Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»

Мария Шандыбо

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Тема: «Перелетные птицы»

Программные задачи:

1. Активизация словаря по теме «Перелетные птицы».

2. Практическое усвоение детьми названий частей тела птиц.

3. Учить составлению простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

4. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

5. Практическое овладение навыком образования сложных прилагательных.

6. Учить практическому употреблению в речи приставочных глаголов (вылетела, облетела, прилетела.) и предлогах (из-, в-, над, под-, к-, от-).

7. Отработка правильного употребления имен существительных в дательном и предложном падежах.

8. Научить детей составлению описательных рассказов по плану, данному, логопедом.

9. Развитие у детей зрительно ~ восприятия, слухового внимания и памяти.

10. Коррекция мелкой моторики.

11. Развитие у детей логического мышления.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно назовет друг за другом «цепочку слов»: ласточка-аист-грач; скворец-лебедь-журавль; аист-лебедь-ласточка.

2. Постановка цели, занятия.

Сегодня мы поговорим о птицах.

3. Игра «Сложи правильно» (разрезные картинки с изображением перелетных птиц).

Назовите, кто у вас на картинках. (Грач, скворец, ласточка, аист, журавль, лебедь).

-Кто это? Как назвать одним словом?

-Это птицы.

-Какие птицы? Перелетные или зимующие?

-Почему птицы называются перелетными?

-Птицы осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно.

-Почему птицы улетают в теплые края.

-Потому что зимой у нас холодно и нет корма.

-Какие птицы прилетают к нам первыми?

-Грачи и скворцы.

4. Игра «Подбирай, называй, запоминай»

Будем называть слова — признаки, характерные для каждой птицы, которые отвечают на вопрос: «Какой?», «Какая?». Можете называть и сложные слова, состоящие из двух слов.

а) грач (какой,.

черный, небольшой, умный, шумный, полезный, крикливый, черноглазый,

остроклювый, быстрокрылый;

б) ласточка (какая…

маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая, умная, чернокрылая, белогрудая;

в) скворец (какой).

небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, умный, остроклювый,

звонкоголосый;

г) аист (какой).

большой, белый, умный, сильный, заботливый, черноглазый; чернокрылый,

длинноногий;

д) журавль (какой).

большой, серый, сильный, красивый, длинноногий, остроклювый;

е) лебедь (какой).

большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий,

длинношеий.

5. Угощение для птиц.

Соедини ниточкой птицу с ее любимым кормом.

-Что вы дадите птицам?

-Скворцу я дам червяка. -Журавлю — лягушку. -Аисту-лягушку. -Лебедю-рыбку.

-Грачу-червяка. -Кукушке-гусеницу. -Ласточке-комара.

6. «Экскурсия в парк». Звучит пение птиц.

-Что вы услышали?

-Пение птиц.

7. Отработка приставочных глаголов «Птица в гнезде».

-Что делает птица?

-Птица из гнезда. вылетела. Вокруг гнезда. облетела. Над гнездом. пролетела. Через гнездо. перелетела. К гнезду. подлетела. Под гнездом. пролетела. В гнездо. прилетела.

9. Физминутка. Игра «Голодные птенцы».

Улетела птица-мать Первая группа детей (птенцы) — сидят в Малышам жуков искать. гнезде, а вторая группа (мамы) летают, ищут Ждут малютки-птенцы корм. Затем меняются ролями. Мамины гостинцы.

10. Составление короткого рассказа — описания по плану, данному логопедом. Птицы хотят, чтобы мы составили о них рассказ, а помогут нам в этом картинки

— помощницы. Вы должны назвать птицу, как выглядит, чем питается, где живет.

-Я хочу, чтобы вы рассказали о ласточке.

-Ласточка — маленькая и красивая птичка. У нее маленькая черненькая головка,

черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно —

синим галстуком. У нее короткие лапки. Летает ласточка очень быстро, потому

что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный,

раздвоенный. Питается ласточка мелкими насекомыми, муя&ми, комарами, вьет

гнездо под крышей дома.

Загадка об аисте.

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

-Это аист. Он белого цвета. На крыльях у него перья черного цвета. У него большой красный клюв, длинная шея, длинные ноги. Аист питается лягушками, ужами, кузнечиками, вьет гнездо на крышах деревянных домов и деревьях.

11. Игра «Четвертый-лишний».

-Какая картинка лишняя? Скворец, сорока (зимующая, ласточка, грач. Аист, журавль, лебедь, индюк (домашняя). Ласточка, скворец, аист, кукушка (не вьет гнезда).

12. Приносят ли пользу птицы?

-Уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в садах и лесах.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

-О ком мы сегодня говорили?

-О перелетных птицах, о пользе, которую они приносят.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».

https://www.liveinternet.ru/users/4619293/post215385271/

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ. Перелётные птицы — это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края. Эти птицы — насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей — верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином — углом.

А кукушки улетают поодиночке. Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ : ПОЧЕМУ? Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие). Жаворонок, воробей, грач, скворец. Ворона, утка, голубь, воробей. Грач, синица, ласточка, кукушка. Сорока, воробей, дятел, стриж. Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар (птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ: Журавли – журавлята. Грачи – грачата. Гуси – гусята. Скворцы – скворчата. Утки — … . Кукушки — … . Стрижи — … .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? Чей клюв? У журавля – журавлиный. У гуся – гусиный. У утки -… . У кукушки -… . У грача -… .

ОДИН — МНОГО. Кукушка – кукушки. Журавль — журавли. Скворец — скворцы. Соловей — соловьи. Жаворонок – жаворонки. Лебедь — лебеди. Грач — грачи. Утка — утки. Ласточка – ласточки. Грачонок – грачата. Аист – аисты. Гусенок – гусята.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ: Кукушка – кукует. Ласточка – щебечет. Скворец – поет. Журавль – курлыкает. Утка – крякает. Гусь – гогочет.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ: Зимующая или перелётная птица? Почему их так называют? Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…) Чем питается? Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА. Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. С нею солнце краше и весна милей… Прощебечь с дороги нам привет скорей. Дам тебе я зерен, а ты песню спой, Что из стран далеких принесла с собой. (А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО. На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — … (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО : Соловей — соловушка. Журавль — журавушка. Лебедь — лебедушка … .

У КОГО — КТО? У кукушки – кукушонок, кукушата. У журавля — журавленок, журавлята. У скворца — скворчонок, скворчата. У лебедя — лебеденок, лебедята. У грача — грачонок, грачата. У утки — утенок, утята. У аиста – аистенок, аистята. У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ «ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ»: В поле я увидел … (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за … (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный … (длинноногий журавль). Я хотел подойти к … (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе … (длинноногий журавль). Я рассказал маме о … (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать … (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к … (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за … (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО): Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ: Прилетели грачи. Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны. Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА: Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: На дереве гнездо, а на деревьях … (гнезда). На ветке сук, а на ветках … . В гнезде птенец, а в гнездах — … . На дворе дерево, а в лесу — … .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ: Без рук, без топорёнка Построена избёнка. (Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке, Прощайте, две скорлупки. (Птенец.)

На шесте дворец, Во дворе певец, А зовут его… (Скворец.)

Белоклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. Верный сторож, друг полей. Первый вестник тёплых дней. (Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ. Скворцы. Мы вставали ночью даже, Из окна смотрели в сад: Ну когда же, ну когда же Наши гости прилетят? А сегодня поглядели – На ольхе сидит скворец. Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]