«Лучше бы делом занялся, играет он!»: Игра в жизни ребенка

: Время прочтения:

Сегодня все родители озабочены ранним развитием ребенка, почти с пеленок водят его в развивающие студии, многочисленные кружки и секции. Ребенка учат буквам, как только он начинает ходить, а то и раньше. Стремление вырастить из ребенка гения приводит к обесцениванию простой игры. Она кажется родителям пустой тратой времени. Так ли это на самом деле? Какова польза игр для детей? Рассказывает психолог Виктория Мелихова.

Не успел малыш еще встать на ножки, как мама ведет его в развивающую студию. Опытные педагоги предлагают самые разнообразные занятия на развитие моторики, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционального интеллекта. Придуманы методики, по которым буквам и цифрам начинают учить уже годовалого малыша! Танцы, спорт, бассейн, гимнастика, скорочтение, особенные сады с уклоном, ментальная арифметика для дошкольников… А тут уже и подготовка к школе показалась на горизонте.

«Я стараюсь дать своему ребенку все. Он еще маленький, а значит, впитывает, как губка. Я не хочу упустить момент, ведь потом ему будет намного сложнее учиться и развиваться, чем сейчас», говорит мать замечательного малыша. «Кроме того, бегая с кружка на кружок, я сама чувствую себя значимой и ценной для него, ведь я делаю все, что от меня зависит».

Мы не будем рассуждать о пользе или вреде раннего развития и такого воспитания (безусловно, родители руководствуются благими целями), но обратим внимание, что в такой «гонке за развитием» у ребенка не остается времени, чтобы просто поиграть.

Родители не понимают, почему дети должны играть

На своей практике не раз пришлось столкнуться с тем, что родители часто недооценивают детскую игру. Мне приходится объяснять родителям, почему детям нужно играть.

«Только оставь его без присмотра, так он сразу же начнет баловаться».

Начинаем выяснять, что значит «баловаться»: доставать игрушки из шкафа, разбрасывать конструктор, бегать по комнате с машинкой, рассыпать ложкой фасоль… Минуточку! Кажется, здесь речь идет о том, что ребенок играет. Он рассматривает игрушки, изучает окружающие предметы. Любопытство — одно из самых важных для малыша качеств! Он пытается «готовить суп», изображает таксиста. Только для мамы все эти действия объединены словом «баловаться». Отдельная проблема — если это происходит в общественных местах.

«Она постоянно шкодит. То камни принесет, посередине комнаты положит, то песок на стол высыпет. Только отвернусь, как обязательно что-то натянет на голову. Сил просто нет».

Да, часто дети в процессе игр (особенно, подвижных и активных) могут причинять некоторые неудобства, испортить наведенный порядок, перевернуть игрушки и даже испачкать ковер. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр… Так зачем детям нужны игры?

Значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Виды игр

Ольга Артамонова

Значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Виды игр

«Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

(В. А. Сухомлинский)

.

Игра — это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи.

Так, А. С.Макаренко писал: «Игра, имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в детстве?

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»

, — рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы
ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным.
Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Виды игр:

1. Сюжетно – ролевая игра.

Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых.

Сначала детей интересуют действия, которые выполняют взрослые, а потом — взаимоотношения и общение людей.

В сюжетно-ролевой игре у детей хорошо формируются предметные способы решения игровых задач. Становятся все разнообразнее игровые действия с игрушками. Если для решения игровой задачи дети не могут найти нужную игрушку или в игре им требуется какой-то необычный предмет, то они легко используют предметы-заместители.

С обогащением жизненного опыта детей беседа в игре становится все разнообразнее и длительнее.Но в практике наблюдается такая пагубная тенденция: чем старше становятся дети, тем меньше они разговаривают в игре или их общение остается на примитивном уровне. Причина этого в том, что дети порой не знают, о чем можно поговорить, поэтому во время формирования ролевой беседы обязательно нужно демонстрировать взаимодействие и общение взрослых.

Итак, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что у детей происходит формирование ролевых способов решения игровых задач.

2. Театрализованная игра

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Также театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки)

. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а
значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
3. Дидактическая игра

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное,педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

развитиюпознавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Чему учат детские игры

Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.

