картотека » Труд в уголке природы»картотека (старшая, подготовительная группа)
Картотека: Труд в природе. Старшая/подготовительная группа.
Карточка № 1.
Полив комнатных растений.
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки
водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 2.
Рыхление почвы у комнатных растений.
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями ; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Карточка № 3.
Опрыскивание комнатных растений.
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 4.
Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев) .
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 5.
Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой тряпочкой)
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие, улучшает их внешний вид. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 6.
Черенкование растений.
Цель: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение.
Учить детей приемам правильной посадки черенка растения, приготовлению почвы, ухаживанию за ними и последовательности работы: на дно горшка насыпать песок, затем землю, полить, подождать пока вода впитается в песок, в середине (центре) горшка палочкой сделать углубление и посадить черенок до первого листика, прижать землю. Поливать по мере необходимости. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 7.
Пересаживание комнатных растений.
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности
работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка №8
Посадка лука на подоконнике.
Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Карточка № 9.
Посев семян цветов и овощей.
Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой
расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 10.
Высаживание рассады, уход за ней.
Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями) ; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
«УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ».
Цель:
Развитие у детей трудовых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы.
Программное содержание: Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения. Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию. Умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу. Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность. Закрепить знания названий комнатных растений.
Материал и оборудование: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.
Ход труда:
Воспитатель: Ребята, сегодня в группе, я нашла письмо от Феи Цветов (воспитатель открывает конверт и читает): «Здравствуйте ребята! Я прилетала в вашу группу пообщаться с моими друзьями цветами. Ваша группа мне понравилась. Но я чуть-чуть огорчена из- за внешнего вида моих друзей цветочков. Все они пыльные, не политые и не ухоженные. Сейчас я полетела навестить других своих друзей. Но я знаю, что вы умные и трудолюбивые и наведете порядок в уголке природы, я обязательно вас навещу еще раз». Фея Цветов.
Воспитатель: Ну что, ребята, докажем фее Цветов, что мы с вами умеем ухаживать за комнатными растениями. Но для начала я хочу вам загадать загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
Воспитатель: Скажите, а какие растения есть в нашей группе? Какие условия нужны растениям для жизни и роста?
Ответы детей: (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание).
Воспитатель: Как надо ухаживать за комнатными растениями?
Ответы детей: (Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.
Дети подходят к комнатным растениям.
Воспитатель: Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе? (Ответы детей)
Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит — это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам потрудиться. Но перед этим давайте распределим обязанности: кто и чем будет заниматься (полив, опрыскивание, протирание, рыхление, сбор сухих листьев, очищение растений от пыли). Рассмотрите и выберите те растения, которые нуждаются в помощи, определите, какой именно уход нужен для каждого растения, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.
Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы. Уточнить знания об инвентаре для работы и месте его хранения. Объяснить устройство доски дежурных. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.
Ход занятия.
Дети сидят на своих местах. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «Дети, сегодня мы поговорим о том, как мы ухаживаем за растениями, что делаем (дети перечисляют)». Далее задает вопросы: «Как узнать, что растение нужно поливать? (Земля сухая наощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем? (Теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как нужно правильно поливать? (Предлагает кому-либо из детей показать, как надо поливать.) Правильно ли Вова полил растение? Правильно, он держит носик леечки над самым горшком, поливает осторожно и аккуратно. А что мы делаем прежде всего, поливаем или протираем горшок, блюдце и подоконник? Почему нужно сначала полить? (Потом можно набрызгать на блюдце и подоконник, и придется протирать еще раз. Ребенок показывает, как надо протирать горшок.) Когда все растения политы, что нужно еще сделать? (Налить в лейки воды и поставить на завтра, чтобы вода согрелась.) Что еще нужно для ухода за растениями, кроме леек? (Тряпочки, миски, клеенки.) Что нужно с ними сделать после того, как работа закончена?» (Клеенки вытереть, тряпочки выполоскать и высушить.) Где хранится все, что нужно для ухода за растениями? (В столике под аквариумом, все на своих местах.)
