Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в детском садике
Возраст 5-6 лет — важнейшая пора жизни малыша. В это время формируется фантазия, логика, образуется произвольность процессов психики, самооценка. Дети всегда хотят знать — почему, как, зачем?
Занятие с цифрами
В ДОУ начинается подготовительный процесс к образовательному учреждению, происходит развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют педагогика по ФЭМП. Дети должны не просто суметь посчитать до 10 туда и обратно, но и сделать анализ информационных данных, проводить анализ, классифицировать разные явления, находить общие закономерности, проявлять смекалку, быть в состоянии объяснить и доказать личную точку зрения.
Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе
Типы занятий по математике для детсадовцев
Дидактические математические игры по содержанию подразделяются на определенные группы. Разновидность ДИ:
- с цифрами и числами;
- путешествие во времени;
- ориентирование в пространстве;
- с геометрическими фигурами;
- на логику.
Благодаря разным видам игр, выполняется обучение воспитанников счету в прямом и обратном порядке, использованию действий по правилам числительных, как количественных, так и порядковых.
Дидактические игры по математике
Учебные занятия предусматривают использование различных приемов педагогики:
- наглядности;
- технологии игр;
- словесных бесед;
- подвижных мероприятий;
- фронтальных опросов.
Особенное место в образовательном процессе принадлежит развитию воспитанника.
Игра с геометрическими фигурами
Любой конспект по ФЭМП в средней группе второго года обучения предусматривает использование наглядных материалов:
- пособий;
- эталонов;
- картинок;
- фото.
К сведению. Это позволяет воспитанникам полноценно воспринимать объекты, их качества и характеристики.
Примеры самодельных дидактических игр по ФЭМП
Математика и алгебра по определению – это «плюс» и «минус», треугольные и квадратные формы, разные величины, знаки «больше» и «меньше». Придумывать велосипед не надо. Математическое мышление формируется уже с первого года жизни. Ребенок из своей кроватки наблюдает прямоугольное окошко, круглую лампочку, квадратную простыню или треугольный платок.
К сведению. Все, что окружает, имеет форму геометрии. Поэтому самостоятельные занятия с цветными геометрическими фигурками на 100% увлекут детсадовца.
Фигуры можно сделать своими руками из дерева, картона. Важно, что их много и они различных расцветок. Имея материал, можно играть и развивать ребенка, отбирать по цветам, формам, количеству и так далее.
Картотека игр по ФГОС
Картотека представлена разными играми. Для примера стоит рассмотреть ДИ «Разговор животных». Ее цель — расширение словарного запаса ребенка, развитие артикуляции.
Для того, чтобы начать играть, нужно взять мячик. Воспитанники встают в линию, а педагог напротив их объясняет правила игры, делает презентацию: он будет называть животных и бросать мячик первому участнику. Малыш должен поймать мяч, сказать, какие звуки издает это животное, и вернуть мячик воспитателю. Далее мячик кидают следующему участнику. Играть заканчивают, когда мячик получит последний в линии и выполнит задание.
Проект по художественно-эстетическому развитию по ФГОС в ДОУ
К сведению. Можно играть по-другому: воспитатель произносит звуки, а дети должны отгадать животное, произносящее их.
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМПкартотека по математике (старшая группа)
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10. Материал: карточки — рыбки; ведерки из картона.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть рыбаками и разложить свой улов по ведрам. Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужные ведерки. Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.
«Отсчитай столько же», «Послушай и сосчитай»
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10;
Материал: музыкальные инструменты, разные игрушки.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько игрушек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. «Сколько игрушек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько игрушек?»—спрашивает воспитатель.Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов. Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько игрушек, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле). Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько игрушек вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом игрушек).
«Посчитай, сколько»
Цель: упражнять в счете на слух.
Совершенствование умения считать в пределах 10.
Материал: молоточек. Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек». Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. Далее воспитатель объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами».
«Найди пару»
Цель: совершенствование умения считать в пределах 10;
Учить соотносить число с цифрой;
Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.
Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные.
«Сделай столько же» (счет движений)
Цель: совершенствование умения считать в пределах 10.
Материал: карточки с разным количеством предметов.
Ход игры: Воспитатель строит детей в две шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети, стоящие точно напротив, в этой шеренге (указывает), будут их проверять, а потом, наоборот, вы будете выполнять движения, а вы их проверять». (Педагог предлагает детям назвать, кто напротив кого стоит и кто кого будет проверять) Каждой шеренге дает по два задания. Детям предлагает выполнить несложные движения, например, поднять руки через стороны вверх, наклониться, присесть и т. д.