Что дает игра детям разного возраста?

Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!

Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!

Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.

Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!

Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.

На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение. Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять.

Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню. И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.

Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.

Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.

В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.

Как игра развивает ребенка

Игра, точ­нее, ее зна­че­ние в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он раз­ви­ва­ется, рас­тет, при­об­ре­тает нуж­ные качества.Что надо знать об игре — пред­мет­ной, сюжетно-роле­вой и др., какие игры деструк­тивны? Что делать, если маль­чик играет в куклы?

Зна­че­ние игры для пол­но­цен­ного раз­ви­тия ребенка сложно пере­оце­нить. В рабо­тах заме­ча­тель­ного пси­хо­лога Д.Б. Эль­ко­нина пере­чис­ля­ются мно­го­чис­лен­ные функ­ции игры: раз­ви­тие вооб­ра­же­ния и ини­ци­а­тив­но­сти, абстракт­ного мыш­ле­ния, памяти и вни­ма­ния, эмо­ци­о­наль­ное раз­ви­тие, но глав­ное, навер­ное, в том, что игра необ­хо­дима для раз­ви­тия навы­ков вза­и­мо­дей­ствия с миром. В игро­вой ситу­а­ции все­гда моде­ли­ру­ется струк­тура мира, будь то мир соци­аль­ных отно­ше­ний или мир пред­ме­тов. Ребе­нок копи­рует окру­жа­ю­щий мир в свою игру и таким обра­зом усва­и­вает его.

Предметная игра

Как игра раз­ви­вает ребен­каВ воз­расте до трех лет ребе­нок осва­и­вает игры с пред­ме­тами. В это время связь с роди­те­лями явля­ется глав­ной в соци­аль­ных отно­ше­ниях, вза­и­мо­дей­ствие с ровес­ни­ками еще очень огра­ни­чено. Хотя какие-то пра­вила соци­аль­ной жизни ребе­нок уже усва­и­вает: на пло­щад­ках, в песоч­нице и в груп­пах крат­ко­вре­мен­ного пре­бы­ва­ния (или яслях) он полу­чает опыт встра­и­ва­ния в соци­аль­ную струк­туру. Ребе­нок учится усва­и­вать пра­вила соци­ально поощ­ря­е­мого и отвер­га­е­мого пове­де­ния (не заби­рать чужие игрушки, не драться, помо­гать малы­шам и т.д.), а также полу­чает пер­вый опыт сов­мест­ной игры, кото­рый чаще ини­ци­и­ру­ется взрос­лыми («давайте сей­час вме­сте сде­лаем песоч­ный замок»).

Но важ­нее в этих пер­вых играх соб­ственно вза­и­мо­дей­ствие с пред­мет­ным миром. В ими­та­ци­он­ных играх с пред­ме­тами (игру­шеч­ной посу­дой, куколь­ной одеж­дой, машин­ками, ору­жием и т.п.) ребе­нок отстра­и­вает и про­ве­ряет связи между пред­ме­тами. При этом дети ими­ти­руют дей­ствия взрос­лых, кото­рые они могут наблю­дать, и зада­чей роди­теля в дан­ном слу­чае явля­ется демон­стри­ро­вать ребенку широ­кий репер­туар этих действий.

Пред­мет­ная игра поз­во­ляет ребенку сде­лать мир понят­ным для себя, а пра­вильно подо­бран­ные игрушки в этом пери­оде облег­чают этот про­цесс. На самом ран­нем этапе нужно нали­чие игро­вых пред­ме­тов, мак­си­мально похо­жих на насто­я­щие, чтобы посте­пенно, с раз­ви­тием вооб­ра­же­ния, ребе­нок мог заме­нять их чем-то дру­гим. Напри­мер, сна­чала у девочки есть игру­шеч­ные чашечка и таре­лочка, она зава­ри­вает чай для своих кукол, и в этот момент мама гово­рит: «Ой, сей­час бы торт им испечь, но у нас нет плиты, давай возь­мем вот эту коробку — это будет плита, и в ней мы испе­чем торт». Мама пока­зы­вает ребенку при­мер, как можно обхо­диться с такой ситу­а­цией, при этом сохра­няя связи, суще­ству­ю­щие в реаль­ном мире (в реаль­ном мире торт гото­вится на плите). Как отме­чали мно­гие фило­софы и писа­тели, эти вооб­ра­жа­е­мые пред­меты, впле­тен­ные в струк­туру реаль­ного мира, дают воз­мож­ность ребенку вырасти чело­ве­ком. Дете­ныши обе­зьян тоже ими­ти­руют дей­ствия роди­те­лей с пред­ме­тами, но они не играют с пал­кой, веря, что это змея. Писа­тель Терри Прат­четт в одном из своих рома­нов писал, что надо верить в Санта-Клауса и зуб­ную фею «исклю­чи­тельно в каче­стве прак­тики: для начала сле­дует научиться верить в малень­кую ложь», чтобы потом при­нять и понять такие поня­тия как жалость, пра­во­су­дие и все остальное.

