Ресурсы познавательно-исследовательской деятельности для развития дошкольника

Ребенок хорошо усваивает то, чем интересуется по собственной инициативе и делает сам. Этому способствует поисковая активность, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Дошкольники мыслят, рассуждают и преобразовывают то, что имеют в своем арсенале опыта. Важно создавать для них условия, чтобы их опыт расширялся, а новые знания пропускались через себя и прочно усваивались. Такими возможностями богата познавательно-исследовательская деятельность детей.

Познавательно-исследовательская деятельность как естественная потребность ребенка

Замечали, как ваш ребенок с интересом рассматривает щепку, плывущую в дождевом ручейке или, как искренне удивляется морозным узорам на зимних окнах? А многочисленные вопросы в процессе наблюдения за птицами или убегающим на плиту молоком: «Почему?», «Откуда?», «Зачем?», «Как?». Такое поведение ребенка естественно и только подтверждает то, что он, в силу своего возраста, исследователь. Генетически предопределенная поисковая активность создает условия для того, чтобы психическое развитие малыша изначально шло по пути саморазвития.

Следует отметить, что дети находятся в особых условиях: ежедневно на них льются потоки информации, а знаниями они обладают крайне ограниченными.

Для развития ребенка важно не количество переданных ему знаний, а то, каким образом он их присваивает. Поэтому так важен исследовательский характер размышлений и действий.

Дошкольник наблюдает, рассуждает, и у него зарождаются собственные открытия. Именно такой опыт прочно усваивается ребенком, и впоследствии он использует его, сталкиваясь со знакомой ситуацией.

Младшие дошкольники проявляют простейшую познавательную активность. Взаимодействуя с предметами, наблюдая за происходящим, задавая вопросы, они усваивают первичную информацию. Это их – и очень ценный — способ познания мира.

С каждым годом интересы детей углубляются. Старшие дошкольники уже не просто интересуются, а пытаются докопаться до истины. Их активность направлена на поиск решения, на проверку опытным путем свойств предметов, на разгадку природных явлений. Собственно, происходит становление познавательно-исследовательской деятельности.

Задача взрослого стимулировать природную поисковую активность ребенка, развивать его исследовательские способности.

Ткань, ее качества и свойства

 Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).  Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.  Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

Виды познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте

Ребенок дошкольного возраста постигает окружающий мир только теми способами, которые доступны ему в силу ограниченного опыта. Он может задавать вопросы о новом и непонятном, может рассуждать и даже выдавать неожиданные гипотезы. Может опытным путем проверять, что произойдет, если…

Все перечисленные способы детской активности выполняют поисково-исследовательскую функцию. Благодаря ним дошкольник открывает для себя много нового, постепенно расширяет кругозор и формирует свою картину мира.

Постановка вопросов

Детские размышления, как правило, начинаются с вопроса. Спросить взрослого о том, что заинтересовало или удивило, — простейший и доступный вид познавательно-исследовательской деятельности для дошкольника.

В дошкольном возрасте практически все вопросы детей носят познавательный характер и нацелены на то, чтобы понять сущность явлений, процессов, закономерностей. Ребенок может интересоваться, почему у кота мягкая шерсть, а у ежа острые колючки, почему велосипед не падает в движении, как в лампочку «попадает» свет и т.п.

Эвристические вопросы (ведущие к открытиям) у детей возникают по той причине, что они сталкиваются с некой проблемой, интеллектуальной сложностью или практической задачей. Например, услышав гром, дошкольник сыплет вопросами, пытаясь понять, как и отчего образуется грохот, где находится источник столь мощных звуков.

Задавая вопросы, ребенок проявляет большую настойчивость в поиске ответа, требует от взрослых подробных и аргументированных пояснений.

Рассуждения

Многих дошкольников ответы на волнующие вопросы подталкивают к дальнейшим рассуждениям. Новое знание должно занять свое место в детском восприятии мира, а для этого не хватает понимания, как оно связано со всем тем, что уже знает ребенок.

Любознательный дошкольник начинает размышлять с опорой на уже известные ему факты и образы. «Птицы летят на юг, а как они найдут дорогу обратно? В небе же нет таких дорог, как на земле», — озадачивается ребенок. Далее выстраивает цепочку умозаключений и делает выводы, что птичий вожак ориентируется на какие-то сигналы.

В дошкольном возрасте рассуждениям присуща образность и опора на факты, которые доступны пониманию ребенка.

