Конспект НОД в старшей группе «Песок, глина, земля»


Конспект занятия: «Песок, камни, глина»

Конспект занятия на тему «Песок, глина, камень. Свойства».

Цели:

Образовательные.

— развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.

— научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.

— развивать «чувство времени». Знакомство с песочными часами.

Развивающие.

— развивать связность речи, зрительное внимание, творческое воображение.

— учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.

3. Воспитательные

.

-формирование взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности, сотрудничества.

-воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.

Словарная работа:

прилагательные: твердый, прочный, сыпучий, сухой, мокрый, вязкий, связывающее

существительные: вещество, свойство, увеличительное стекло.

Предварительная работа:

наблюдение за свойствами песка, глины, камня.

Рассматривание народных глиняных игрушек.

Пособие и материал:

-песок, глина и камни на каждого ребенка, банки с водой, пластмассовые ложечки, увеличительные стекла, деревянные палочки, фартучки, комочки влажной глины.

НОД.

1.Вступительная часть.

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня очень интересная работа. Оно будет проходить в нашей детской «лаборатории». Представим, что мы «ученые». А кто такие ученые?

Дети. Люди, которые изучают разные предметы, ставят опыты, делают открытия, работаю т с приборами

Воспитатель. Правильно, в нашей лаборатории есть приборы, с которыми мы уже работали. И мы, «ученые», будем проводить опыты, исследования, наблюдения, делать выводы.

2. Основная часть.

Воспитатель. Вы видите перед собой природный материал. Какой?

Посмотрите и назовите.

Дети. Глину, песок, камни.

Воспитатель. Сегодня мы будем сравнивать материалы парами — песок и камень, песок и глину, камень и глину. Давайте рассмотрим и сравним песок и камень. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?

Дети. Песок сухой, его можно сыпать.

Воспитатель. Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите?

Дети. Много мелких крошек, песчинок

Воспитатель. Правильно, песок — это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня. А камень, он какой?

Дети. Он твердый, жесткий, гладкий.

Воспитатель. Сейчас мы будем выяснять, что тяжелее песок или камень. Я буду проводить опыт, вы внимательно посмотрите, а потом проведите его сами

В банку с водой насыпаю песок и камни и все перемешиваю палочкой, наблюдаем, как происходит оседание на дно, что коснулось быстрее дна камни или песок?

Так, как вы ученые сами сейчас проведете опыт, сделайте наблюдения и вывод, что тяжелее и что легче.

Берите баночку с водой, насыпайте в банку песок и камни, палочкой все перемешайте и наблюдайте, что видите, что быстрее коснулось дна, и почему?

Дети. Камешки.

Воспитатель. Почему?

Дети. Камни тяжелее, чем песок.

Воспитатель. А теперь будем сравнивать песок и глину.

Определим, что лучше пропускает воду. Возьмите увеличительные стекла, рассмотрите песок и глину, чем они отличаются друг от друга?

Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.

Воспитатель. Сейчас я проведу еще один опыт с песком и глиной. Нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? У нас задача определить, что быстрее пропускает воду песок или глина: Вот поэтому воду нужно наливать одновременно. Беру две баночки с воронками, отверстия в воронках закрываю ватным диском, в первую воронку насыпаю ложку глины, а во вторую воронку — ложку песка. Затем одновременно наливаю в две банки воду из стаканов до верху на глину и песок, смотрим, в какой банке быстрее наливается вода.

Дети. В банке, где песок.

Воспитатель. Правильно, а почему? Кто сможет ответить?

Дети. Песок пропускает воду, а глина нет.

Воспитатель. Мы убедились, что песок пропускает воду, а глина почти не пропускает, так как влажная глина становится вязкой, липкой, она состоит из мельчайших частичек, тесно связанных между собой, из нее хорошо лепить. А сейчас будем сравнивать камень и глину. Уточним, какой камень?

Дети. Тяжелый, твердый, прочный.

Воспитатель. Ребята, а когда глина высыхает, то она превращается в камень. Посмотрите, что произойдет, если нажать на камень из глины, что вы видите?

Дети. Она рассыпался.

Воспиталь. А нажмите на обычный камень. Что с ним произошло?

Дети. Ничего.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что камень прочный, твердый.

Воспитатель. Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это, и песок, и глина, и камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?

Дети. Геологи.

Воспитатель. А кто такие геологи?

Дети. Геологи — это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.

Физкультминутка.

Воспитатель. А сейчас представим, что мы с вами «геологи» и пойдем на поиски полезных ископаемых. Может нам сегодня повезет? (Дети имитируют движения, копая лопатой, находят глину.)

Воспитатель. Ребята, вы что — то нашли?

Дети. Да, глину.

Воспитатель. Глина — это что?

Дети. Полезное ископаемое.

Воспитатель. А зачем нам нужна глина, чем она полезная?

Дети. Из нее делают игрушки, красивую посуду, используют в строительстве.

3. Итог занятия.

Ну вот, мы сегодня были и «учеными», и «геологами», и «исследователями», узнали о свойствах каких полезных ископаемых? (ответы детей)

Что мы о них узнали, чем они полезны? (ответы детей)

Песок

Песок – это природный сыпучий материал, состоящий из небольших обломков кварца, слюды, шпата и других минералов. Он образуется из-за разрушения горных пород под влиянием окружающей среды.

