Варианты тестовых заданий для квалификационного испытания воспитателя дошкольного
Спецификация и варианты тестовых заданий для квалификационного испытания воспитателя дошкольного учреждения
Спецификация теста для квалификационного экзамена воспитателя дошкольного учреждения 2
Вопросы теста воспитателя дошкольного учреждения (вариант 1) 7
Вопросы теста воспитателя дошкольного учреждения (вариант 2) 12
Ответы 18
Спецификация теста для квалификационного экзамена воспитателя дошкольного учреждения
- Назначение теста.
Тест позволяет установить уровень знания воспитателем дошкольного образовательного учреждения действующих законов, иных нормативных правовых актов в сфере образования, психолого-педагогических основ и методики обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности, современных педагогических технологий в соответствии с требованиями квалификационных характеристик должностей педагогических работников.
2. Документы, определяющие содержание теста.
Содержание раздела определяется требованиями квалификационной характеристики учителя, установленными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
3. Подходы к отбору содержания теста. Содержание теста определяется требованиями к уровню знаний («Должен знать») квалификационной характеристики по должности воспитатель, касающихся нормативных правовых актов и законов, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей, методики обучения предмету, психолого-педагогических основ обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности. 4. Структура и содержание теста. Тест состоит из 5 разделов и включает в себя 30 заданий с указанием правильного ответа из нескольких предложенных. Распределение заданий в соответствии с содержанием разделов представлено в таблице 1. Таблица 1
Раздел теста | Содержание раздела | Число заданий | ||
Знание законов и нормативных правовых актов | Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность | 3 | ||
Приоритетные направления развития образовательной системы | 1 | |||
Трудовое законодательство | 1 | |||
Знание теоретических основ методики обучения | Методы и формы мониторинга (здоровья, развития и воспитания детей дошкольного возраста) | 2 | ||
Организация свободного времени воспитанников | 2 | |||
Содействие становлению основ компетентности | 3 | |||
Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Организация взаимодействия с другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) | 3 | |||
Знание психолого-педагогических основ обучения и воспитание | Основы дошкольной педагогики | 5 | ||
Основы психологии | 3 | |||
Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | 2 | |||
Знание основ компьютерной грамотности | Назначение и функционирование ПК | 1 | ||
Организация личного информационного пространства учителя (преподавателя) | 1 | |||
Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисных технологий | 1 | |||
Сервисы и технологии Интернет | 1 | |||
Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности | 1 |
5. Система оценивания заданий. Все задания проверяются автоматически (ответы сравниваются с эталоном). Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 30 баллов. Минимальный балл за выполнение заданий раздела –. 20. 6. Время выполнения раздела. На выполнение раздела отводится до 2 часов. 7. План теста. План теста по разделам представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№ | Проверяемые элементы содержания | Требования к проверяемому уровню подготовки | Число заданий | Максимальный балл |
1 | Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность | Знать и понимать основные положения Закона об образовании, Конвенции о правах ребенка, СанПИНов | 3 | 3 |
2 | Приоритетные направления развития образовательной системы | Знать и понимать приоритетные направления развития системы дошкольного образования, программ развития образования разного уровня | 1 | 1 |
3 | Трудовое законодательство | Знать и понимать трудовое законодательство | 1 | 1 |
4 | Методы и формы мониторинга | Знать методы изучения личности детей, их склонности, интересов, здоровья, уровня проявления компетентностей. Знать особенности проведения наблюдения (мониторинга) за здоровьем, развитием и воспитанием дошкольников | 2 | 2 |
5 | Организация свободного времени воспитанников | Знать подходы к моделированию предметно-развивающей среды в группе дошкольного учреждения | 2 | 2 |
6 | Содействие становлению основ компетентностей детей дошкольного возраста | Знать и понимать сущность компетентностного подхода в образовательном процессе | 2 | 2 |
7 | Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста | Знать и понимать сущность основных направлений воспитания и обучения детей в разных видах деятельности | 2 | 2 |
8 | Организация взаимодействия с другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников | Знать методы и приемы установления контактов с родителями (лицами их заменяющих). Знать методы и формы работы с другими педагогическими работниками | 2 | 2 |
9 | Основы дошкольной педагогики | Знать принципы, средства, методы и приемы, формы организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста | 5 | 5 |
10 | Основы психологии | Знать основы детской и социальной психологии, индивидуальные и возрастные особенности детей. Знать принципы, средства, методы и приемы, формы организации коррекционной работы. | 4 | 4 |
11 | Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | Знать основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | 1 | 1 |
12 | Назначение и функционирование ПК | Знать назначение и принципы функционирования ПК, устройств ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможности их использования в образовательном процессе | 1 | 1 |
13 | Организация личного информационного пространства учителя | Знать приёмы организации личного информационного пространств, интерфейс операционной системы, приёмы выполнения файловых операций, организацию информационной среды как файловой системы, основные приёмы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений | 1 | 1 |
14 | Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисных технологий | Знать приемы подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий | 1 | 1 |
15 | Сервисы и технологии Интернет | Знать базовые сервисы и приемы работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности | 1 | 1 |
16 | Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности | Знать основные Федеральные образовательные порталы, цифровые образовательные ресурсы по предмету | 1 | 1 |
Вопросы теста воспитателя дошкольного учреждения (вариант 1)
1. Согласно Закону РФ «Об образовании» право на дошкольное образование государство обеспечивает путем создания системы дошкольного образования, которая представляет собой совокупность:
- образовательных программ; сети дошкольных учреждений, реализующих программы дошкольного образования; органов управления образованием;
- сети дошкольных учреждений;
- федерального государственного стандарта и сети дошкольных учреждений.
2. Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает:
- возможность отвечать на сформулированные вопросы;
- свободу искать, получать и передавать информацию с помощью средств по выбору ребенка;
- возможность не соглашаться с требованием взрослого, оспаривать его решение.
3. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам к дням наиболее высокой работоспособности относятся:
- понедельник и четверг;
- среда и четверг;
- вторник, среда, четверг.
4. Согласно федеральной программе развития образования приоритетными направлениями в сфере дошкольного образования являются
:
- обеспечение конституционного права на дошкольное образование и его качества;
- обеспечение посещения ребенком детского сада по месту жительства;
- расширение сети коррекционных образовательных учреждений.
5. Нормативно-правовой документ, который в обязательном порядке должен содержать положения о правах и обязанностях педагога – это:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- устав учреждения;
- должностная инструкция.
6. Наблюдение за детьми это:
- анализ собранных фактов, понимание сути происходящего;
- процесс сбора фактов о поведении и учении ребенка;
- способ получения информации прямо от ребенка.
7. Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обязательным требованием к построению системы мониторинга является:
- сочетание низко формализованных и высоко формализованных методов, обеспечивающее объективность и точность наблюдаемых даных;
- ведение наблюдений за поведением детей;
- проведение разных видов тестирования.
8. Предметно-развивающая среда это:
- оборудование помещений и материалы для организованных занятий с детьми;
- здание детского сада и все его помещения, а также сооружения, окружающие детский сад;
- организованное жизненное пространство, способное обеспечить развитие и саморазвитие ребенка.
9. Моделирование среды это:
- наличие схем, моделей, макетов;
- создание специальных условий, стимулирующих детей к определенному виду деятельности;
- внесение максимального количества игр, игрушек, оборудования, пособий.
10. Основной целью компетентностного подхода в дошкольном образовании является:
- целенаправленная передача взрослым определенной суммы знаний, умений и навыков;
- приобретение и проявление ребенком опыта самостоятельных действий;
- формирование навыков деятельности.
11. Ведущим условием становления компетентности является:
- управление взрослым действиями ребенка;
- предоставление ребенку права выбора и обеспечение поддержки со стороны взрослых;
- специальные тренинги, обеспечивающие навыки правильного действия.
12. Какие образовательные области соответствуют федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
:
- физическое, эстетическое, умственное воспитание, развитие речи и др.;
- физическая культура; безопасность; социализация; коммуникация; познание; труд и др.;.
- экологическое, патриотическое, трудовое воспитание и др.
13.
Какие виды деятельности являются ведущими в дошкольном возрасте:
- игровая деятельность;
- учебная деятельность;
- предметная деятельность.
14. В образовательном процессе родители (лица, их заменяющие) воспитанников выступают в роли:
- контролеров образовательного процесса;
- помощников в организации образовательного процесса;
- участников образовательного процесса.
15. Педагогическое взаимодействие между сотрудниками детского сада строится на основе:
- партнерства и сотрудничества;
- взаимообучения друг друга;
- конкурентности.
16. Принципы воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
- развивающего образования, интеграции образовательных областей и др.;
- ориентации на возраст;
- соответствия запросам родителей.
17.
Спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то, что обучение и воспитание дошкольников осуществляется:
- на занятии, а не на уроке;
- в режимных моментах;
- в совместной и самостоятельной деятельности.
18. Планирование воспитательно-образовательного процесса строится исходя из:
- требований программы и содержания методических рекомендаций;
- интересов детей и задач их развития;
- исключительно из интересов воспитанников.
19.
Преемственность в работе детского сада и школы подразумевает:
- ориентацию на требования школы;
- воспитание положительного отношения к школе;
- обеспечение непрерывности в развитии способностей и возможностей ребенка.
20.
Основной целью современного дошкольного образования является:
- подготовка к школе;
- формирование у детей знаний, умений и навыков;
- становление интегративных качеств.
21. Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста:
- наглядно-действенное;
- словесно-логическое;
- наглядно-образное.
22.
Укажите основные факторы развития детей дошкольного возраста:
- воспитание и обучение, активность ребенка;
- среда и наследственность;
- все выше перечисленное.
23. К основным методам коррекции относятся:
- общепедагогические;
- специальные;
- все выше перечисленные.
24.
Определите период раннего детства по ведущему виду деятельности:
- непосредственное эмоциональное общение;
- предметно-манипулятивная деятельность;
- ролевая игра.
25. Укажите метод исследования, не являющийся опросным социологическим методом:
- анкетирование;
- эксперимент;
- социометрический опрос.
26. Укажите наиболее полный перечень основных элементов персонального компьютера:
- процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода
- процессор, монитор
- винчестер, монитор, принтер
- процессор, мышь, монитор, сканер
27. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится в виде:
- каталога
- файла
- ярлыка
- страницы
28. Выберите списки офисных приложений:
(несколько вариантов ответов)
- Windows, Linux
- Word, Excel, PowerPoint
- Writer, Calc, Draw, Impress
- Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw
29. К сервисам сети Интернет не относятся:
- Электронная почта e-mail
- Стандартные приложения Microsoft Windows
- Передача файлов FTP
- Телеконференции Usenet
30. Выберите из списка адрес Федерального портала «Российское образование»:
- https://window.edu.ru/
- https://www.rusedu.ru/
- https://www.school.edu.ru/
- https://www.edu.ru/
Вопросы теста воспитателя дошкольного учреждения (вариант 2)
1. Согласно Закону РФ «Об образовании» право на дошкольное образование государство обеспечивает путем создания:
- сети дошкольных учреждений, реализующих программы дошкольного образования и муниципальных органов управления образованием;
- сети дошкольных учреждений;
- федерального государственного стандарта дошкольного образования
2. Согласно «Конвенции о правах ребенка» дошкольник имеет права. Эти права включают:
- самостоятельность в принятии решений по вопросам жизнеобеспечения;
- свободное выражение своего мнения;
- возможность оспаривать решения взрослых относительно организации питания, режима, правил поведения в общественных местах.
3. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в «живом уголке» группы:
- могут находиться растения и мелкие животные из числа представителей местной флоры и фауны;
- «живой уголок» должен находиться в отдельном помещении;
- могут находиться безопасные растения и животные, уход за которыми могут осуществлять сами дети.
4. Согласно Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образования специально организованная учебная деятельность
- исключается из образовательного процесса;
- обеспечивается в ходе совместной деятельности взрослых с детьми, самостоятельной деятельности детей, в том числе игровой в течение всего дня;
- осуществляется исключительно в форме игры.
5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – это нормативно-правовой документ регламентирующий:
- деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов;
- тип, вид и категорию ДОУ;
- характер взаимоотношений ДОУ с партиями и общественными объединениями.
6. Результаты дошкольного образования на «выходе из детского сада» формулируются в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования как:
- определенный объем знаний, умений и навыков, соответствующих образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
- показатели готовности ребенка к обучению в школе;
- интегративные показатели развития ребенка.
7. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мониторинг результативности проводится для:
- определения объема знаний, умений и навыков, которыми овладел ребенок в ходе реализации общеобразовательной программы;
- оценки динамики достижений детей;
- определения готовности ребенка к обучению в школе.