Экспериментирование

Детское экспериментирование – это вид познавательно-исследовательской деятельности, который позволяет обнаруживать неявные свойства, преобразовывать объекты, испытывать предметы в новом качестве. Особенно привлекает детей, что они могут делать пробы, проверять свои гипотезы, сколько угодно ошибаться и повторять опыты.

Опыты и эксперименты удерживают внимание детей и побуждают их к самостоятельному поиску причин, почему свойства предмета или явления проявляются именно таким образом.

Наблюдая за экспериментом, ребенок высказывает свои догадки. Чем смелее и активнее он озвучивает разные предположения, тем быстрее добирается до верного вывода.

Методы и способы реализации исследовательской активности

Уровень развития старших дошкольников позволяет им проявлять себя в любом из рассмотренных видов познавательно-исследовательской деятельности. Особой активностью в этом направлении отличаются одаренные дети. Но каждого ребенка можно растормошить, зажечь в нем искорку любопытства и подтолкнуть к более глубокому постижению окружающей действительности.

Существует две основные формы познавательно-исследовательской деятельности:

  • Ребенок – это источник деятельности. Он сам ставит цель и стремится ее достигнуть, удовлетворяя свое любопытство.
  • Исследовательский процесс организует взрослый, пробуждая интерес, мотивируя к познанию. Дошкольник учится действовать.

Каждая из этих форм направлена на решение единой задачи: помочь ребенку разобраться в проблемном вопросе, прочно усвоить новые знания и приобрести новый опыт.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников варьируются от бесед до выполнения небольших проектов с получением конкретного результата. Они широко применяются в ДОУ. Также отлично подойдут и в домашней обстановке.

Развивающие беседы

Когда речь идет о развивающих беседах, то диалог должен мотивировать ребенка не только на получение готовой информации, но и на желание размышлять, анализировать и делать выводы.

Например, заинтересовался дошкольник, почему внезапно среди лета выпал град. Не нужно спешить с объяснениями. Подведите к рассуждениям, чем является каждая градинка, отчего замерзают капли воды, что происходило в атмосфере накануне. Ребенок размышляет, выстраивает логическую цепочку и формулирует свое предположение. Возможно, потребуется некоторая коррекция, однако юный исследователь уже сможет сделать вывод.

Или ребенок услышал новое слово и интересуется, что оно обозначает. Дайте порассуждать об этом сыну или дочке, и только в конце прокомментируйте и сформулируйте детскую мысль более отчетливо.

Организация наблюдений

Наблюдать с ребенком можно за живой природой (животными, насекомыми, растениями), неживой природой (сезонными изменениями и явлениями природы) и общественной жизнью. Организуя наблюдения, необходимо определить:

  • место наблюдения (парк, луг, пруд, городская среда);
  • объект наблюдения (растение, животное, объект неживой природы).

При необходимости подготовить и взять с собой специальные приборы (лупу, термометр и т.д) или предметы (корм для птиц, щеточки и пр).

Летние погодные условия способствуют познавательно-исследовательской деятельности дошколят. Организация наблюдений в это время года направлена и на укрепление здоровья ребенка, и на создание условий, в которых он смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира.

Можно организовать наблюдение в домашних условиях. Например, за выращиванием лука. Хорошо срабатывает игровая мотивация: обустроим грядку на подоконнике.

Ребенок с помощью взрослого наливает воду в стаканчики, «сажает» в них луковицы и выставляет на подоконник. В течение нескольких дней ведется совместное наблюдение за луковицами. Можно вести «Лист наблюдений» и фиксировать изменения с помощью зарисовок. Когда стрелки лука будут достаточно длинными, их можно срезать и накрошить ребенку в суп. Он будет рад попробовать витамины с собственной «грядки».

Опыты и эксперименты

Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Поэтому так важно, чтобы взрослые организовывали и проводили совместно с ребенком опыты и эксперименты.

Самые интересные эксперименты – это опыты с предметами. Всем известный опыт «Тонет – не тонет» потребует простой инвентарь: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов (перышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.).

В ходе эксперимента ребенок должен распределить предметы по признаку «тонет – не тонет»:

  1. Тонет сразу;
  2. Тонет после намокания;
  3. Не тонет.

Дошкольник самостоятельно проверяет «плавучесть» каждого предмета. Предварительный осмотр и тактильное обследование предметов подсказывают, какие качества предметов влияют на результат взаимодействия с водой.

