- Что такое дошкольная педагогика?
- Цели и задачи педагогов дошкольного образования
- 4 метода дошкольного образования
- Что именно используют педагоги в процессе воспитания и как подобрать нужный метод?
Входной билет в мир социума малышу 3-7 лет дает посещение детского сада. В дошкольных образовательных учреждениях ребенок получает первое представление о взаимодействии в коллективе, о самостоятельности и дисциплине, развивается и осваивает навыки, чтобы впоследствии легче адаптироваться в школе.
Какие методы используют педагоги в дошкольных образовательных учреждениях в этот важный период становления личности, мы и расскажем вам сегодня.
Что такое дошкольная педагогика?
Дошкольная педагогика
– это отрасль общей педагогики, которая включает в себя исследования теории воспитания и обучения детей дошкольного возраста и предполагает применение специальных средств и методов. Самостоятельной наукой дошкольная педагогика стала только в 19 веке.
Главным объектом дошкольной педагогики является ребенок с момента его рождения до школьного периода. Именно в это время у детей формируются понятия и убеждения, которые окажут непосредственное влияние на всю последующую жизнь человека, поэтому на воспитателей и педагогов ДОУ ложится огромная ответственность.
Основные категории дошкольной педагогики – это воспитание, развитие, обучение и формирование. Если подробнее раскрыть их суть, то:
- воспитание
заключается в целенаправленных, систематических и организованных действиях для развития и формирования личности ребенка; - развитие
предполагает количественные и качественные изменения, которые происходят с возрастом под влиянием воспитательного процесса; - формирование
– организованный процесс управления жизнедеятельностью ребенка под влиянием воспитательных мер, образования и социальной среды; - обучение
– это детально спланированный процесс передачи знаний, навыков, особенностей поведения от педагога к ребенку.
Цели и задачи педагогов дошкольного образования
Основной целью дошкольного воспитания будет способствовать самореализации и развитию каждого человека в условиях цивилизованного общества, поэтому педагоги и воспитатели в детском саду стараются с ранних лет приобщить детей к общечеловеческим нравственным, культурным и воспитательным ценностям – к доброте и честности, любви к ближнему, уважению к родителям, к трудолюбию и старательности, любознательности и совершенствованию личностных качеств, к взаимному уважению в отношениях с другими людьми, к ответственности, дисциплине и творчеству.
Исходя из целей, самыми важными задачами дошкольной педагогики будут:
- дать оценку личным качествам, которые возможно сформировать у малыша в дошкольный период;
- обосновать виды и методы воспитательной деятельности;
- организовать воспитательный процесс так, чтобы и на протяжении всего обучения в школе сохранился творческий потенциал ребенка, приобретенный в детском саду.
Безусловно, дошкольный возраст является ключевым периодом в развитии ребенка, поэтому педагоги дошкольного образования несут огромную ответственность перед обществом, и для того, чтобы качественно выполнять свои задачи, должны обладать определенными навыками и компетенциями. Получить необходимые знания в области дошкольной педагогики и психологии, освоить профессию воспитателя детей дошкольного возраста (учителя начальных классов) помогут преподаватели нашей академии на курсе профессиональной переподготовки.
А мы расскажем вам, какие же методы применяют в работе с дошкольниками педагоги.
При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните!материал по теме
ПАМЯТКА
для воспитателей ДОУ
При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните:
- Цель всегда одна.
- Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
- Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
- Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:
«Актуализировать знания детей о …»
«Создать условия для получения детьми знания о …»
«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»
«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»
«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»
Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:
«Актуализировать знания детей о …»
«Расширить знания детей0 … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»
«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»
- Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.
- Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
- В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- — если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.
— если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.
- Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.
- Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
- В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
— если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.
— если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.
При планировании хода непосредственно образовательной деятельности помните:
- НОД должна включать в себя следующие основные этапы:
— организационный момент;
— актуализацию имеющихся знаний;
— сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;
— сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
— итог НОД.
- Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.
В ходе НОД помните:
- В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
- Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
- Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
- Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»
При подведении итога НОД помните:
- Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
- Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
- Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.
Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда у Вас все обязательно получится!!!
Что именно используют педагоги в процессе воспитания и как подобрать нужный метод?
