Проведение занятия по трудовой деятельности в старшей группе детского сада


Таблица: картотека тем по трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

АвторСавина П. И.
Вид трудаТемаЗадачиПримеры работыПримечание
Хозяйственно-бытовой труд«Наведение порядка в шкафах и на полках»
  • Воспитывать в детях чувство прекрасного и трудолюбие.
  • Научить видеть непорядок и исправлять его.
  • Развивать эстетический вкус, умение расставлять всё на свои места и систематизировать объекты.
  • Сформировать умение трудиться на благо других.
Попробуйте сподвигнуть детей на то, чтобы они разобрали полки с книгами или навели порядок в шкафчиках с игрушками.Расскажите ребятам историю о неряхах и объясните, что так делать нельзя.
«Аккуратно заправленные кровати»
  • Выработать привычку застилать кровать по утрам.
  • Развивать собранность.
  • Формировать умение доводить дело до конца.
  • Способствовать возникновению желания работать над собой и прививать любовь к трудовой деятельности.
После «тихого часа» расскажите детям о важности содержания их кровати в порядке. Объясните им в игровой или сказочной форме о микробах, которые могут появиться в кровати, если её не заправлять.Можно вырезать из картона фигурки микробов и класть их на постель к ребёнку, который её не заправил.
Труд в природе«Полив растений»
  • Обучить детей базовым навыкам ухода за растениями, закрепить знания о свойствах растений.
  • Объяснить принцип работы с лейкой, лопаткой, перчатками.
  • Развивать осторожность при взаимодействии с водой и землёй.
Предложите ребятам поухаживать за комнатными цветами, которые находятся в группе. Если таких цветов нет, то можно вывести детей на улицу и рассказать о поливе растений на примере уличных кустов, травы или клумб.Можно представить лейку как «тучку». Благодаря этому вы не только покажете детям принцип работы с растениями, но ещё и объясните, что такое дождь.
«Влажное протирание листьев крупнолистных растений»
  • Учить детей оказывать возможную помощь педагогу в уходе за растениями.
  • Воспитывать желание ухаживать за природой и помогать остальным людям в этом.
  • Улучшать трудовые навыки и умения.
Расскажите детям о пыли, которая летает в воздухе и оседает на растения. Объясните им, как нужно аккуратно протирать листья.Попробуйте использовать не только тряпки, но и влажные губки. Они гораздо лучше впитывают жидкость и сохраняются мокрыми. Затем их легко сушить.
Коллективный труд«Общая работа над уголком»Учиться создавать коллективные поделки и фигурки для украшения их «детского уголка».Используйте несколько видов творческих материалов: краски, карандаши, пластилин, картон и т. д. Основной задачей педагога помимо наставлений и объяснений детям, как нужно работать, является контроль всех действий с опасными инструментами.Предложите детям порисовать пальцами. Вы можете помочь раскрасить их руки и приложить к бумаге.
«Совместные и общие игры»
  • Улучшить взаимоотношения.
  • Научить добиваться общих целей путём сотрудничества.
  • Рассказать о правилах общения друг с другом.
