Формы работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования


Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС

 В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС, ДОУ, стандарт, педагогическая компетентность.

По педагогической лестнице вверх, стремительными шагами набирает оборот современное образование. Изучая закон ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] мы можем увидеть, что дошкольное образование в России имеет статус первого самостоятельного уровня образовательной системы. Исходя из этого, мы смело можем говорить об актуальности стандартизации на сегодняшний день.

Дошкольное образование сегодня выдвигает ряд задач, которые необходимо решать в условиях современных требований. Все задачи связаны единой целью — создание условий для «крепкого фундамента» развития и реализации педагогических идей и взглядов в дошкольном периоде, согласно социальным и экономическим потребностям страны, а также запросам современно общества.

Глобальные изменения происходят не только в законодательной системе страны, но и в современном педагогическом обществе. На сегодняшний день предъявляются высокие методические требования к работе педагогам-дошкольникам, с целью улучшения эффективности качества предоставления образовательных услуг, в период дошкольного детства.

Профессиональная компетентность педагога занимает первое место в реализации задач ФГОС ДО, следовательно, каждому педагогу просто необходимо иметь педагогический багаж знаний, умений и обладать всеми компетенциями, которые прописаны в стандарте. Воспитатель, ориентируясь на стандарт, в первую очередь должен быть, ориентирован на самом воспитаннике, не зависимо от особенностей его психического и физического развития. Вся педагогическая деятельность обязана иметь направления педагогической работы только на пользу и качество воспитания самого ребенка [1, с.34].

Со стороны руководства ДОУ возникает необходимость составления четкого алгоритма ведения методической работы. Ведь от грамотной педагогической деятельности в дальнейшем будут только положительные результаты всей работы дошкольной образовательной организации. Каждое методическое мероприятие необходимо планировать с внесением четких концептуальных идей, способствующих повышению уровня качества управленческой системы в ДОУ.

Все аспекты методического сопровождения необходимо ориентировать не только на сам результат, но и всех участников педагогического процесса.

Моделирование методического сопровождения в ДОУ необходимо выстраивать научным, творческим и современным путем, где будет происходить раскрытие творческого потенциала каждого педагога. Необходимо нацеливать весь педагогический коллектив на профессиональный рост.

Но, если глубже рассматривать данную проблему, мы можем увидеть, что не все педагоги стремятся повысить свой образовательный уровень. Их педагогический опыт остается на линии советской профессиональной подготовки. Данные педагоги стараются сохранить прежнее содержание образовательной деятельности в дошкольной организации. Современные нововведения становятся для них лишь дополнительной частью эмоциональной перегруженности. А ведь одной из главных точек стандарта являются возможности компетенции современного педагога.

Рассматривая понятие «профессиональная компетентность педагога». Мы может определить, что это многофакторное явление, состоящее из теоретических и практических знаний педагога, а также способов их применения в конкретных педагогических ситуациях [2, с.45].

Таким образом, профессиональная компетентность педагога ДОУ зависит от различных личностных качеств, основным источником которого является обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию.

Психологической основой компетентности является стремление постоянно совершенствовать свои навыки и повышать свой профессиональный уровень. Педагог, который не развивается, никогда не покажет истинное лицо творческой личности! Вот почему повышение компетентности и профессионализма педагога является необходимым условием повышения качества образования, как педагогического процесса, так и общего качества дошкольного образования.

Исходя из этих компетенций, необходимо организовать методическую работу в дошкольном образовательном учреждении на современном уровне.

Методологическая работа представляет собой целостную систему взаимосвязанных действий, основанную на научных знаниях и передовом педагогическом и управленческом опыте, направленную на повышение качества и эффективности образовательного процесса путем обеспечения профессионального роста педагогов и развития их творческого потенциала. Цель методической работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте реализации национальных образовательных стандартов для образовательных учреждений может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетентности педагогов в реализации национальных образовательных стандартов путем создания системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Исходя из этого, можно подчеркнуть основные задачи методической службы на новом этапе [3, с.78]:

  1. Совершенствование юридической поддержки методической службы ДОУ.
  2. Содействовать созданию и разработке развивающей образовательной среды в дошкольном образовании, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
  4. Обеспечить внедрение инноваций в ДOУ.
  5. Поощрять положительный педагогический опыт в ДОУ на всех уровнях.
  6. Повысить эффективность методической работы с педагогами с целью повышения их профессионализма и творческой активности.

Таким образом, из всего вышесказанного, можно выделить главное, что вся методическая работа в ДОУ просто обязана строиться на действующей структуре творческого потенциала каждого участника педагогического процесса, основанного на профессиональном и личностном росте, а также на положительном стимулировании результатов педагогической деятельности каждого педагога. Ведь от современного подхода к методической деятельности будет только повышаться качество предоставляемых образовательных услуг дошкольным образовательным учреждением.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
  2. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст]/К. Ю. Белая — М.: ТЦ Сфера, 2015.–324с.
  3. Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием [Текст]/А. Н. Троян.– М. 2022. — 264 с.
  4. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]/Л. И. Фалюшина. — М.: АРКТИ, 2016. — 428с.

«Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.

Наша ООД построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.

Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом.

Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.

В основе обучающих игр, которые я применяю на своих занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты

нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, учитываю, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

Использую в своей работе и метод проектов. Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. Дошкольный возраст – благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка — этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей, родителей и других педагогов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]