«Засели домик»
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10.
Материалы: карточки — числовые домики, предметные картинки (жильцы).
Ход игры: Воспитатель показывает числовые домики и жильцов (предметные картинки) объясняет , чтонужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить вам покажет цифра на крыше дома. После выполнения дети по очереди считают своих жильцов.
Закрепление навыков порядкового счета:
«Который по счёту?»
Цель: Закрепление навыков порядкового счета.
Материал: Веер состоящий из 9 лепестков разного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 9 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.
Воспитатель дает детям задание: «Запомните расположение лепестков и закройте глаза». В это время он убирает один лепесток. Дети открывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).
Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз порядок лепестков восстанавливается.
«Угадай, что изменилось»
Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета.
Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.
Ход игры: На стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Воспитатель предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем предложить детям отвернуться, а в это время воспитатель меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
«Исправь ошибку»
Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета. Материал: карточки с цифрами от 1 до 7 расставленные в хаотичном порядке.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Исправьте ошибки. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т.е от 1 до 7 (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 7).
«Встань на свое место»
Цель: Закрепление навыков порядкового счета, развивать мелкую моторику.
Материалы: Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами – от одного до десяти.
Ход игры: Дети становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки и воспитатель проверяет, правильно ли они заняли свои места.
Дети меняются карточками. Игра продолжается.
«Кто ушёл и на котором месте стоял?»
Цель: Закрепление навыков порядкового счета.
Ход игры: Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Остальные дети запоминают, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети открывают глаза и определяют, кто ушел и на котором по счету месте стоял этот ребенок.
Игра повторяется 2–3 раза со сменой играющих.
Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел
(в пределах 10):
«Найди на один меньше (больше)»
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Материалы: карточки с предметными картинками.
Ход игры: Воспитатель называет число, а ребёнок находит карточку с предметной картинкой, на которой изображено на один меньше или на один больше предметов.
«Найди соседей числа»
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Материалы: карточки с цифрами.
Ход игры: Воспитатель ставит карточки с цифрами 2, 5, 8 и предлагает детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки. Воспитатель выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь) Какое число предыдущее (последующее) к числу два, пять, восемь» (Дети обосновывают свой ответ.)
«Найди пропущенное число»
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Материалы: Цифровой круг.
Ход игры: Дети рассматривают «Цифровой круг», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.
Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5:
«Составь число»
Цель: закреплять умения составлять число из единиц в пределах 5.
Материалы: круги разного цвета.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 (4,3) с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число 5 (4,3) из единиц?».
«Подбери столько же разных предметов»
Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Материалы: разные предметы, игрушки.
Ход игры: Воспитатель показывает цифру 5 и предлагает детям подобрать столько разных предметов, игрушек. (каждого по 1).
«Я знаю пять имен…» (игра с мячом)
Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Материалы: мяч.
Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».
Величина
Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке
«Исправь ошибку» (длиннее, короче)
Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Материалы: Магнитная доска, 10 карандашей разного цвета из картона и разных по длине.
Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши.
Воспитатель спрашивает детей: «Что можно сказать о длине карандашей?» Затем предлагает расположить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким.
Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку), запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза.
«Сломанная лестница»
Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Материалы:10 прямоугольников, величина большого 10×15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; магнитная доска .
Ход игры: На магнитной доске строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Воспитатель вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
«Расставь по порядку»
Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Материалы: магнитная доска, деревья разной высоты.
Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены деревья разные по высоте, воспитатель предлагает детям расставить деревья по порядку: от самого высокого до самого низкого.
Форма
Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
«Найди пару»
Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Материалы: карточки с изображением геометрических фигур разделённые на две части; карточки с изображением предметов разной формы.
Ход игры: Принимают участие 5 детей. Каждому ребёнку предлагается по 5 карточек с изображением геометрических фигур круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы.
«Найди предметы такой же формы» (лото)
Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Материалы: 5 карточек с изображением геометрических фигур посередине: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы, например: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воздушный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина) и т.д.
Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя, подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
«Дорисуй предмет»
Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Материалы: карточки с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.
Ход игры: Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют геометрические фигуры и предполагаемые предметы, которые похожи на геометрические фигуры. Например: круг, что мы можем нарисовать похожее на круг? Яблоко, помидор, мяч и т.д, дети рисуют предметы.