Дру­гая функ­ция пред­мет­ной игры — пони­ма­ние свойств пред­ме­тов. Мария Мон­тессори в начале века раз­ра­бо­тала тео­рию раз­ви­ва­ю­щего про­стран­ства, в кото­ром обу­ча­ю­щие пред­меты как будто сами рас­кры­вают свои свой­ства. Такие пред­меты легко сде­лать дома сво­ими руками. Напри­мер, это могут быть квад­ра­тики одного раз­мера из раз­ных мате­ри­а­лов, накле­ен­ные в ряд на одну панель: от самого мяг­кого (шелк) до самого шер­ша­вого (наждач­ная бумага). Тро­гая их руками, малыш учится раз­ли­чать так­тиль­ные свой­ства мате­ри­а­лов. То же самое можно сде­лать с цве­тами, фор­мами, зву­ками и даже запахами!

Здесь я хотела бы рас­ска­зать об опыте домаш­ней раз­ви­ва­ю­щей сту­дии, кото­рую я про­во­дила вме­сте с дру­гими ини­ци­а­тив­ными мамами для детей до трех лет. С этой целью орга­ни­зо­вы­ва­лось раз­ви­ва­ю­щее про­стран­ство, где в раз­ных зонах сидели мамы, пред­ла­га­ю­щие детям раз­лич­ные игры-зада­ния. В одной зоне с малы­шами раз­ви­вали мел­кую мото­рику (через паль­чи­ко­вые игры, поиск пред­ме­тов в кастрюле с кру­пой), в дру­гой пели песенки и пока­зы­вали ноты на музы­каль­ных инстру­мен­тах, кто-то пока­зы­вал свой­ства пира­ми­док и куби­ков, кто-то клеил с детьми аппли­ка­ции или рисо­вал и т.д.

Дети сво­бодно пере­ме­ща­лись в этом про­стран­стве на про­тя­же­нии двух часов, выби­рая зада­ния себе по вкусу, при этом посто­янно ощу­щая под­держку взрос­лых, если в чем-то нужна была помощь. Таким обра­зом, они полу­чали опыт соб­ствен­ного выбора заня­тия, вза­и­мо­дей­ствия с дру­гими детьми (напри­мер, двое детей одно­вре­менно не могут выпол­нять какое-то зада­ние — тогда надо подождать).

Помимо этого, в этом же про­стран­стве нахо­ди­лись раз­ви­ва­ю­щие мате­ри­алы, сде­лан­ные на основе кон­цеп­ции Мон­тессори, с кото­рыми дети вза­и­мо­дей­ство­вали пол­но­стью само­сто­я­тельно. Такая форма орга­ни­за­ции поз­во­ляет мак­си­мально полно раз­ви­вать и позна­ва­тель­ные функ­ции (вни­ма­ние, память, мыш­ле­ние), и твор­че­ские спо­соб­но­сти, и уме­ние вза­и­мо­дей­ство­вать с другими.

Сюжетно-ролевая игра

После трех лет игра ста­но­вится веду­щей дея­тель­но­стью для ребенка, и в этот момент в жизнь малыша при­хо­дит сюжетно-роле­вая игра, в кото­рой ребе­нок осва­и­вает уже мир отно­ше­ний между людьми.

