Картотека игр по познавательно-практической деятельности для детей 4–5 лет
Анна Нейштадт
Картотека игр по познавательно-практической деятельности для детей 4–5 лет
Опыты по теме «Воздух»
1. «Свойства воздуха»
Цель: закрепить знания о воздухе, познакомить с его свойствами, дать понятие о том, что воздух занимает место.
Материал: полоски бумаги, бумажные парашютики, воздушные шары круглой и овальной формы.
Опыты.
1. Дунуть на бумажку, она отклонится в сторону — движение воздуха.
2. Пустить бумажный парашютик, он медленно опустится.
3.Надуть шарик: круглый и овальный. Воздух принял форму шара и овала.
4. Сжать круглый слабо надутый шарик — он сплюснется, отпустить — он примет прежнюю форму.
5.Выяснить понимание детьми выражения: «Выйти сухим из воды»
. Уточнить, можно ли опустить на дно тазика салфетку, не промочив ее. Уложить на дно стакана бумажную салфетку, стакан перевернуть вверх дном и опустить в таз с водой. Вынув стакан из воды, дать детям возможность обследовать салфетку. Что помешало воде намочить ее?
Вывод: воздух движется с разной силой, если его выпускать небольшой струей; воздух принимает форму предмета, в котором размещается; воздух находился в стакане, поэтому не пустил в него воду и салфетка осталась сухой.
2.«Шарик-ракета»
Цель: помочь определить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха.
Материал: воздушные шары разной формы.
Опыт. Надуть воздушный шар, не завязывая, отпустить его. Отметить, к воздух с шумом вырывается из шара и толкает его в противоположную сторону. Запустить шары разной формы и упругости, отметить траекторию и дальность полета. Определить, от чего зависит дальность и высота полета шара. Рассказать о том, что этот принцип используется в реактивных двигателях.
Вывод: воздух обладает упругостью, может сжиматься, занимать меньший объем, при выходе из шара толкает его, создавая силу движения.
3.«Мячики»
Цель: показать, что при наполнении отдельных предметов воздухом они приобретают упругость; выявить использование этого качества человеком.
Материал: два мяча.
Опыт. Предложить взять два мяча разного цвета и упругости (сильной и слабой)
и отбить их от пола. Посмотреть, какой из мячей легче отбивается и выше отскакивает от пола. Уточнить, с каким из мячей легче и интереснее играть.
Вывод: твердый мяч обладает большей упругостью.
Опыты по теме «Вода»
1. «Найди быстрый способ разогреть льдинки и мороженое»
Цель: формировать представление о том, что лед, мороженое тают быстрее от теплого воздуха, чем укрытые шубой или одеялом.
Материал: льдинки, мороженое, одеяло, шуба.
Опыт. Внести одинакового размера ледыш, мороженое. Предложить посоревноваться, кто скорее растопит один из названных предметов. Для работы предложить выбрать батарею, шубу или просто тарелочку. После того как ледыш и мороженое растают, уточнить, почему под шубой, одеялом они таяли медленно. Греет ли шуба и одеяло? Для чего предназначаются шуба и одеяло?
Вывод: мороженое быстрее растает на батарее — там, где больше теплого воздуха.
2.«Больше — меньше»
Цель: учить определять количество жидкости на глаз и с помощью условной мерки в сосудах разной формы и величины.
Материал: банки, бутылки разной формы и величины, но одной вместимости, мерная кружка.
Опыт. Налить во все сосуды одинаковое количество воды. В каком из них больше (меньше)
жидкости и почему? Предложить измерить воду мерной кружкой, отмечая результат измерения.
Вывод: жидкость принимает форму того сосуда, в который помещается.
3.«Как работает термометр?»
Цель: показать, как работает термометр.
Материал: уличный или комнатный термометр, кубик льда, чашка.
Опыт. Зажать пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налить в чашку воду и положить в нее лед. Размешать. Поместить термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотреть, как ведет себя столбик жидкости на термометре.