Вовлечение в проекты

В современных детских садах широко применяется метод проектной деятельности. В основном, обращаются к трем видам проектов:

  • исследовательский (изучение тех или иных явлений);
  • творческий (создание творческого продукта);
  • нормативный (совместное создание свода правил).

Организация проектной познавательно-исследовательской деятельности позволяет включить детей в общее дело и создать совместный творческий продукт.

С таким же успехом можно организовать проект в домашних условиях для своих детей или для ребенка и его друзей.

Например, увлечь созданием общего рисунка на большом листе. И краски при этом можно совместно приготовить необычные, волшебные (на основе муки, соли и гуаши). Такие краски удобно наносить на лист непосредственно рукой, что необычайно привлекает детей.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное, Белгородского района»

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон.

Познавательно исследовательская деятельность детей в детском саду имеет неоценимое значение для становления личности дошкольника. Этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в ходе исследования дети познают окружающий мир и осваивают новые знания. Познавательно исследовательская деятельность необходима в каждом возрастном периоде дошкольника. В разных возрастных группах согласно принципу использования соответствующих возрасту видов детской деятельности, это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, различные проблемные ситуации.

Дети дошкольного возраста по природе своей, пытливые исследователи окружающего мира. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги практики.

Работа воспитателя, основанная на Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду необходимо организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.

В процессе овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Изучение проблем по ознакомлению с явлениями природы является средством умственного, эстетического воспитания.

Познавательно исследовательская деятельность заключается не только в том, чтобы способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к миру природы, окружающей среде, но и позволяет ребенку качественно развиваться. Младшие дошкольники с помощью взрослого, а старшие самостоятельно идут к поиску знаний, испытывают интерес ко всему новому, неизвестному, задают взрослым множество вопросов, строят догадки, рассуждают, обдумывают, ищут различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментируют, радуются и удивляются собственным открытиям.

Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее значение имеет не избыток знаний, а способ их приобретения, определяемый типом деятельности, в которой эти знания усваиваются. Проведение опытов организация экспериментирования один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Одной из общих задач детского сада является работа по развитию представлений о причинно-следственных связях посредством опытно-экспериментальной деятельности в природе, с учетом регионального компонента, с применением инновационных программ и методик, а также современных форм обучения.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Выполняемые ребенком практические действия развивают познавательную, ориентировочно исследовательскую функцию, создавая условия для раскрытия содержания данного объекта, а следовательно происходит формирование знаний о причинно-следственных связях. Этот вид деятельности оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческого потенциала, на укрепление здоровья благодаря повышению уровня двигательной активности. В процессе познавательно исследовательской деятельности у детей появляется возможность реализовать характерную для них любознательность, представить себя роли ученого, исследователя, первооткрывателя. При этом педагог не является наставником, а становится игровым партнером в совместной деятельности, и это позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

В процессе детского экспериментирования малыши учатся: находить и выявлять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, выбирать средства и материалы необходимые для выполнения данной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Дети испытывают огромный восторг и удивление от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство гордости от проделанной работы. В ходе такой работы дошкольники лучше и быстрее умеют находить выход из создавшихся трудных ситуаций, легче справляются с возникшими проблемами.

В процессе исследовательской деятельности ребёнок приобретает опыт:

  1. Физический: учится управлять своим телом и определенными органами.
  2. Природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.
  3. Социальный: запоминать индивидуальные особенности каждого человека.
  4. Познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.
  5. Лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.
  6. Волевой: запоминать, как он сам может влиять на людей.
  7. Личностный: узнавать свои личностные возможности.
  8. Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях.

Обеспечивать познавательную активность детей следует посредством использования методов наблюдения за природными объектами и явлениями природы, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций. Важно, чтобы используемые методы соответствовали интересам детей, их познавательным возможностям, особенностям отношения к окружающему.

Организация развивающей среды это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. «Эксперимент или опыт особый вид наблюдения, организуемый в специально созданных условиях» А.И. Васильева, и поэтому в каждой группе детского сада оборудованы «мини-лаборатории» для экспериментирования, где, дети могут самостоятельно и с помощью взрослого воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В Центре Экспериментирования, в зависимости от возраста детей, могут находится:

  • Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов
  • Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
  • Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
  • Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
  • Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Схемы-алгоритмы для проведения опытов;
  • Журнал для фиксирования результатов и т.д.