Мир соци­аль­ного вза­и­мо­дей­ствия в игре пред­став­лен в двух аспек­тах: с одной сто­роны, это соци­аль­ная струк­тура и нормы обще­ния, с дру­гой, соци­аль­ные роли и отно­ше­ния. В подвиж­ных «нор­ма­тив­ных» играх (салки, прятки, ножки, выши­балы) ребе­нок учится играть «по пра­ви­лам», зна­ко­мится с соци­аль­ными нор­мам и усва­и­вает базо­вую соци­аль­ную струк­туру. В роле­вых играх («дочки-матери», «док­тор-боль­ной», «вой­нушка» и т.д.) ребе­нок в игро­вой форме встре­ча­ется с рас­про­стра­нен­ными соци­аль­ными ролями и отыг­ры­вает куль­тур­ные нор­ма­тивы пове­де­ния; именно здесь он усва­и­вает струк­туру мира отно­ше­ний. Напри­мер, если девочка играет маму, то она должна быть спо­кой­ной, любя­щей, забо­титься о своих детях и при­ни­мать реше­ния. Харак­тер роле­вой игры тоже ими­та­ци­он­ный: изоб­ра­жая какие-то модели пове­де­ния, кото­рые ребе­нок видит во взрос­лом мире, ребе­нок при­ка­са­ется к тем отно­ше­ниям, кото­рые стоят за этим поведением.

Игры со сверст­ни­ками несут на себе, таким обра­зом, функ­цию соци­аль­ной адап­та­ции. Ребе­нок учится чув­ство­вать и сопе­ре­жи­вать дру­гим, нахо­дить и отста­и­вать свое место в группе и вос­при­ни­мать, ино­гда инту­и­тивно, пра­вила пове­де­ния в боль­ших и малых группах.

При вос­пи­та­нии детей очень важно пони­мать, что функ­ции роле­вой игры со сверст­ни­ками прак­ти­че­ски невоз­можно заме­нить дома. Когда я рабо­тала в школе и про­во­дила адап­та­цию пер­во­класс­ни­ков, меня пора­зило, что детей, кото­рые не ходили в дет­ский сад или в какие-то дру­гие устой­чи­вые группы (кружки, группы соци­а­ли­за­ции или про­сто дво­ро­вую ком­па­нию), можно выде­лить прак­ти­че­ски сразу. Им сложно адап­ти­ро­ваться в кол­лек­тиве, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как предъ­явить себя сверст­ни­кам. Какие-то функ­ции соци­аль­ного интел­лекта ока­зы­ва­ются про­сто не раз­виты. Если уме­ние чув­ство­вать системы пра­вил можно раз­ви­вать дома через понят­ную и раз­ра­бо­тан­ную систему дого­во­рен­но­стей и обя­зан­но­стей ребенка, то роле­вые игры с роди­те­лями никак не могут заме­нить вза­и­мо­дей­ствие с груп­пой сверстников.

Если ребенку трудно

Какие вопросы часто тре­во­жат роди­те­лей в отно­ше­нии дет­ских игр и на что важно обра­щать вни­ма­ние? Очень часто роди­тели при­во­дят детей на кон­суль­та­цию со сло­вами «он ни с кем не играет», «ему не нра­вится в дет­ском саду, потому что он все­гда ока­зы­ва­ется «на отшибе», у него там нет дру­зей» и т.д. Такая ситу­а­ция может быть очень трав­ма­тич­ной для ребенка, при­чи­нять ему силь­ные стра­да­ния, и здесь ему не обой­тись без помощи родителей.

Как тут помочь? В первую оче­редь, роди­тель дол­жен стать для ребенка пси­хо­ло­гом и дру­гом и обсу­дить с ним ситу­а­цию. В какую именно ком­па­нию или группу его не при­ни­мают? Как это про­ис­хо­дит? Было бы здо­рово пред­ло­жить ребенку разыг­рать какую-то типич­ную сценку, где он чув­ство­вал себя отверг­ну­тым груп­пой, исполь­зуя в каче­стве акте­ров его игрушки и пред­ла­гая ему высту­пить режис­се­ром. При этом нужно пред­ло­жить ему самому выбрать игрушки-акте­ров. Это нужно, во-пер­вых, чтобы ребе­нок мог сам посмот­реть ситу­а­цию со сто­роны, во-вто­рых, сам выбор игру­шек для игры может пока­зать его отно­ше­ние к себе и к ребя­там в группе. После того как сценка будет пока­зана, надо спро­сить его мне­ние: почему, как он думает, его героя не взяли играть? Что он мог бы сде­лать, чтобы его взяли?

