Экологические игры
по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе содержат сюжет, используют роли, правила или же содержат только задания. Действия в таких играх могут быть обозначены текстом, который и определяет последовательность игры.
Игры, предложенные воспитателями ДОУ, помогут дошкольникам любить родной край и окружающую как живую, так и неживую природу. Игровые упражнения, пособия разработанные специалистами дошкольного воспитания, легки в изготовлении, имеют один или несколько вариантов проведения.
Игры и пособия для экологического развития и воспитания
Содержится в разделах:
- Дидактические игры 32256
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия 916
- Экология для детей. Эколята, защитники природы 4200
Включает в себя разделы:
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия 1202
- Календарь погоды и природы 241
- Сортировка мусора, отходов. Игры, дидактические пособия 46
- Экологические знаки. Правила поведения в природе, в лесу 24
- Экологические лэпбуки 249
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
Показаны публикации 1-10 из 80. Все разделы | Экология, защита природы. Дидактические игры и пособия
Новое
Фото
Лучшее
Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактической игры «Сортируя отходы — сохраняем природу»
Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактической игры «Сортируя отходы — сохраняем природу!»
Подготовила: Чугунова Ю.А Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов. Задачи: Образовательные: Научить педагогов изготавливать
дидактическую игру «Сортируя…
Дидактическая игра «Убираем мусор — бережем природу»
Цель игры: способствовать знакомству воспитанников с понятиями «сортировка отходов»
,
«вторичная использование»
. Задачи: Развивать умение классификации предметов по материалам, из которых они изготовлены. Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, внимание, мелкую…
Авторское пособие по экологии «Куб природы»
Автор: Хасанова Зульфия Такбиршовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 44» г.Тобольска высшая категория. |
Велика наша Родина. С севера на юг сменяется несколько природных зон. Почему так происходит? Чем отличается животный и растительный мир природных зон?
Ответить на эти вопросы поможет пособие для увлекательного путешествия с малышами по природным зонам России.
Покрутите «Куб природы»,
И найдете вы на нем,
Уголки страны особой,
Той, в которой мы живём.
Цель пособия: помочь дошкольникам упорядочить и систематизировать знания об окружающем мире, постичь понимания взаимосвязей в природе.
Задачи:
— Воспитание чуткости, доброты, бережного отношения к природе; любви к Родине;
— формирование потребности в приобретении экологических знаний;
— формирование интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни растений, животных;
-поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность и самостоятельность в экологически ориентированной деятельности;
— развивать личный познавательный опыт детей.
Описание пособия: Пособие представляет собой куб, каждая грань которого – природная зона России. В нижней части граней карманы для карточек.
Для удобства в использовании куб укреплен на крутящемся диске. К пособию прилагаются карточки с изображениями представителей флоры и фауны различных природных зон . Для изготовления использованы плакаты серии «Природные зоны России».
Куб предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Он универсален: поможет детям не только познакомиться с животными, растениями разных уголков нашей страны, увидеть красоту и разнообразие природы, но и расширить кругозор воспитанников, развить их память, внимание, мышление, речь. Способствует повышению познавательной активности ребёнка.
Пособие может быть использовано как в совместной деятельности ребенка и взрослого, так и для самостоятельных и коллективных игр.
Варианты игр и упражнений:
«Где растут эти растения?»
«Где живут эти животные?»
«Помоги животным и растениям найти свой дом».
Дети помогают животным и растениям найти свой дом, выбрав подходящие климатические условия.
«Найди лишнее»
«Продолжи ряд»
«Помоги исправить ошибку».
Дети сравнивают животных, находят сходство и различие между ними, общее и различное у растений, учатся замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.
«Узнай по описанию».
Детям предлагается определить природную зону по описанию.
«Установи соответствие».
Дети учатся устанавливать соответствие: природная зона – её климат, растения, животные, птицы.
«Составь рассказ».
Опираясь на пособие можно рассказать о животном или растении, составлять и отгадывать загадки.
Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества «Грант» по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321,
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Поделиться
«Дидактические игры своими руками по экологии»презентация по окружающему миру на тему
Слайд 1
«Дидактические игры своими руками по экологии» Выполнила: Воспитатель ГБДОУ д.сад №70 группа№4 Ларионова Л.Л.
Слайд 2
Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей — целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Слайд 3
Перфокарты по экологии Цель пособия: закрепление знаний о живой природе и экологических знаках. Перфокарты разделены на три раздела : экологические знаки, птицы, животные. Какие знания нужно закрепить, такое задание и даётся, например : Отметьте значком (галочка, крестик, кружочек) зимующих птиц. Можно также использовать два цвета, для решения заданий, например : Выдели красным цветом зимующих и синим перелётных птиц и т.д. Перфокарты «Животные» универсальны : закрепление знаний о животных жарких стран, животных Севера, умеющих плавать, животных леса, домашних и т. д
Слайд 4
Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы» Закрепляется знание зимующих и перелётных птиц.
Слайд 5
Дидактическая игра «Сезонные изменения в природе» Цель : изучение сезонных изменений в природе. Задачи : 1.Закреплять у детей умение различать и называть цвет. 2.Формировать у дошкольников элементарные представления об изменениях в природе в разное время года. 3.Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление. 4.Способствовать развитию мелкой моторики рук. Педагог предлагает детям самостоятельно разложить карточки, с изображенными на них изменениями в природе, в зависимости от времени года вокруг сезонных круго в.
