Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе


Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе с презентацией. Тема: Пересказ сказки «Почтовая улитка»
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий. Задачи: 1. Образовательные:
— познакомить со сказкой «Почтовая улитка»; — учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на графические схемы; — закреплять представления детей об особенностях сказки, ее отличиях от рассказа.
2. Развивающие:
— продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные вопросы; — развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; — развивать монологическую речь; — совершенствовать связную речь.
3. Воспитательные:
— формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач; — воспитывать ценностное отношение к литературе.
Предварительная работа: чтение сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций с изображением растительного и животного мира, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры. Словарная работа: травоядная, влаголюбивая, почтальон, сотрудники озадачились, ценный конверт, ответственный работник. Методы и приемы: 1) Игровые: игровая мотивация, физкультминутка. 2) Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения. 3) Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок. 4) Практические: работа с опорными схемами. Оборудование: слайд-шоу, иллюстрации к сказке, графические схемы к сказке, мольберт.
Ход образовательной деятельности
1. Орг. момент. Воспитатель: — Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. — Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) — У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение. Игра приветствие Нежные, добрые девочки! Сильные, смелые мальчики! Встанем в круг и за руки все возьмемся И радостно друг другу улыбнемся!Воспитатель: — Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает. 2. Мотивационно – ориентировочный этап. Воспитатель: — Сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительный мир животных. Где нам предстоит открыть самые интересные тайны жизни животных, их самые необычные особенности и узнать много нового. И сегодня мы будем говорить…. А о ком, вы узнаете, если отгадаете мою загадку: В домике всегда своем, Даже в гости ходит в нем… Рожки есть, а не бодает, Кто к ладошке прилипает? (Улитка)1 слайд — Чем питается улитка?

Воспитатель: — Улитка — травоядная. Что это значит? Травоядная – это значит, питается травой и другими растениями и овощами. 2 слайд – Как ест улитка?

Воспитатель: — На языке улитки, как на напильнике, расположены сотни маленьких зубов, ими улитка срезает и перемалывает пищу. 3 слайд – Как живет улитка?

Воспитатель: — Влаголюбива — это значит, влагу любит. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мхе. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, питаться выходит ночью. Наиболее активна улитка ночью или после ливня. 4 слайд – Как двигается улитка?


]
Воспитатель: — Улитка движется очень медленно. Попробуем все вместе сказать такие слова: «Улитка, проползи немножко на своей ножке!» (Дети произносят хором эти слова). Посмотрите, пока мы говорили, улитка успела проползти вот такое расстояние. (Показ отрезка длиной 1, 5 см). 5 слайд — Зачем улитке рожки?

Воспитатель: — У улитки не просто рожки, а одна пара рожек, одна пара усиков. Усики — маленькие, улитка ими нюхает. А рожки — большие — это глаза. И рожки и усики улиток очень чувствительны: если они случайно касаются какого — либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь. — Вот сколько всего мы узнали про жизнь улитки. 3. Поисковый этап Воспитатель: — Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную сказку, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак…. Чтение сказки «Почтовая улитка». Больше всего на свете улитка хотела быть почтальоном. «Как же это замечательно, — думала она, — разносить хорошие новости и доставлять ценные посылки! Быть почтальоном – самая интересная, самая важная и самая радостная работа!» Но в почтальоны улитку не брали. Вы, наверное, уже догадались, почему: ползала она о-о-очень медленно. — Как же ты будешь разносить новости? – посмеялись над малышкой на почте. -Улиток в почтальоны не берут. Пока ты доберешься до адресата, новости устареют! Это же будут уже не новости, а «старости» какие то! Кому они будут нужны? «Эх, — вздыхала улитка, — и почему я не родилась зайцем или голубем? Тогда бы никто не смеялся, сразу бы приняли! Вот бы мне стать такой быстрой, как они!» И она решила тренироваться, чтобы стать быстрее. Каждое утро малышка просыпалась затемно и выходила на пробежку. К рассвету она была уже на беговой дорожке. А к обеду проползала целых два метра! Потом два метра и ещё немножечко…. Но, увы, сколько бы она ни старалась, она оставалась чуть быстрой, но все же улиткой. И по-прежнему не годилась для работы на почте. — Брось ты эту затею! – кричал заяц, поправляя на бегу сумку, набитую письмами и журналами. — Только зря время теряешь. Даже самая быстрая в мире улитка не сможет работать почтальоном! Улитка понимала, что он прав, только отказаться от мечты все равно не могла. Но однажды на почту попало письмо с особой пометкой. «Дорогой почтальон, — было написано на конверте, — пожалуйста, будьте бережны с этим письмом: оно полно нежных чувств и может повредиться». Сотрудники почты озадачились. Кому же доверить доставку такого ценного конверта? Вдруг заяц помнет нежные чувства? Или они испортятся от тряски? — Улитка! – вдруг вспомнила сорока. — Вот кто сможет справиться с такой задачей! Правда, она не сможет доставить нежные чувства быстро, зато они прибудут в целости и сохранности! И все согласились, что так будет лучше. Улитка очень старалась! И, конечно же, она справилась! Теперь малышка работает на почте и очень счастлива. Когда нужно доставить что-нибудь очень бережно и аккуратно, это доверяют улитке. И все очень гордятся тем, что у них есть такой ответственный работник! (материал из простор интернета)Работа по содержанию. Воспитатель: — Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей). — Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Отвечаем полным предложением. — Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей) — Кем хотела быть улитка? — Почему ей нравилась профессия почтальон? — Почему сотрудники почты не брали на работу улитку? — Какие усилия прилагала улитка, чтоб стать быстрой? — Что советовал заяц улитке? — Что произошло дальше? (Ответы детей) — Что значит «сотрудники озадачились»? (Ответы детей) Воспитатель дает определение выражения. — «Озадачились», значит попасть в трудное положение, затруднение с ответом. — Что предложила сорока? — Что значит «ответственный работник»? Воспитатель дает определение выражения. — «Ответственный работник», значит выполняющий работу аккуратно, на отлично. Воспитатель: — А сейчас я приглашаю вас на улиточную прогулку. Физкуль. Ползет улитка по тропе Свой домик носит на спине. Ползет тихонько, не спешит По сторонам всегда глядит. Ну, а когда устанет очень И отдохнуть она захочет, То может быстренько свернуться И шаром круглым обернуться.Повторное чтение сказки. Воспитатель: — Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы. Воспитатель во время чтения выставляет схемы. 4. Практический этап. Пересказ сказки с опорой схемы (можно использовать презентацию) Воспитатель: — Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Пересказ сказки с опорой на схемы (по цепочке по частям). Воспитатель: — Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей) — А как бы ты озаглавил эту сказку? Анализ ООД. Воспитатель: — С какой сказкой вы сегодня познакомились? — Что вам больше всего запомнилось из сказки? Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии. 5. Рефлексивно-оценочный этап. — Кто был героем нашего занятия? — Что вы там узнали нового? — В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной доброй и поучительной сказкой.
Презентация на тему: Почтовая улитка

