Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звук У, буква У»
4. — Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [У] и посмотрим, какое положение принимают наши губы? (губы вытянуты трубочкой
). Звук
У
произносится плавно, протяжно, воздух выходящий изо рта, не встречает преград. Звук можно свободно петь, значит звук У –гласный.
— Этот звук гласный или согласный?(гласный)
Как вы определили что он гласный?.Правильно, потому что мы можем его пропеть и он не встречает преград.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
-Каким цветом будем обозначать этот звук?(красным)
-Давайте вспомним, звуки мы что делаем (слышим и произносим)
-У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем).
-Звук У обозначается буквой У (показываю)
-Посмотрите на букву У. Из скольки палочек она состоит(из двух).
-Обратите внимание, что одна палочка — длинная, а другая короткая.
-Ребята, посмотрите на доску. Это буква У. Запомните, звук [У] на письме обозначается буквой У.
Буква У как будто ушки У зайчонка на макушке. У улитки рожки тоже Так на букву У похожи.
-Давайте пропишем букву У в воздухе-
-Давайте попробуем сделать букву У
из счетных палочек.
- Физминутка.
Волки воют на луну: У-У-УУУ(идти крадучись, как волк)
Песню грустную пою: У-У-УУУ(имитация пения в микрофон)
Ветер сильно завывает: У-У-УУУ(руками качаем как ветки деревьев)
Поезъд тихо подъезжает: У-У-УУУ(показываем движение поезда руками)
Я стою и звонким голосом пою,(хлопки перед собой)
Потому что он певучий, этот гласный У
6.Игра на ковре
-А сейчас мы с вами будем ловить звук У ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук У- тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
У-а-у-и-о-и-у-а-ы-у-о-у
7.Игра «Один-много» с мячом
– Я буду называть один предмет, а вы много предметов . ( Например: стол-столы).
Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка,указка,утка
Проходим к столам
8.Игра за столами
-Ребята , у вас лежат красные кружки, если услышите в словах звук У
поднимите кружок.
Слова: паук, цветок, лужа, лак, диван, мак, стол, утюг, стул, жук, гусь,уж,улыбка, книга, указка, тетрадь, линейка, усы.
9.Работа на листках
-У вас на столах лежат листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
10.Игра «Чего нет»
Называем все картинки ,которые висят на доске.
Если звук У в этих словах? Теперь назовем все картинки, запомним их, сфотографируем глазками. а теперь вы закрываете глаза.
-Чего нет?(отработка правильного употребления существительных ед. и мн.числа в Р.падеже)
11. Подведение итогов занятия.
-Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
-С какой буквой?
-Каким цветом обозначаем?
-Что понравилось больше всего?
-Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Литература:
2. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь по грамоте для детей 5 — 7 лет
Маханева М.Д.
Учить детей анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков; ознакомить с буквой Уу; упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа (направления: сверху вниз и снизу вверх).
Оборудование.
Набор картинок, сюжетная картина, панно букв; листы бумаги с нарисованными внизу цветами и бумажные пчелки (по количеству детей).
Предварительная работа.
Дети рисуют цветы на индивидуальных листах (по низу листа).
Ход занятия
1. 1. Педагог рассказывает историю, выделяя голосом звук [у]:
— Сегодня я расскажу вам про маленькую пчелку. Ее звали Уля. Однажды ранним утром Уля вылетела из домика — улья. Она полетела на луг за дальний лес собирать мед. Уля весело напевала:
У-у-у, у-у-у,
Много меда соберу-у-у-у!
Возле пруда Уля увидела утку. Мама-утка учила плавать утят. Уля полетела дальше. Смотрит, ползет по камушку ее знакомый уж. «Доброе утро, уж!» — «Доброе утро, Уля!» Пчелка полетела дальше, напевая:
У-у-у, у-у-у,
Для всех меду соберу!
2. — Какую песенку пела Уля? (у-у-у) Песенка пчелки похожа на звук [у]. Вспомните слова со звуком [у] из истории про пчелку Улю (если дети не могут вспомнить, воспитатель задает наводящие вопросы).
— С какого звука начинаются названные слова? ([у]). Выделите этот звук в словах голосом.