В практике педагоги и воспитатели выбирают методы для обучения детей, руководствуясь задачами воспитательного процесса, а также возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. Выбор конкретной методики зависит от предстоящего занятия в детском саду и его конечных целей.
- Наглядные методики
включают в себя наблюдение (навык всмотреться в явление окружающего мира, заметить изменения, дополнения, выявить причину и сделать верный вывод) и демонстрацию (наглядное представление как знакомых, так и еще неизвестных предметов).
- Практические методики
подразумевают выполнение упражнений (неоднократное повторение мыслительных или практических действий для лучшего усвоения), проведения опытов (исследования для приобретения знаний) и моделирования (карта, план, пособие).
- Посредством игровых методик
создаются воображаемые ситуации (например, игра в рынок для изучения видов овощей), также воспитатели приглашают детей к участию в дидактических играх (для лучшего усвоения знаний).
- Словесные методики
– это беседа, рассказ и чтение художественной литературы (подходят для изучения и запоминания информации, развития воображения и памяти).
Конечно, нам, взрослым, нельзя забывать, что детский сад – это первый опыт малыша в самостоятельной жизни, поэтому, помимо необходимых навыков, воспитательные методы должны приносить ребенку радость и удовольствие от своих первых достижений.
Задачи обучения дошкольников.
1. Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем.
2. Развитие общего кругозора детей.
3. Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности (двигательную, художественно-эстетическую, познавательную, игровую, трудовую, конструктивную и др.).
4. Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.
5. Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность (готовить место для занятий, планировать последовательность действий, оценивать ход и результаты деятельности, работать совместно и индивидуально).
6. Формирование умения ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу.
7. Развитие любознательности и познавательных интересов детей.
8. Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки.
9. Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно- познавательной деятельности, к овладению новыми знаниями и опытом, к взаимодействию с педагогом в процессе обучения.
10. Формирование общей и специальной готовности детей к школьному
обучению.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка – основа современного обучения дошкольников.
• Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослого и ребенка
Цель:вооружить детей ЗУНами, привить послушание.
Задача:реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций.
Лозунг– «Делай, как я».
Способы взаимодействия:наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Активность детей подавляется.
Тактика –диктат и опека.
Результат:взаимное отчуждение взрослых и детей.
• Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей – основа обучения дошкольников (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)
Цель: содействовать становлению ребенка как личности.
Задачи: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, формирование начал личности, развитие индивидуальности).
Принцип взаимодействия: «Не рядом и не над, а вместе».
Способы взаимодействияпредполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции (переход от монолога к диалогу). Взгляд на ребенка как на партнера.
Тактика –сотрудничество.
Ожидаемые результаты:расширение прав ребенка; преодоление возможного эгоцентризма детей, формирование коллектива; развитие познавательных и творческих способностей, раскрепощение воображения и мышления.
Основные принципы обучения детей дошкольного возраста:
1. Принцип воспитывающего обучения. В основе единства воспитания и обучения – идея обогащения духовного мира ребенка.
2. Принцип развивающего обучения. Предполагает обучение на высоком уровне трудности, с опорой на зону ближайшего развития с использованием приемов активного обучения.
3. Научности.
Согласно исследованиям А. П. Усовой, в обучении дошкольников нельзя ограничиваться эмпирическими знаниями о внешних качествах и свойствах предметов и явлений без выделения их существенных признаков; следует давать теоретические знания, которые отражают общие зависимости между явлениями.
4. Наглядности.
Соответствует основным формам мышления дошкольников (наглядно-действенное, наглядно-образное).
5. Активности и сознательности.
Использование занимательного и игрового материала, включение в ход обучения разнообразных действий ребенка (обследование, игровые действия, упражнения с материалом), чередование обучения детей рациональным способам решения задач с выполнением заданий творческого характера.
6. Систематичности и последовательности.
Последовательность обучения заложена в программе по каждому разделу (постепенный переход от одних знаний к другим, их расширение, усложнение).
7. Прочности.
Необходимо постоянное повторение с целью лучшего запоминания, использование разнообразных методов.
8. Доступности.
Соотнесение содержания, объема знаний с уровнем развития, подготовленности детей.
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3