Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с кольцами Луллия
КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ
Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Составь предложения»
В игре используется 2 круга (большой и малый), по 4 картинки на каждом круге.
Цель.
Формировать навыки составления предложения, согласования слов в предложении. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
— Ребёнку предлагается раскрутить малый круг колец Луллия. Выпавшие случайно друг против друга картинки рассмотреть и составить предложения.
— Ты составил предложение. А теперь скажи, так бывает или не бывает?
— Самостоятельно соотносить картинки на кругах, составлять предложения.
Материалы для игры.
1. Слова-картинки малого круга: лиса, сумка, тигр, гном.
Слова-картинки большого круга: пальма, шарф, ёлка, грузовик.
2. Слова-картинки малого круга: лев, волк, лиса, удав.
Слова-картинки большого круга: цветы, пароход, Колобок, клоун.
3. Слова-картинки малого круга: медведь, уж, ёж, лошадь.
Слова-картинки большого круга: ежата, медвежата, ужата, жеребёнок.
4. Слова-картинки малого круга: черепаха, лягушка, кукушка, мышь.
Слова-картинки большого круга: мышата, кукушонок, черепашата, лягушата.
5. Слова-картинки малого круга: шкатулка, шмель, школьник, шлем.
Слова-картинки большого круга: швея, швейная машинка, школа, шкаф.
6. Слова-картинки малого круга: жук, мяч, кошка, шар.
Слова-картинки большого круга: лес, дом, кит, пчела.
7. Слова-картинки малого круга: окно, телефон, белка, крот.
Слова-картинки большого круга: лист, ананас, дом, гриб.
8. Слова-картинки малого круга: ракета, замок, шалаш, лимон.
Слова-картинки большого круга: робот, чайник, книга, ящик.
9. Слова-картинки малого круга: дятел, цветок, мальчик, Колобок.
Слова-картинки большого круга: мухомор, эскалатор, дерево, дом.
10. Слова-картинки малого круга: юбка, дудка, конфета, книга.
Слова-картинки большого круга: репа, дети, собака, девочка.
Игра «Соедини слова, начинающиеся на одинаковый звук»
В игре используется 2 круга (большой и малый). По 4 картинки на каждом круге.
Цель.
Учить выделять первый звук в слове. Развивать фонематический слух, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
— Ребёнку предлагается рассмотреть любую картинку, произнести слово, «растягивая» звуки. Выделить в слове первый звук.
— Рассмотреть другие картинки, произнести слова, «растягивая» звуки. Найти из четырёх слов пару для первого слова.
— Самостоятельно соединить картинки. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
1. Слова-картинки малого круга: утка, лампа, кот, аист.
Слова-картинки большого круга: арбуз, удочка, лыжи, карандаш.
2. Слова-картинки малого круга: бабочки, ананас, мяч, обруч.
Слова-картинки большого круга: арбуз, бусы, мишка, облако.
3. Слова-картинки малого круга: крокодил, гриб, самолёт, жёлудь.
Слова-картинки большого круга: гармонь, кораблик, жираф, стол.
Игра «Соедини слово со звуковой схемой»
(определение месте звука в слове: начало, середина, конец слова;
определение последовательности звуков в слове)
В игре используется 2 круга (большой и малый). На малом круге расположены схемы слов, на большом круге — картинки.
Цель.
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова); последовательность звуков в слове. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
Первый вариант. Определение места звука в слове.
— Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, «растягивая» звуки. Определить где в этих словах находится определённый (заданный педагогом) звук.
— Рассмотреть схемы слов (малый круг). Найди, где на схеме показано, что звук живёт в начале слова, в середине, в конце.
— Самостоятельно соединить картинку и схему. Объяснить выбор.
Второй вариант. Определение последовательности звуков в слове.
— Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, «растягивая» звуки. Определить последовательность звуков в слове.
— Рассмотреть схемы слов (малый круг). Найди, какая схема подходит к слову.
— Самостоятельно соединить картинку и схему. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
Для первого варианта
1. Звук [ С ]. Слова: автобус, солнце, капуста, бусы.
2. Звук [ Ж ]. Слова: жук, жёлуди, ножницы, мороженое.
Для второго варианта
1. Малый круг: звуковые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: жук, оса, комар, паук, пчела, муха.
2. Малый круг: звуковые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: плащ, шарф, халат, петух, баран, гусь.
3. Малый круг: звуковые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: курица, коза, корова, лошадь, кошка, собака.
4. Малый круг: звуковые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: шорты, таракан, кролик, бабочка, рыба, гранат.