Поскольку для детей на первых порах оказывается сложна сама форма организации труда (они забывают о том, что они — дежурные, отвлекаются, не доделывают дело до конца и т.д.), воспитатель вначале не показывает им новые приемы ухода за растениями. Они вводятся постепенно, по мере того, как дети привыкнут дежурить. Большое внимание уделяется организации дежурств, особенно на первых порах. Для выработки у ребят привычки к дежурству воспитатель использует разные приемы: одним детям напоминает о том, что они забыли полить растения или убрать за собой инвентарь, другим приводит в пример товарищей, хорошо справляющихся со своими обязанностями, у третьих спрашивает, все ли они сделали, и предлагает вернуться и посмотреть, так ли это, и т.д. Но нельзя нацеливать детей только на выполнение приемов ухода за растениями; следует обязательно обращать их внимание на изменения, происходящие с растениями, поощрять тех ребят, которые больше увидели.
Чтобы в процессе дежурства дать детям больше времени для наблюдения за растениями, дежурство в старшей группе целесообразно организовать в течение 2—3 дней, но только в первую половину дня, чтобы дети не уставали. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения. Дежурство не исключает использования поручений. Если в группе много растений, не все из них дежурный может обслужить; за некоторыми ухаживают дети, получившие индивидуальные задания — трудовые поручения. Эти поручения могут быть эпизодическими и более длительными, рассчитанными на несколько дней.
Эремя от времени, также во вторую половину дня, воспитатель собирает дежурных, беседует с ними о том, как выполняют они свои обязанности, что и как делают, что нового заметили в растениях.
Когда дети привыкнут к дежурству, воспитатель знакомит их с новыми видами ухода за растениями: опрыскиванием, обрезкой сухих листьев, затем рыхлением почвы; обучает новым приемам ухода. Это лучше делать в конце занятия по ознакомлению с комнатными растениями, причем следует объяснить значение каждого приема, обеспечить ребят необходимым для выполнения работы инвентарем. Рыхлению почвы воспитатель обучает детей на растениях, имеющих достаточно глубокую корневую систему (чтобы дети не повредили ее).
В старшей группе вводятся усложнения и в уже известные детям виды ухода: воспитатель обращает внимание на то, что осенью и зимой растения почти не растут, многие не цветут, поэтому поливать их нужно реже. С наступлением весны дети видят, что растения начинают расти, на них появляются молодые листья и бутоны. Педагог подводит детей к выводу, что в это время растения поливают чаще. В конце марта — начале апреля, когда пробуждается жизнь растений, их начинают удобрять.
|
Воспитателям на заметкуУголок природы в старших группах
Правильно организованная работа в уголке природы это прекрасное средство всестороннего развития детей, воспитание многих положительных черт характера. Это место интересных наблюдений за растениями и животными.
В течение круглого года надо давать ребятам возможность сеять, сажать, заботливо выращивать различные растения. Так как самостоятельно выращенные растения им особенно дороги.
С осени в уголке природы помещают несколько растений, выкопанных из цветника, принесённые из леса землянику, бруснику, копытень, чистотел. Они будут долго расти, напоминая детям об увлекательных прогулках в лес и поле. В подвесных горшочках можно посадить луговой чай, будру плющевидную. Следует только помнить, что за растениями в старших группах ухаживают дети, поэтому ставить или вешать высоко нельзя: детям трудно их поливать.
Вместе с растениями из цветника и леса в уголке природы, конечно, должны быть и обычные комнатные, и чем старше дети, тем больше выращенных ими самостоятельно.
С самого начала года следует внимательно заняться организацией дежурств. В первой беседе на эту тему нужно напомнить, где хранятся предметы ухода за растениями и животными, как ими пользоваться. Определяется порядок и время работы дежурных.
В начале года воспитатель помогает детям, потом они становятся все более самостоятельными, в конце года быстро, аккуратно и без напоминаний убирают в уголке природы, поливают растения, кормят животных. Но как бы самостоятельны, ни были ребята, их работа нуждается в контроле со стороны взрослого. Контроль и оценка взрослых помогают детям вовремя заметить свои ошибки и их исправить.
Усложняются поручения дежурным: посадить лук, посеять овес для подкормки птиц, посмотреть все растения и рассказать, что в них изменилось, и т.п.
Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. Подобные беседы пополняют знания ребят, помогают сделать выводы и обобщения. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, — такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, воспитатель замечает, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает.
Большая часть наблюдений и работы в уголке природы ведётся утром, до завтрака, или после дневного сна. Заинтересовавшись рыбками, дети подолгу следят за их движениями в аквариуме. Около освещённого аквариума приятно посидеть, послушать рассказ воспитателя о рыбках, морском дне, о раковинах, полюбоваться стайками рыб, быстро плавающих среди зелени. Хорошо потом рассмотреть картинки с изображением разных рыбок.
Нетрудно найти что-либо интересное для ребят в каждое время года.
В ноябре, например, перестают цвести растения, перенесённые с клумб, отцветают и растения, украшавшие групповую комнату. Фуксии, герани, амариллисы находятся в состоянии покоя. Лук сажать ещё не время: темно – дни короткие, пасмурные, в такую пору лук вытягивается, он бледный, хрупкий. Сажать лук лучше всего во вторую половину декабря. Чем же разнообразить работу детей? Что нового внести в уголок природы?
Стоит принести ветки двух – трёх видов хвойных деревьев или вечнозелёных кустарников. Свежие ветки сосны, ели, пихты, кедра приятно пахнут хвоей, свежестью, лесом. Узнают ли ребята сосну и ёлку? Пусть ребята отгадают по описанию, рассмотрят шишки, семена, а затем посеют их в мокрый песок. (Всходы ели нежны, не все проживут долго, но все, же это настоящие ёлочки.)
Интересно из овса выращивать зелёный корм для животных. Можно выращивать растения из всевозможных семян. Съели апельсин, а в них «зёрнышки» — семена. Положили в землю 3-4 семени апельсина, лимона, несколько семян яблок. Можно косточку финика, только перед посадкой её обязательно надо подержать в кипятке, так как у косточки финика твёрдая оболочка.
Ведение календаря природы дает ребятам возможность не только наблюдать за меняющимися сезонными явлениями природы, ростом и развитием живых существ. Но и дает возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции.
Что дают календари в плане умственного воспитания? Младшие дошкольники получают первые впечатления о видовом различии птиц. Так, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. Старшие ребята не только закрепляют свои представления (дети должны знать особенности поведения птиц – где кормятся, кого боятся, проявляют ли агрессию.) Одновременно развивается способность к наглядно – схематическому мышлению, абстрактному мышлению, так как заполнение календарей происходит не изображениями, а значками-символами.
Выращивать растения в уголках природы можно в любых условиях, а вот с животными гораздо сложнее. Но как важно, чтобы в старшей группе жили и рыбы, и птицы, и хотя бы одно млекопитающее – морская свинка, хомячок. Животный мир весной и летом должен быть представлен богаче. Лягушки, ящерицы, жуки, улитки – все это чрезвычайно интересные для детей объекты наблюдения.
Наряду с эпизодическими наблюдениями за повадками животных в уголке природы необходимо организовывать и общие наблюдения, чаще практиковать угадывание по описанию, самостоятельное описание внешнего вида животных, растений, с которыми дети хорошо знакомы. Эти описания носят форму загадок, игр. Дети старших групп любят задания, загадки, над которыми надо думать.
Можно предложить детям нарисовать растения, которые находятся в уголке природы, такие, какие захотят, но так, чтобы все потом узнали, какое это растение. Трудная, но интересная задача. Надо еще раз пристально рассмотреть выбранное для рисования растение, уточнить строение стебля, листьев, подобрать цветные карандаши.
Опираясь на умения детей и их возросшую самостоятельность, можно давать длительные поручения, предложить, например, ухаживать в течение недели за растениями. Эти задания дети выполняют особенно охотно: ведь они сами, одни просматривают растения! Конечно, и эта работа не остается вне поля зрения воспитателя. Нужно проследить, дружно ли работают дети, не забывают ли заготовить с вечера воду для поливки растений, убирают ли все на место после работы.
Постоянное внимание воспитателя к качеству работы детей, к их наблюдениям создает прочный интерес к уголку природы, развивает любознательность, учит относиться к растениям и животным бережно, заботливо.