Вывод: когда держишь шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься, когда же опускаешь термометр в холодную воду, столбик начинает опускаться; тепло от пальцев нагревает жидкость в термометре (когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке); холодная вода поглощает тепло градусника (остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке)
.
Опыты по теме «Песок»
1.«Разная водопроницаемость песка и глины»
Цель: расширить знания детей о свойствах песка и глины.
Материал: 2 банки, песок, глина, вода.
Опыт.Подготовить 2 банки: одну — с песком, другую — с глиной. Влить одинаковое количество воды в банки с песком и глиной. В банке с песком вода просочилась на дно, а в банке с глиной осталась наверху.
Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает ее, не пропускает.
2.«Песочные часы»
Цель: познакомить детей с песочными часами, научить мастерить их самостоятельно.
Материал: песочные часы, 2 пластмассовые бутылки.
Опыт. Показать детям настоящие песочные часы, понаблюдать, как сыпется песок. Дать возможность ощутить длительность минуты.Песочные часы можно изготовить самостоятельно: соединить две пластмассовые бутылки, в одну из них насыпать песок, перевернуть. Из одной бутылки в другую песок пересыплется за определенное время.
Вывод: с помощью песка можно измерять время.
Опыты по теме «Человек»
1.«Глаза»
Цель: дать понятие о том, что глаза являются одним из основных органов чувств; дать элементарные знания о строении глаза.
Материал: фотоаппарат, плакат «Строение глаза»
, зеркало.
Опыт. Внести фотоаппарат, нажать на кнопку —открылось маленькое окошечко: через него проходят лучи света и попадают на пленку, рисуют на ней то, что мы хотим сфотографировать. Так же устроены глаза.
— Посмотрите друг другу в глаза. Что видите в середине? (Черная точка, а вокруг цветной кружок.)
Этот цветной кружок — радужная оболочка.У людей она бывает разного цвета: коричневая, зеленая, голубая. Черный кружок в середине — зрачок. Через него свет попадает внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим. Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? Какой цвет глаз у вашего соседа, мамы, у вас? Посмотрите на свои глаза в зеркало.
Вывод: глаза — один из основных органов чувств; при помощи глаз мы имеем возможность видеть окружающее; цвет глаз у всех разный, но есть люди с одинаковым цветом глаз.
2.«Проверка зрения»
Цель: показать зависимость качества зрения от расстояния до предмета.
Материал: предметные картинки, повязка на глаза, мел.
Опыт. Завязать одному из детей глаза. Что видно? Почему? Снять повязку, поднести близко к глазам картинку. Что изображено на картинке? (Плохо видно.)
Что нужно сделать, чтобы четко увидеть изображение?
(Отодвинуть картинку дальше от глаз.)
Дети в парах проверяют друг у друга зрение, отмечают расстояние, с которого четко видно изображение на
картинках. Отодвинуть картинку далеко. Хорошо видно?
Вывод: трудно рассмотреть предмет, который находится очень близко или, очень далеко от глаз.
3.«Провожатый»
Цель: показать частичную компенсацию зрения другими органами чувств.
Материал: повязка для глаз.
Опыты.
1. Дидактическая игра «Провожатый»
.
Одному из детей закрыть глаза повязкой, другой ребенок — провожатый — ведет его между расставленными предметами, предупреждая об опасности.Ребенка с завязанными глазами спросить: «Видел ли ты что-нибудь через повязку? Удобно было бы идти тебе одному?»
У всех остальных:
«Видели ли вы слепых людей на улице и как их можно узнать?»
2. Детей разделить на две группы. Первой группе завязать глаза. Дети второй группы молча выбирают себе партнера из первой группы, подходят к нему. Каждый «слепой»
обследует своего партнера руками: лицо, одежду, прическу, называет его имя. В конце игры обсудить ориентирование слепых людей, назвать причины,по которым может испортиться зрение: длительный просмотр телевизора, игры на компьютере, чтение в темноте, низкие наклоны при письме и рисовании.