Такой раз­го­вор помо­жет ребенку понять, что про­изо­шло, и попы­таться испра­вить ситу­а­цию. Напри­мер, если ребенка не берут в игру, потому что все играют с доро­гими игруш­ками, кото­рых у него нет, можно помочь ему, научив раз­лич­ным играм, не тре­бу­ю­щим каких-то спе­ци­аль­ных пред­ме­тов («коро­бок», «колечко» и т.д.). Поиск таких игр в интер­нете зай­мет совсем немного вре­мени, но поз­во­лит ребенку почув­ство­вать свою важ­ность, если он каж­дый день будет при­но­сить в дет­ский сад рас­сказ о новой игре. Однако ситу­а­ция отвер­же­ния ребенка груп­пой сверст­ни­ков может быть свя­зана с его соб­ствен­ным пове­де­нием (застен­чи­во­стью, агрес­сив­но­стью, неже­ла­нием играть по пра­ви­лам и др.), и здесь уже было бы полезно обра­титься к пси­хо­логу, чтобы он дал реко­мен­да­ции, как помочь это изменить.

Когда игры деструктивны

Еще один вол­ну­ю­щий роди­те­лей вопрос свя­зан с деструк­тив­ными или агрес­сив­ными играми, когда ребе­нок в игре ломает пред­меты или отыг­ры­вает какие-то нега­тив­ные собы­тия (игры в пре­ступ­ни­ков; в смерть или болезни; игры, свя­зан­ные с наси­лием, и т.д.).

Как к этому отно­ситься? В такой ситу­а­ции очень важно про­ана­ли­зи­ро­вать, появ­ля­ются ли эти темы только в игро­вой ситу­а­ции или отра­жа­ются в осталь­ной жизни ребенка. Игра, помимо про­чего, несет в себе функ­цию эмо­ци­о­наль­ного реа­ги­ро­ва­ния, пере­жи­ва­ния каких-то чувств, с кото­рыми ребе­нок столк­нулся в реаль­ной жизни. Если ребе­нок уви­дел по теле­ви­зору репор­таж об убий­ствах или наси­лии или в его семье про­ис­хо­дят кон­фликты — это часть мира, с кото­рой он сопри­ка­са­ется и кото­рую ему надо как-то встро­ить в свою соб­ствен­ную кар­тину мира. В игро­вой форме он может, с одной сто­роны, лучше понять, что про­изо­шло, с дру­гой сто­роны, пере­жить эти эмо­ции, дать им какой-то выход. Когда роди­тели поссо­ри­лись, а ребе­нок, придя на пло­щадку, раз­ру­шил песоч­ную пира­мидку, это дало ему воз­мож­ность каким-то обра­зом выплес­нуть и пере­жить те нега­тив­ные чув­ства, кото­рые он испы­тал. Ему надо как-то пере­жить и такие части жизни, как смерть или болезни, поэтому мно­гие дети играют в болезни, в уми­ра­ние, в похо­роны — и это нор­маль­ная часть развития.

Дру­гое дело, если игро­вые нега­тив­ные или деструк­тив­ные темы рас­про­стра­ня­ются на всю жизнь ребенка, напри­мер, про­яв­ля­е­мая им агрес­сия каса­ется не только игры, но и всех ситу­а­ций вза­и­мо­дей­ствия. К таким про­яв­ле­ниям надо отно­ситься очень вни­ма­тельно и, в иде­але, обра­щаться к спе­ци­а­ли­стам, чтобы удо­сто­ве­риться, что это не явля­ется симп­то­мом какого-то нару­ше­ния раз­ви­тия нерв­ной системы.

Если мальчик играет с куклами

В нашей куль­туре раз­де­ле­ние жен­ской и муж­ской соци­аль­ных ролей оста­ется по-преж­нему важ­ным, и поэтому суще­ствуют «нор­ма­тив­ные» игры для маль­чи­ков и для дево­чек. Но что делать, если маль­чик играет с кук­лами, а девочка — с машин­ками? Часто этот вопрос также ока­зы­ва­ется болез­нен­ным для родителей.

