Ольга Иванова
Картотека игр-забав для детей старшей группы
Картотека игр – забав для детей старшей группы
Подготовила: воспитатель Иванова О. В.
Игры-забавы №1
«Картошка»
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в (тот, кого коснулся мяч)
вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга
стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удается, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.
Игры-забавы №2
«Краски»
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: Один из игроков — «покупатель», другой — «продавец», все остальные — «краски». Каждая «краска» загадывала себе свой цвет и сообщала его «продавцу». «Краски и продавец»садятся на скамью и тут же приходит покупатель: «Тук-тук!» «Кто там?», — спрашивает продавец. «Я, покупатель». «Зачем пришел?» «За краской», «За какой?». Называется определенный цвет краски; если его нет, «продавец»отвечает: «Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!» «Покупатель» делает круг на одной ножке и возвращается за новой краской. Если же краска присутствует, «продавец»говорит: «Есть такая. Плати … рублей». «Покупатель» «расплачивается» — хлопая нужное количество раз по ладошке, «краска» вскакивает и убегает. «Покупатель» старается поймать краску, если получилось — «краска» становится «покупателем».
Игры-забавы №3
«Тише едешь – дальше будешь «
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии — «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий.Он произносит фразу: «Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три!». За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив говорить, «водящий» быстро поворачивается и осматривает участников игры, которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится водящим.
Игры-забавы №4
«Вышибалы»
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки. Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходит! из игры. Когда все игроки были выбиты, игра начиналась сначала.
Игры-забавы №5
«Колечко»
Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Ход: Играют, сидя на скамеечке. Все складывают ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежит мелкий предмет (колечко, камешек, проводит своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывает кому-либо колечко. Отходя в сторону,говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» должен быстро встать, а другие участники — его удержать. Удалось — он становился ведущим.
Игры-забавы №6
«Волшебные ладошки»
Задача: упражнение на развитие чувства собственного движения.
Ход игры:
«Водичка-водичка,
Умой мое личико, (дети выполняют движения умывания)
Чтобы глазки блестели (дети показывают круглые глазки)
Чтобы щечки краснели (дети держатся за щёчки)
Чтоб смеялся роток (дети улыбаются)
И кусался зубок». (дети щёлкают зубками)
Игры-забавы №9
«Наша Маша маленька.»
Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения
Таблица: задачи и приёмы освоения хороводных игр
Возрастная группа | Задачи хороводных игр | Организация игр | Приёмы освоения |
Первая младшая (1,5–3 года) |
| Малыши учатся вставать в круг и водить хоровод. В начале обучения хороводным играм рекомендуется ставить в центр круга игрушку, она будет ориентиром для ребят. Двигаться чётко по кругу детям второго года жизни сначала сложно. В помощь им можно обозначить окружность на полу изолентой или наклейками. Песню исполняют взрослые: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители. Разучивают игру-хоровод несколько раз в неделю. | Показ игры взрослыми (показывают воспитатель и нянечка, музыкальный руководитель и воспитатель и т. д.). |
Вторая младшая (3–4 года) |
| Усложняются движения по кругу:
Песни исполняют взрослые, побуждая детей подпевать. Игра-хоровод разучивается ежедневно: на досуге, во время музыкального занятия, на прогулке. |
|
Средняя (4–5 лет) |
| Дети самостоятельно исполняют хороводные песни. В первой половине дня воспитатель разучивает с ребятами текст, во второй — движения. | |
Старшая (5–6 лет) |
| Старшие дошкольники быстро выучивают слова песен. А движения игр-хороводов становятся сложнее: появляются перестроение по правилам, выстраивание фигуры. В первой половине дня рекомендуется разучивать хороводные движения, во второй — текст песни. Новую игру следует повторять с ребятами 2–3 раза в течение дня, для закрепления — 1–2 раза. |
|
Подготовительная (6–7 лет) |
|
Игры-хороводы относятся к фольклорному жанру. Танцевальные движения, сюжеты и мелодии песен придуманы народом и сохранились с древних времён. Существуют современные музыкальные обработки для хороводных игр, рекомендуется их использовать нечасто: на праздничных мероприятиях или спортивных занятиях. Основное значение в разучивании хороводов — соприкосновением с миром русского народного искусства. Пусть дети почувствуют красоту мелодий и движений в их простоте.
Детские хороводные игры бывают не только круговыми. Построение фигур заимствовано из народного танца:
- «Стенка на стенку», «Воротца»: участники выстраиваются в две линии и становятся напротив друг друга. На одну музыкальную фразу стенка «находит» на стенку и возвращается на место, затем находит вторая линия. Движение навстречу возможно для обеих линий. Чтобы получились воротца, первые участники линий берутся за руки, под ними пройдут цепочки хоровода.
В хороводной игре «Как у наших у ворот» цепочка участников проходит через воротца, образованные ведущими - «Круг» бывает единичный. Для русских народных хороводов характерно движение по солнцу, т. е. по часовой стрелке. Но в игровых танцах возможно и обратное направление. Например, в игре «Карусель» участники закручивают ленты сначала в одном направлении, затем разворачиваются и раскручивают карусель. В играх возможно построение двух отдельных кругов или круга внутри круга.
Чаще всего хороводы с дошкольниками водятся по кругу - «Улитка», «Капустка»: закручивание хороводной цепочки в спираль. Эта фигура получается, когда один из участников разрывает круг и начинает движение таким образом, чтобы цепочка обвивалась вокруг импровизированного центра. Такая игра предполагает и возвращение в круг: ведущий пробегает из центра капустки (улитки) и начинает движение по большому кругу.
В хороводной игре «Капустка» ведущий закручивает цепочку в виде спирали - «Змейка»: ведущий направляет хоровод, чтобы образовался зигзагообразный узор.
