Конспект урока «Богатыри земли русской» по литературе
с детьми старшей группы
по формированию целостной картины мира
Тема: «Богатыри земли русской»
Формирова нее представлени й о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской. Задачи:
1. Оживить представление о былине, о былинных героях — Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. 2. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. 3. Познакомить детей с оружием богатырей. 4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Развитие понятийного словаря
:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях. Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и С оловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей». Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане». Составление родового дерева (нарисованного). Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья — разбойника, Змея — Горыныча.
Ход занятия:
Воспитатель:
Давным — давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары — часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри — защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»). Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети:
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель:
Правильно, а кем они были?
Дети:
Богатырями. Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети:
Богатыри — это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель:
Правильно, богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
Дети:
«Соловей — разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д..
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои — богатыри?
Дети:
С Соловьем — разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано: « Пойдёшь на право Деньги и слава, Пойдёшь на лево Друзей потеряешь и будешь не смелым. Двинешься прямо Ждет опасность и богатырская застава. » Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо. Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос:
(Задание 1) Для начала разомнитесь, По верёвочке пройдитесь, Со ступать с неё нельзя Пропасть вас там ждёт друзья. (На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Голос:
(задание 2) Вот преграда на пути Её так просто не пройти Надо быстро вспоминать И пословицы сказать! (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода. Тот герой кто за Родину горой. Кто смел тот на коня сел. За край свой насмерть стой. Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит. Сам погибай, а товарища выручай. С родной земли умри, не сходи. Жить — Родине служить. Счастье — Родины дороже жизни. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт. Если дружба велика, будет Родина крепка.
Голос:
(задание 3) Вот и речка на пути Не проехать, не пройти Соловей — разбойник злой Мост сломал здесь над рекой. (Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Голос:
(задание 4) Здесь преграда, здесь Кащей Ест он много-много детей (щей) Чтобы дальше вам пройти Нужно доказать, что вы богатыри.
«Богатыри земли Русской». Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
Елена Портных
«Богатыри земли Русской». Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
Формировать представление о героических защитниках русской земли.
Задачи:
Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).
Развивать умение передавать пропорции человека, черты характера, настроение. Развивать логическое мышление, творческое воображение, эстетические чувства.
Воспитывать чувство гордости за богатырей, героев земли русской.
Предварительная работа:
Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», песня «Богатырская сила» А. Н. Пахмутовой.
Чтение отрывков из былинных сказах о богатырях.
Просмотр мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Иван Царевич и серый волк», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Материалы к занятию:
Интерактивная доска, изображение картины В. Васнецова «Три богатыря», раскраски богатырей, ранее сделанные детьми, по современным мультфильмам, бумаги белого цвета, простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки.
Конспект урока по изо «русские богатыри». Проектная задача «Богатыри земли русской.»
Педагог: А вот наш камень что показывает?
показывает: прямо пойдешь — в художественную мастерскую попадешь, налево пойдешь – в музыкальную гостиную попадешь, направо пойдешь — в художественную галерею попадёшь.
Какая же стрелка мигает и куда она указывает? (Картинная галерея). Как вы думаете, что мы сможем увидеть в картинной галерее?
А какие именно картины мы будем сегодня рассматривать?
Слайд 3 (Картина Васнецова В. « Три богатыря»)
Эта одна из самых лучших картин русской живописи. Виктор Михайлович Васнецов писал её 27 лет. Для того, чтобы написать её, художник изучил множество былин, сказаний, слушал произведения музыкантов, написал множество эскизов.
Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова?
Педагог: Что делают богатыри в чистом поле?
Как зовут богатырей?
Какими словами можно описать каждого богатыря
Кто из богатырей изображен в центре картины?
Почему вы так решили?
Алеша Григорьев приготовил нам небольшой рассказ об Илье Муромце.
А что еще вы знаете о богатыре?
В центре картины, на вороном коне сидит Илья Муромец-крестьянский сын, славный богатырь. Самый старший из богатырей. В его облике чувствуется сила. У него строгое лицо и борода с проседью. Одет Илья Муромец в железную кольчугу, на голове шлем. Вооружен богатырь палицей, копьем и мечем. Зорко всматривается богатырь вдаль.
Кто изображен по правую руку Ильи Муромца?
Послушаем рассказ Коли Щербакова об этом богатыре.
Опишите, как он одет, какое у него лицо? Почему он одет богато?
Добрыня Никитич — ловкий, смелый. У него русые волосы и борода. Одет богато, нарядно. Потому что у него красный щит и белый конь. Он уже вынимает острый меч из ножен, как будто сейчас ринется в бой.
Кого победил Добрынюшка?
Педагог: А кто по левую руку от Добрынюшки?
А в какой семье родился Алеша?
Чем он прославился?
Чем побеждал Алеша своих врагов?
Алеша Попович — смелый и храбрый,но не такой сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич.. И конь у него смотрит в другую сторону, но все примечает. К коню прикреплены гусли и лук со стрелами.
А я еще хочу добавить. Обратить ваше внимание на пейзаж. Богатырей окружает степь, позади них холмы, а вокруг свинцовые тучи. А над богатырями светлые облака.
Как вы думаете, почему художник так изобразил?
Подумайте, какие чувства у нас вызывает эта картина?
Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: «и я детям и внукам наказываю — не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется». Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания — от былинных богатырей. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в сердце своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал.
«Богатыри земли русской…»
Название проектной задачи
Богатыри земли русской…
Интегрированная (изобразительное искусство, история)
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
Создать условия для организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении проектной задачи, для создания стенгазеты «Богатыри земли русской…».
Знания, умения и способы действий на которые опирается задача
умение работать с текстом, извлекать нужную информацию в явном и неявном виде.
учить строить композицию плаката, используя средства выразительности
приобретение опыта работы с различными художественными материалами в процессе создания творческого продукта;
развивать готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
уметь сотрудничать в совместном решении проблемы
анализировать, делать выводы;
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач.