Краткосрочный проект «Неделя экологии»проект (подготовительная группа)
Краткосрочный проект «Неделя экологии»
Разработала и реализовала проект воспитатель подготовительной группы
Предигер Наталья Сергеевна
МБДОУ детский сад «Чебурашка» с. Черемное
2019
Цель проекта: создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи проекта:
Обучающие:
-Формировать у детей осознанно-правильное взаимодействие с окружающим миром природы.
— Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
— Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
— Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность.
Воспитывающие:
— Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда.
— Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Тип проекта
Краткосрочный (май)
Участники проекта: Воспитатели и дети подготовительной группы.
Этапы реализации проекта
1этап подготовительный:
- изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме;
- подобрать иллюстрации, игрушки, атрибуты;
- составить план мероприятий на каждый день
2 этап основной:
Реализация плана проекта
Понедельник: «Мы хотим, чтоб от народа не страдала природа»
1половина дня
- Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»
- Акция : « Очистим участок от мусора»
Цели: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов , развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты; воспитывать культуру поведения в окружающем мире.
- Подвижная игра «Солнечный зайчик»
Цель: учить бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика, развивать быстроту движений.
- Беседа: «Пословицы и загадки о природе»
Цель: формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, учить детей понимать и объяснять значение пословиц и загадок; воспитывать трудолюбие.
2 половина дня
- Просмотр короткометражного фильма «Самая лучшая планета в Галактике».
Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.
- Беседа «Чистое село».
Цель: Рассказать, какое количество мусора ежедневно оставляют на улицах сами граждане. Выяснить, что нужно делать, чтобы село было чистым.
- Составление правил для сохранения чистоты природы. Создание выставки рисунков «Как сохранить природу?», «Защитим природу!».
Цель: предложить детям ответить на поставленные вопросы и придумать свои вопросы. Учить оценивать свои ответы. Формировать умение выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки.
- Игры по интересам.
Цель: учить детей объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.
Вторник: «Вода источник жизни»
1 половина дня
- Беседа: «Что мы знаем о воде?»
Задачи: повторить с детьми свойства воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.
- Опытно – экспериментальная деятельность: «Как вытолкнуть воду?», «Для чего нужна вода?» и т.д.
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы;
- Малоподвижная игра «Море волнуется»
Цель: Учить детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.
2 половина дня
- Беседа: «Правила поведения на воде»
Цель: закрепить знание правил безопасного поведения около водоема летом.
Игры по интересам: игры с выносным материалом.
Цель: учить объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.
Среда «Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
1 половина дня
Наблюдение на прогулке «Растения на нашем участке»
Цель: Расширить представления и знания детей о растениях, об их значении в нашей жизни, развивать речь детей, активизировать внимание и память, формировать желание беречь и сохранять природу, вызвать интерес к окружающему миру.
Беседа: «Лесные правила»
Задачи: формировать положительное отношение к природе, интерес к окружающему миру и любознательность; воспитывать культуру поведения в лесу, парке.
- Чтение произведения Д.Мамина – Сибиряка «Лесная сказка».
Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.
2 половина дня
- Презентация «Правила поведения в лесу», «Цветы Сибири, занесённые в красную книгу».
Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
Четверг «Солнце воздух и вода — наши лучшие друзья»
1 половина дня
- Беседа: «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека»
Задачи: обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому.
- Пословицы и загадки о явлениях природы.
Цель: уточнить знания детей о явлениях природы, учить узнавать их по описанию характерных для них явлений. Активизировать в речи конструкции предположения, учить аргументировать свой ответ.
- Прогулка «Посадка цветов на клумбу»
Цель: учить правильно высаживать рассаду цветов для озеленения участка.
2 половина дня
- Беседа: «Что такое солнечный удар?»
Цель: дать детям элементарные представления о солнечном и тепловом ударе, обучить их мерам осторожности при сильном солнцепеке.
- Свободные игры.
Цель: учить, самостоятельно, находить себе занятие по интересам, развивать двигательную активность, силу, ловкость; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Пятница «День Земли»
1 половина дня
Прогулка: Полив высаженных растений на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.