8. Совместная деятельность взрослых с детьми это
- решение образовательных задач, сформулированных воспитателем в соответствие с общеобразовательной программой в неформальной обстановке;
- объединение интересов детей и взрослых и решение образовательных задач в форме сотрудничества;
- дополнительная работа по коррекции знаний, умений и навыков, не усвоенных детьми в других видах деятельности.
9. Игровая деятельность дошкольников – это
- свободно выбираемая лишенная принуждения деятельность, отличающаяся активностью, импровизацией, спонтанностью, часто не имеющая конкретной цели и результата;
- деятельность, организуемая воспитателями в целях передачи детям социальных навыков;
- беззаботное времяпровождение, связанное с получением удовольствия в ущерб обучению.
10. Образовательный результат зависит от
- качества условий в ДОУ и реализуемой в ДОУ общеобразовательной программы;
- индивидуальных возможностей детей, особенностей семейного воспитания, качества образовательных услуг в ДОУ и в системе дополнительного образования;
- количества образовательных услуг, которыми пользуется ребенок.
11. Компетентностный подход в дошкольном образовании это
- целенаправленная передача взрослыми определенной суммы знаний, умений и навыков, необходимых для овладения закрепленными в культуре способами деятельности;
- содействие приобретению, проявлению и рефлексии ребенком опыта самостоятельных действий;
- формирование навыков деятельности.
12. Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста
- регламентируется режимом и образовательными задачами дошкольного учреждения;
- осуществляется за рамками учебных мероприятий;
- инициируется и осуществляется детьми в соответствие с их интересами и потребностями.
13. Ведущим условием становления и проявления ключевых компетентностей является:
- предоставление ребенку права выбора и обеспечение поддержки со стороны взрослых;
- управление взрослым действиями ребенка;
- специальные тренинги, направленные на формирование навыков правильного действия.
14. Предметно-развивающая среда ДОУ представляет собой
:
- игрушки, предметы, дидактические материалы для организации игровой и учебной деятельности;
- организованное жизненное пространство, способное обеспечить развитие и саморазвитие ребенка;
- группы и помещения ДОУ, наполненные современными, соответствующими возрасту воспитанников пособиями и игрушками.
15. В образовательном процессе родители (законные представители) воспитанников выступают в роли:
- заказчиков образовательных услуг;
- «ресурса» для организации образовательного процесса;
- равноправных субъектов образовательной деятельности.
16. Сбор фактов для анализа и оценки текущей ситуации и перспектив развития ребенка это:
- непрерывное целенаправленное наблюдение за детьми;
- периодическое тестирование;
- приглашение специалистов ЦПМС.
17. Взаимодействие взрослых с детьми строится на основе:
- признания и уважения прав ребенка, принятия его индивидуальных особенностей, интересов и потребностей, сотрудничества, развивающего общения;
- целенаправленного обучения нормам и правилам поведения;
- вседозволенности и попустительства.
18.
Преемственность в работе детского сада и школы подразумевает:
- знание и использование педагогами ДОУ Федерального стандарта по начальной школе;
- согласованности содержания общеобразовательных программ;
- обеспечение непрерывности в развитии способностей и реализации возможностей ребенка.
19. Планирование воспитательно-образовательного процесса строится
- по предметным областям;
- на основе комплексно-тематического похода к содержанию образовательных областей;
- исключительно из интересов воспитанников и их родителей.
20.
Основной целью современного дошкольного образования является:
- передача детям системы знаний, умений и навыков, закрепленных в культуре;
- обеспечение готовности к обучению в школе;
- развитие личности ребенка в соответствие с потенциальными индивидуальными возможностями и задачами общеобразовательной программы ДОУ.
21. Формирование основ безопасности жизнедеятельности предполагает:
- ознакомление дошкольников с потенциально опасными ситуациями и способами поведения в них;
- тренинг моделей поведения в целенаправленно созданных опасных для жизни и здоровья ситуациях;
- чтение и рассказывание историй об опасных ситуациях.
22.
При обсуждении поведения ребенка целесообразно анализировать и оценивать
- влияние личности родителей на поведение ребенка;
- действия и поступки ребенка в конкретной ситуации;
- достижения и поступки ребенка в сравнении с другими детьми.
23. Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на:
- обеспечение своевременного освоения ребенком общеобразовательной программы ДОУ;
- оказание помощи и поддержки в развитии сильных сторон личности ребенка, исправление недостатков;
- искоренение недостатков в развитии.
