Развитие мимики и интонации
Основные упражнения зависят от выбранной тематики занятия. В процесс следует включить задания на развитие выразительности и мимики. Ниже приведен пример основного этапа.
Развитие речи в старшей группе на тему: «Осень, здравствуй!».
- Воспитатель приглашает дошколят поприветствовать осень: «Мы тебя так ждали, осень».
- Дети повторяют предложения, ставя ударение на первое слово.
- Затем приветствие повторяется, но акцент уделяется второму слову.
- Фраза озвучивается с ударением на следующее слово и так далее.
Воспитатель придумывает новое предложение: «Осень пришла на смену лету». Дети должны повторить высказывание разными интонациями – весело, разочаровано, обиженно, злобно. Следует хвалить и подбадривать воспитанников во время игры.
Игры
Даже те занятия, которые направлены только на развитие речи, в старшей группе рекомендуется разбавлять игрой, требующей физической активности. Желательно, чтобы она вписывалась в общее настроение урока, соответствовала тематике и в ней использовались игровые атрибуты. Если занятие посвящено осенней поре, можно задать дошкольникам следующие задания:
- перепрыгивать через лужи (картонные овалы, например);
- подкидывать бумажную листву;
- убежать от дождика, который сыграет один из воспитанников;
- показать птичек, которые улетают в теплые края.
Здорово, если дети сами будут предлагать идеи для развлечения, предлагая варианты тех развлечений и занятий, что ассоциируются с выбранным временем года.
Окончание занятий
В конце урока подводятся итоги, где дошкольникам предоставляется возможность проанализировать полученную информацию. Воспитатель спрашивает у детей о том, чему было посвящено занятие, что нового и интересного ребята узнали. Важно похвалить дошколят, это подбодрит их и стимулирует на активное участие во время уроков в дальнейшем.
Маленькое напоминание о прошедшем занятии в виде подарка особенно обрадует детей. Это может быть наклейка, вкусная конфета или другой приятный бонус. Ребятам можно дать интересное домашнее задание – нарисовать рисунок, посвященный пройденной теме или выучить стих.
Задания
Данный этап посвящен литературным произведениям и творчеству. Воспитатель может прочитать сказку, историю или стихотворение, посвященное выбранной для урока тематике. После прочтения необходимо задействовать фантазию и воображение дошкольников. Дети могут сами придумать, чем закончилась история, предложив свои варианты. Можно устроить викторину, ответы на которую встречались в произведении.
Предпочтительно использование дополнительных атрибутов, которые подготавливаются заранее. С их помощью воспитанники смогут обыграть прочитанную историю. К примеру, педагог рассказала ребятам сказку о ежике, который запасался продуктами на зиму. Воспитатель предлагает вниманию детей большую корзину, в которой лежат различные предметы. Что возьмет лесной зверек: яблоки, грибы или, быть может, мячик?
Введение в обучающий процесс
Для организации детей и привлечения их внимания необходимо организовать интересную, но простую комбинацию фраз и упражнений. Можно собрать дошкольников в круг и организовать пальчиковую игру.
- На счет от одного до пяти дети попеременно сгибают пальчики («будем дружно мы играть»).
- При обратном счете кулак разжимается — три, два, раз («ждут новые знания нас»).
После игры детей ознакомляют с предстоящей тематикой занятий, будь то изучение профессий, знакомство с природой или сказочный мир. Рекомендуется провести краткую беседу, относящуюся к теме. В разговор необходимо вовлекать всех детей при помощи вспомогательных вопросов и индивидуальных приглашений робких участников к диалогу.