Дидактические игры на развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов
Дидактические игры на развитие представлений
о геометрических фигурах и форме предметов
II
младшая группа
Подбери фигуру
Цель игры
: Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить называть фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических фигур приемом обведения и накладывания.
Материал
: Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами фигур, по одной фигуре той же величины, что и контурные изображения.
Ход игры:
Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» То же с другими фигурами. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет. «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, а также фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обвести пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем наложить ее на начерченную фигуру, и если совпадает оставить. В конце игры подвести итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме: круг, квадрат, треугольник».
Какие бывают фигуры?
Цель игры:
Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учит обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем, называть их).
Материал:
Кукла. Демонстрационный: крупные картонные круги и квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов (по три фигуры каждой формы для каждого ребенка к конвертах).
Ход игры:
Воспитатель: «К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у нее в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Показывает детям круг и спрашивает, как называется эта фигура? «Правильно, дети, это круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиком в воздухе круг». Все делают нужные движения. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, и предлагает выполнить движение одновременно с остальными детьми, помогает ребенку. «Как называется эта фигура? Правильно это круг. А вот это квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол, — палец повернулся вниз, снова повернулся, и снова угол – палец пошел вверх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их названия у отдельных детей. «А теперь достаньте фигуры из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой – круги. Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру. Кукла Лена хвалит детей, правильно выполнивших задание.
Кому, какая фигура
Цель игры:
Учит детей группировать геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Материал:
Демонстрационный: матрешка, кукла, мишка. Раздаточный: по три квадрата, круга, треугольника разных цветов и размеров, 3 подносика на каждого ребенка.
Ход игры:
Воспитатель: «Давайте вспомним, как называются эти фигуры». Показывает детям поочередно круг, квадрат, треугольник. Предлагает их назвать, найти у себя по одной такой же фигуре и обвести их пальцем.
«А теперь каждый положит на поднос для матрешки фигуры одинаковой формы, кто какой хочет. Все сделали? А для мишки — фигуры другой формы. А для куклы – оставшиеся фигуры. Молодцы. Сейчас все дети аккуратно возьмут подносики для матрешки и принесут ей. Какие фигуры ты дал Матреше? А ты? Теперь принесите подносики для мишки. Смотрите, у мишки есть и круги, и квадраты, и треугольники. У вас остались подносики для куклы, принесите их». С детьми, которые на один поднос положили разные фигуры, воспитатель работает дополнительно, используя приемы обведения контура и прикладывания
Средняя группа
Чудесный мешочек
Цель игры:
Упражнять детей в умении называть форму предметов.
Материал
: Мешочек и игрушки с четко выраженной формой (мяч, кубик и т. д.)
Ход игры:
В небольшой мешочек положите несколько игрушек. Двое играющих поочередно достают из мешочка по одной игрушке. Когда мешочек опустеет, играющие раскладывают свои игрушки: отдельно круглой формы, отдельно квадратной и т. д. Сравнивают игрушек какой формы больше у каждого игрока и определяют победителя.
Правила:
1. Прежде чем вынуть игрушку, ее называют.
2. Вынув игрушку, называют ее форму.
Найди свою фигуру
Цель игры:
Научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.
Материал:
Ящик, сделанный из картона, в котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы. Набор геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Конверты с изображением круга, треугольника, квадрата.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на две группы: у одних – геометрические фигуры, у других конверты с изображением фигур. Одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь по изображениям на своих конвертах.
Группы детей меняются местами.
Найди свое место
Цель игры:
Развивать умение различать геометрические фигуры и соотносить их.
Материал:
Набор геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Карточки с изображением этих же фигур, идентичные, а также большего или меньшего размера.
Ход игры:
Детям раздаются геометрические фигуры, а на стулья, поставленные в ряд, кладутся карточки с изображением этих фигур. Дети расходятся по группе, свободно передвигаясь, бегая под бубен. По условленному сигналу (например, бубен замолк) дети находят свое место, т. е. каждый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением его геометрической фигуры.
Варианты:
При первоначальном проведении игр фигура, изображенная на карточке, идентична той, что у ребенка в руках. Он может проверить себя, наложив свою фигуру на ее изображение.
При проведении последующих игр фигура, изображенная на карточке, может быть больше или меньше по размеру.
При повторном проведении игры, карточки, разложенные на стульях, перекладываются.
Найди треугольник
Цель игры:
Упражнять детей в умении различать треугольник среди других геометрических фигур.
Материал:
15-20 разных геометрических фигур, среди которых 8-10 треугольников (на одного человека).
Ход игры:
По сигналу играющие выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выберет все треугольники.
Вариант:
Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги. Игру можно усложнить: раскладывать условленные фигуры в порядке возрастания или убывания их величины.