24.
Исключите виды деятельности не являющиеся ведущими в раннем детстве:
- ситуативно-деловое общение;
- предметно-манипулятивная исследовательская деятельность;
- режиссерская игра.
25. Для обеспечения самостоятельной двигательной активности в течение дня необходимо
- посещение бассейна;
- пребывание на свежем воздухе;
- наличие в достаточном количестве и свободном доступе оборудования для подвижных игр и занятий спортом.
26.
Устройствами ввода информации являются (выберите несколько вариантов ответа):
- сканер
- принтер
- монитор
- клавиатура
27.
В текстовом редакторе копирование становится возможным после:
- установки курсора в определенное место
- выделения фрагмента текста
- сохранения файла
- распечатки файла
28.
Поиск информации в Интернете по ключевым словам предполагает:
- ввод слова (словосочетания) в поисковую строку
- ввод слова (словосочетания) в адресную строку
- переход по гиперссылке с первой загруженной страницы
29.
Где должна быть размещена информация об образовательном учреждении (согласно «Закону об образовании»):
- на компьютере администрации в образовательном учреждении
- на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет»
- в сообщениях электронной почты от образовательного учреждения
30.
Выберите из списка адрес методического журнала для педагогов детского сада «Дошкольное образование»:
- https://mon.gov.ru
- https://www.rcde.nov.ru/
- https://sdo-journal.ru/
- https://dob.1september.ru/
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | ||||
Вопр. | № отв. | Вопр. | № отв. | Вопр. | № отв. | Вопр. | № отв. |
1 | 1 | ||||||
2 | 2 | ||||||
3 | 2 | ||||||
1 | 2 | ||||||
3 | 1 | ||||||
2 | 3 | ||||||
1 | 2 | ||||||
3 | 2 | ||||||
2 | 1 | ||||||
2 | 2 | ||||||
2 | 2 | ||||||
2 | 3 | ||||||
1 | 1 | ||||||
3 | 2 | ||||||
1 | 3 | ||||||
1 | 1 | ||||||
3 | 1 | ||||||
2 | 3 | ||||||
3 | 2 | ||||||
3 | 3 | ||||||
2 | 1 | ||||||
3 | 2 | ||||||
3 | 2 | ||||||
2 | 2 | ||||||
2 | 3 | ||||||
1 | 1,4 | ||||||
2 | 2 | ||||||
2, 3 | 1 | ||||||
2 | 2 | ||||||
4 | 4 |
20
Доклад на тему: «Планирование воспитательно — образовательного процесса»
Доклад на тему:
«Планирование воспитательно — образовательного процесса»
Планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
Планирование это определение системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на достижение поставленной цели, четко и конкретно сформулированной с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.
В планирование образовательного процесса включаются следующие разделы:
- Календарно — тематический план (далее — План) — воспитательно — образовательного процесса в группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы. Цели и задачи календарно — тематического планирования:
- Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.
- Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.
- Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.
- Реализация основной образовательной программы с учетом направленности групп. План должен:
— Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Основная идея развивающего образования, заключена в том, что знания детей делятся на три вида. Один из них – это то, о чем дети не имеют представления. Второй вид – знания, которые уже есть у детей. А последняя часть находится в промежутке между ними. Это “зона ближайшего развития”. Другими словами, это расхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь. Основной принцип, на который опирается развивающее образование, — индивидуальный подход. Сравнивать и разделять детей педагогам категорически не рекомендуют. Каждый ребенок – это уникальная личность, которая требует особого подхода
— Соответствовать критериям полноты и достаточности. (решаются поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале);
— Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.(соответстветствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
— Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.(в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста);
— Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.(Интегрированное обучение помогает формировать у детей целостную картину мира, дает возможность реализовать творческие способности. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников, побуждающий их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия, позволяет поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга)
— Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.(Принцип отражен в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работыс детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества)
— Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.(Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков; игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, прогулки по экологической тропе; Игровые ситуации, игры с правилами, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
Опыты и эксперименты, дежурства, коллекционирование, моделирование, Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др. Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду (в утренние и вечерние часы, на прогулке), независимо от сезона, события, календаря праздничных и памятных дат. Кроме того, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса обусловливает необходимость решения в образовательной деятельности в режимные моменты образовательных задач, связанных с реализацией темы)
— Предполагать построение образовательного процесса в различных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, конструктивно-модельная, трудовая, самообслуживание, изобразительная, музыкальная, двигательная, а также на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности)
Требования к оформлению календарного плана:
— План пишется в печатном варианте, если рукописный план, то он должен быть написан аккуратно, понятным подчерком.
— Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана.
— План оформляется в соответствии с утвержденной моделью планирования в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.
— Последняя страница тетради календарного плана воспитателями не заполняется. Она предназначена для записей старшего воспитателя.
— При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности (в соответствии с ФГОС) — картинки
Цель — это глубоко продуманный путь организации деятельностью детей в конечном виде. Ставить цель, — значит, предопределять, планировать, решать, что и как будет сделано на занятии. И при этом очень чётко представлять себе весь ход предстоящей на занятии работы и тот уровень, на котором материал должен быть усвоен: а) уровень представления: б) уровень знаний; в) уровень умений и навыков: г) уровень творчества.
Диагностика целей. Воспитатель должен ставить лишь ту цель, в выполнении которой он уверен. Ведь четкая постановка целей и их достижение создает ситуацию успеха и радости на уроке, без чего общение может превратиться в тяжелый, нудный труд. И следует отметить, что одной из черт современных педагогических технологий является, прежде всего, диагностика целей. т.е. каждый педагог, ставя цель должен быть, уверен, что она будет выполнена. Если уверенности нет, то цель должна быть на ступеньку снижена. Воспитатель должен брать не количеством затраченного времени, а четко поставленной целью и ее достижением.
— При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т. п., составленных педагогами группы.
Основа планирования педагогического процесса, строится на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которую реализует ДОУ
Календарные планы составляются в соответствии с режимом дня группы, календарно – тематическим планированием, циклограммой совместной организованной деятельности в ходе режимных моментов.
Календарный план составляется на неделю вперед (за исключением индивидуальной работы с детьми) .
Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты диагностики и результаты организованной образовательной деятельности.
- Режимные моменты
- Планирование гимнастик
- Виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями
- Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации.
- Непосредственная образовательная деятельность.
- Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)
- Поддержка индивидуальности ребенка
- Работа с родителями.
Планируя образовательную работу, я охватываю все образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательно развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое;
- Физическое развитие.
Решая эту задачу, я включила в планирование в ОО «Познание» работу с детьми по патриотическому воспитанию и краеведению.
Условия, которые я соблюдала при планировании:
- Объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
- Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;
- Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
По новым Стандартам развивающая предметно-пространственная среда в групповой комнате должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Выполняя требования по оснащению группы, мною были созданы условия для реализации различных видов деятельности с детьми:
Игровой центр;
Физкультурный уголок;
Центр экспериментирования;
Центр художественного творчества;
Центр природы;
Центр конструирования.
Изменились и подходы к организации образовательного процесса в ДОУ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
Мое внимание направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые мне следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые я должна выявить в работе с детьми и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяют мне лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, я помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.
Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним.
При организации жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности, я должна учитывать разнообразные потребности ребенка: в признании (в первую очередь, детским сообществом), в общении, в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности. Это, в свою очередь, требует от меня исключения учебного принципа организации образовательного процесса жизнедеятельности ребенка, введения запрета на занятия-уроки по школьному типу, ибо дошкольник — человек играющий, и обучение входит в его жизнь через ворота детской игры. Кроме того, дошкольник – почемучка, дошкольник — деятель. Поэтому, для меня сегодня основные ценности воспитания ребенка — поощрение детской игры, исследовательской и творческой активности детей, детских вопросов.
В соответствии ФГОС непосредственно образовательная деятельность реализуется мною через организацию различных видов детской деятельности(игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется мною самостоятельно в зависимости от возраста детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Виды деятельности, которые я включаю в работу с детьми 2 мл.группы: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Я, основываясь на интересах и игре детей, предлагаю им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.
Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, я стимулирую интеллектуальное развитие ребенка.
Интерьер группы организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор материалов.
В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
• делают выбор;
• активно играют;
• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
• работают все вместе и заботятся друг о друге;
• отвечают за свои поступки.
Между мною и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада.
Работа с родителями.
Задача детского сада на данном этапе — «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Моя цель как воспитателя – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Моя задача «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет мне организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Основные задачи работы с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Индивидуальный подход — необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Я, общаясь с родителями, должна чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.