Попробуйте провести коллективную игру «Чай-чай выручай». Выбирается игрок, который будет «водящим». Он бегает за другими ребятами и ловит их. Ребёнок, которого он коснулся, становится «заколдованным». Другой игрок может дотронуться до «заколдованного» и освободить его. Игра завершается, когда все игроки становятся «заколдованными».Проведение игр со спортивным инвентарём по типу мячей или скакалок полезно не только в аспекте развития социальных навыков, но ещё и улучшает физические способности.
Самообслуживание«Самостоятельный поиск ответов на поставленный вопрос»
  • Развивать умение воспринимать информацию и анализировать.
  • Сформировать способность к решению задач и выявлению проблемной ситуации.
Задайте ребёнку вопрос из разряда: «Как звали курочку, которая снесла яичко?». Попросите ребёнка найти ответ в самой сказке. Это хорошо подготовит его к будущим заданиям в школе.Варианты вопросов: «Где спрятана жизнь Кощея?», «Сколько витязей выходит из моря в сказке Пушкина?», «Кто такая русалка?».
«Самостоятельный уход за собой»
  • Научить детей следить за своей одеждой и самостоятельно одеваться.
  • Сформировать внимательное отношение к своему внешнему виду и умение правильно следить за собой.
Предоставьте ребёнку одёжную щётку и расскажите о том, как правильно чистить одежду. Объясните, почему это надо делать («чтобы выглядеть опрятно»).Попробуйте рассказать о том, как сохранять свою одежду в порядке, чтобы чистить её приходилось как можно реже.
Дежурство«Дежурство в столовой»
  • Сформировать организованность и уважение к труду повара.
  • Развить навыки сервировки и уборки посуды.
Выберите нескольких детей и приведите их в столовую. Затем расскажите им, как сервировать стол и расставлять тарелки. После этого можно приступать к практической работе и разрешить ребятам сделать всё самостоятельно.Попробуйте придумать какие-нибудь поощрительные мелочи для тех ребят, которые дежурили особо хорошо.
«Дежурство на улице»
  • Научить ребёнка работать с определённым типом инвентаря.
  • Рассказать о необходимости поддержания порядка, объяснить принцип работы.
Дайте нескольким ребятам венички и предложите смести листву с дорожек, если на дворе осень. Зимой можете попросить помочь убрать небольшие кучки снега с помощью лопаток. А весной можно показать ребятам, как поливать цветы на клумбах.Всегда следите за тем, чтобы ребёнку поручалась лишь та работа, которую он точно в силах выполнить.
Ручной и художественный труд«Создание поделок»
  • Развивать творческое мышление.
  • Улучшить навыки работы с определёнными художественными материалами.
  • Сформировать положительное отношение к оригинальности.
  • Рассказать о свойствах разных материалов и разъяснить принцип работы с ними.
Попробуйте собрать небольшую группу ребят и сделать вместе с ними поделку из пластилина. К примеру, поделка «Ёжик»:
  1. Катаем из пластилина овал.
  2. Кончиками пальцев лепим маленькие треугольнички.
  3. Наклеиваем треугольнички на овал.
  4. Добавляем вылепленные носик и глазки.
Такой вид труда позволяет воспитателю лучше узнать детей.
«Художественная работа»
  • Обучить ребёнка работе с кистью, карандашом, красками, ручкой.
  • Научить основным приёмам рисования.
  • Научить работать с раскрасками.
Раздайте детям раскраски и предоставьте карандаши.Попробуйте показать детям несколько рисунков, которые вы способны нарисовать самостоятельно.

