Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Анжелика Гулакова
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Большое место при обогащении словаря детей занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.
Методика этих занятий была предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена В. И. Логиновой. Авторы выделяют 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:
1- первичное ознакомление с предметом.
2 — ознакомление с качествами и свойствами предметов.
3 — формирование понятий в процессе обобщений.
Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ними. Проводятся в младшем и среднем возрасте.
Значение:
1. Формируется целостное представление о предмете
2. Связь между назначением предмета, его строением, материалом.
Требования к данным занятиям:
1. Познавательная деятельность представлена практическими задачами и опирается на игровые приемы.
2. Использование наглядного материала по количеству детей.
3. Активные действия с предметами, дети выбирают пригодный и мотивируют выбор.
4. Предметы должны быть известны детям.
5. Руководство осуществляется через указания и вопросы.
Структура занятия.
Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Постановка учебной задачи (формирование дифференцированного восприятия осуществляется через игру).
2. Рассматривание предмета, строение, назначение, введение слова.
3. Выбор предмета детьми, закрепление знаний, закрепление слов.
На занятиях по углублению знаний о качествах и свойствах предметов формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.
Значение:
1. Формируется понятие, что все вещи изготовлены из различных материалов; существуют процессы превращающие материал в вещь (шитье, вязание, лепка, деревообработка и т. д.)
2. Формируются способности видеть в вещи материал, устанавливать свойства материала некоторыми способами (надавить, согнуть, надорвать)
.
Требования
1. Тщательное сенсорное обследование.
2. Наглядный материал по количеству детей.
3. Включение в деятельность.
4. Вычленяемые качества должны быть ярко представлены.
5. Сравнение с другими качествами и свойствами других предметов.
6. Руководство воспитателя осуществляется через вопросы и точные указания.
Структура занятия
1. Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Вычленение качеств в ситуации той или иной деятельности (сначала указание действия, затем вопрос детям)
.
2. Обучение обследовательским действиям вычленения нужного свойства (сначала указание действия, вопрос констатирующего и косвенного характера (Прочная бумага, почему)
.
3. Упражнение выделения нового качества и свойства в разнообразных предметах — закрепление свойств.
Усложнение — в старшем возрасте данные занятия усложняются, они называются «Сравнение предметов»
их цель подбор наиболее точного слова для характеристики выделяемых особенностей.
Требования
1. Достаточное количества сравниваемых признаков (форма, величина, цвет, их различие и общность.
2. Плановость сравнения в целом, частей и деталей, обобщение в целом.
3. Отбор приемов обучения — указания и вопросы.
4. Максимум речевой активности детей.
Формирование видовых и родовых понятий в процессе обобщения.
Занятия проводятся во всех возрастных группах. Переход к обобщению требует умения выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Выделяют два вида данных занятий – формирование видовых и родовых понятий.
Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями,например: стул, табурет, кресло.
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Необходимость выбора через игру.
2. Выбор предмета из группы сходных (как вы узнали., Почему взяли этот предмет, а не другой? Что есть у этого предмета, чего нет у других (и наоборот? После каждого ответа — мотивация- Почему вы так думаете?
3. Упражнение в выборе предметов.
Родовые понятия — предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков (для чего нужна машина, кто ей управляет)
2. Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое,что различное у всех видов и делаем вывод: все что служит для перевозки людей и груза называется — транспорт)
3. Упражнение в подведении видовых понятий под родовые.
Последующая работа основывается на закреплении и дифференцировке понятий.
Перспективное планирование в старшей группе по предметно-социальному миру и эксперементированию
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в старшей группе
по предметно-социальному миру и эксперементированию
на 2017-2018 учебный год.
Задачи:
Формирование ребёнка как свободной, творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека-гражданина и патриота с активной жизненной позицией;
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического развития ;
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
Способствовать формированию навыков разумного поведения, научить адекватно вести себя в разных ситуациях ;
Воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.
Развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.Развивать умение делать выводы, умозаключения.
Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Сентябрь
Тема недели | ООД | Программное содержание | Литература |
1- неделя Тема: «Праздник знаний. Наш детский сад» | Мониторинг | ||
2-я неделя Тема: «Осенняя пора, очей очарованье» | Мониторинг | ||
3-я неделя Тема: «Кладовая природы. Труд людей осенью» | Тема:«Хлеб всему голова» | Формировать представление детей о хлебе — одном из величайших богатств на земле. Учить прослеживать цепочку формирования булки хлеба (от зерна до выпечки).Развивать знания о труде хлеборобов. Упражнять в умении объяснять пословицы о хлебе. | О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет» Стр.68 |
4янеделяТема: «Земля — наш общий дом» | Тема: «Знакомимся со своим организмом», «Можно потрогать?» | Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.Учить заботиться о своём здоровье.Закреплять умение обобщать полученные знания. Развивать интерес к опытно-эксперементательной деятельности. | Л.Л.Масалова«Я имир»Стр.35 И.С.Батова «Опыт и эксп.» |
Октябрь
1-я неделя Тема: «Мой город» | Тема:«Наш родной город» | Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями. Вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим. Воспитывать чувство уважения к малой родине, развивать желание принимать посильное участие в ее преобразовании. | Л.Л.Масалова «Я и мир» Стр.63 |
2-я неделя Тема: «Родная страна» | Тема: «Мы живем в России» | Продолжать знакомить с родной страной (города; герб, флаг, гимн). Развивать чувство гордости за родную страну. Вызвать желание больше узнать о России. | Л.Л.Масалова «Я и мир»Стр.68 |
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Задачи:
расширять представления о многообразии комнатных растений; учить узнавать и правильно называть комнатные растения; рассказать о профессиях связанных с уходом за комнатными растениями; закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей; совершенствовать навыки ухода за растениями; воспитывать бережное отношение к растениям. . («Ознакомление с природой в детском саду».А.Соломенникова стр.66)
4 «Экскурсия в зоопарк»
Задачи:
расширять представление детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – это часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее; формировать представление о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери; развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. . («Ознакомление с природой в детском саду».А.Соломенникова стр.63)
Март
1 «Цветы для мамы»
Задачи:
расширять представления о многообразии комнатных растений; учить узнавать и правильно называть комнатные растения; дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом; учить высаживать рассаду комнатных растений; формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду. («Ознакомление с природой в детском саду».А.Соломенникова стр.62)
2 «Водные ресурсы Земли»
Задачи:
расширять представления о многообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря; о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам; закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. («Ознакомление с природой в детском саду».А.Соломенникова стр.69)
3 «Путешествие в прошлое лампочки»
Задачи:
познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета. . («Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.41)
4 «В гостях у художника»
Задачи:
формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты его труда отражают чувства, личные качества, интересы. . («Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.43)
Апрель
1 «Путешествие в прошлое пылесоса»
Задачи:
вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. . («Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.45)
2«Россия огромная страна»
Задачи:
формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел; чтобы попасть из одного конца страны в другой, например из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой- главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями. («Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.46)