Проект «Богатыри Земли Русской»
- 7 сентября 2020
Конкурс «Детский проект — 2013»
Номинация «Первые открытия»
Увидев однажды репродукцию картины «Богатыри» В.М. Васнецова, я захотел больше узнать о защитниках Земли Русской, ее верных стражах. Я стал просить взрослых почитать мне сказки и былины, повествующие о быте наших предков. Так произошло мое полное погружение в атмосферу русской народной былины и ее обитателей. И мне очень хотелось бы поделиться с Вами полученными знаниями.
Цель нашего исследования: познакомиться с русскими богатырями посредством былин.
Задачи:
1) развить представления о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче;
2) познакомиться с оружием богатырей;
3) почувствовать свою причастность к истории русского народа.
Объект: богатыри.
Предмет: роль былин как источник знаний о русских богатырях.
Гипотеза: если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа.
Наше знакомство с устным народным творчеством началось с чтения таких былин, как «Илья Муромец и соловей разбойник», «Финист – Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Алеша Попович и Тугарин Змей». После чтения следовала беседа по содержанию былины.
К примеру, после прочтения такого произведения как «Илья Муромец», мы многое узнали о жизни этого богатыря. Илья Муромец был крестьянским сыном. Родился он в селе Карачарово, что под Муромом. До 33-х лет он не мог ходить, так как был разбит параличом, но впоследствии получил чудесное исцеление от старцев.
Чтобы приблизиться к быту русского народа, мы также разучивали стихотворения, пословицы и поговорки о труде, дружбе и смелости. Приятные впечатления оставили просмотренные нами мультфильмы о богатырях Земли Русской.
Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Так, на занятиях по изобразительной деятельности мы познакомились с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».
Полученные знания мы применяли в своих рисунках по следующим темам: «Портрет богатыря», «Оружие богатыря» и т.д.
Праздник ко Дню защитника Отечества также был посвящен богатырской тематике. Мальчики с удовольствием показали разученный ранее с хореографом танец богатырей под песню «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой. На утреннике было много игр и забав, где дети проявили себя как ловкие и смелые защитники.
Подведением итога выбранной нами темы можно считать открытое занятие «Богатыри Земли Русской». Дети много читали стихов о русском богатыре, делились своими знаниями о ратных подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. После мы все отправились в путешествие, где нас ждали препятствия от Змея Горыныча. Но мы без труда их преодолели. Последним этапом на пути к «заветным» богатырям была игра «Старинное и современное оружие». Здесь мы тоже проявили себя как эрудированные ребята, знающие оружейные потребности русских воинов.
После победы над Змеем Горынычем, мы встретили мальчика-гусляра, который поведал нам о подвигах богатырей русских. Далее мы познакомились с тремя богатырями. Илья Муромец рассказал про Соловья-разбойника, от свиста которого «все цветочки осыпалися». Но Илья победил злую птицу. Добрыня Никитич поведал нам о своей победе над Змеем Горынычем, а Алеша Попович – над Тугариным Змеем. Богатыри были хорошо вооружены и всегда готовы придти на помощь нуждающимся. После всех повествований они поклонились нам и ушли.
Вывод. В ходе работы над проектом «Богатыри Земли Русской» мы познакомились со многими произведениями литературы и живописи, выучили большое количество стихов и поговорок, прониклись интересом к былинному творчеству, а главное, почувствовали свою причастность к истории русского народа. Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.
Приложение 1. Видео презентация
Приложение 2. Проект.
Автор: Виданов Никита, 6 лет, воспитанник МБДОУ №8 «Аистенок», г. Мичуринск Тамбовской области. Руководитель: Протасова Анна Валериевна, воспитатель МБДОУ №8 «Аистенок», г. Мичуринск Тамбовской области.
ВОИТЕЛЬНИЦА
Образ женщины-богатыря необычен для русских былин. С одной стороны, жизнь в Древней Руси неизбежно требовала от прекрасного пола и силы, и смекалки. С другой — общество было, скорее, патриархальным. Поэтому богатырские сечи да молодецкие подвиги считались больше уделом мужчин, чем женщин. Однако не то в наследство от некогда существовавших матриархальных общин, не то в знак уважения к русским Марьям да Василисам в славянском эпосе можно найти несколько ярких героинь, которые ездят по миру добывать себе силу ратную.
Причем обладают они такой богатырской мощью, что и великим воинам не всегда удается с ними сладить. Один из самых ярких примеров — Настасья Микулишна.