Геометрическое лото
Цель игры:
Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал:
5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
5 карточек с изображением предметов разной формы: мяч, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг, дыня, слива, лист, жук, яйцо, портфель, книга, домино.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов и подобрать предметы нужной формы, принимает участие 5 детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются геометрическими образцами друг с другом.
Что лежит в мешочке
Цель игры:
Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Материал:
Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи, пуговицы, деревянные шарики, яички, бочонки, мячи, жёлуди, шишки, маленькие флажки (квадратной и треугольной формы).
Ход игры:
На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической формой.
Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой.
При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.
Продолжительность 15 минут
Старший дошкольный возраст
Кто быстрее найдет
Цель игры
: Упражнять в нахождении соответствия предметов по форме с геометрическими фигурами (образцами) и в обобщении предметов по форме.
Материал
: На полках модели: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. На столе воспитателя предметы: подносы, макет часов, зеркало, шарф, платок и тарелка.
Ход игры
: Один ребенок называет предметы, стоящие на подставке. Затем говорит кому, какие предметы взять. Выигрывает тот, кто первый найдет подходящий предмет и поместит его рядом с соответствующей фигурой. Дети по очереди называют предмет, описывают форму. В конце воспитатель задает вопрос: «Что стоит рядом с квадратом, кругом, прямоугольником?…, «Чем они похожи?», «Сколько их?».
Кто быстрее?
Цель игры:
Упражнять детей в выкладывании геометрических фигур из палочек.
Материал:
Счетные палочки или спички.
Ход игры:
По сигналу двое играющих начинают выкладывать из палочек знакомые геометрические фигуры. Можно договориться о выкладывании по одной фигуре (квадрат, треугольник). Можно договориться выкладывать определенное количество одинаковых фигур: 5 квадратов, 2 прямоугольника.
Выигрывает тот, кто первым выложит установленное количество фигур.
Составь, не ошибись
Цель игры:
Закрепить у детей умение анализировать предметы сложной формы, составленные из моделей геометрических фигур 1-2 видов, составлять по образцу.
Материал:
Аппликации предметов («Робот», «Автомобиль», «Домик» и т. д.), составленные из разных фигур: квадратов, треугольников, прямоугольников разных размеров, с разным соотношением сторон, конверты с наборами моделей геометрических фигур.
Ход игры:
Воспитатель вывешивает аппликацию «Робот», последовательно рассматривает ее с детьми. Выясняет, из каких частей состоит робот, из каких фигур сложена каждая часть. Затем дети воспроизводят образец. Далее воспитатель предлагает еще 2-3 образца, выбирается один из них, дети внимательно рассматривают и составляют такой же предмет.
Получить текст
Подбери предметы по цвету
Коллективная игра «Подбери предметы по цвету» помогает закрепить в памяти названия основных тонов палитры – коричневого, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, серого, черного, белого (можно использовать все или несколько из перечисленных).
Занятие развивает:
- память, мышление, внимательность;
- речевые навыки;
- усидчивость, старательность;
- способность зрительно воспринимать предметы;
- моторику пальцев рук;
- культуру коллективного поведения.
Для игры необходимо подготовить картонные листы, окрашенные в выбранные цвета, и карточки, изображающие животных, растения, плоды, вещи соответствующих оттенков.
Воспитатель раскладывает на столе картон. Воспитанники по очереди берут понравившуюся иллюстрацию, говорят, что на ней изображено, какого цвета нарисованный предмет. Кладут карточку на соответствующий картонный листок.
Детей можно разделить на группы по количеству листов картона. Участники должны брать только те карточки, что соответствуют цвету группы.
Разноцветные шарики
Дидактическая игра «Подбери шарики по цвету» закрепляет представления об основных тонах палитры, развивает умение соотносить предметы по оттенкам. Упражнение способствует речевому развитию и внимательности.
Для игры необходима картинка, изображающая мальчика или девочку с разноцветными веревочками в руке. Из картона нужно вырезать воздушные шарики соответствующих колеров.
Воспитатель, указав на картинку, поясняет, что воздушные шары оторвались, улетели. Задача дошкольников – найти улетевшие шарики, правильно прикрепить их к веревкам.
Поставь цветочки в вазу
Этот вариант игры «Подбери по цвету» закрепляет представление о трех основных тонах – синем, красном, желтом.
Задачи занятия:
- формирование познавательной и аналитической способности;
- улучшение моторики пальцев;
- воспитание усидчивости, старательности, способности продуктивно работать в коллективе;
- развитие речи, расширение словарного запаса включением слов, касающихся тонов палитры;
- улучшение способности зрительно воспринимать предметы.
Для дидактической игры необходимо вырезать из картона три вазы и много цветочков трех соответствующих цветов. Воспитатель кладет на стол вазы, цветочки соединяет в кучки по колеру. Дает детям задание подобрать для каждой вазы правильную группу цветочков.
Можно усложнить задание для развития логики и внимательности, смешать цветочки в одну кучу. Воспитанники должны правильно распределить цветочки по вазам.