Вывод: потерю зрения можно частично заменить другими органами чувств; зрение надо беречь, выполнять режим дня и правила посадки во время письма и чтения.
Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ
В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.
Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:
- Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
- Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
- Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
- Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.
Познавательная деятельность — что это такое
Познавательная деятельность – это процесс усвоения и совершенствования знаний, их непрерывное преумножение и развитие.
Это вид деятельности присущ только человеку, и относится к высшей форме психического познания. Он представляет собой симбиоз сенсорного восприятия, теоретического осознания и практических действий. Сопровождая все виды деятельности, он только в момент обучения приобретает чёткую ярко выраженную форму и становится осознанным.
Основой познавательной деятельности является процесс познания, как психической обработки и опосредования информации, обеспечивающий получение и накопление знаний.
Процесс познания — один из трёх составляющих человеческое сознание процессов наряду с переживанием и отражением. Он реализуется с помощью таких психических процессов как:
- внимание;
- память;
- мышление;
- речь;
- восприятие;
- ощущение;
- представление;
- воображение.
Для его осуществления необходимы следующие составляющие:
- объект (информация, знания);
- субъект (получающий знания — познающий);
- причинно-следственная связь между субъектом и объектом (почему необходимо эти знания усвоить).
Результат такого воздействия — полученные знания как четвёртая составляющая этого процесса. Знания могут быть истинными или ошибочными, но они всё равно являются результатом познания.
Чувственное и рациональное познание
В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.
Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:
- чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
- рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.
Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:
- цвет;
- запах;
- вкус;
- тактильные ощущения.
Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.
Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.
Предпосылками рациональности являются:
- отделение мысли от предмета;
- мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.
Рациональное познание как процесс мышления включает 3 формы одноуровневого порядка:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- индукция;
- дедукция;
- идеализация;
- абстрагизация.
Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.
Обе ступени находятся органичном единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении переходя одна в другую подобно диффузному явлению. Система анализаторов человека, как ступень чувственного освоения создана для восприятия ощущений, а рациональное мышление, — для формирования выводов на основании полученной информации. Это позволяет получать наиболее объективные выводы на постоянном следовании к основной цели познания — поиску истины.
Практическая деятельность
Среди различных видов деятельности большое значение имеет практическая деятельность. Она представляет собой способ включения человека в окружающий его мир и активное на него воздействие с целью преобразования существующих объектов и создание новых. Через практическую деятельность человек на опыте постигает свои возможности, изучает окружающий мир, находит в нем свое место. В итоге изменяется его внутренний мир, происходит наполнение его духовной жизни.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности 450 ₽ Реферат Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности 240 ₽ Контрольная работа Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Практика реализуется в ходе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, она всегда носит общественный характер. Она предполагает существование определенной культуры общения как условие своего существования. Помимо активного преобразования внешней среды практическая деятельность предполагает общение людей в ходе своего труда, а также совокупность ценностей, норм, правил, которые обеспечивают целенаправленный характер деятельности.
Выделяют следующие формы практической деятельности:
- производственная практика – производство материальных предметов, данный вид деятельности лежит в основе всей жизнедеятельности человека;
- техническая деятельность – преобразование тех или иных устройств, созданных человеком (артефактов), элемент производительных сил, определяющий характер и способ общественного производства;
- социальная практика – преобразование социальной среды, общественных отношений, может носить революционный характер;
- наука – особая форма деятельности, превращающаяся в непосредственную производительную силу, управляющую в том числе социальными процессами.
Замечание 1
Таким образом, практическая деятельность может быть направлена не только на преобразование материальных предметов, но и на изменение социальных отношений, социальной практики.
Важнейшая функция практической деятельности заключается в возможности проверки наших знаний и решения вопроса об истине. Только в ходе практики можно отделить истину от заблуждения. Однако возможности практики ограничены.