СЕСТРЫ И СЮЖЕТНЫЕ ЗАГАДКИ
Настасья Микулишна и Василиса Микулишна — сестры-поленицы, два ярких женских образа русских былин. Однако (так же как и в случае с мужскими персонажами) несмотря на родственные связи, каждая из дев обладает собственными чертами. Более того, именно на примере этой пары мы можем увидеть двух совершенно противоположных героинь — возможно, благодаря тому, что качества сестер контрастны. Если Василиса славится, скорее, женской хитростью и смекалкой, то Настасья более приближена к классическому образу богатыря. Она обладает невероятной мощью, не уступая былинным добрым молодцам, и некими колдовскими чарами. Не исключено, что именно они являются источником ее необоримой силы.
Из-за того что былинных сюжетов о Настасье Микулишне не так много, нам остается только догадываться, какая роль отводились богатырше в русском эпосе. Не исключено, что благодаря своему происхождению от Матери Сырой Земли поленица была ее земным воплощением. Именно потому Настасья необорима, даже самый могучий богатырь в ее руках становится не сильнее малого дитяти.
Удивителен тот факт, что былины, посвященные Настасье Микулишне, описывают не подвиги или ратные свершения богатырши, а явно, подчеркивая силу и мощь героини, отводят ей лишь роль жены Добрыни Никитича. Возможно, иные сказания просто не дошли до наших дней. Известна былина о том, как сестра Настасьи Василиса перехитрила князя киевского. Вывод мог быть и таким: как бы ни была женщина сильна, все же ее место — подле мужа, а не на ратном поле.
Казалось бы, чего стоило Настасье, одолевшей даже Добрыню, самой вступиться за свою честь, когда деву стали склонять к браку с Алёшей Поповичем? Тем не менее по сюжету поленице отведена роль покорной скромницы до момента появления ее освободителя. Может быть, так в русских сказаниях отражался переход от матриархата к патриархату — смена традиций, закрепленная былинами, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
Богатыри. Кто они?
Былины сохранили для нас очерки и повествования о жизни богатырей, казалось бы, фантастических людей, но за этими чуть преувеличенными персонажами порой находятся реальные люди, когда-то жившие в Древней Руси и завоевавшие такой почет, что люди стали слагать о них легенды. Именно в былинах я узнал, что воинов Древней Руси называли, словом, Богатырь.
Богатырь — былинный воин средневековья, он же витязь, он же ратник. Слово «богатырь» прежде считали русским. Предполагали, что оно произошло от слова «бог», через производные слова «богатый», и что оно означает человека, одаренного свыше чудесными сверхъестественными силами и чудесами.
Но это предположение не оправдывается летописными данными. Если бы слово «богатырь» было русского происхождения, то оно употреблялось бы уже в древних русских летописях. Но вместо него употребляются в том же смысле, как и слово «богатырь», другие слова: «удалец», «резвец», «храбор»[1].
Только в позднейших летописях появляется слово «богатырь», причем сюда оно попадает, скорее всего, из былевого эпоса, из той части его, в которой изображается борьба героев-удальцов с кочевниками. Итак, слово «богатырь», по-видимому, заимствовано было нашими храбрецами у тюрко-монгольских кочевников, с которыми велась многовековая борьба. По некоторым данным становится видно, что это слово окончательно было усвоено русскими со времен эпохи татарского ига.
Позднейшему термину «богатырь», по смыслу, в Киевской Руси соответствовал термин «храбр», «храбор», «хоробор», «хоробер». Первоначально это слово было равносильно слову «воин»; потом оно получило оттенок, придавший ему значение храброго воина, героя, богатыря.
О богатырях можно не только прочитать (узнать) в книгах, но и увидеть на картинах.
Я познакомился с некоторыми из них. Самыми известными богатырями на сегодняшний день считаются те, кого изобразил на своей картине «Богатыри» В.М.Васнецов. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Микула Селянинович
Читая книгу былин, мне очень понравился богатырь Микула Селянинович. Хотя он не так знаменит, как Илья Муромец, но он обладал такой храбростью, отвагой и огромной любовью к своей родине.
Микула помимо того, что был богатырем еще был пахарем. Былин про Микулу Селяниновича сохранилось всего две – «Вольга и Микула Селянинович» и «Святогор и Микула Селянинович». Микула–древний и могучий богатырь. Микула Селянинович – пахарь и крестьянин, он – олицетворение непобедимой крестьянской силы. Победить его нельзя потому, что его род любит Мать Сыра Земля.
Микула Селянинович обладает двумя магическими предметами: сохой и сумой. Оба эти предмета никто не может поднять. Богатыри из дружины Вольги пытаются выдернуть соху, которую позабыл в земле Микула, но не могут это сделать. А сам богатырь выдергивает её одной рукой. Но его сума перемётная – это самый культовый, образцовый, сакральный образ из его атрибутов. Даже самый могучий из богатырей Святогор не может поднять сумку, которую обронил Микула.
Подняв свою суму одной рукой, Микула Селянинович объясняет Святогору, что в его суме – тяга земная. Я полагаю, чтоМикула Селянинович – и есть само олицетворение Земли в образе человеческа, её мужское начало. Даже отчество Микулы – Селянинович говорит о том, что у него не было отца, он сын крестьянства, сын народа. П.И. Мельников русский писатель-реалист 19 века, исследователь русских былин связывал образ Микулы Селяниновича с Николаем Чудотворцем. Он считал, что праздник Николы вешнего, который отмечается 9 мая, являлся Микулиным днем.
Можно привести в пример почитание Грома Гремучего, которое позднее обратилось в чествование Ильи Громовника, а преклонение перед Волосом — святого Власия. Одним из доказательств служит и тот факт, что весеннего праздника Николая Чудотворца у греков не было. То есть русичи приурочили его ко дню Матери Святой Земли, 10 мая. Они почитали ее сына Микулу, который более всего из богатырей русских был любим крестьянами и земледельцами.
Точных фактов о том, был ли Микула Селянинович реальным человеком или не был я не нашел. Скорее всего ответ на этот вопрос должен быть положительным, поскольку Микула является былинным персонажем, а в былинах, как известно, отражаются исторические факты далёкого прошлого, во времена великих князей. Поскольку есть доказательства того, что известные богатыри (Илья Муромский, к примеру) действительно жили в своё время, то и Микула Селянинович, на мой взгляд, должен был жить в давние времена и совершать подвиги.
Илья Муромец
Главный герой русского былинного эпоса. Как старший по возрасту, он в большинстве сюжетов возглавляет дружину русских богатырей. Вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем входит в так называемую богатырскую триаду.
Илья Муромец совершает множество подвигов, связанные с ним сюжеты нередко складываются в былинный цикл. Основные качества Ильи – сила, мужество, мудрость, трезвость, жизненный опыт, рассудительность. Несокрушимая мощь Ильи Муромца и его воинское умение должны предостеречь того, кто собирается идти войной на Киев. Обычно он побеждает врагов в одиночку.
Упоминаемые в былинах названия – Киев, Чернигов, Брянские леса, Моровейск, река Смородина (неподалеку от Карачева), находящееся в этих же местах село Девятидубье (давшее название девяти дубам, на которых сидел Соловей-разбойник) и село соловье Перевоз – позволяют говорить, что Илья Муромец родился в северо-восточной Руси. По былинам можно проследить весь жизненный путь Ильи.
Он родился в селе Карачарове, расположенном неподалеку от Мурома, в крестьянской семье. После рождения не мог ходить и просидел сиднем тридцать лет и три года. Только после чудесного исцеления каликами перехожими Илья обретает «силушку великую» и слезает с печи. Калики совершают три чуда: исцеляют Илью, наделяют его невиданной богатырской силой и помогают получить богатырского коня и меч-кладенец. Калики предсказывают, что Илья должен совершить богатырские подвиги и что ему «смерть на роду не писана».
Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, очищает его от «пеньев и кореньев». Получив благословение родителей, Илья отправляется в Киев. С этого дня начинается его богатырская жизнь. По дороге Илья встречает Святогора, они состязаются в силе, Святогор побеждает. Богатыри братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу. Только после этого Илья становится настоящим богатырем.
Он продолжает путь в Киев и по дороге побеждает Соловья-разбойника. Затем Илья совершает другие подвиги: защищает от врагов Чернигов, строит мост через реку Смородина. Приехав в Киев, Илья приходит в княжеский дворец. Показав Соловья князю, он заставляет просвистеть его по-соловьиному и убивает. Богатырь остается в Киеве, получает почетное место за княжеским столом, но отказывается, поскольку считает, что его место с дружинниками.
В дальнейших сюжетах описывается, как Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. В Киеве – по другим сюжетам в Царьграде – Илья совершает иные подвиги: побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя.
