Наблюдения в средней группе — интересная познавательная деятельность


Теоретические аспекты проведения наблюдений в средней группе ДОУ

Наблюдение — это целенаправленное восприятие дошкольниками объектов и явлений окружающей среды, специально организованное педагогом. Данный процесс довольно сложен, поскольку задействует одновременно чувственное восприятие, мыслительные процессы (умение анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи) и речь ребёнка. Кроме того, для успешной работы имеют значение уже имеющиеся у малыша знания и опыт.

Такая деятельность становится важной составляющей для формирования экологической культуры дошкольника, поскольку нацелена на следующие результаты:

  • У ребят появляется желание больше общаться с природой, отражая при этом свои впечатления в продуктивной деятельности и различных играх.
  • Закладывается правильное понимание сущности природных явлений, бережное отношение к растениям и животным.
  • Дети приобретают практические знания об охране природы.

Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир посредством образов и эмоций, поэтому грамотно организованное наблюдение является источником разнообразных и запоминающихся впечатлений воспитанников.

Задачи

В среднем дошкольном звене наблюдения решают следующие задачи:

  • Углубление знаний о сезонных изменениях в природе: малыши учатся замечать и называть такие явления, как ветер, листопад, снегопад и пр., выделять признаки конкретного времени года, сравнивать пейзажи в различные сезоны (осенний и зимний, зимний и весенний и т. д.).
  • Формирование умения устанавливать элементарные связи между явлениями природы (к примеру, похолодало — исчезли насекомые, отцвели растения, подморозило — вода превратилась в лёд).
  • Расширение представлений о многообразии растений и животных, птиц и насекомых, их состоянии и поведении в разные времена года.
  • Углубление знаний о свойствах объектов неживой природы (например, воды и песка, камней и глины и т. д.).
  • Развитие представлений о работах, проводимых на участке детского сада (труд дворника в разные сезоны), на цветнике, огороде (посадка семян, уход за растениями, сбор урожая).
  • Уточнение представлений об объектах социального мира (как одеты прохожие в определённый сезон, рассматривание транспорта, пешеходного перехода, работы светофора и т. д.).

Приёмы работы

У детей пятого года жизни уже есть определённые представления о природе, они способны к детальному восприятию объектов. Тем не менее наблюдение обязательно должен координировать педагог: задавать вопросы, составить примерный план, указывать на признаки сходства и отличия ряда объектов (например, разных деревьев или птиц). В результате у малышей возникает целостный образ, они способны словесно описать растение, животное, природное явление.

В средней группе педагог обязательно координирует процесс наблюдения

Наблюдение усложняется за счёт увеличения количества одновременно рассматриваемых объектов (вместо одного два). Кроме того, каждому ребёнку либо группе дошкольников (из 2–3 человек) могут выдаваться объекты для индивидуальной работы (к примеру, листочки, веточки или шишки).

В ходе такой деятельности педагог не должен забывать про природоохранные требования (использовать только упавшие листочки и веточки, не срывать их с дерева), чтобы малыши учились бережно относиться к растениям и животным.

Детям 4–5 лет проще воспринимать объект природы, если связать его с практической деятельностью. Педагог ставит задачу — сообщает, что в их группе появился аквариум с рыбками, и ребята должны научиться ухаживать за ними (в ходе наблюдения дошкольники начинают осваивать простые трудовые действия: дать рыбкам или птичке корм, вымыть поилку). Другой пример — нужно внимательно рассмотреть эту рыбку, чтобы потом её нарисовать.

Наблюдение будет более эффективным, если связать его с практической трудовой деятельностью

Рассматривание каждого объекта воспитатель сопровождает многочисленными вопросами. Они направлены не только на уточнение внешнего вида объекта (например, какого цвета шерсть у хомячка, какова форма его туловища), но и на нахождение причинно-следственных связей (почему эта рыбка плавает так быстро, что помогает хомячку так ловко лазить по лесенке).

