Консультация «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ»


Планирование воспитательно- образовательной работы. — презентация


Планирование воспитательно- образовательной работы

План работы с детьми Обязательная педагогическая документация воспитателя. Жестких требований к ведению этого документа нет, но все же есть несколько важных позиций, которые необходимо соблюдать при подготовке этого документа: объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования; уметь выделять цели и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с примерной общеобразовательной программой, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями всего образовательного про­цесса в ДОО; четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; выбирать оптимальные пути, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат. 2

3 План воспитательно-образовательной работы с детьми документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, если план модель совместной деятельности, то и планирование должно быть совместным. Оно предполагает не только сам процесс составления плана, но и общую мыслительную деятельность, подразумевающую обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для реализации программных задач. Важное условие реального планирования работы учет профессиональной компетентности воспитателей, специфических особенностей конкретной возрастной группы, педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образо­вательная деятельность.

4 план воспитательно-образовательной работы с детьми, должен отвечать определенным требованиям: принципу развивающего образования, цель которого развитие каждого ребенка; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; планируемые содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики; он должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; задач процесса образования дошкольников, в ходе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей; соблюдать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников своей группы.

Формы планирования образовательного процесса Вашему вниманию предлагается первый вариант составления плана, предложенный Н.А. Коротковой ( Опубликован в журнале «Дошкольное воспитание» ) Предложенный план основан на комплексно-тематическом принципе планирования, обладает свойством компактности (визуальной обозримости) и позволяет охватить все темообразующие факторы и культурные практики в форме партнерских занятий взрослого с детьми, увидеть их взаимосвязь во времени. 5 Неделя месяца События в окружающем Познавательно — исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?) Предметный материал («смоделирован ые» события) Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам это? Как это сделать?) Художественные тексты (воображаемые события) План воспитательной работы 1

Формы планирования образовательного процесса Второй вариант плана широко используется в работе ГБДОУ 69 Санкт-Петербурга 6 План воспитательной работы 2 День недели/ Дата Образовательная Область Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными и художественными школами, общеобразовательными учреждениями) Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Групповая, подгрупповая Индивидуальная

Формы планирования образовательного процесса 7 План воспитательной работы 3 Вашему вниманию мы предлагаем третий вариант планирования, который состоит из четырех разделов. 1-й раздел «Общие сведения» В этом разделе представлены таблицы, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОО в начале учебного года. Таблицы содержат следующие колонки: Сведения о детях и родителях; Взаимодействие с семьями детей; Режим дня группы (холодный период года}; Режим дня группы (теплый период года); Листок здоровья; Система закаливания в группе; Двигательный режим; Гимнастика; Результаты обследования речи детей; Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи. Общие сведения

Формы планирования образовательного процесса 8 План воспитательной работы 3 2-й раздел «Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми» Представленная в этом разделе таблица предусматривает перспективное планирование на год, с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Принцип комплексно-тематического планирования работы воспитателя с детьми в настоящее время все чаще используется в образовательном процессе. Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми включает шесть блоков. Месяц недели Собы­тия, праздники, Традиции Тема Осень Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми на сентябрь

Формы планирования образовательного процесса 9 Месяц недели Собы­тия, праздники, Традиции Тема Осень Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми на сентябрь Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, помогающую становлению самостоятельной деятельности дошкольников по освоению предложенных тем. Так, Н.А. Короткова предлагает в обобщенном виде четыре тему образующих фактора, которыми может руководствоваться воспитатель при выборе тем и их планировании. Первый реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники). Второй воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это столь же мощный темообразующий фактор, как и реальные события. Третий события, специально «смоделированые» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих у них неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?). Четвертый события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.

Формы планирования образовательного процесса 10 План воспитательной работы 3 3-й раздел «Перспективное планирование по видам детской деятельности» В этом разделе предусматривается планирование работы с детьми, на квартал и месяц по основным видам детской деятельности (двига­тельная, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- иссле­довательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование), каждая из которых имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей. 4-й раздел «Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)» В еженедельный план работы включаются два блока: содержание НОД и формы организации детей. Хочется напомнить, что воспитатель вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с детьми, но все же надеемся, что предложенные нами варианты найдут своих почитателей. В случае затруднения на помощь всегда придет старший воспитатель.