Образ Ильи Муромца связывают с библейским Ильей Пророком. После смерти Илья Муромец становится святым Ильей.
Для меня Илья Муромец самый любимый богатырь. Он пример того что нужно верить в лучшее и исцеление от недугов телесных возможно.
Так кто же такой Илья Муромец, реальный ли это персонаж? Множество споров вызывает вопрос, откуда родом Илья Муромец. Конечно же, первенство оставляет за собой город Муром, ведь многие былины начинаются словами: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…» Но в других текстах Илью часто называют Муравленином или Муровлином. По мнению кандидата географических наук Сергея Хведченя, родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город Моровийск Черниговского княжества.
В Черниговской области и поныне существует село Моровск. В доказательство ученый приводит слова былин, где говорится, как Илья слушает заутреню в родном городе, а вечерню – в Киеве. От Мурома до Киева – около полутора тысяч километров, тогда как от Моровска – всего около 90. Есть также мнение, что прозвище «Муромец» Илья мог получить потому, что происходил из финно-угорского племени мурома, жившего у впадения Оки в Волгу и постепенно ассимилированного восточными славянами. О том, что это реальный человек, говорят многие историки. «Возможно, его прототипом был знаменитый в 12 веке силач Чобитько, родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя – Илья.
В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илья Муромец. С места его погребения взяты частицы святых мощей, которые сейчас хранятся в Муроме». В селе Карачарове на доме, стоящем на месте прежнего жилища богатыря, установлена памятная доска, а в сельском храме хранится частица его мощей. Во дворе Муромского музея, в качестве иллюстрации к подвигам Илья Муромца, лежит огромный дубовый пень. По преданию, такие дубы богатырь вырывал с корнем и бросал в Оку.
Существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца – его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево — Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников.
Чурило Пленкович
Чурило Пленкович персонаж неоднозначный. Он не похож на других богатырей. В начале истории о его приключениях он мне страшно не понравился. Богатырь отличается от остальных представителей своей красотой и щегольством. Это хвастовство, самолюбование никак не вяжется с образами богатырей.
Чурила Пленкович – былинный герой, необыкновенный красавец, осознающий степень влияния на женщин своей выдающейся внешности. Он не славится героическими поступками, как известные русские богатыри, он не совершает подвигов ради спасения отечества или какого-либо человека. Рассказ о нем сводится к любовным приключениям. Былин о Чуриле всего три, хотя они рассказываются в разных вариантах, и создается ошибочное мнение об их большем количестве.
О происхождении имени Чурила исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Одни утверждают, что это производная от Джурило или Цюрило, а академик Веселовский склонен считать, что так исказили старое русское имя Кирилл. Отчество богатыря тоже непростое. Пленкович – сын Пленки. Но дело в том, что поначалу отца в былинах не было, звучало только отчество сына. Исследователи полагают, что оно возникло из характеристики самого героя. Щап – щеголь, щапить – щеголять.
И отчество у Чурилы было сначала Щапленкович, то есть Щеголевич. Потом оно транформировалось в Пленкович, а потом уже в глазах народа сформировался и образ отца богатыря. Его богатство, поразившее князя Владимира и его дружину; воины богатыря, которые посмели не только безнаказанно отбирать добычу у охотников и рыбаков, но и избивать их; многочисленность его войска, которого испугался в самом начале знакомства Владимир – все говорит о Чуриле как о выходце из северных земель Руси.
Это отделившиеся от Киева княжества, которые стали самостоятельными, превосходящими Киев в силе и богатстве, но не имеющие той власти. Было высказано мнение, что былины о Чуриле Пленковиче – результат новгородского народного творчества. Ничтожная роль киевского князя, который искренне испугался дружины богатыря, приняв ее за Золотую Орду, который не мог защитить своих подданных от грабежей, говорят о том, что Чурила – новгородец. Именно там князья могли вести себя таким образом. Не каждой семье дозволялось владеть такими богатствами, которыми владели Чурила и его отец.
Значительные капиталы, богатые дворы, многочисленная челядь – это тоже характерно для новгородских князей. Описание его внешности занимает большую часть повествования. Герой не совершает никаких подвигов во славу Отчизны, он не громит врагов, не защищает слабых. Он гордится и пользуется своей красотой.
Щеголь – эта необидная, но красноречивая характеристика проходит через все былины о нем. Он ценит свою красоту, заботится о внешности, наряде, окружении. Чего стоит тот факт, что богатырь заставляет слугу носить за ним «подсолнечник», то есть зонтик от солнца, чтобы не испортить цвет кожи. Безобидный и какой-то забавный получился богатырь. По-моему, он совершенно не похож на богатыря и недостоин носить такое звание.