Рассматривание некоторых объектов хорошо сопровождать загадками, чтением коротких стихотворений, потешек соответствующей тематики. Так, к наблюдению за птицами на участке подойдут такие варианты:

  • Галка скачет по дорожке. Галка — тоненькие ножки, Чёрная головка, Серый плащ-обновка. (А. Соколик).
  • Сорокабелобока Жила неподалёку, Трещала, как трещотка, Хвостом по околотку, Летала недалёко — Не низко, не высоко. Все новости сызнова — Вызнала, вызнала! Хвостом завертела И в лес улетела — Фрррр! (Т. Второва).
  • Воробей нахохлился, Скок-поскок… — Намочился в лужице Поясок. Поясок из пёрышек, Чик-чирик… Но купаться в лужице Я привык. (А. Алфёрова).
  • Синичка, синичка, Весёлая птичка. Летает ловко, Щебечет плутовка. Птичка — синичка Ростом невеличка, Наша синичка — Воробью сестричка. (Е. Володина).

В ходе наблюдений следует опираться на личный опыт дошкольников. Так, рассматривая котёнка, хомячка, рыбок, педагог просит малышей рассказать, какие домашние питомцы есть в их семье, какого они цвета, какой корм любят, как можно поиграть с домашним животным. Аналогично, любуясь цветником на территории детского сада, воспитатель просит ребят вспомнить, где ещё они видели красивые клумбы, просит описать их.

Данный приём способствует социализации детей, воспитывает стремление эмоционально делиться с другими своими впечатлениями, а также позволяет сформировать обобщённые представления об объектах.

В конце наблюдения воспитатель подводит итог, выясняет, как ребята усвоили новые знания (с помощью вопросов). Например, «Теперь мы знаем, как нужно ухаживать за хомячком — давайте вспомним это вместе», «Вы сможете определить снегиря, если заметите его на прогулке с родителями?».

В среднем дошкольном звене проводится больше наблюдений за растительным миром: дети рассматривают семена накануне их посадки, сравнивают разные виды деревьев (к примеру, берёзу и рябину), дерево и кустарник, комнатные цветы (герань и бегонию). Здесь полезно использовать вспомогательные схемы, гербарии, рисунки.

В процессе наблюдения целесообразно использовать схемы и рисунки

Ещё один приём работы, который можно использовать при работе с малышами пятого года жизни, — простые игры-поручения вроде «Найдите такой же» или «Кто заметит?».

Если на прогулке малыши наблюдали за кошкой, то полученные знания и впечатления можно закрепить в процессе рисования

Виды наблюдений в средней группе

Наблюдения в детском саду можно классифицировать по многим параметрам.

Прежде всего, наблюдения классифицируются по месту их проведения — в группе или за её пределами

Таблица: классификация наблюдений

КритерийВиды наблюдений
Место проведения
  • На прогулке (участок ДОУ);
  • на экскурсии (в парк, лес, на поле, луг, к перекрёстку, пешеходному переходу и пр.);
  • в экологическом уголке в группе;
  • в процессе занятия (экология, ПДД, коммуникативное).
Продолжительности
  • Кратковременные (иногда длятся всего пару минут, например, рассматривание птиц на кормушке или таяние снежинки на ладошке);
  • длительные, или циклические (могут растягиваться даже на несколько месяцев): поведение рыбок в аквариуме,
  • рост и изменение одуванчиков на участке,
  • набухание почек на деревьях,
  • постепенное изменение окраски листвы осенью.
Количество воспитанников
  • Индивидуальные;
  • групповые (до 10 человек);
  • фронтальные (вся группа).
Стадии усвоения знаний
  • Первичные;
  • повторные;
  • сравнительные;
  • обобщающие.
Решаемые познавательные задачам
  • Распознающие (создают представления о многоообразии объектов, их свойствах);
  • воссоздающие (воспроизведение целостной картины по конкретным признакам).
Наблюдаемые объектам
  • За объектами неживой природы (камни, снег, сосульки, лужи, облака и пр.);
  • за живыми существами;
  • за транспортом (на территории ДОУ либо за его пределами: машина, привозящая продукты, пожарная и др.);
  • за трудом взрослых (дворником, убирающий территорию ДОУ, педагогами и старшими дошкольниками, работающими на огороде).
Причина проведения
  • Запланированные;
  • организованные по просьбе детей, случайные.

