся не только работать совместно со взрослыми, но и быть самостоятельными, инициативными. На данном этапе дети самостоятельно, путем переноса своего трудового опыта, выполняют необходимое для них действие, направленное на пользу всему детскому коллективу. Воспитатель в данном случае действует опосредованно. Несмотря на то, что дети уже в состоянии выполнить всю работу самостоятельно, знают всю последовательность действий, дежурство осуществляется под контролем воспитателя и младшего воспитателя.
Заключение.
Иногда ребенок не особо стремящийся оказывать помощь, ждет дежурства и старательно выполняет обязанности, потому что на картинке в уголке его имя обозначено любимым героем мультфильма или сказки. Карточки с картинками, именами, таблицы со схематическими изображениями сервировки стола, порядка выполнения действий побуждают детей к активной умственной деятельности. Дети должны знать, что трудовые обязанности выполняют не только по очереди, но и коллективом. Это воспитывает как трудолюбие и ответственность, так и чувство справедливости, товарищества. Выполнение обязанностей по определенному алгоритму не означает, что детям нельзя искать более рациональные пути выполнения задач. Например, дежуря по занятиям, дети убеждаются, что удобнее, когда один дежурный раскладывает материал одного вида, а второй другого вида. Это помогает не запутаться в действиях, быстрее и качественнее выполнить порученное дело.
Помимо этого дети начинают осознавать, что дежурный должен быть примером для остальных детей, ведь он помощник воспитателя, а стимулом к желанию следить за своим внешним видом для дежурных будут нарядные фартучки, колпачки, всегда чистые и отглаженные. Удачный результат дежурства, подкрепленный похвалой педагога и благодарностью товарищей, приносит ребенку моральное удовлетворение и поощряет к труду. Кроме того, детям, особенно старшего дошкольного возраста, более ориентированным на мнение взрослого, приятно быть помощником воспитателя и приносить реальную пользу.
В результате работы нами были созданы следующие условия организации дежурства, необходимые для трудового воспитания и развития самостоятельности старших дошкольников:
· учёт возрастных психологических особенностей развития самостоятельности в трудовой деятельности;
· овладение детьми трудовыми умениями;
· систематическое участие в дежурстве каждого ребенка и равномерное распределение обязанностей;
· создание эмоционально-положительной атмосферы;
· учет индивидуальных особенностей детей;
· учёт нагрузки на ребёнка;
· организация адекватных взаимоотношений детей в данной деятельности;
· наличие соответствующей предметной среды.
Структурные компоненты самостоятельности в дежурстве (цель, навыки и умения, планирование, мотив, самоконтроль, результат) формируются при создании адекватных условий организации дежурства и педагогического процесса руководства данной деятельностью.
Работа ДОУ по развитию самостоятельности в деятельности дежурства показывает, что самостоятельность ребенка обеспечивается соответствующим построением развивающее среды, целенаправленной помощью педагога в освоении детьми обобщенных способов действий (базовых трудовых процессов) при использовании методики обучения, базирующейся на принципах субъект-субъектного педагогического взаимодействия с воспитанниками.
Воспитатель должен так организовать труд детей, чтобы ребенок ощущал радость от совместной деятельности, учился оказывать помощь товарищу, проявлять активность, инициативу, самостоятельность, умел преодолевать отдельные неудачи, мог добиваться общего результата, научился ценить свой труд, труд товарищей и труд людей.
Вариативность моделей организации дежурства и богатое содержание деятельности позволяют каждому ребенку проявлять свою индивидуальность, самостоятельность поведения и получать положительные эмоции от признания своей умелости взрослыми.
«Мы дежурим»
Мы дежурим
(1024×1024)
Помощники
(1000×1000)«Мы дежурим»
Дежурство в средней группе «Росточек» проходит ежедневно.
Дежурят дети по очереди, и оно доставляет им большое удовольствие. Иногда между детьми происходит спор, кто дежурит и мы стараемся решить этот спор без слёз.
Фартуки с колпаками сшили родители (они большие умнички).
Организация дежурства в детском саду для детей
дошкольного возраста.
Дежурства —
это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Задачи дежурства:
— Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя
— Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива
— Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня.
— На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку
Средняя группа
Всредней группедети продолжают дежурить по столовой, назначается двое дежурных, которые полностью накрывают на столы: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.
Дети (не дежурные) средней группы убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на край стола, относят чашку на раздаточный стол.
Убирать посуду, кроме чашек (дети сами их относят) должен взрослый!
Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные стопкой тарелки, ложки, вилки.
Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям
(разложить кисточки, поставить баночки с клейстером, постелить индивидуальные салфетки и т.д.), так же помогают убрать материал после занятий.
Воспитатель подчеркивает, насколько ребенок проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных необходима, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.