Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»
Наглядности.
Принцип позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.
Гуманистичности.
Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.
Прогностичности.
Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). По сравнению со школой, в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
Деятельностности.
Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Интеграции.
В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
Проект по экологическому воспитанию для старших дошкольников «Очистим планету от мусора!»
ТОО «Баларман»
Паспорт проекта по экологическому воспитанию для старших дошкольников
«Очистим планету от мусора!»
Воспитатели: Ланг К. А.
г. Петропавловск
2020 год
Тема проекта
: «Очистим планету от мусора!»»
Участники проекта
: дети 4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации проекта:
ноябрь (2020 г.) – февраль(2021г.)
Тип проекта:
исследовательски — творческий
Актуальность:
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.
Проблема:
У дошкольников не совсем сформировано ответственное отношение к окружающей среде и деятельности человека в ней.
Цель проекта
– формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе, к своей Земле через различные виды деятельности.
Задачи:
формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об источниках возникновения мусора.
формирование у детей представлений о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека;
формирование представлений у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
развивающие
развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса;
развитие умения у старших дошкольников дифференцировать предметы по материалу, из которого они изготовлены;
воспитание у детей ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира, природы;
воспитание у детей желания отражать свои впечатления в творчестве;
воспитание у дошкольников культуры поведения на улицах города, соблюдения чистоты и порядка.
доставлять детям радость от участия в совместной деятельности.
Этапы проекта «Очистим планету от мусора!»
I-Подготовительный этап | ||
Название мероприятия | Цель мероприятия | Сроки проведения |
1.Составление экологического календаря мероприятий в рамках проекта «Очистим планету от мусора!» | Определить содержание и цель мероприятия в рамках проекта «Очистим планету от мусора» | Ноябрь |
2.Создание воспитателями картотеки дидактических игр экологической направленности. Подобрать художественную литературу для чтения детям. Подобрать наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, фото, видео, презентации, настольные игры). | Обогащение предметно-развивающей среды уголка природы. | |
3.Установка контейнеров для сбора макулатуры в рамках акции «Спасем дерево», «Скажем мусору –«Нет!» | Побудить к участию в экологических акциях детей, родителей и воспитателей. | |
II-Основной этап | ||
1. Просмотр презентации «Мусор планете не к лицу». | Познакомить с понятием «сортировка мусора». Учить сортировать мусор для дальнейшей переработки. Воспитывать бережное отношение к природе. | Декабрь |
2. Проведение ОУД на тему «Учимся сортировать мусор» | Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами. | |
3.Организация экскурсии по экологической тропинке детского сада. | Расширить знания детей об экологической тропе детского сада. Учить заботиться о природе. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | |
1.Проведение ОУД на тему: «Откуда берется мусор?» Что делать с мусором?» | Привлечь внимание к проблеме загрязнения улиц родного города. Побудить детей научится сортировать мусор по классам бытовых отходов. Показать пользу переработки мусора. | Январь |
2.Проведение акции по сбору макулатуры «Спаси дерево» среди детей, родителей и педагогов. Проведение акции по сбору батареек «Батарейки сдавайтесь! и пластика «Скажем мусору — «Нет!» | Привлечь внимание детей, родителей и воспитателей сада к проблемам загрязнения окружающей среды пластиком и токсичными батарейками. Расширить знания о сборе, утилизации и переработки использованных батареек. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
3.Создание и расклеивание листовок детьми, родителями и воспитателями «Скажем мусору – нет», «Спаси дерево» | Пропаганда правильной сортировки бытового мусора среди жителей города Петропавловска. | |
4.Костюмированное шоу в детском саду «Мода НЕ из комода» | Побудить использовать бытовые отходы в творческой деятельности. Развивать фантазию, воображение и творческие способности детей. | |
III-Заключительный этап | ||
1.Художественно-творческая деятельность детей и родителей «Мы за чистую планету» (рисунки, поделки из бросового материала) | Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Воспитывать экологическое сознание. | Февраль |
2.Эко-субботник (воспитатели и дети) «Очистим игровой участок от мусора» | Привлечь детей и воспитателей к уборке участка детского сада. Воспитывать любовь к чистоте. | |
3.Создание стенгазеты «Мы весь мусор уберем и планету сбережем» | Показать личную сопричастность детей к очищению окружающей среды в рамках проекта. Формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе. | |
4.Презентация отчет «Очистим планету от мусора!» | Показать значимость и результаты проекта для экологии родного города «Очистим планету от мусора!». |
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
— Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
— Как рационально использовать и уменьшать накопление отходов.
— Как эффективно вторично использовать мусор.
— Простые правила охраны здоровья.
Должны уметь:
— Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
— Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения.
— Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала.
Организация экологических проектов
Для экологических проектов в разных группах предпочтительно выбирать темы, касающиеся родного края. Наблюдения и эксперименты, которые проводят в реальных условиях, принесут больше пользы, чем те, о которых малыш посмотрит видео или прочитает в книге. Развитие проектной деятельности проходит три возрастных этапа.