Какие занятия могут включать в себя наблюдения

Наблюдения часто органично включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности. Чаще всего наблюдения являются частью экологического занятия.

Так, рассказывая ребятам об устройстве аквариума, нет ничего лучше, чем непосредственно рассмотреть его вместе с рыбками. Дети своими глазами увидят морские камушки на дне рыбьего «домика» (овальные и гладкие), изящные водоросли. Воспитатель при этом подчёркивает, что вода в аквариуме чистая и прозрачная, поскольку в грязной и несвежей рыбки погибнут. Малыши узнают, что для хорошего самочувствия рыбы ей нужно тепло и свет, водоросли и правильный корм. В процессе такого наблюдения дошкольники даже могут сами покормить обитательниц аквариума, что, конечно же, вызовет у них восторг и надолго отложится в памяти.

Ребята лучше усвоят строение рыбы, если увидят её вживую: блестящую чешую, плавники, извивающийся хвостик, жабры. А воспитатель расскажет, какую роль выполняет каждая часть тела.

Экологическое занятие на тему «Аквариум» лучше всего провести в форме наблюдения

Аналогично можно провести занятие по экологии на тему «Комнатные цветы». Наглядно рассматривая растения, имея возможность потрогать листочки руками, понюхать цветы, дети усвоят знания гораздо лучше, чем при использовании картинок и плакатов.

Наблюдения органично вписываются в занятия по изучению ПДД. Так, педагог наглядно продемонстрирует разницу между улицей и проезжей частью, а рассматривание настоящего светофора не сравнится даже с самой реалистичной его моделью. Ребята легко усвоят разницу между легковым и грузовым автомобилем, если рассмотрят их прямо возле детского сада. А если малышам удастся понаблюдать за работой регулировщика с чёрно-белым жезлом в руках, то они будут просто в восторге.

Наблюдение за работой настоящего светофора полезно для усвоения правил дорожного движения

Оказывается, метод наблюдения можно успешно применять и на занятиях по развитию речи. В этом случае педагог делает акцент не на познавательных результатах рассматривания объекта, а на формировании у дошкольников умения рассказывать о том, что они узнали, пополнении их словарного запаса.

Например, при рассматривании котёнка в активный словарь детей вводятся такие слова, как пушистый, игривый, ласковый, лакает и пр. Воспитатель просит придумать животному имя, просит малышей назвать как можно больше вариантов. Для развития детской речи следует задавать один и тот же вопрос по-разному (как мы назовём котёнка — какую кличку ему придумаем), проговаривать хором труднопроизносимые слова, для ответа на вопрос предлагать малышам несколько вариантов (тело котёнка покрыто перьями, шерстью или же чешуёй, шёрстка у него мягенькая или жёсткая, она гладкая либо пушистая, котёнок — это птица, животное или насекомое). Уточняя знания дошкольников о функции, которую выполняет каждая часть тела животного, педагог не только акцентирует внимание на правильном ответе, но и учит ребят отвечать не односложно, а полными предложениями (например, лапы котёнку нужны для того, чтобы передвигаться).

Организация наблюдений в средней группе детского сада

В среднем дошкольном звене уже можно практиковать циклические наблюдения за жизнью растений и животных. В процессе наблюдений воспитанники средней группы получают больший объём информации. Так, кроме сведений о внешнем облике живых существ, они узнают их способ передвижения, место обитания, предпочитаемую пищу. Это подводит ребят к пониманию связи между спецификой строения растений и животных и их приспособленностью к окружающей среде.

При организации наблюдения важно, чтобы объект был доступен для восприятия каждому ребёнку, участвующему в процессе. Воспитатель заранее продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны размещаться, чтобы получить необходимую информацию об объекте.

Педагог должен словесно озвучивать всё, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребёнка формируется полноценное знание.