Ориентировка в пространстве
Упражнения в умении двигаться в заданном направлении:
«Правильно пойдёшь — клад найдёшь»
Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Материалы: круги из бумаги.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти».
При помощи считалки выбирается ведущий.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивается направо и делает ещё три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки.
«Поручение»
Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении; учить составлять маршрут своего пути, развивать память.
Материалы: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Ребенку дается инструкция: «Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает, где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с помощью воспитателя рисует маршрут своего пути.
«Где спрятались игрушки»
Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении; развивать память.
Материалы: разные игрушки.
Ход игры: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти, нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги:
«Запомни и повтори»
Цель: Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги, развивать память.
Материалы: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры: Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.
«Что изменилось?»
Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, развивать память.
Материалы: геометрические фигуры.
Ход игры: Перед ребёнком на столе в 2 (3) ряда выложены геометрические фигуры, по 3 (4) в каждом ряду. Педагог предлагает ребенку посмотреть и запомнить расположение геометрических фигур. Затем ребенок закрывает глаза. Педагог убирает какую — нибудь фигуру и просит назвать её и то место где она находилась.
Развивать логическое мышление, закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 5. Закреплять знание цифр в пределах 5. Формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров; умение менять игровую роль. Расширять знания детей о труде работников кафе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Ход игры
— Дети, вы когда-нибудь были в кафе? Вам там понравилось? Давайте откроем кафе в нашей с вами группе, а потом в него поиграем.
— Ребята, давайте вместе решим, что нужно для нашего кафе? (столы, стулья, еда) Помните, мы с вами уже разговаривали о том, как расставлять мебель в кафе, чтобы удобно было всем посетителям. А сегодня мы будем обустраивать кафе по этому плану. (Воспитатель подводит детей к месту, где стоят столы)
— Посмотрите, какой формы крышки у наших столов? (круглые, квадратные). Давайте мы расставим их так, как указано в нашем плане.
— Какая фигура нарисована первой? (круг)
— Какой формы должна быть крышка первого стола? (круглой)
— Мальчики, ставьте первым стол с круглой крышкой.
— Какая фигура нарисована второй? (квадрат)
— Какая форма крышки будет у второго стола? (квадратная). Поставьте стол с квадратной крышкой. Какая форма крышки будет у третьего стола? (круглая). Ставьте третий стол с круглой крышкой.
— Посмотрите, ребята, на плане нет четвертой фигуры, вместо неё стоит вопрос. Подумайте и скажите, какая должна быть форма крышки четвертого стола? (ответы детей)
— Чтобы в нашем кафе было красиво, давайте каждый стол накроем скатертью. Посмотрите, скатерти какого цвета у нас есть? (красного и желтого). Чтобы узнать как правильно
расстелить скатерти, мы должны с вами посмотреть вот на эту карточку.
— Какого цвета первая фигура на карточке? (красного). Значит, первый стол мы накроем красной скатертью. Скатертью какого цвета мы накроем второй стол? А третий?
— Как вы думаете, скатертью какого цвета нужно накрыть четвертый стол? (ответы детей)
— Ребята, в кафе посетителям заказы разносят официанты, чтобы им удобно было работать на каждом столе стоят цифры. Давайте и мы поставим цифры на наши столы. (Дети с воспитателем расставляют цифры).
— Столы мы с вами расставили, подумайте, что ещё нам необходимо сделать? (Расставить стулья)
— Дети, вот стоят стулья, на каждом из них цифра. Расставьте стулья за столы.
— Ребята, столы и стулья мы с вами расставили. Чего нам не хватает, чтобы открыть наше кафе? (Еды). Правильно, а чтобы приготовить еду, нам нужны продукты. Как вы думаете, где нам их взять? (в магазине). За продуктами мы отправим Антона и Егора, они у нас будут водителями. А я буду продавцом. Вот вам мальчики карточки, на них указано, сколько и каких продуктов вы должны будете закупить и привезти на машинах.
— А вы, девочки, будете официантками и накроете столы. Поставьте на каждый стол чашки с блюдцами и не забудьте украсить стол цветами. (Девочки сервируют столы, мальчики «закупают» продукты).
— А теперь я буду директором кафе и хочу проверить, все ли необходимые продукты нам привезли водители (проверка).
— А сейчас я проверю работу наших официантов, правильно ли они накрыли столы. Итак, я довольна работой и водителей, и официантов. Наше кафе готово к встрече посетителей.
— Девочки, вы можете взять своих подружек, дочек и привести в наше кафе.