- Беседа: «Вредные и полезные насекомые».
Цель: расширять знания о насекомых. Научить детей быть внимательными ко всему, что их окружает, отражать в игре добрые поступки окружающих людей. Рассматривание структуры почвы.
2 половина дня
- Чтение стихотворения «Богатства Земли», загадывание загадок.
Цель: учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодику поэтического ритма. Поддерживать интерес к чтению.
- Беседа «Растения и кустарники на участке».
Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.
3 этап заключительный:
Выставка рисунков детей «Защитим природу!»
Экологический проект «Юные экологи»
автор: Силаева Анна Вячеславовна
воспитатель ГБОУ Школа №536 ДК9
Экологический проект «Юные экологи»
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Название проекта:
«Юные экологи».
Актуальность:
У людей, живущих в современном мире общества, множества проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнения воздуха воды, почвы. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического безкультурия: папа сломал ветку и отмахивается от комаров. Но позиция воспитателя по этому вопросу способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту детей вызывают устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому в условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями, специально организованных игровых обучающих ситуаций, целевых экскурсий, праздников и др. Особое место занимают занятия интегративного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой.
Проблемная ситуация:
Научить детей совместно с родителями любить природу родного края, его прошлое и будущее. Сделать так, чтобы дети и взрослые постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
Целеполагание:
Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры у детей, знаний о родном крае, воспитание осознанно – бережного отношения к природе.
Основные задачи проекта:
- Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о родном крае.
- Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о родном крае.
- Развитие познавательного интереса к миру природы родного края умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
- Привлечение родителей к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Тип проекта:
- По доминирующему методу: практико – ориентированный;
- По характеру содержанию: ребенок + семья + природа;
- По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
- По характеру контактов: разновозрастные группы, в контакте с семьей;
- По количеству участников: фронтальный, групповой;
- По продолжительности: долгосрочный.
Количество участников:
дети (младшая группа, старшая группа, подготовительная группа), воспитатель по физкультуре, учитель-логопед, родители воспитанников, воспитатели групп.
Длительность проекта:
1 год.
Дата проекта:
сентябрь — август
Форма совместной деятельности:
сотрудничество.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
Основной этап:
- Проведение цикла занятий, экскурсий, наблюдений.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
- Проведение досугов во всех группах.
- Оформление сезонных выставок с поделками.
- Оформление фотовыставки, посвященной родному краю.
Содержание мероприятий по реализации проекта.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | ТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
Занятия | Младшая группа, старшая группа, подготовительная группа «живая и неживая природа» (см. приложение №1) | Ежемесячно |
Наблюдения | Младшая группа, старшая группа, подготовительная группа «живая и неживая природа» (см. приложение №2) | Ежемесячно |
Экскурсии, прогулки |
| Зима Осень Весна |
Экологические недели |
| Весна Апрель Ноябрь Май |
Подвижные игры | «У медведя во бору», «Наседка и цыплята», «Зайка беленький», «Курочка-хохлатка», «Гуси-гуси», «Совушка — Сова», «Кот и мыши», «Грибочки», «Щука и караси», «По ровненькой дорожке…», «Раз, два, три к дереву беги», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Поймай комара», «Удочка», «Ветер и листья», «Зайцы и волк», «Перелет птиц», «Лягушки», «Два мороза», «Паук и мухи», «Ловля бабочек», и т.д. | Ежемесячно, в течение дня |