Что касается продолжительности наблюдения в средней группе, то оно не должно занимать более 10 минут. Структура процесса организованного наблюдения такова:

  1. Вначале воспитатель собирает детей и привлекает их внимание («Сейчас вы увидите что-то интересное» или «Вы любите животных?»), можно привлекать игровых персонажей (старичок-лесовичок хочет показать малышам деревья), загадки-описания. Здесь важно не переусердствовать: сильные эмоции способны помешать мыслительным процессам.
  2. Основная часть — это непосредственное рассматривание объекта, в ходе которого педагог задаёт вопросы (не нужно их наслаивать друг на друга). Ведь дети должны подумать и сосредоточиться.
  3. Завершают наблюдение итоговые вопросы. Если ребята рассматривали какие-то объекты на прогулке, перед дневным сном им можно почитать сказку на подходящую тему, а вечером предложить создать рисунок, где они выразят свои впечатления.

Картотека наблюдений

Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. При работе с детьми пятого года жизни будут актуальны следующие темы:

  • Наблюдения, затрагивающие природные явления и сезонные изменения в природе: погода;
  • листопад;
  • осенний дождь;
  • лужи на участке;
  • ветер;
  • небо;
  • облака;
  • снегопад;
  • снежинки;
  • лёд;
  • сосульки;
  • капель;
  • камни;
  • почва;
  • солнце.

    Малыши обычно очень любят снег и с нетерпением ждут его появления

  • Наблюдение за растительным миром:
      за цветником, берёзой, рябиной, елью, тополем, ивой;
  • сравнение двух деревьев по ряду признаков (к примеру, берёзы и рябины, живой и искусственной ели);
  • за кустарниками;
  • сопоставление дерева и кустарника;
  • за набухающими почками на деревьях;
  • за корой деревьев;
  • за травой.
  • Наблюдение за животными, птицами и насекомыми:
      за воробьём, вороной, синицей, голубем, сорокой, снегирём;
  • за перелётными птицами;
  • за птичьими следами на снегу;
  • сравнение птиц по размеру, окраске, голосу, оперению;
  • за птицами на кормушке;
  • в группе за попугайчиком, рыбками а аквариуме.
  • за кошкой, собакой, хомяком;
  • за насекомыми.
  • Наблюдение за людьми и трудом человека:
      за работой дворника в разное время года;
  • за осенними работами на огороде (труд сотрудников ДОУ, воспитанников старшего возраста);
  • за посадкой овощей на огороде ДОУ в конце весны;
  • за трудом шофёра (привозит продукты в детский сад);
  • за трудом почтальона (приносит в детский сад письма, газеты и журналы);
  • за прохожими (во что одеты, как идут);
  • за малышами, которые недавно пришли в детский сад (как они ведут себя, отчего некоторые плачут);
  • за строительством нового дома.
  • Наблюдения, связанные с автомобилями и ПДД:
      за автомобилями на дороге (проезжей частью);
  • за пожарной машиной;
  • за снегоуборочной машиной;
  • за строительной техникой.

    В ходе наблюдения малыши запомнят, как выглядит знак пешеходного перехода и увидят, как останавливаются перед ним машины

  • Фотогалерея: наблюдения за растениями


    Интересно наблюдать за пробуждением растений весной


    И детям, и взрослым хочется потрогать руками пушистую ёлочку


    Зимой наблюдать за растениями тоже интересно, ведь иней придаёт им особенную красоту


    Воспитатель обращает внимание дошкольников на шуршашие жёлтые листья у них под ногами


    Яркие цветы всегда привлекают внимание детей

    Фотогалерея: наблюдения за животными


    Разноцветные попугайчики приковывают внимание малышей


    Ребятам интересно не только рассмотреть кошку, но и узнать её повадки


    В ходе наблюдения за голубями можно покормить их

    Фотогалерея: труд дворника в разное время года


    Ребятам интересно смотреть, как косят траву


    Малышам нравится помогать убирать листву


    Зимой у дворника работы не меньше, чем осенью, — нужно расчищать территорию от снега

    Таблица: фрагменты конспектов наблюдений в средней группе

    Автор и названиеХод наблюдения
    Матвеева Н. «Наблюдение за берёзой»В.: Ребята, мы сегодня пришли в гости к берёзке. Все её называют русской красавицей. Посмотрите, какая она красивая, стройная, прямая, поднимается высоко-высоко. Как будто хочет до неба дорасти. Попробуйте достать до макушки. Все дотянулись? Не можете? Вот какая берёзка высокая!
    • Белая берёза в золоте стоит И листвой зелёной тихо шелестит.