Тут надо выде­лить еще одну функ­цию игры, кото­рая не только поз­во­ляет вжиться во взрос­лые соци­аль­ные роли, но и в какой-то мере фор­ми­рует ген­дер­ную иден­тич­ность. Ген­дер­ная иден­тич­ность — это осо­зна­ние себя при­над­ле­жа­щим к какому-то полу. Био­ло­ги­че­ское раз­ви­тие чело­века в этом вопросе немного отстает от соци­аль­ного: поло­вое созре­ва­ние насту­пает только в под­рост­ко­вом воз­расте, тогда как ощу­ще­ние себя девоч­кой или маль­чи­ком фор­ми­ру­ется гораздо раньше. Как и с любой иден­тич­но­стью (про­фес­си­о­наль­ной, груп­по­вой, клас­со­вой) в момент ее фор­ми­ро­ва­ния, люди склонны к экс­пе­ри­мен­там. Поэтому в играх дети часто экс­пе­ри­мен­ти­руют, играя как в дру­гой пол (оде­ва­ясь, выби­рая игрушки), так и в соци­аль­ные роли, кото­рые в куль­туре несут яркую ген­дер­ную окраску. Так, маль­чики начи­нают играть в вос­пи­та­тель­ницу дет­ского сада, а девочки — в воен­ного генерала.

Если такие игры носят разо­вый или пери­о­ди­че­ский харак­тер (напри­мер, свя­заны с героем мульт­фильма, кото­рый ребенку очень нра­вится), то ника­ких пово­дов для вол­не­ния тут нет. Ген­дер­ная иден­тич­ность сфор­ми­ру­ется доста­точно быстро, маль­чик осо­знает себя маль­чи­ком и будет играть маль­чи­ше­ские роли. Но вот если этого не про­ис­хо­дит, то стоит обра­тить вни­ма­ние на воз­мож­ные при­чины, напри­мер, на отсут­ствие в жизни ребенка взрос­лых, кото­рые создают образ жен­щины и муж­чины. Такие ситу­а­ции бывают, если роди­тели вос­пи­ты­вают ребенка в оди­ночку и как бы несут обе ген­дер­ные роли в одном человеке.

Социальное или когнитивное развитие?

Напо­сле­док хоте­лось бы осве­тить еще один момент, свя­зан­ный с местом игры в жизни совре­мен­ных дошколь­ни­ков. Сей­час сорев­но­ва­тель­ность между роди­те­лями, кото­рая все­гда была доста­точно силь­ной, при­во­дит к умень­ше­нию вре­мени, кото­рое ребе­нок может уде­лить игре. Ран­нее раз­ви­тие рас­смат­ри­ва­ется и у нас, и в боль­шин­стве стран как необ­хо­ди­мость, то, что ребе­нок обя­за­тельно дол­жен полу­чить. Дети зани­ма­ются ино­стран­ными язы­ками, ходят на музыку, рисо­ва­ние, танцы, их рано учат читать и писать. Сам по себе этот про­цесс не несет в себе ничего пло­хого, не счи­тая двух аспектов.

Пер­вый свя­зан с тем, что игра пере­стает рас­смат­ри­ваться как важ­ная часть жизни ребенка, кото­рой надо спе­ци­ально уде­лять время, поку­пать игро­вые пред­меты и вообще обра­щать какое-то осо­бое вни­ма­ние. После несколь­ких часов заня­тий у ребенка уже может про­сто не быть сил на пол­но­цен­ную игру, и она заме­ня­ется муль­ти­ками, гад­же­тами или, в луч­шем слу­чае, про­стыми играми на дет­ской площадке.