Конспект НОД в старшей группе по трудовому воспитанию

Конспект НОД для детей 5-6 лет «Помощники»
Цель: уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях. Задачи: • Закреплять знания детей о различных профессиях. • Расширять и активизировать словарь по данной теме. • Развивать речь, мышление, активность, самостоятельность. • Развивать умение доводить начатое дело до конца. • Обучать детей элементарным трудовым действиям. • Воспитывать уважение к людям труда. Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие. Оборудование и материалы: картинки с профессиями (повар, портной, учитель, строитель, врач, парикмахер); картинки-отгадки к загадкам (игла, нож, книга, подъёмный кран, градусник, зеркало); мяч. Тазики с водой, салфетки, полотенце, фартуки на каждого ребенка. Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы о профессиях родителей, чтение художественной литературы, настольные и дидактические игры по данной теме.
Ход деятельности
Дети встают в круг и приветствуют друг друга: Здравствуй солнце золотое, Здравствуй небо голубое, Здравствуй ты, здравствуй я, Здравствуй все мои друзья! Дети садятся на стульчики. Воспитатель читает стихотворение: Профессий много разных есть, Фотограф, повар и учитель, Водитель, дворник и строитель, И всех им нам не перечесть. Не так уж важно, кем нам быть, Ведь главное- свой труд любить! — О чем это стихотворение. ( ответы детей) — Что же такое профессия? ( ответы детей) — Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день, которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться, и важно, чтобы она была по душе, нравилась человеку. — Кем бы вам хотелось стать, когда вырастите? (ответы детей) — А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете профессии. Словесная игра «Подумай, отгадай, найди». (На доске картинки профессий. Воспитатель загадывает загадки о предметах труда, дети отгадывают и называют профессию, кому это орудие, предмет труда нужно для работы, и отгадку- картинку прикрепляют рядом). 1. Маленького роста я Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (иголка и нитка) 2. Есть волшебное стекло Отражает все оно. ( зеркало) 3. Я очень острый и стальной Нарезать хлеб вам помогу. Но аккуратнее со мной Порезать пальчик я могу. (нож) 4. Не дерево, а с листочками Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (книга) 5. Длинной шеей поверчу Груз тяжелый захвачу. Где прикажут –положу, Человеку помогу. (подъёмный кран) 6. Я под мышкой посижу, 7. И что делать укажу. Или уложу в кровать, Или разрешу гулять. (градусник) — Молодцы, все загадки разгадали правильно. А теперь все в круг вставайте, кто, что делает, называйте. Словесная игра «Что делает?» ( воспитатель бросает мяч, и спрашивает что делает повар – ребенок заканчивает предложение – готовит еду). Строитель, доярка, учитель, водитель, пожарный, парикмахер, почтальон, тракторист, летчик, врач, художник, швея, пекарь, фотограф, дворник, воспитатель (последней назвать воспитателя). — А кто еще помогает воспитателю в группе? (ответы детей). Чем она занимается, какую работу делает? (ответы детей) — Работы у неё много: убраться в группе, помыть полы, накрыть столы, и вам помочь одеться. Может мы ей сегодня тоже поможем. (ответ детей). Наведем порядок в кукольном уголке, протрем пыль, помоем стульчики. — Для этого мы разделимся на три команды: дети берут картинки: у кого мебель – моют стульчики, у кого игрушки- протирают пыль на полках и игрушки; у кого посуда- моют посуду и протирают пыль шкафу. Договоритесь, кто будет доставать и убирать игрушки, кто вытрет пыль, кто помоет игрушки, кто вытрет насухо и поставит на место. Та команда, которая справится быстрее со своей работой, может помочь другим ребятам. — Что вам нужно для работы? ( ответы детей) Оденьте фартуки, возьмите салфетки, тазики с водой и приступайте к работе. После окончания работы пригласить няню. Она благодарит детей за помощь. — Вам понравилось работать, помогать старшим. Трудно было? (ответы детей) — А в народе говорят: «Делу время, потехе час». Что это значит? ( ответы детей) Да, поработали, теперь можно и отдохнуть. Спасибо вам.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников Родительское собрание — развлечение в подготовительной к школе группе Конспект занятия по трудовому воспитанию в детском саду

Похожие статьи:

Обучение детей младшей группы трудовым действиям

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры

Диагностика результатов трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

Диагностическая карта помогает воспитателю оценить результаты работы с детьми, подвести итоги за полугодие. Кроме того, с помощью этого документа педагог систематизирует информацию и определяет, чего добился каждый ребёнок, а с чем он не справляется.

В диагностической карте зафиксированы все виды трудовой деятельности воспитанников старшей группы.

Таблица: пример диагностической карты

АвторСавина П. И.
Показатели развитияДействия и задачиПоложительный результат (ребёнок справляется с заданием)Отрицательный результат (ребёнок не справляется с заданием)
МотивацияИметь желание участвовать в трудовой деятельности
Получить навык инициативного подхода к делам
Представление о работе взрослыхЖелание оказывать посильную помощь взрослым людям
Отношение к трудуСтремление узнать о будущих профессиях
Уважительное отношение к чужой работе
Бережное отношение к результатам своего труда
Рабочий процессАккуратная работа с материалами
Использовать наиболее продуктивные методы работы
Доводить начатое дело до конца
Коллективная работаДружелюбие и умение работать в команде
Развивать коммуникативные навыки
ОбязательностьГрамотно оценивать результат работы
Иметь привычку ответственно относиться к поручениям
Труд в природеЦенить и уважать природу, её дары
Обладать базовыми навыками об уходе за растениями
Уметь высаживать семена
СамообслуживаниеУметь следить за своим внешним видом
Поправлять причёску и волосы
Ручной трудУметь склеивать картон и бумагу
Закреплять навыки работы с ножницами
ДежурствоОбладать базовыми навыками сервировки стола
Развивать самостоятельность
Хозяйственный трудУметь стирать вещи
Заправлять кровать после сна

Трудовая деятельность — важнейший аспект обучения дошкольников. У детей формируются навыки, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Педагог должен стараться помогать ребёнку и направлять его, прививать любовь к труду. Главное — не выполнять всю работу за воспитанников и позволять им проявлять себя, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои способности и потенциал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]