5. Малый круг: звуковые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: жук, оса, комар, паук, пчела, му
Игра «Соедини слово со слоговой схемой»
(определение количества слогов, ударения в слове)
В игре используется 2 круга (большой и малый). На малом круге расположены схемы слов, на большом круге — картинки.
Цель.
Формировать навыки слогового анализа. Развивать умение выделять ударение в слове, группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
— Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, «хлопая» слова по слогам. Определить количество слогов. Выделить в словах ударение.
— Рассмотреть схемы слов (малый круг).
— Самостоятельно соединить картинку и схему. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
1. Малый круг: слоговые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: пружина, карандаш, лягушка, мишка.
2. Малый круг: слоговые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: машина, глобус, шапка, шоколад.
3. Малый круг: слоговые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: ёж, журнал, туча, крыжовник.
4. Малый круг: слоговые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: санки, собака, носки, абрикосы.
Игра «Выдели первый звук»
(выделение первого звука в слове)
В игре используется 2 круга (большой и малый), по 6 секторов. На малом круге расположены буквы, которыми можно записать первый звук в слове, на большом круге — картинки.
Цель.
Формировать умение выделять первый звук в слове и соотносить его с буквой. Развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
— Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, выделяя первый звук.
— Рассмотреть буквы (малый круг).
— Самостоятельно соединить картинку и букву. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
1. Малый круг: буквы П, В, Д, Г, Х, К.
Слова-картинки большого круга: персик, велосипед, дыня, грузовик, хлеб, кефир.
2. Малый круг: буквы В, Х, П, Л, С, Т.
Слова-картинки большого круга: врач, художник, пожарный, свинья, трактор, лебедь.
3. Малый круг: буквы А, О, У, А, А, У.
Слова-картинки большого круга: арбуз, учитель, ананас, ослик, абрикос, утка.
4. Малый круг: А, П, К, С, К, У.
Слова-картинки большого круга: кабан, сок, пирог, клещ, ананас, утка.
Игра «Выдели последний звук»
(выделение последнего звука в слове)
В игре используется 2 круга (большой и малый), по 6 секторов. На малом круге расположены буквы, которыми можно записать последний звук в слове, на большом круге — картинки.
Цель.
Формировать умение выделять последний звук в слове и соотносить его с буквой. Развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
— Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, выделяя последний звук.
— Рассмотреть буквы (малый круг).
— Самостоятельно соединить картинку и букву. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
1. Малый круг: буквы А, О, И, А, О, И.
Слова-картинки большого круга: яблоко, носки, яйцо, гусеница, колготки, стрекоза.
2, Малый круг: буквы А, О, И, А, И, Ы.
Слова-картинки большого круга: юбка, пальто, брюки, рубашка, перчатки, джинсы.
3. Малый круг: буквы А, О, Ы, А, А, Ы.
Слова-картинки большого круга: колбаса, конфеты, блины, масло, молоко, каша.
\
Игра «Выдели первый и последний звук»
(выделение первого и последнего звука в слове)
В игре используется 2 круга (большой и малый), по 6 секторов. На малом круге расположены буквы, которыми можно записать первый или последний звук в слове, на большом круге — картинки.
Цель.
Формировать умение выделять первый и последний звук в слове и соотносить его с буквой. Развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
— Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, выделяя первый звук.
— Рассмотреть буквы (малый круг).
— Самостоятельно соединить картинку и букву. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
1. Малый круг: буквы А, Н, П, Р, К, Т, В, Т, Г, К, Д, К.
Слова-картинки большого круга: апельсин, повар, космонавт, виноград, гонщик, дворник.
2. Малый круг: буквы С, Т, В, Т, А, С, Л, А, Т, С, М, А.
Слова-картинки большого круга: самолёт, вертолёт, автобус, лодка, троллейбус, машина.
3. Малый круг: буквы П, К, С, Т, Ф, А, И, К, М, Н, Т, Т.
Слова-картинки большого круга: пиджак, свитер, футболка, индюк, мандарин, теплоход.
4. Малый круг: Г, А, С, А, Б, Н, К, И, К, С, Л, Н.
Слова-картинки большого круга: груша, слива, банан, киви, кокос, лимон.
Конспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми средней группы
марина никитина
Конспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми средней группы
Цель: Развитие у детей лексико-грамматических средств языка по теме дикие животные.
Обучающие: Обогащать знания детей о диких животных, активизировать словарь. Закреплять названия их детенышей (в единственном и во множественном числе)
. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом
«чтобы»
.