Слайд 6
Универсальная дидактическая игра «Волшебные планшетки» Задачи : Развитие способности у детей к осознанному выбору; формирование коммуникативных компетенций; расширение социального опыта детей (когда ребенок выступает в разных социальных ролях : в роли игрока (выполняет действия с игровым материалом в соответствии с данной инструкцией, в роли наблюдателя (следит за ходом выполнения игровых действий, в роли помощника (выполняет правильные игровые действия в случае затруднения основного игрока). Задание дает педагог. Самостоятельная игровая деятельность детей (с разными социальными ролями). Данное игровое пособие достаточно компактно и универсально . Его можно использовать начиная с 2-3 лет и до 7 лет, меняя цели и задачи игры.
Слайд 7
Варианты игр : «Четвертый лишний» , «Чего не стало?» , «Что с чем поменяли местами?» , «Что изменилось?» , «Придумай слово» , «Составь схему» , «Загадки» , «Волшебная цепочка», «Кто что ест» , «Найди пару» , «Найди детеныша» , « Чей хвост (ухо, лапа и т. д.) ». «Кто, где живет» , «Кому что надо для работы» .
Слайд 8
Дидактическая игра «Волшебные диски» Цель : Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию; находить следы животных, тень предметов; подбирать листья к деревьям; определять кто что ест. Кто где живет. Назначение : Данные дидактические игры с прищепками предназначены детям 3-6 лет для развития мелкой моторики, для закрепления счета в пределах 10, умений соотносить количество предметов с цифрой; для закрепления знаний о животных и их детенышах и т.д.
Слайд 9
Дидактическая игра «Откуда ты, рыбка?» Цель игры : продолжать знакомить детей с обитателями рек, морей, и океанов. Учить детей не торопясь выбирать нужную картинку с изображением той или иной рыбы. Учить детей объяснять свой выбор. Материалы : карточки с изображением рыб, изображение реки, моря, аквариума .
Слайд 10
Игровые пособия по экологии носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытия потенциальных возможностей дошкольников. Воспитывают любовь и бережное отношение ко всему живому .
Слайд 11
Спасибо за внимание!!!
Сборник дидактических игр по экологическому образованию
Ход игры
: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» — дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания – от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности.
В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.
«Волшебные экранчики»
Цель
: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.
Материал
: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое).
Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» — построить упорядоченный ряд.
Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д. В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» — разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.
ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
С РАСТЕНИЯМИ
«Цветочный магазин»
Цель:
закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Наглядный материал:
картинки с изображением овощей.
Воспитатель рассказывает: — Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём помидоре». — Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горох, морковь, картофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». — Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. — Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. — Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. — Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель.
Консультация «Схемы и модели по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Винокурова Прасковья Александровна
Консультация «Схемы и модели по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Я хотела бы обратить ваше внимание на модели по экологическому воспитанию. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Совместно с детьми и родителями мы изготовили своими руками разнообразные модели. Они помогают в работе с детьми, так как в старшем дошкольном возрасте инструкции, элементы и последовательность заданий сложные.
Применение наглядных моделей при ознакомлении с природой способствует более глубокому познавательному развитию и развивает речь детей.
Модели бывают разнообразные. Выделяем: наглядные и звуковые.
К наглядным относятся:
объемные модели, схемы, графические модели — карточки.
К звуковым относятся: мешочки, шуршалки, султанчики, пакеты, музыкальные инструменты.
Данные модели используются для решения разных задач по экологическому воспитанию.
Для формирования временных представлений использую:
• объемные модели — змейки года, недели;
• спиралевидные модели недели, времени года;
• календарь природы.
Для формирования знаний о растительном и животном мире представлены схемы для составления описательных рассказов.
Этапы работы с мнемотаблицей:
1. С детьми рассматривали таблицу и разбирали, что на ней нарисовано.
2. Затем – преобразовали символы в образы.
3. Составляли рассказ с опорой на символы (образы). Дети рассказывали самостоятельно или с помощью педагога.
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы и воспроизведение таблицы при показе ребенку.
«Весна проснулась»
Весной солнышко светит и греет. Тепло. На деревьях – зеленые листочки. В траве распускаются цветы. Прилетают насекомые. В лесу поют птицы. Хорошо весной!
Развивающее упражнение:
«Восстанови последовательность событий»
Ветер слабый по силе — раскачивает только листья и маленькие веточки;
1. Ветер усиливается – раскачивает ветки;
2. Ветер сильный – раскачивает стволы деревьев.
Использование моделей оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления и речи, обогащает конкретные представления детей. Модели дают не только представление о внешних особенностях объекта, позволяют формировать у детей правильное, доброжелательное отношение к живым существам, закладывает элементы экологической культуры.
Рекомендуемая литература:
1. Мир природы и ребенок. /Под. ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб., 2003.
2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. /Под. ред. П. Г. Саморуковой – М., 1991.
3. «МЫ». Программа экологического образования детей /Н. Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М., 2001.