А ведь соци­аль­ное раз­ви­тие имеет во мно­гих смыс­лах даже боль­шее зна­че­ние. Для любого взрос­лого оче­видно, что уме­ние нахо­дить свое место в мире людей и стро­ить с ними отно­ше­ния явля­ется одним из самых важ­ных для счаст­ли­вой жизни, но ведь это уме­ние не появ­ля­ется само по себе, его тоже нужно раз­ви­вать! Но поня­тие соци­аль­ного интел­лекта в нашей куль­туре пока новое, и его оценка, а тем более раз­ви­тие, вызы­вают слож­но­сти. К сча­стью, уже довольно давно в Москве функ­ци­о­ни­руют цен­тры соци­а­ли­за­ции малы­шей, в кото­рых дети учатся именно общаться, вза­и­мо­дей­ство­вать и сосу­ще­ство­вать в группе по опре­де­лен­ным пра­ви­лам. Хотя, конечно, подоб­ные цен­тры пока рас­про­стра­нены в мень­шей сте­пени, чем обыч­ные цен­тры ран­него развития.

Дру­гой аспект каса­ется жела­ния роди­те­лей срав­ни­вать дости­же­ния сво­его ребенка с дости­же­ни­ями дру­гих. Уро­вень соци­аль­ного раз­ви­тия плохо под­да­ется диа­гно­стике в отли­чие от раз­ви­тия позна­ва­тель­ного. Все роди­тели хотят, чтобы их ребе­нок был «самым-самым», а раз­ви­тие позна­ва­тель­ных функ­ций проще всего отсле­дить («ребе­нок рисует натюр­морт в два года, читает в три года, а в пять пишет стихи»). С появ­ле­нием интер­нета появи­лась еще и про­блема неве­ро­ятно боль­шого коли­че­ства кон­так­тов. Если раньше мама могла срав­ни­вать дости­же­ния сво­его малыша с дости­же­ни­ями еще десяти-два­дцати детей, и в чем-то ее ребе­нок точно был «самым луч­шим», то теперь раз­брос уве­ли­чился в сотни раз. Если мама пишет на форуме, что ее ребе­нок научился читать в два года, то обя­за­тельно появится мама, у кото­рой ребе­нок читает в пол­тора. Такое срав­не­ние «по пока­за­те­лям» достав­ляет массу непри­ят­ных ощу­ще­ний как роди­те­лям, кото­рые чув­ствуют свою неком­пе­тент­ность, так и детям, кото­рых пыта­ются «дорас­тить» до нуж­ных пока­за­те­лей, зава­ли­вая все новыми заня­ти­ями и раз­ви­ва­ю­щими игрушками.

Выводы роди­тели могут сде­лать сами.

Автор: Ека­те­рина Свеш­ни­кова, окон­чила факуль­тет пси­хо­ло­гии МГУ им. М.В. Ломо­но­сова, пси­хо­те­ра­певт (направ­ле­ние «экзи­стен­ци­аль­ный ана­лиз»), в тече­ние восьми лет ведет пси­хо­ло­ги­че­ские кон­суль­та­ции для подростков

Обра­зо­ва­ние и Пра­во­сла­вие / Пра­во­слав­ное образование

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.

В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.

К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д.В. Менджерицкой игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.

Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.

Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.

Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослыхvвами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т.к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае — у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.).

Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Играя, дети учатся жить!

Литература:

1. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозайка – Синтез. 2015. – 128 с.

3. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?… ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111 с.

Наблюдая за игрой ребенка

Самая важная работа психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка, слежением за сюжетом, за главными героями игры. Ребенок еще не может ясно выражать свои мысли и чувства. Зато прекрасно может все показать в игре.

Он не скажет, что испугался собаки, однако образ большого животного, острых зубов обязательно появляются в игре.

Малыш, который недавно утратил статус первенца, закапывает в песок все предметы, которые попадаются ему на глаза. Он пытается засунуть большую машинку в маленький гаражик. Внимательное наблюдение за его действиями покажет его желание снова стать маленьким, когда он был единственным, когда он помещался в животик к маме, где было тепло и спокойно.

Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка.

Сейчас он большой. Возвращение в животик невозможно. Зато можно в это играть. А вместе с тем прожить много чувств: желание возвращения к младенчеству, боль от невозможности воплощения этого желания, поддержку близкого человека рядом в этот нелегкий для него момент.

Другой ребенок постоянно сталкивает машинки друг с другом, бьет одной машинкой другую, посыпает ее песком. После разговора с мамой выясняю, что на детской площадке есть мальчик, который постоянно обижает этого ребенка. Однако потому что обидчик старше, малыш не может дать ему «сдачу». Зато проживает все свои чувства в игре.

Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают мучить ребенка, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр, они дают разрядку. Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.

Значение игры для дошкольников

 Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

А. М. Горький высказывал мысль: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Что дает право называть игру творческой деятельностью?

Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным оптом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет едина цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь.

Поэтому игра приучает детей подчинить свои действии и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя стоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способность установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные чувства, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нудно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного, прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, — изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активно деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании, ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишится увлекательной игры.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

В игре формируются моральные качества, ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если относиться к игре серьезно, с искренним интересом, понимать замыслы детей, их переживания.

Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры — это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад. школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, общественные и производственные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение.

Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка») и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей.

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогли воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье.

Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.

Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Я перед собой ставлю задачу помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.

Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства.

Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры.

Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются во время выбора игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Моя задача — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им.

Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях которыми живет наша страна.

Для малышей, например, важно наглядное напоминание — игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так. Доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры спрашиваю: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Мне достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан — это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства — осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога — воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

При организации игры передо мной вставали трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т. е. замыслу своего произведения.

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовленного этапа игры.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Игра и труд. — М.: Знание, 1973
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии — 1966 — № 6
  3. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. — М., 1967
  4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988
  5. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. — Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985

Игра как метод обучения и воспитания в детском саду.

Детская игра

— средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра

— вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим.

Игру можно понимать по разному:

— игра- особый вид человеческой деятельности;

— игра- средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель);

-игра- особый набор правил, требующих своего исполнения;

-игра- особый способ условного присвоения мира;

-игра- как форма педагогической деятельности.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

1. эмоционально развивающая функция

;

2. диагностическая функция

— раскрываются скрытые таланты;

3. релаксационная функция

— снижается излишнее напряжение;

4. компенсаторная функция

— дает человеку то, что ему не хватает;

5. коммуникативная функция

— является великолепным средством для общения;

6. функция самореализации

— служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;

7. социокультурная функция

— в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;

8. терапевтическая функция

— может служить средством лечения психических расстройств человека.

Организация качественной , полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал ) При организации игры он должен выбрать в качестве основной цели одну- две функции, которые будут для него наиболее важными.

Роль игры в воспитании в детском саду

Начиная организацию игры в детском саду, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

Воспитателям в детском саду важно опираться на роль игры в воспитании

. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества. Только таким образом реализуется роль игры в воспитании.

Роль игры в воспитании

состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.

Несмотря на большую роль игры в воспитании

ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.

Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Сюжетно-ролевая игра

– одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является — сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

1. Бытовые (игры в семью, детский сад)

2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)

3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

В театрализованных играх

(играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью) . Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности

Вывод

Итак, игра занимает важное место в организации жизни детей .Игры повторяются ежедневно, на «их плечах» в благоприятных условия растет и крепнет детский коллектив, с присущим ему разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов.

Процесс игры у дошкольников требует включения воспитателя, но с разными целями, на разных уровнях развития отношений между детьми. Когда воспитатель входит в центр детской жизни – в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой игры. Для ребенка овладение новой игрой означает получение нового опыта. Когда дети овладеют игрой, тогда мы скажем: «Теперь вы уже умеете играть сами». Взрослый в роли ценителя и советчика выступает тем чаще, чем больше у него контакта с детьми. Высказывать оценку следует дружески, избегая тона наставления, приказа.

Мы берем игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть подлинная жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно мы получаем большие возможности в воспитании детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров ЮЛ. Игра и труд. — М., 1973. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. — М., 1979.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.

3. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г

4. Гуружапов ВА. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.

5. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

6. Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000.

7. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.

8. Ильина ТА. Педагогика. — М., 1984.

9. Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.

11. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

12. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развиваю­щие игры. — М, 1990.

13. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983.

14. Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева — М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. — 114 с.

15. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

16. Столяренко В.А. Педагогаческая психология — Мн. ,2000.

17. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985. – 163 с.

18. Яновская. М.Г. Творческая игра в воспитании младше­го школьника. — М., 1974.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]