3. Артикуляция звука. При произнесении звука [у] губы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды, звук произносится с голосом (голосовые связки вибрируют).
Характеристика звука.
— Как мы называем звуки, которые произносятся с голосом и не встречают преград во рту? (Гласные звуки) Значит звук [у] — гласный.
II. 1. — Пролетая лес, Уля услышала, как кто-то кричит: «Ау!» Это девочка потерялась. Уля ей говорит:
У-у-у. у-у-у.
Иди за мной Я выведу-у-у.
Вывела Уля девочку из дремучего леса и довела до самого дома. У девочки был маленький братик. Малыш плакал: «Уа-уа!» Пчелка ему медку оставила. И полетела дальше.
Педагог предлагает детям вспомнить, как кричала потерявшаяся девочка в лесу (ау) и плачущий малыш в кроватке (уа).
— Сколько звуков в слове вы слышите? (Воспитатель напевно произносит а-а-а—у-у-у, затем у-у-у—а-а-а) Какой первый звук в слове? Какой второй звук? Какие это звуки? (Гласные)
Работа со звуковым домиком.
2. Воспитатель предлагает вспомнить и повторить песенки Ули.
III. 1. Знакомство с образом буквы.
Педагог показывает карточку с изображением буквы Уу. Буква заселяется в квартиру на панно букв по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 2.
— Буква Уу живет рядом с буквой Аа. В нашем домике они соседи.
2. Аналитико-синтетическая деятельность. (По аналогии с занятием 3)
IV. Упражнение «Пчелка на лугу» на развитие ориентации на листе бумаги и закрепление направления сверху вниз и снизу вверх.
Воспитатель раздает детям их листы с нарисованными цветами и бумажных пчелок.
— Наконец пчелка Уля прилетела на луг. (Дети располагают пчелок вверху листа) Летает пчелка, смотрит вниз. Как много красивых цветов. Стала пчелка на цветы садиться, нектар собирать. Сядет на один цветок, потом снова в воздух поднимется. И снова сядет. И снова поднимется.
— Где находится пчелка? (Вверху) Где растут цветы? (Внизу) Когда пчелка садится на цветок, как она летит? (Сверху вниз) А когда поднимается с цветка? (Снизу вверх) Покажите, как летает пчелка.
Дети выполняют указания воспитателя, передвигая пчелок по листу и сопровождая действия соответствующими словами: сверху вниз, снизу вверх и т. п.
Стихи про букву У для детей
Улитка просит Уточку: Закинь-ка в речку удочку. Уточка закинула — Уклейку-рыбку вынула. (Г. Сатир)
Как улитке перед сном Скучно в домике своем! Сказку выдумать пытается, Грустной сказка получается. (Г. Виеру)
Улитка-улитка, Шагаешь ты прытко: От калитки до меня Проползешь четыре дня. (Я. Аким)
У пруда утенок-крошка В страхе кличет утку-мать: «Ой, боюсь! Укусит мошка, Помоги мне убежать». (Ф. Бобылев)
Я по совести скажу: Плохо, плохо мне, УЖУ, Очень гадок я на вид… А ведь я — не ядовит! (Б. Заходер)
Удивительный народ — Птица с именем удод. Не подстрижен, не причесан. Рыжий клок торчит над носом — Вся прическа на весу, Перья даже на носу. Парикмахерская, видно, Не работает в лесу. (А. Пудваль)
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели, И открыли поскорей Двадцать девять букварей. Мы учили букву А, Мы учили букву У. Малыши кричат УА. Мы в лесу кричим АУ. С буквы А — арбуз и аист (Мы запомнить постарались). С буквы У у нас, ребята. Ухо, удочка, утята… Вот чему на первый раз Научился первый класс. (Л. Демьянов)
Укротительница львов Удивит учеников: Укрощает льва и львицу, Ужас как мышей боится! (В. Берестов)
Учитель у меня в портфеле! Кто? Быть не может! Неужели? Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут. (В. Берестов)
Ученик учил уроки — У него в чернилах щеки. (С. Маршак)
У опушки Две старушки Брали грузди И волнушки. Филин: — У-ух! Филин: — У-ух! У старушек замер дух. Жутко! (Е. Благинина)
Задание: печатная буква У для дошкольников
Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Распечатать
Презентация: Звук [У]
Терентьева Наталия Анатольевна, учитель-логопед, ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок», Россия, Самарская область, Хворостянский район, с. Хворостянка
- Конспект фронтального логопедического занятия [Звук и буква Б]
- Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ
- Конспект индивидуального логопедического занятия: Звук [Л], этап автоматизации
- Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 7 года жизни с ФФН. Тема: «Звук Р»
- Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ для детей 4-5 лет. Тема: «Весна»
(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Загадки для детей на букву У
Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе её везет, Очень медленно ползет. (Улитка)
На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко, Рожки спрятались опять. (Улитка)
Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет! (Утка с утятами)
Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка)
Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок)
По полотняной стране, По реке Простыне Плывет пароход то назад, то вперед, А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. (Утюг)
Сказка про букву У
Про маленького паучка На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух. Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья — большие пауки ругали и называли лодырем.