Памятка «Правила организации рабочего дня» 11 Отведите для каждого дела определенное время, работайте стабильно, без срывов и «пиковых нагрузок». Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня: завтра у вас появятся другие дела и вы не выполните намеченное. Цените не только свое, но и чужое рабочее время; воспитывайте в себе привычку уважать время других людей. Не опаздывайте и требуйте того же от членов вашего коллектива. Вечером, перед уходом с работы, составьте детальный план того, что надо сделать завтра, чтобы с утра можно было сразу приступить к работе. Избегайте длительных телефонных переговоров, ведите беседу только на деловые темы, следите за громкостью своего голоса, не раздражайтесь, помните, что нервозность и раздражение отнимают у вас время и силы. Помните, что всегда есть возможность намного увеличить свое производительное время, полнее использовать его; время поездок, ожиданий можно занять просмотром записок, чтением и другими полезными делами. В конце рабочего дня выполняйте какую-либо техническую рабо­ту, не требующую высокой интеллектуальной активности. Имейте всегда под рукой предметы, которыми постоянно пользу­етесь; всегда кладите их на место. Не делайте то, что может сделать ваш подчиненный, не тратьте времени впустую, цените себя как профессионала.

12 План семинара-практикума для воспитателей ДОО «Изучение и внедрение ФГОС ДО» Сентябрь. Новое законодательство об образовании. Структура и содержание федерального государственного образо­вательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Октябрь. Комплексно-тематический принцип построения образо­вательного процесса в детском саду. Модель организации педагогического процесса в ДОО. Ноябрь. Образовательные области и виды детской деятельности. Интеграция образовательных областей. Декабрь. Организация игры как ведущего вида деятельности. Проектирование совместной деятельности взрослых и детей с целью решения образовательных задач. Январь. Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Обновление предметно-развивающих сред в ДОО. Февраль. Психологическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Планирование образовательного процесса в группах. Март. Социальный портрет ребенка 7 лет как целостный ориентир и результат освоения общеобразовательной программы дошкольного образования. Апрель. Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы. Интегративные качества выпускника детского сада как итоговый результат освоения программы.

13 План семинара-практикума для воспитателей ДОО «Изучение и внедрение ФГОС ДО» Май. Организация коррекционной работы в ДОО с учетом ФГОС ДО. Примечание. В теме семинара «Образовательные области» необ­ходимо говорить с воспитателями по каждой из них. Беседа может иметь следующую структуру: — цели, задачи и содержание образовательной области; — формы работы, где, в каких режимных моментах можно реа­лизовать образовательную область; — что из методической литературы может быть использовано; — с какими образовательными областями происходит интеграция данной области; — что принципиально нового появилось с введением ФГОС в целом и данной образовательной области в частности; — как и с кем из специалистов детского сада нужно взаимодействовать для успешной реализации этой образовательной области. Качество семинара будет зависеть от включения разнообразных форм, таких как лекция, круглый стол, практическое занятие, презентация и др.

14 Дорожная карта по изучению ФГОС ДО Содержание СрокиОтветствен­ные Включение в годовой план работы ДОО на 2014/15 уч. г. постоянно действующий теоретический семинар по изучению ФГОС ДО До______ 2014 г Старший воспитатель Размещение на сайте ДОО информации для родителей о ФГОС ДО В течение года // Сообщение на установочном педагогическом совете на тему «Законодательная инициатива в образовании»..2014/ // Консультация для педагогов «Что такое ФГОС ДО дошкольного образования?». Консультация «ФГОС ДО. Общие положения» Октябрь 2014 // Консультация «ФГОС ДО. Требования к ос­новной структуре основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к разделам основной образова­тельной программы: целевой раздел основной образовательной программы Ноябрь 2014 //

15 Дорожная карта по изучению ФГОС ДО Содержание СрокиОтветственные Консультация «ФГОС ДО. Требования к ос­новной структуре основной образовательной программы дошкольного образования»». Требования к разделам основной образова­тельной программы: содержание части про­граммы, формируемой участниками образова­ тельных отношений Январь 2015Старший воспитатель Консультация «ФГОС ДО. Требования к ос­новной структуре основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к разделам основной образова­тельной программы: содержание коррекционной работы; организационный раздел основной образо­вательной программы Февраль // Консультация «ФГОС ДО. Требования к усло­виям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к развивающей предметно-пространственной среде Март // Консультация «ФГОС ДО. Требования к усло­виям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»: кадровым; материально-техническим; финансовым //

16 Дорожная карта по изучению ФГОС ДО Содержание СрокиОтветственные Консультация «ФГОС ДО. Требования к ре­зультатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» Апрель // Определение дорожной карты (плана работы) по внедрению ФГОС ДО в систему работы ДОО на гг. Май // Оформление пакета документов по внедрению ФГОС ДО в систему работы ДОО на гг. // Рассмотрение на итоговом педагогическом со­вете Положения о создании рабочей группы и выбор членов рабочей группы по разработке проекта основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Подведение итогов работы дорожной кар­ты и выявление результативности изучения ФГОС ДО в ходе педагогического пробега на итоговом педсовете //

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]