Игровые упражнения и игры — эстафеты | «Лошадки», «Пингвины», «Переправа через ручей», «По мостику», «Веселые жучки», «Найди себе пару», «Медвежата», «Червячки пошли гулять», «Паучки», «С кочки на кочку», «Холодно – горячо», «Между снежками», «Кто быстрее до снеговика», «Фигуры», «Прокати на санках», «Точно в цель», «Снежная карусель», «С льдинки на льдинку», « Море волнуется», «Река и ров», «По дорожке на одной ножке», «Огородники», «Посади картошку», и т.д. | Ежемесячно |
Дидактические игры | Младшая группа — «Как называется такая погода», — «Найди такой же листик», — «Какая это птичка», — «Найди такое же животное и назови», — «Опиши, мы отгадаем» и др. Старшая группа — « Какого растения не стало?», «Где снежинки», «Наши любимцы», — «Где что зреет», «Летает, плавает, бегает», «Цветочный магазин», «Выбери нужное», — «Вершки и корешки», «Поступи правильно». — «Назови растение», «Чудесный мешочек» Подготовительная группа — «Природа и человек», «Назови растение с нужным звуком», «Что растет в лесу, «Найди листок как на дереве», «Где кто живет», «Когда это бывает», «Третий лишний», «Вчера, сегодня, завтра», «Что это за насекомое», «Скажи, что ты слышишь», «Земля, огонь, вода», «Что происходит в природе», «Кто где живет». | Ежемесячно, в течение дня Ежемесячно, в течение дня |
Досуговое мероприятие | Младшая группа Старшая группа Подготовительная группа | |
Выставки детских работ совместно с родителями | Времена года | Осень, Зима, Весна, Лето |
Фотовыставка | «Красота и богатство моего края» | Весна |
Изготовление кормушек для зимующих птиц, совместно с родителями | Все группы «Бережем друзей наших меньших» | Зима |
Чтение стихотворений пословиц и поговорок, художественной литературы | Живая и неживая природа | Ежемесячно, в течение дня |
Оформление стендов для родителей | Все группы «Природа – наш дом» «Сезонные изменения» | Ежеквартально |
Анкетирование родителей | «Экологическое воспитание детей» «Использование художественной литературы в семье» | |
Логопедические занятия с детьми | старшая группа, подготовительная группа «Использование природного материала в логопедической работе» | Ежемесячно, |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
Младшая группа.
- Что нам осень подарила.
- Кошечки.
- Листопад, листопад, засыпает старый сад…
- Путешествие в зоопарк.
- Где ночует солнце?
- Кошечка и котенок.
- Плоды фруктовых деревьев.
- Ветер – ветерок.
- Как звери к зиме готовятся?
- Наступила зима.
- Зима в лесу.
- Дикие животные.
- Поможем зайке.
- Большие и маленькие звездочки.
- Кто живет рядом с нами.
- Солнечные зайчики.
- Деревья и кустарники на нашем участке.
- Дождик песенку поет.
- Шестиногие малыши.
- Домашние животные.
Старшая группа.
- Наблюдение за черепахой.
- Рассматривание и сравнение овощей и фруктов.
- Беседа о домашних животных.
- Беседа о хлебе.
- Беседа «Чудесное яблоко»
- Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река».
- Беседа о домашних животных.
- Беседа о хлебе.
- Беседа «Чудесное яблоко»
- Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река».
- «Знакомство с волком».
- Рассматривание комнатных растений.
- Беседа о снеге.
- Экологическая викторина «Знатоки природы».
- Беседа «Зимой в лесу».
- Беседа «Растение как живое существо».
- «Для чего человеку нос?»
- «Знакомство с животными жарких и холодных стран».
- «Наши умные помощники – органы чувств».
- Беседа «Как много интересного бывает зимой».
- «У нас в гостях животные»
- Черенкование комнатных растений.
- «Что и как человек ест».
- «Муравьи – санитары леса».
- Экологическая сказка «Ручеек».
- «Доктора леса».
- Заключительная беседа о весне.
Подготовительная группа.
- Природа и человек.
- Дары осени.
- Где зимуют лягушки.
- Листопад, листопад – листья желтые летят…
- Путешествие в осенний лес.
- Улетают журавли.
- Как звери к зиме готовятся.
- Природа и мы.
- Планета Земля в опасности.
- Пришла осень, привела погод восемь…
- Шестиногие малыши.
- Встреча зимы.
- Подземные богатства земли.
- С какой ветки детка.
- Кто охраняет окружающую среду.
- Юный эколог.
- Зимующие птицы.
- Уголок планеты, где мы живем.
- Домашние и дикие животные.
- Животный мир полярных районов.
- Растения и жизнь на Земле.
- Мы все – жители планеты.
- Лес и человек.
- Птицы прилетели – весну принесли.
- Знакомство с пресмыкающими.