Хороводная цепочки при построении змейкой рисует зигзагообразный узор
Опытные воспитатели обычно знакомят детей с круговым построением хоровода и играми типа «Змейка», редко — с «Капусткой» и «Воротцами». На мероприятиях в детском саду, который посещают мои дети, я наблюдала хороводные игры на масленичных гуляниях и празднике осени. Традиционно хороводы водятся на новогодних утренниках. К игровой форме относятся хоровод, в котором содержание песни определяет движения. В младшей группе сын и одногруппники были зайчиками, к примеру, и в хороводе они скакали, хвостиками виляли, ушками качали. На спортивных праздниках весело было играть в хоровод-змейку. Родители и дети брались за руки, и эту длинную цепочку ведущий (обычно выбирается самый активный папа) вёл на большой скорости залихватскими узорами.
Ход игры:
Наша Маша маленька, (дети наклоняются к полу и показывают маленькую Машу)
На ней шубка аленька (дети показывают шубку)
Опушка бобровая, (дети разводят руками и показывают опушку)
Маша чернобровая (дети показывают на бровки)
Игры-забавы №10
«Огуречик-огуречик.»
Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения
Ход игры: На одном конце площадки – воспитатель (ловишка, на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.
Игры-забавы №11
Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения
Игры и забавы в детском саду для детей 3-5 лет
Игры и забавы для детей младшего дошкольного возраста ДОУ
Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель Описание: Игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста, может быть полезным материалом для воспитателей дошкольных организаций, родителей. Назначение работы: Авторские игры для детей направлены на развитие социализации детей, вызывают интерес и желание играть в совместные игры
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности игры со сверстниками Задачи: 1. вызывать у детей дошкольного возраста интерес к коллективным играм 2. формировать у детей положительный настрой и желание играть в совместные игры 3. воспитывать доброжелательное отношение в игре со сверстниками 4. развивать познавательную и речевую активность детей по средствам игры Предисловие В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Уважаемые педагоги предлагаю Вашему вниманию свои авторские игры для детей. Надеюсь, материал будет полезен и востребован в работе.
Игра №1: «Топ-топ-топ» для детей 3-5 лет
В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.
Правила игры: — Дети встают рядом с воспитателем образуют малый круг. — Слова для игры произносят хором, ритмично, с добавлением движений по смыслу текста (при разучивании игры потребуется показ воспитателя)
Слова для игры: Раз – Два! Три – Четыре! (дети делают 4 шага назад)
Круг мы сделаем пошире
(образуется большой круг, не держась за руки)
Другу рядом улыбнемся
(повернуться и улыбнуться)
Крепко за руки возьмемся.
(Взяться за руки)
Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.
(выполняются ритмичные шаги в правую сторону)
Остановка у ворот.
(остановились и стоим на месте)
Значит, будет поворот.
(поворот в левую сторону)
Повернулись дети дружно! Продолжать движения нужно. Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.
(выполняются ритмичные шаги в левую сторону)
Мимо речки и озер. Мимо леса, мимо гор. Всё идут, шагают ноги. Стоп – стоп – стоп. Конец дороги.
(остановились и стоим на месте)
Мы пришли! Встречайте нас.
(повернуться лицом в круг, протянуть 2 руки вперед)
И похлопайте 5 раз.
(Хлопаем в ладоши)
Игра № 2: «Змейка» для детей 3-5 лет
Игра проводится на улице во время прогулки.
Атрибуты для игры: — Нарисованная желтым мелом (краской) на асфальте змейка и 5-6 разноцветных кругов (мячей) Правила игры: -Дети выстраиваются друг за другом в линию — Произносят хором закличку на игру Закличка на игру: Змейка в мячики играла Так играла, что устала. Прилегла бедняжка в тень И ползти ей дальше лень.
Слова для игры (произносит воспитатель) Раз, два, три, четыре, пять Приглашаю поиграть. Мы отправимся с тобой По дорожке по кривой. (бег по змейке друг за другом)
Ты дружочек не робей. Ты вперед беги скорей. Ручки за спиною спрячь Прыгни ножками на мяч.
(прыжки на 2-х ногах)
Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Мы умеем побеждать. Чемпионам УРА! Продолжается игра.
(Дети, пробежавшие весь путь возвращается в конец хвоста змейки и при желании проходят ещё раз)
Игра может продолжаться до сохранения интереса детей.
Рекомендации: Второй игрок начинает движение только после того как первый игрок добежит до середины змейки.
Игра №3: «Кошки – Мышки» для детей 3-5 лет
В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.
Атрибут для игры: — Маска кота Действующие лица: Кот – ребенок Мышки — дети
Правила игры: — Ребенок – кот сидит на стуле (в кустах) — Дети – мыши убегают от кота Слова для игры: Погулять решили мышки Непоседы – шалунишки. (Дети-мыши на цыпочках выходят гулять)
Вот бегут они по травке Вжик – Вжик – Вжик
(бегают в рассыпную)
Перепрыгнули канавку
(прыгают на 2-х ногах)
Прыг – Прыг – Прыг Вдруг раздался страшный звук
(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот)
А сердечко ТУК – ТУК – ТУК Притаился в кустах котик И раскрыл зубастый ротик. Мыши будет Вам беда Разбегайтесь кто куда…
(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)
Напутствие от автора:
В нашем мире много игр, развлечений и затей. Никогда скучать не стоит Вам в компании друзей!
Рекомендуем посмотреть:
Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Игра-забава «Петухи» для младшей группы Потешка «Цыплята» для игр с детьми младшей группы Музыкальные игры для младшей группы детского сада
Похожие статьи:
Раскраски для детей «Домашние питомцы»
Что такое развивающие игры для дошкольников
Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе
Дидактические игры в младшей группе. Картотека
Игры с песком в младшей группе