В младших группах
Начало первого этапа относится к возрасту 3–4 лет. Поисковая деятельность естественна для малышей. Они познают мир, им все интересно. Начиная с трехлетнего возраста, используют такой вид работы как экологический проект. Ведущая роль еще принадлежит взрослому. Педагоги обычно выбирают практико-ориентированные, игровые проекты. Экологическое образование начинают с ближайшего окружения. Пусть малыши рассмотрят, какие цветы растут на их клумбе, понаблюдают за насекомыми. В 3–4 года любая мелочь, встретившаяся на улице, — это открытие.
Тема «Деревья родного края» подходит для этой возрастной группы. В рамках проектной деятельности малыши узнают, какие лиственные и хвойные породы растут во дворе. Они понаблюдают над тем, когда появляются листочки, какого они цвета, и что с ними происходит осенью. Используются разные формы:
- рассказ взрослого;
- беседа;
- экскурсия;
- наблюдение;
- прогулка;
- чтение книг;
- рассматривание фотографий, картинок, репродукций;
- просмотр видеофильмов;
- знакомство с народным фольклором.
В условиях детского сада для воспитанников 3–4 лет выбирают групповые проекты.
В средних группах
Второй этап начинается с четырехлетнего возраста. Воспитанники становятся более самостоятельными, усложняются и цели проекта. Жизненный опыт еще не позволяет проявлять самостоятельность в выборе проблемы, деятельность идет на подражательно-исполнительном уровне.
Важно! Воспитанники могут выступить как «заказчики» проекта, задавая интересующие вопросы.
Формы и способы исследовательской деятельности переходят на новый уровень. Работа над темой «Флора моего края» включает такие виды деятельности, как сбор гербария, составление фотоальбома. Сотворчество ребят и взрослых является обязательной составляющей проекта.
Семейный проект
Воспитанники могут заниматься общественно-значимыми делами. Они не просто наблюдают, какие цветы растут на клумбе, а сами разбивают цветник. Работая над темой «Наша клумба», малыши знакомятся с цветами, выбирают, какие будут расти на их участке. Вместе со взрослыми они посеют семена и будут ждать всходов. Результат — красивая цветущая клумба, которую гордостью будут показывать своим друзьям, родственникам.
Экологическое воспитание в школе с учетом ФГОС
Изучение спектральных цветов можно провести в форме проектной деятельности, выбрав тему «Радуга». К 4–5 годам малыши должны знать основные цвета, данный проект поведет их дальше. Они познакомятся с оттенками, узнают, какие получаются цвета при смешивании красок. В ходе работы познакомятся с понятием спектра, выучат стихи и песни, проведут научные опыты.
Для старших групп
К старшему возрасту накапливается социальный опыт, воспитанники начинают сотрудничать между собой. Приходит время для парных проектов. На психологическом уровне происходят заметные изменения: появляется способность самоконтроля, импульсивные побуждения становятся реже, развивается самооценка.
В старшей группе используются разные типы проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- ролевые.
Важно! Экологический проект в старшей группе предусматривает организационную инициативу со стороны воспитанников.
Предполагается формирование умения поиска способов решения проблемы, развитие желания использовать в речи экологические термины. Слова «беречь окружающую среду» наполняются смыслом.
Экскурсия с Красной Шапочкой
Уместно будет проведение проекта «Мы дети твои, Земля!» Педагог поднимает проблему мусора в местах общего пользования, рассказывает, чем полезен лес, что такое «Красная книга» и какие животные занесены в нее. Планета заботится о землянах, как мать, она кормит, одевает, дарит тепло и красоту, и они должны отвечать тем же.
В подготовительных группах
Третий этап развития проектной деятельности относится к подготовительной группе. Он характеризуется высоким уровнем интереса, что обусловлено развитием познавательных способностей и черт личности. Активность взрослого уступает место поддержке детской инициативы. Взрослый создает условия для самостоятельной деятельности воспитанников, организует познавательное пространство.
Проект по экологии в подготовительной группе имеет большое значение для развития личности воспитанников, так как предусматривает формирование представлений о взаимосвязи природной среды и человека.
Обратите внимание! Проектная деятельность имеет общественно-полезную значимость. Работа по изготовлению кормушек позволит покормить зимой птиц. В план могут быть включены такие мероприятия как выпуск листовок, чтение стихов, конкурс рисунков.
Экологический десант
В проектах большое внимание уделяется научной основе. Можно коснуться таких вопросов: откуда берутся микробы? Какой вред от сточных вод? Что такое лед? Что такое север и юг?
Дидактическая игра на тему экология в старших группах ДОУ
Результатом проектной деятельности в подготовительной группе должно стать следующее:
- понимание взаимосвязей в природной среде;
- бережное отношение к окружающему миру;
- сформированность элементарных экологических знаний и культуры поведения;
- создание единого образовательного пространства по экологическому образованию.