Развивающие:Развивать: коммуникативные навыки; умение рассуждать на заданную тему; умение слушать педагога и своих товарищей.
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к животному миру.
Материал: макет «Круги Луллия»
,картинки: с изображением животных, их детенышей, стол.
Подготовка к деятельности: изучение лексической темы «Дикие животные»
.
1. Создание интереса
(Дети стоят в кругу)
-Сегодня, ребята, я снова предлагаю вам поиграть с «волшебными кругами»
.
Вы хотите поиграть?
— Чтобы начать игру займите себе места вокруг стола.
(Дети проходят и садятся вокруг стола)
— Садитесь поудобней, спину прижмите к спинке стула, руки положите на колени и будьте внимательными.
— Ребята, посмотрите на «волшебные круги»
. Кого вы видите на картинках?
— Это дикие животные. (Перечисляют животны)
— Правильно. На кругах картинки с дикими животными. Сегодня мы о них будем говорить.
А сейчас мы с вами поиграем в первую игру, которая называется «Кто у кого?»
.
-Эта игра нам знакома. Давайте вспомним правила.
— Соня, напомни ребятам, что нужно делать в этой игре?
— Надо назвать животного и подобрать детеныша.
— Нужно назвать животное на картинке, попавшей под стрелку на большом круге, подобрать и назвать на втором круге детеныша, а на третьем круге назвать детеныша во множественном числе (много)
.
-Еще одна интересная игра, которая называется «Закончи предложение»
.
Я буду начинать предложение, а вам нужно закончить, используя слово «чтобы»
.
Например: ежу нужны колючки, чтобы защищаться от врагов.
Зайцу нужны длинные уши, чтобы (хорошо слышать)
.
Лисе нужен пушистый хвост, чтобы (греться зимой, запутать следы)
.
Медведю нужны когти, чтобы (рыть берлогу, ловить рыбу, подниматься по крутым склонам, деревьям)
.
Тигру нужны полоски, чтобы (защитить себя от врагов, не спугнуть добычу)
. И т. д.
Игровое упражнение по ТРИЗ «Хорошо – плохо»
— А теперь, подумаем – большие уши у зайца, что в них хорошего, а что плохого?
— Большие уши помогают зайцу слышать хорошо, а зимой они у него мерзнут.
— Какую пользу приносят ежу колючки?
— Он сворачивается в клубок
— острые зубы у волка?
— длинный хвост у лисы?
(Обсуждение детьми)
Анализ деятельности, подведение итогов.
— А теперь пойдемте все на ковер. (Дети выходят на ковер и встают в круг)
— Ребята, что мы сегодня узнали нового о животных?
— Каких животных запомнила Лера?
— Какая игра больше всех понравилась Ване?
— Понравилось вам ребята? Хотите еще поиграть с «волшебными кругами»
? В следующий раз они обязательно помогут нам узнать еще что-нибудь интересное!
— Мы сегодня поиграли, но пришла пора закончить,
Аналитический отчет по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики М. Монтессори» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА.
Аппликация для детей 2-й младшей группы «Удивительные круги» Удивительные круги Кузнецова Ирина Художественно- эстетическое направление развивает у детей мышление, творческий подход, аккуратность. Интегрированное занятие в средней группе (использование элементов игровой технологии ТРИЗ) «Помощь гномам» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.
Конспект игры с применением методики ТРИЗ «На день рождения к Мишке» Цель: формирование связной речи у детей, при встречи с медведем; развитие особенностей детей к эмпатии; умения мыслить с помощью приемов.
Конспект НОД для детей средней группы «Путешествие в прошлое города» с элементами ТРИЗ Образовательная область: познавательное развитие. Цель: Формирование первичных представлений о малой родине. Программное содержание: Образовательные.
Конспект НОД по экологии с использованием социо-игровой методики «Перелетные и зимующие птицы» Конспект НОД по экологии, с использованием социо-игровой методики. Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Автор: Ковальская Елена Сергеевна.
Конспект ООД с применением ОТСМ-ТРИЗ-технологии для детей средней группы на тему: «Составление рассказа по серии картинок» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТСМ – ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «СОСТАВЛЕНИЕ.
Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе» Рухля н. с. :Круги Луллия в работе логопеда Описание опыта работы по использованию ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе.
Учебно-методическое пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) «Вот вопросы закрутились, С признаками соединились. Ты картинку выбирай И ответ скорее дай. » Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю. Волшебные круги Луллия! Здравствуйте, коллеги! Как-то на одном из педагогических советов, наш методист рассказывала нам о различных видах дидактических игр, в том.
Источник