Ознакомление с окружающим старшая группа тема вода


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №2 с. Неверкино

Конспект занятия по теме:

«Где вода — там жизнь»

(ознакомление с окружающим миром

детей старшего дошкольного возраста).

  1. Познакомить детей со свойствами воды ( вкус , цвет, текучесть).
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  3. Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: аудио запись шума прибоя; фотографии пустыни и леса; вода в стаканчиках; чайные ложки; соль, сахар, молоко; фланелеграф, плоскостной макет реки, ручейков, человека.

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Воспитатель.: Дети, посмотрите, что у меня в руках?

Воспитатель.: Правильно. А как вы думаете глобус — это модель чего?

Воспитатель.: Правильно это модель нашей планеты- земли. Скажите мне, каким цветом изображена вода? А каким — суша? Чего больше: суши или воды?

Воспитатель.: Правильно — воды.

Воспитатель.: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой- нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете? Что же мы выберем? ( ответы детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т.п.) Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.

1. Пристань «Где вода – там жизнь»

  1. Для чего мы ежедневно используем воду?
  2. Почему нужно поливать комнатные растения?
  3. Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?

Всему живому, в том числе и растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.) Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка.

2. Пристань « Откуда к нам пришла вода?»

Послушайте рассказ капельки.

Воспитатель: Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути он встретил незнакомца, очень похожего на него.

— Ты кто?- спрашивает он.

— Я – ручеек. А ты кто?

— И я ручеек,- отвечает наш ручей.- Давай дружить и потечем дальше вместе. Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, что бы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода Человеку , в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Что бы избавиться от этих « попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к Вам.

Вот такой долгий и сложный путь проделывает капелька, и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.

(во время слов воспитателя проводиться моделирование реки).

Воспитатель: А как же рождается река, хотите узнать?

(кладет перед детьми широкую и длинную полоску голубой бумаги).

Воспитатель проводит опыт очищения воды (экспериментальная деятельность).

Воспитатель: Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее специальную ткань-фильтр (сделанный из ваты и марли) и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?

Эксперимент мы проведем,

Воду чистую найдем .

Грязь не пустим через фильтр,

Чтобы водой могли напиться!

Вывод: после очистки вода стала чистой, но пить ее еще нельзя. Ее надо вскипятить и только потом она будет пригодна для питья.

Воспитатель: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна читая, пресная вода?

Пристань «Танец с Тучкой»

Воспитатель: На горизонте появилась тучка, давайте посмотрим в наши бинокли ( дети с помощью рук делают бинокли). Вы видите тучку?

Воспитатель: А из чего состоит тучка?

-Из капелек воды.

Воспитатель: А хотите превратиться в капельки? Раз, два, три капельки оживи.

Проводится игра-танец с детьми.

Воспитатель: Ну вот прошла тучка, напоила всех водой, природа ожила, а мы с вами продолжаем путешествие.

Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.

Опыт №1. «Вода это жидкость»

Воспитатель: Вода – это жидкость. Ее можно налить во что ни будь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Опыт №2 «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.

Воспитатель: ( опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? ( нет ) . ( опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да).

Воспитатель: Молоко какого цвета? (белого) А вода какого цвета? ( вода не имеет цвета, вода бесцветная).

Опыт №3 «Вода без вкуса»

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? Горькая?

Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Давайте проведем небольшой опыт. Положим в стакан с водой вещество, которое находиться у нас на столе. Размешаем, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей). Как вы думаете, что я добавила в воду? (ответы детей). Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили.

Сегодня вы очень много узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали:

Вода — это жидкость.

Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)

Вывод по занятию: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.

Источник

Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир» старшая группа на 2016-2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир» для детей старшей группы — образовательная область «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» — составлена на основе авторского планирования «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», «Мозаика-Синтез», 2011г. и авторской программы «Ознакомление с природой в детском саду». Список используемой литературы по экологическому воспитанию детей прилагается.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Программа рассчитана на 30 занятий в год, длительность одного занятия 25 минут.

Количество занятий, запланированных в рабочей программе и в календарном плане воспитательно-образовательной работы может незначительно не совпадать в связи с праздничными нерабочими всероссийскими днями, в связи с праздниками и развлечениями внутри сада и карантинными мероприятиями. При недостатке запланированных занятий берутся занятия на закрепление пройденного материала.

На шестом году жизни введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и групповых. Детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.

Цель программы: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 марта, день защиты Отечества, день Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления о родном крае, городе, селе.

Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. Формировать начало экологической культуры.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. В основе приобщения ребёнка к миру природы лежит помощь ребёнку к осознанию себя как активного субъекта природы.