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Транспорт специального назначения Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы ДОУ Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные России» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Носов «Огородники»

Похожие статьи:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Чарушин «Воробей»

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада на тему «Человек и природа»

Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе

«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе.

«Путешествие в страну сказок».

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

Программные задачи:

— закрепить знания о сказках;

— закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;

— совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;

— развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

— воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально — коммуникативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие: развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактическое упражнение, загадывание загадок, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;

Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»

.

Ход работы

Мотивационно — ориентировочный этап

В.

Здравствуйте , Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости? Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Сегодня нас с вами ждет интересное, увлекательное дело. Но прежде давайте « согреем» друг друга теплотой своих добрых улыбок. (дети встают в круг, берутся за руки).

Собрались все дети в круг(встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

В

. Молодцы, мы подарили друг другу улыбки. Сейчас начнем работать.

Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Отправляемся на остров сказок. Для того, что бы очутиться на острове, давайте все вместе произнесем волшебные слова: 2 раза хлопни, 3 раза топни, вокруг себя обернись, на острове сказок очутись!

Звучит « Волшебная» музыка.

-Ой, ребята, куда мы с вами попали? Какие здесь растут необычные цветы, и яркие звёздочки повсюду. Это, наверно, и есть волшебная страна Сказок. Смотрите, а это, что такое? Давайте подойдём поближе и посмотрим. (Педагог снимает ткань с сундука, дети рассматривают его со всех сторон)

— Ребята, чтобы узнать что хранятся в нашем сундучке, мы должны открыть сундук. Но сундук мы можем открыть только ключом. Но где же наш ключик?

— Ой, ребята, вот же он, наш ключик! Только он не подходит к замочку, его злая Баба Яга заколдовала, чтоб его расколдовать и открыть надо выполнить задания, попробуем?)

-Хорошо ребят, садимся на свои места .

Поисковой этап

В

. -Ребята вы любите сказки?

— Какие вы знаете сказки? Назовите.

— А какие бывают сказки? (народные, авторские)

.

— Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ)

.

— Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор)

.

— Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве).

— Как вы думаете, что такое сказка?? ( необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.

— Как заканчивается сказки? (добро побеждает зло, счастливый конец)

Молодцы, а теперь давайте поиграем

Игровое упражнение «Вспомни сказку»

В

. Сейчас мои помощники, которые сидят среди вас загадают вам загадки по народным сказкам , а вы угадайте и скажите название.

1. Сидит в корзине девочка.

У мишки за спиной

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой. (маша и медведь)

2. В красной шапочке всегда Путешествует она. Любит бабушку свою, Не боится быть в лесу. Но немножко непослушна, Её волк едва не скушал. (красная шапочка)

3. Жили братья-толстячки, Все три носа — пятачки. Старший братец — всех умней, Дом построил из камней.(три поросенка)

4. Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке ( колобок)

5.Красна девица грустна: ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка!(Снегурочка)

В

. Молодцы , справились с этим заданием . Давайте продолжим наше путешествие.

Конкурс « Доскажи словечко»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]