«Надо доказать всем, что я не лодырь»,— решил маленький паучок.
И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.
«Вот обрадуются утром братья,— думал довольный паучок,— ведь это так красиво — красная паутина!»
Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины. Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.
А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…
(Г. Юдин)
Продолжи фразу
Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые — С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг — Электрический… (утюг).
Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический… (утюг).
Вот пришла и осень, И придут метели. И с прощальным криком Птицы… (улетели).
Долгожданный дан звонок — Это кончился… (урок).
Кто шагает с сумкой книг Утром в школу? … (Ученик.)
Все ребята со двора Малярам кричат: … (ура)
Ход занятия.
Оргмомент.
2. Основная часть.
2.1. Введение в тему.
Логопед: Отгадайте загадки:
Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка, А петь не может…..(удочка).
Гладит все, что касается, А дотронешься — кусается (утюг).
Кто на себе свой домик носит? (улитка)
Логопед: Какой первый звук в словах удочка, утюг, улитка. (Слайд №1 )
2.2. Фонетические упражнения.
Логопед: На что похож звук «У»? (вой волка, гудок паровоза).
(Слайд №2)
а) произнести вслед за в логопедом на плавном длительном выдохе:
— волк воет: уууууууууу. — поезд едет: уууууууууу…
в) произнести самостоятельно звук «У» отрывисто
2.3. Уточнение артикуляции звука «У».
Логопед:
— Как складываются губы, когда произносим звук «У»? (в трубочку, зубки не смыкаются ); (Слайд №3)
— Какой это звук? (гласный). Почему? (Голос поет.).
Для фиксации голосовых складок дети кладут руку на горлышко.
— Фишкой какого цвета будем обозначать звук? (красного)
2.4. Игра «Тихо — громко». ( Слайд №4)
Логопед: Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо. Мальчики будут у нас «волками», а девочки «волчатами». Потом поменяемся ролями.
2.5. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Выделение звука «У» на слух в ряду:
Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У».
— гласных звуков: А, У, И, У, А, У, У, А, И;
— слов: утка, ива, машина, кукла, шутка, ананас, буква, подушка, самолет, умный, кошка, барсук, думать,…
2.6. Упражнения на развитие фонематического анализа.
Логопед: Рассмотрите картинки, назовите те из них, где звук «У» в начале слова, в середине слова. (Слайды № 5,6 )
— А теперь, наоборот, я называю слово, а вы на своих звуковых линейках отмечаете, где находится звук «У»: в середина, в начале или в конце слова:
Улица, посуда, туфли, уголь, удав, туча.
Динамическая пауза.
Логопед: Слушайте меня и повторяйте за мной движения:
Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.) Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.) На полянку тихо сели. Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)
Продолжение основной части.
4.1.Логопед: Выберите и назовите только те картинки, в названиях которых есть звук «У». (Слайды № 7,8 )
4.2. Игра « Четвертый лишний». (Слайды №9,10 )
4.3. Упражнение «Дорисуй картинку и раскрась».
Логопед раздает детям цветные карандаши и трафарет фигурки «Уточка». (Приложение №1 )
Итог занятия.
Логопед: Какой звук учились четко произносить?
— Как складываются губы, когда произносим звук «У»?
Сюрпризный момент. Просмотр музыкального ролика « Волк». (Слайд № 11)