2. Календарно — тематическое планирование

Месяц Тема Целевые ориентиры Методическое обеспечение
Сентябрь 1.Предметы, облегчающие труд человека в быту. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относится; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. О. В,Дыбина

Стр.20

сентябрь 2.Моя семья Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. О. В,Дыбина

Стр.22

Сентябрь 3.«Во саду ли, в огороде» Расширять представления детей о многообразии мира растений. Учить узнавать и правильно называть овощи, фрукты и ягоды; формировать представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии различных блюд из них. Расширять представления о способах ухода за садово-огородными растениями. Стр.36
сентябрь 4.«Экологическая тропа осенью» Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. Стр.38
Октябрь 1. Что предмет расскажет о себе Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. О. В,Дыбина

Стр.24

октябрь 2.О дружбе и друзьях Расширить знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому – то из ребят грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай. О. В,Дыбина

Стр.25

октябрь 3. Берегите животных! (4 октября – всемирный день животных) Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять представления о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Развивать творчество, инициативу. Умение работать в коллективе, в процессе создания плаката «Берегите животных». Стр.41
октябрь 4. Прогулка по лесу. Расширять представления о разнообразии растительного мира. Рассказать о видовом разнообразии лесов: лиственный. хвойный. Смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных. Стр.42
октябрь 5.Коллекционер бумаги Расширить представления детей о различных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. О. В,Дыбина

Стр.27

ноябрь 1.Детский сад Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так ( потому что «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться. О. В,Дыбина

Стр.28

ноябрь 2. Осенины Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах. Фруктах и грибах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Создавать положительное эмоциональное настроение. Стр.45
ноябрь 3.Пернатые друзья Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах. Стр.49
Ноябрь 4.Наряды куклы Тани Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно – следственные связи между использованием тканей и временем года. О. В,Дыбина

С.31

декабрь 1.Игры во дворе Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на санках, лыжах; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»). О. В,Дыбина

Стр.32

декабрь 2. Покормим птиц Расширять представления о зимующих птицах, обитающих в наших краях. Учить узнавать и называть птиц по внешнему виду, формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им; заботиться о птицах в зимний период. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать эмоциональную отзывчивость. Стр.53
декабрь 3. Как животные помогают человеку Расширять представления о животных разных стран; о том, как животные могут помогать человеку. Показать способы содержания животных, прирученных человеком. Развивать интерес к миру животных. Формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них. Стр.55
декабрь 4.В мире металла Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении. О. В,Дыбина

Стр.34

январь 1.В гостях у кастелянши Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней. О. В,Дыбина

Стр.35

Январь 2. Зимние явления природы Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество. Стр.57
Январь 3. 1.Путешествие в прошлое телефона Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона; закреплять правила пользования телефоном; развивать логическое мышление. Сообразительность. О. В,Дыбина
январь 4.Экологическая тропа в здании детского сада Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учит узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать связную речь. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношении к окружающей действительности. Формировать желание выступать в роли экскурсовода на пунктах маршрута экологической тропы. Развивать творческую активность. Стр.59
Февраль 1.Песня колокольчика Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. О. В,Дыбина

Стр.37

февраль 2.Российская армия Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик и др. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым. О. В,Дыбина

Стр.38

февраль 3. Цветы для мамы Расширять знания о многообразии комнатных растений. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. учить высаживать рассаду комнатных растений.. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким (маме) Стр.62
февраль 4.Экскурсия в зоопарк Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери(млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. Стр.63
март 1.Путешествие в прошлое лампочки Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. О. В,Дыбина

Стр.41

март 2.В гостях у художника Формировать представление об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты труда художника отражают его чувства, личностные качества, интересы. О. В,Дыбина

Стр.43

март 3. Мир комнатных растений Расширять представление о многообразии комнатных растений. Учит узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе. Стр.66
март 4.Водные ресурсы Земли Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. Стр.69
Апрель 1.Путешествие в прошлое пылесоса Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. О. В,Дыбина

Стр.45

апрель 2.Россия – огромная страна Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Чтобы попасть из одного конца страны в другой, например, из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями. О. В,Дыбина

Стр.46

апрель 3. Леса и луга нашей родины Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга; о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Стр.71
апрель 4. Весенняя страда Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас детей ( весенняя страна, комбайн, агроном и др.). Развивать любознательность, творчество, инициативу. Стр.73

3. Планируемые промежуточные результаты освоения программы

различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту;

классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны;

знает название родного поселка, страны, ее столицу;

называет времена года, отмечает их особенности;

знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

4. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Объект мониторинга – достижения детей.

Периодичность мониторинга —

2 раза в год, месяцы : сентябрь и май.

Критерии Ф. И. ребенка
Сентябрь Май
Ребенок умеет:
различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту
классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны
знает название родного поселка, страны, ее столицу
знает о взаимодействии человека с природой в разное время года;
называет времена года, отмечает их особенности

1 — начало года, 2 — конец года. Оценка уровня развития: 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 2 балла — отдельные компоненты не развиты; 3 балла – соответствует возрасту, 4 балла – высокий

Получить текст

Конспект НОД по окружающему миру «Волшебница вода» в старшей группе

АЛИЕВА АСИЯТ
Конспект НОД по окружающему миру «Волшебница вода» в старшей группе

Конспект НОД по окружающему миру «Волшебница вода» в старшей группе.

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть)

. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует
вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.
Словарная работа:ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

Материалы и оборудование:Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]