Проект «Здоровье дарит Айболит» в старшей группе ДОУ
Проект на тему: «Здоровье дарит Айболит» в старшей группе. Продолжительность проекта
: краткосрочный.
Вид проекта
: групповой, фронтальный.
Участники проекта:
воспитатели, дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта
: Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя». Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.
Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности.
Цель:
Воспитание психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребенка.
Задачи:
— сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;
— формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
— обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью;
— создать развивающую предметную среды ДОУ, благоприятную атмосферу;
— развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
— воспитывать желание быть здоровым;
— формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
— воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать эмоциональные состояния и настроения окружающих людей.
Ожидаемый результат проекта:
— организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
— снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
-сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т.п.);
— активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
Виды деятельности
: игровая, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная деятельность; рассматривание иллюстраций, книг; дидактические игры, беседы с детьми, решение проблемных игровых ситуаций, художественное творчество.
Интеграция по областям:
«Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Создание тематической развивающей среды, постепенно пополняющейся и обогащающейся по мере освоения темы.
Содержание проекта.
1 этап.
— изучить методическую, художественную литературу по теме;
— подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности;
— составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, зрительной и дыхательной гимнастики;
— привлечь родителей к совместной работе по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста;
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
— Как сохранить своё здоровье?
2 этап
– Основной
Работа с детьми по дням недели:
Понедельник – «Сохрани своё здоровье сам»
Цель:
Воспитать у детей осознанное отношение к своему организму:
- Режимный момент «В гостях у доктора Айболита».
- заучивание пословиц и поговорок о здоровье;
- рассматривание иллюстраций: «Почему заболели ребята»
- Беседа: «Что я знаю о здоровье?»
- Дидактические игры «Полезно-вредно», «Что нам нужно для здоровья» (с мячом)
- Сюжетно — ролевая игра «Больница» Чтение художественной литературы Шорыгина Т. «Зарядка и простуда»
- Подвижные игры: «Угадай, кто зовет», «Сова».
Вторник — «Я и мое тело»
Цель:
Формировать понятие, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, правильное питание.
- Беседа «Мое тело»
- Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека».
- Рассматривание портретов людей разной внешности.
- Загадывание загадок про части тела.
- Дидактические игры: «Зеркало», «Фоторобот».
- Сюжетно ролевая игра «Больница».
- Наблюдение на прогулке «Чем отличаемся мы от детей младших групп?»
- Лепка «Моя семья».
- Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым».
- Подвижные игры: «Иголочка, ниточка, узелок», «Веселые ребята».
Среда – «День Витаминки»
Цель:
Помочь детям понять, что здоровье человека зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
- Экскурсия на кухню — наблюдение за работой повара, закрепить словарь по темам: «продукты», «овощи», «фрукты».
- Рисование «Овощи и фрукты – полезные продукты».
- Беседа: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
- Дидактические игры: «Приготовь витаминный салат», «Фруктовый салат».
- Разукрашивание картинок с овощами и фруктами.
- Чтение художественной литературы: Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала», «Овощи».
- Подвижные игры: «Передай мяч», «Сороконожка».
Четверг – «Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим».
Цель:
Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека; закрепить понятие о значимости режима дня; воспитать желания придерживаться правил по его выполнению, развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.
- Беседа «Наши верные друзья – режим дня»
- Беседа: «Зачем мы спим?»
- Чтение художественной литературы: «Деловой человек» Л. Рыжова, «Наоборот» Е. Карганова, Грозовский М «Распорядок дня», Шорыгина Т. «Зачем соблюдать режим»,
- Беседа: «Красивая осанка»
- Рисование: «Мой режим дня дома»
- Дидактические игры: « Когда это бывает», «Точное время», «Мой день».
- Подвижные игры: «Не спи, не зевай», «День — ночь», «Живые часы».
Пятница – «Если хочешь быть здоров — закаляйся!»
Цель:
Познакомить детей с правилами закаливания, его пользе для организма.
- Беседа: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
- Проведение закаливающих процедур с детьми — «О том, как мы закаляемся в группе».
- Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым».
- Развлечение ««Быть здоровым — здорово!».
3-й этап – заключительный.
Совместное спортивное развлечение «Быть здоровым — здорово!» — закрепление ранее полученных знания по сохранению и укреплению здоровья; показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма, спортом.
Взаимодействие с родителями:
1. Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.
2. Консультации: «Закаляемся правильно», «Безобидные сладости»
Литература:
- Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» — М., «Скрипторий 2003», 2010.
- Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» — М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011.
- Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003.
- Шебеко Н.В. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»- М., Изд-во Института Психотерапии, 2003.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» — М., «Сфера», 2008.