Почему так важно самовыражение для ребенка?
Есть несколько причин, по которым не стоит пренебрегать внедрением технологий проектно-исследовательской деятельности в ДОУ:
- развитие мыслительной деятельности ребенка, активизация его мыслительных процессов;
- качественное развитие речи;
- расширение спектра умственных комбинаций и приемов;
- формирование и развитие самостоятельности, способность приспосабливать определенные предметы для своих целей и для достижения определенного результата;
- развитие эмоциональной сферы ребенка и его творческих способностей.
Благодаря проводимым исследованиям, ребенок сам ищет ответы на все свои вопросы. Это колоссальный опыт для ребенка, а также развитие его способности творить, думать и самовыражаться.
Принципы личностно-ориентированного образования
Разумеется, современный подход к реализации потенциалов учеников должен быть основан на системе личностно-ориентированного образования. Благодаря этой системе ребенок развивается как личность и одновременно получает знания, необходимые в будущем.
Благодаря внедрению теории исследовательской деятельности в образовательный процесс, ребенок учится ценить нахождение и самостоятельное решение проблем и задач. Взаимодействие, ориентированное на личность, невозможно без конструктивного диалога учителя и ученика. В этом взаимодействии очень важно, чтобы учитель не просто навязывал свою точку зрения, ведя ученика по протоптанной дорожке, а помог сделать собственные выводы и самостоятельно решить возникающие проблемы.
История появления метода исследований
Технология учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике была востребована еще в глубокой древности. С тех пор как у человечества появилась потребность к обучению, люди думали, как же оптимизировать и улучшить этот процесс.
Сократ стал первым ученым в истории человечества, который внедрил в обучение методы исследования. Намного позже Фридрих Адольф Дистервег, известный немецкий ученый, признал, что методы Сократа являются венцом учительского искусства. Главная мысль Сократа заключается в том, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить ее самостоятельно.
Технология развития исследовательской деятельности находила свое отражение в трудах представителей просветительской деятельности восемнадцатого века. К ним относятся такие ученые как Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце девятнадцатого века свой неоценимый вклад в изучение исследовательской деятельности детей внесли такие ученые как Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой.
Определение исследовательской деятельности и сопряженных с ней понятий
Технология исследовательской деятельности – это раздел интеллектуально-творческой деятельности, основой которой являются поисковая активность и исследовательское поведение. Также это активная деятельность ребенка, которая направлена на постижение причинно-следственных связей между окружающими явлениями, а также на их упорядочивание и систематизацию.
Вам будет интересно:Физические изменения у подростков: юношей и девушек
Несколько основ исследовательской деятельности:
- Поисковая активность – поведение, целью которого является изменения ситуации или отношения к ней, если отсутствует определенный прогноз ситуативных результатов. При этом постоянно ведется учет ситуативной эффективности и результативности.
- Исследовательское поведение – это действия, направленные на изучение и поиск новой информации из окружающей среды.
- Исследовательская активность – нормальное состояние ребенка, выражающееся в его желании все изучить и узнать. Можно сказать, что исследовательская активность — это шаг в неизведанное для ребенка.
Польза исследовательского метода обучения
Чтобы поднять процесс обучения на качественно новый уровень, необходимо внедрить технологию научно-исследовательской деятельности в систему внеурочного и урочного обучения, целью которого является развитие творческих и аналитических способностей ученика с учетом индивидуальных особенностей.
С помощью непосредственного участия в исследовательской деятельности учащиеся начинают осознавать свою принадлежность и значимость в большой науке, знакомится со способами творческой и научной работы, развивают в себе интерес к познанию, учатся общению со сверстниками, принимают участие во всевозможных научно-исследовательских экспериментах.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности
Тематика исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:
- Фантастика – темы, связанные с исследованием фантастических, несуществующих объектов и явлений.
- Эмпирические – темы, которые предполагают самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений за ними.
- Теоретические – темы, которые ориентированы на организацию работы по исследованию определенных материалов и фактов, их анализ и обобщение.
Правила выбора темы исследовательской деятельности дошкольников:
- тема должна быть интересна детям;
- тема должна быть понятна и доступна детям для понимания и изучения;
- тема должна нести в себе реальную пользу для участников исследования, в плане их развития, воспитания и обучения;
- в теме необходим элемент необычности и неожиданности;
- тема предполагает относительно быстрое выполнение и получение конечного результата.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников:
- эвристическая беседа;
- постановка и последующее решение определенного проблемного вопроса или ситуации;
- разные виды и типы наблюдений;
- моделирование ситуаций;
- разнообразные опыты;
- фиксация полученных в ходе опытов, наблюдений, экспериментов и иной деятельности, результатов;
- погружение в проблемную ситуацию;
- художественное слово;
- игровая деятельность: разные виды игр, творческие ситуации и т.д.;
- трудовые поручения и действия.