- Растения рядом с нами.
- Царство растений: травы.
- Праздник Земли.
- Кто главный в лесу.
- Времена года.
- Русская береза.
- Здоровая пища.
- Здравствуй, лето красное.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
Младшая группа.
- Наблюдение за рыбками, за погодой, за птицами, за ветром.
- Наблюдение сезонных изменений в природе.
- «Приходит осень», рябина осенью, наблюдение за осенними листьями.
- Наблюдение за солнцем, за небом.
- Наблюдение из окна за наступлением светового дня.
- Осенняя одежда. Признаки осени. Листопад. Ель осенью.
- Наблюдение за котенком, кошкой.
- Наблюдение из окна за дождем.
- Клен осенью. Листья на деревьях.
- «Ветер, тучи, облака».
- Наблюдение за собакой.
- «Из окна наступает вечер».
- Наблюдение за состоянием погоды.
- «Первый лед на лужах», первый снег, снегопад.
- Наблюдение за березой в ноябре.
- Наблюдение за работой воспитателя в уголке природы.
- «Одежда зимой».
- Наблюдение за вечерним небом, за звездным небом.
- Деревья в ноябре.
- Иней на деревьях.
- Луна на вечернем небе.
- «Зимний пейзаж».
- Наблюдение за работой дворника в разные сезоны.
- «Цветной снеговик» Свойства снега. За цветом снега.
- Наблюдение за снежным небом, снежной тучей.
- «Зимнее утро». Сугробы. Иней на окнах.
- «Вечерний городской пейзаж».
- Наблюдение за птицами у кормушки. Зимующие птицы.
- Наблюдение за тенью.
- Проращивание лука в группе.
- Ива зимой. Дерево и куст зимой.
- «Цветные льдинки». Гололед.
- Наблюдение за солнечными зайчиками.
- Наблюдение за таянием снега.
- «Почки на деревьях». Первые признаки весны.
- Отражение солнца в лужах.
- Снег ранней весной, свойства льда.
- Наблюдение за обрезкой деревьев. Первоцветы. Первые ручьи и лужи.
- Насекомые.
- Наблюдение за радугой.
- Цветение деревьев. Цветение цветов.
Старшая группа.
- Наблюдение за живой природой: за насекомыми; птицы, их повадки, зимующие птицы и перелетные; за дождевыми червями; листопад, поле семян деревьев; красота зимнего пейзажа; весеннее изменение в природе; полет тополиного пуха; многообразие растительного мира; окраска растений, растения — барометры; за животными.
- Наблюдение за неживой природой: продолжительность дня, осадки, ветер, небо, солнце, воздух, облака; одежда детей и взрослых в разные сезоны; следы на снегу; образование сосулек; лужи.
- Рассматривание : многолетние и однолетние растения; цветочные семена; деревья и кустарники (различия ); почки после листопада; листья, их окраска, форма; лужи на асфальте; следы на снегу; насекомые; цветущие деревья; лекарственные растения; цветы на клумбе.
Подготовительная группа.
- Наблюдение за сезонными изменениями.
- Солнце – источник тепла и света.
- Наблюдение за осенними деревьями.
- Наблюдение за листопадом.
- Наблюдение за перелетными птицами.
- Наблюдение за ветром, облаками, радугой, грозой.
- Наблюдение за снегом, снегопадом, льдом, метелью, снежинками.
- Наблюдение за следами на снегу.
- Наблюдение за хвойными деревьями, за деревьями и кустарниками.
- Наблюдение за трудом дворника.
- Наблюдение за градом, капелью, таянием снега.
- Наблюдение за цветником.
- Наблюдение за растениями.
- Наблюдение за насекомыми.
- Наблюдение за собакой.
- Почему происходит смена дня и ночи.
- Наблюдение за высотой стояния солнца.
Экологический проект «Юные экологи»
Проект по экологиии «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
8.Непосредственная образовательная деятельность
Тема:
«Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Цель:
Формировать навыки экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами. Посадка фасоли.
9. Игры.
1.«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
2.«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
3.«Что лишнее?»
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
4.«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
5.«Хорошо-плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.