Заключение
Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: самопожертвование, отказ от личной жизни во имя блага своего народа. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет чувство долга, чести.
Былины – героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Нет ни одной былины, где богатырь – воин, не победил врага. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары!
Богатыри – это не вымысел сказителя, действительно, жили люди, которые стали прототипами сказочных богатырей.
Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.
Читая былины, я нашел много исторически достоверных примет. Например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копьё, шлем, кольчуга – всё это есть и у богатыря.
Былины настолько достоверны, что по описаниям былин учёные восстанавливали старинные облики зданий, описывали быт предков.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь — не шатается! И века простоит — не шелохнётся!
Изучая вопрос о существовании богатырей, я понял, что такие люди жили. Они обладали огромной силой духа и физической силой. Для меня богатырь — это пример для подражания. Как любой мальчишка, я хочу стать сильным и мужественным. А ещё я стараюсь отлично учиться, потому что считаю, что современный богатырь должен быть не только сильным, но и умным!
До сих пор образы русских богатырей завораживают, ими восхищаешься и стремишься хоть немного на них быть похожим. Мультфильмы, снятые про богатырей интересны и современны, несмотря на то что с момента жизни героев прошло много столетий.
Библиографический список
- Аникин В. П. Русский богатырский эпос. М., 1999.
- Базанов В. От фольклора к народной книге. М., 2000.
- Калугин В. И. Былины. – М.: Современник, 1986.
- Капица Ф. С. Тайны славянских богов. М., 2008.
- Кравцов Н. И, Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 2001.
- Круглова Ю. Г. Былины. – М.: Просвещение, 1993.
- Путилов Н. Б. Застава богатырская. М., 2000.
- Рыбаков Б. Русские былины. М., 2005.
- Селиванова Ф. М. Былины. – М.: Современная Россия, 1988.
- Членов А. М. По следам Добрыни. М., 1994.
- Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство). М., 2005.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Русские богатыри древней Руси и наших времен
Старшие богатыри | Младшие богатыри | Заезжие богатыри | Новгородские богатыри | Прочие русские богатыри |
Вольга Святославович | Сухман Одихмантьевич | Ставр Годинович | Сладко | Петр Первый |
Микула Селянинович | Дунай Иванович | Соловей Будимирович | Василий Буслаев | Григорий Русаков |
Михайло Поток | Алеша Попович | Чурило Пленкович | Иван Поддубный | |
Илья Муромец | Добрыня Никитич | Дюк Степанович | Василий Алексеев | |
Михайло Данилович | Александр Поветкин | |||
Юрий Власов | ||||
Александр Карелин |
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10. Анкетирование одноклассников на тему «Знаешь ли ты русских богатырей?»
Знаешь ли ты имена русских богатырей?
- да — 15 чел. — 56%
- нет — 12 чел. — 44%
Кто из богатырей изобразил Виктор Васнецов на картине «Три богатыря»? а) Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; б) Микуло Селянинович, Чурило Пленкович; в) Илья Муромец,Чурило Пленкович;
Кто из богатырей является для тебя примером? а) Илья Муромец; б) Алёша Попович; в) Добрыня Никитич.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Что такое «былины»?
Изучая понятие «былины», в интернете я нашел, что былины представляют собой русские народные песни, которые повествуют про героические подвиги мужественных богатырей. Часто в них описываются героические события и подвиги, участие в которых принимал народ. Слово «былина» обозначает «старина», то есть то, что происходило далеко в прошлом. Былина как литературный жанр не подвергается достоверной точности.
Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях – и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелые годы испытаний дух народа, воспитывали в отроках — юношах любовь к родной земле и ненависть к врагам. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет чувство долга, чести. Нет ни одной былины, где богатырь – воин, не победил врага.
На Руси существовало большое количество богатырей. Одни были более известными, другие менее известными. Об одних снимали фильмы и серии мультфильмов, о других я читал только в книгах, да и то совсем небольшие сюжеты. Я решил исследовать жизнь трех богатырей. Двух малоизвестных, таких как Микула Селянинович и Чурило Пленкович. И одного могущественного богатыря, о котором слагали легенды – Илья Муромце.
Их разделяли века — Микула Селянинович жил в 9 веке, Илья Муромец— в 12-м веке, а Чурило Пленкович – в 15 веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.