В процессе познавательно исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений; метод проб и ошибок, опыты, сравнительные наблюдения. Педагоги учитывают предпочтения детей к познанию разнообразных объектов природы, интересуются, о ком или, о чем хотели бы узнать, внимательно относятся к детским вопросам. Поддерживают проявления интереса дошкольников к природе, наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов. Стимулируют проявление детской любознательности, стремления глубже изучить явления природы, применяя основные способы познания.

Таким образом:

  • экспериментальная деятельность помогает сделать общение с детьми, более доверительным и приобретает доброжелательный характер, она побуждает их к самостоятельному исследованию и активному познанию.
  • детское экспериментирование, как метод в педагогической работе, является высокоэффективным и незаменимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Список использованной литературы:

  1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2007 (методическое пособие).
  2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
  3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2012.
Следующая >

Развитие исследовательских задатков у дошкольников

Развитие исследовательских задатков у ребенка во многом зависит от позиции взрослых. Ведь дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты.

Поэтому взрослые должны мотивировать детей на выполнение интересных заданий, стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать ребенку оценить уровень предложенных решений.

При этом необходимо предоставлять максимальные возможности для самостоятельных действий, поддерживать инициативу дошкольника.

Активизация познавательного интереса

Несмотря на то, что у детей существует естественная потребность в познании, их интерес и поисковую активность необходимо стимулировать. Для этого можно использовать задания на развитие умений оригинально мыслить, видеть проблемы, рассуждать с разных точек зрения.

Упражнения и задания для этого подойдут разноплановые. Вот только несколько из них:

  • Составить рассказ от имени Колобка (герой может быть любым);
  • Придумать несколько ответов на эвристические вопросы (Почему поют птицы?);
  • Упражнения на развитие умения задавать вопросы («Задай вопросы веселому зайчику на рисунке, чтобы узнать о нем»);
  • Провести мысленный эксперимент («Что будет, если все люди станут великанами?»);
  • Эксперименты с реальными объектами с целью выявить новые свойства (с водой, красками, лучом света, пластмассой, тканью);
  • Игры на развитие мышления («Последовательные картинки», «Были-небылицы» и другие).

Поощрение самостоятельности ребенка

Исследовательская и поисковая деятельность принесет мало пользы дошкольнику, если он будет только наблюдателем. Недостаточно и того, что ребенок всего лишь будет выполнять действия. Важно, чтобы он самостоятельно ставил цели, что он хочет проверить, узнать, понять. А обозначив цель, действовал в соответствии с ней.

Чтобы последовательно развивать самостоятельность ребенка, родителям нужно придерживаться соответствующих правил:

  • Создавайте в доме среду, способствующую самостоятельности ребенка.
  • Давайте возможность решать небольшие проблемные ситуации.
  • Поддерживайте интерес к деятельности.
  • Дозируйте свою степень активности в совместных с ребенком делах.
  • Не ругайте за неудачи. Вместе разберите их причины.
  • Хвалите ребенка за успехи. Это ОЧЕНЬ важно!

ЧЕЛОВЕК

Веселые человечки играют

 Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот; волосами.  Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), “чудесный мешочек”, зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы). Взрослый предлагает детям поиграть в игру “Чудесный мешочек”: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из, них узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.), Для эмоционального проживания и активизации обследования тела можно провести музыкальную игру “Где же, где же наши…” (название частей тела) и “Измерялки”, когда дети мерятся и выясняют, у кого длиннее или короче ноги, руки, кто выше). Можно также предложить игру “Покажи (сделай) то, что я скажу” (попрыгать на одной ноге, показать ухо и т. д.).

Влияние познавательно исследовательской деятельности на формирование готовности к школе

Вовлечение дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность дает ему хороший задел для предстоящего обучения в школе. Этот вид деятельности обеспечивает прочное усвоение знания и развивает стремление к познанию нового.

Ребенок учится формулировать цели, логически рассуждать, придерживаться алгоритма в действиях, контролировать шаги, оценивать полученные результаты. Все перечисленное пронизывает учебную деятельность в школе.

В дополнение, поисковые усилия формируют произвольное внимание и оказывают влияние на становление волевых качеств дошкольника. Ребенку приходится повторять эксперименты, возвращаться к наблюдениям, чтобы найти ответы на проблемные вопросы.

Таким образом, познавательно-исследовательское отношение к окружающему миру всесторонне развивает дошкольника и повышает его готовность к обучению в школе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]