Существует много разновидностей песка, однако в строительстве чаще всего используют речной и карьерный песок.

Особенностями речного песка являются:

  1. Отсутствие глины, что необходимо при возведении кирпичных стен, создании стяжки на полу.
  2. Высокая способность пропускать воду, поэтому часто используется как основа для дренажа.
  3. Содержит меньше примесей по сравнению с остальными видами песка, поэтому его применяют для изготовления стекла.

Также речной песок добавляют в смеси при производстве некоторых видов бетонов, строительных сухих смесей и растворов.

Речной песок содержит более гладкие песчинки, в сравнении с карьерным, что делает карьерный песок более подходящим для бетонных смесей, так как неровное ломаное строение его песчинок крепче в соединениях с цементом.

В неочищенном карьерном песке содержатся примеси, в том числе глина, что дает ему как преимущества, так и недостатки в сравнении с речным, в зависимости от типа строительных работ. Неочищенный песок применяют редко, не для бетонных работ, так как такое соединение может быть непрочным из-за различных примесей в нем, зато его активно используют для подсыпки (например, для поднятия участка).

Карьерный песок используют как заполнитель для бетона, при производстве конструкций из железобетона, а также при строительстве автомагистралей и аэродромов. В первом случае его необходимо очищать от примесей (в основном методом промывки), во втором случае очистка не требуется.

Карьерный песок подразделяется на сеяный и мытый – в зависимости от способа очистки от примесей и более крупных фракций. Оба типа подготовки песка для строительства удаляют почву, крупные, а также мелкие пылевые частицы, глину и другие нежелательные фракции.

Сеяный песок очищен от почвы, крупных фракций, а также от пылеватых мелких частиц. Его уже можно применять для некоторых типов бетонных смесей, для штукатурных работ, и для закладки фундамента.

Мытый песок – более высокого качества в сравнении с сеяным, по характеристикам он схож с речным, его также можно использовать для стеновой кладки, стяжки, бетонных смесей.

Песок отличается и по составу фракций – мелко-, средне- и крупнозернистый. Мелкозернистый – самый дорогостоящий песок, ввиду высокой трудоемкости добычи, применяется для изготовления затирок и шпаклевок, наливного пола и прочих отделочных материалов. Крупный карьерный песок подходит для производства тротуарной плитки, бордюров, для дренажа, также используется для создания подушки под фундамент.

Морской песок такой же чистый, как и песок речной, однако добыча его ведется не очень активно, так как требует значительно больших трудозатрат. Кроме того, морской песок содержит в себе значительное количество солей, что делает его непригодным для производства целого ряда строительных работ. Правда, в странах, где, кроме морского песка, не имеется больше никаких других его видов, производится промывка материала пресной водой, но это только удорожает конечный продукт. Тем не менее, морской песок используется при строительстве достаточно часто, хоть и не так, как другие виды песка.

Галька, песок и щебень являются незаменимыми помощниками при строительстве всевозможных объектов и сооружений. Правильный выбор материала для строительства — залог прочного строения или конструкции. Сэкономив на качестве песка можно получить в дальнейшем огромные траты на ремонт после того, как пойдут трещины или повреждения.

Обращайте внимание на стоимость песка – с доставкой за куб или нет. Основную часть стоимости занимает доставка, не забывайте также, что выгоднее заказать большую партию песка, чем заводить по пару кубов, каждый раз увеличивая стоимость песка на транспортные затраты.

Галька

Научное название гальки – галтованный камень. Она представляет собой совокупность самых разных природных минералов и горных пород (чаще всего это кварц, доломит или гранит), отшлифованные до маленьких гладких камешков при содействии естественных помощников – воды и ветра. Особенность гальки в том, что многообразием цветовой гаммы, формы и прочности она обязана только природе, человек практически не влияет на процесс ее создания и формирования.

Между различными видами гальки, в зависимости от того, в какой воде происходит многовековой процесс ее образования, существует несколько различий, часто — существенных. При обработке морской водой галька становиться более гладкой, иногда даже зеркальной, из-за постоянных отливов и приливов, а также высокого содержания соли, действующих в совокупности как абразивный камень. Благодаря своей прочности, самыми ценными галечными камнями считаются черноморский и адыгейский.

Гальку применяют для возведения фундамента, строительства взлетно-посадочных полос и автомобильных дорог, используя ее в качестве «подушки» под эти объекты, так как из-за небольших размеров и высокой прочности, она выдерживает очень сильные нагрузки. Также галька считается лучшим материалом при прокладке дренажных систем и для засыпки подъездных путей к начинающемуся строительству.

Но больше всего распространение галька получила как материал для декора, так как это красивое, экологически безопасное и, благодаря многообразию цветов и форм, оригинальное украшение для интерьера и ландшафта: фонтанов, садов, парков, искусственных водоемов и клумб. Галькой декорируются не только фасады и цоколи зданий. Она используется и для внутренней отделки помещений (например, ванной комнаты, даже фартука для кухни).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]