    Послушайте, ребята, берёза нам что-то шепчет. Наверно, нам берёзка песенки поёт? Поёт она листочками. А почему? Дует ветерок, листья на ветру шелестят «поют». Слышите? Посмотрите, веточки наклонились и дрожат. Они играют с ветерком. Но вот ветер перестал, и все листочки успокоились. Ребята, а когда ветер сильный, какую песню берёзка нам поёт? (Грустную, громкую). А когда ветер слабый и светит солнце? (Тихую, спокойную, колыбельную). Полюбуйтесь красотой кроны. Какой красивый сарафан у нашей царевны, с чёрными кармашками. А как по-другому мы называем сарафан берёзки? Какого цвета? Давайте потрогаем, погладим её. Ребята, встаньте под деревом и посмотрите вверх. Что вы видите? А веток сколько? А кто скажет, на что похожи веточки? Веточки похожи на косички, они длинные, тонкие, как кудри.

    • По всем странам славится Стройная красавица: Белые одёжки, Золото — серёжки, С расплетённою косой Умывается росой. Ветер пряди шевелит, Заплетать их не велит.

    Берёза особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Её называют берёзкой белоствольной. Берёзе посвящено много стихотворений, песен, сказок, хороводов.

    • Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках. С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её, нарядную, Родную, ненаглядную. (А. Прокофьев).

    Ребята, все мы с вами дружим, вы дружите друг с другом, птицы дружат с птицами, животные дружат с животными, а я дружу с вами. Посмотрите, нет ли у нас на участке деревьев-подружек? Правильно, вот эти две берёзки дружат. Они дружат, потому что растут рядом и в трудную минуту помогают друг другу. Когда им грустно, они шелестят листочками, «беседуют» и веселят друг друга. Давайте послушаем, о чём они говорят. Они всегда вместе и никогда не ссорятся. Они растут на нашем участке, и когда мы играем рядом с ними, им весело, а когда уходим в группу, им скучно, и они снова ждут нас. Давайте встанем в большой кружок и поводим хоровод вокруг наших подружек.

    Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/nablyudenie-za-berezoi.html
    Колесова С. «Наблюдения за работой дворника зимой»Наблюдение: обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега. Стихи по теме:
    • Снега прошли немалые, А всё идут, идут. Дворники усталые Метут, метут, метут. Гремят они лопатами Под тучами лохматыми, Метёлками шуршат. На улицах, на улках, В дворах и закоулках Управиться спешат. (Е. Благинина).

    В.: Что делает наш дворник? (Чистит дорожки от снега). Что у него в руках? (Лопата). Давайте внимательно понаблюдаем за работой дворника. (Дети наблюдают). Чем ещё кроме лопаты пользуется дворник? (Метлой, совком). Чем отличается работа лопатой от работы метлой? (Лопатой убирают большой снег, метлой сметают лёгкий снежок). Давайте сами попробуем сделать себе веники для уборки снега и мусора. Они должны быть крепкими и аккуратными. Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Веничек». Собрать вместе с воспитателем из прутиков веники, связать их. Смести снежок с лавочек из домика. В.: Смотрите, какая интересная машина помогает дворнику убирать снег! Это снегоуборочная машина. (Наблюдают за работой снегоуборочной машины). Трудная работа у дворника? (Да). Давайте тоже возьмём лопаты и поможем дворнику убирать снег. Но сначала разомнём наши ручки. Пальчиковая гимнастика «Снегопад».

    • Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кистью руки) Над деревьями кружит и над колокольней (Поднимают руки вверх). Каждый дом и каждый куст греют, одевают (Показывают крышу дома), Снеговая шубка и шапка снеговая (Показывают шубку и шапку). Белых хлопьев белый пух с неба валит валом (Показывают, как падает снег), Укрывая белый свет белым одеялом (Поглаживают одну ладонь другой). Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления) Сладко спали до весны дерева и травы (Показывают, как спят). Это сколько ж наметёт снега за ночь-то (Руки у щёк, покачивают головой)! Это как же полетят с горки саночки (Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке)!

    В.: А теперь можно приступать к работе! (Дети трудятся лопатами).

    • Много снега, негде бегать, На дорожке тоже снег, Вот ребята вам лопаты, Поработаем для всех!

    В.: Как вы думаете, работа дворника нужна людям? (Да). Почему? (Чтобы было чисто, красиво и безопасно вокруг). Послушайте стихотворение про дворника:

    • Наш дворник с метлой и лопатой В мороз, листопад и пургу Сгребает, дорожки песком посыпает, Детей приучает к труду.

    В.: Давайте поблагодарим дворника за его важный и нелёгкий труд. Скажем ему спасибо за то, что у нас чисто в детском саду. А теперь я предлагаю вам поиграть.

    • Дидактическая игра «Чьи инструменты?» (Показ карточек с изображением инструментов).
    • Подвижные игры: «Мороз-Красный нос», «Медведь проснулся».

    В.: Ребята, вам понравилось наблюдать за работой дворника? Это нужная профессия? Зачем нам нужны дворники? Почему на дорожках должно быть чисто?

    Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-progulke-nablyudenija-za-rabotoi-dvornika-zimoi.html

    Что представляет собой цикл наблюдений

    Некоторые наблюдения целесообразно выстраивать в форме циклов. Для этого выбираются объекты как на участке детского сада, так и в группе. Каждое наблюдение в рамках цикла преследует свои задачи, не похожие на другие, но при этом все они взаимосвязаны. В совокупности же данная работа нацелена на формирование у дошкольников целостного представления об определённом объекте: его строении, поведении (или состояниях), жизненных условиях.

    Циклические наблюдения имеют следующие преимущества:

    • Весь объём знаний даётся дошкольнику порционно, за счёт чего они усваиваются более прочно.
    • Каждое последующее наблюдение открывает ребятам новые грани знакомого им природного объекта, при этом уточняя уже имеющиеся.
    • Многократное обращение к конкретному объекту порождает к нему устойчивый интерес. Поэтому дети часто самостоятельно проводят новые наблюдения (их не побуждает к этому педагог, что крайне важно).
    • Циклические наблюдения можно организовывать в режимные моменты, что позволяет сэкономить время для других занятий и сделать жизнь малышей в детском саду более интересной и разнообразной.

    Наблюдение за любым животным в уголке природы можно построить в виде циклов

    Что касается длительности цикла, то он может занимать от одного до нескольких месяцев. Это может быть периодическое рассматривание огорода на подоконнике: малыши совместно с воспитателем отмечают, как выросли растения, как изменился их внешний вид (акцентировать внимание на этом можно, к примеру, дважды в неделю, хотя дети наверняка будут подходить к огороду и чаще). Другой пример — это наблюдение за аквариумными рыбками (акцент делается на их росте и поведении).

    Для всех животных в экологическом уголке в группе воспитатель составляет свой цикл наблюдений: ведь ребята должны хорошо знать своих маленьких соседей. Циклические наблюдения можно также посвятить и объектам растительного мира, например, какому-то дереву на участке (берёза, рябина, ель и пр.), а также комнатному растению.

    Рябина — колоритное дерево, которое может стать объектом циклического наблюдения в средней группе

    Таблица: цикл наблюдений за хомяком в уголке природы

    Этап наблюденияЦельХод наблюдения
    Знакомство с хомякомВызвать интерес к животному, стремление наблюдать за ним.Педагог показывает ребятам хомяка, все вместе придумывают ему имя, уточняют размеры животного, его окраску, фактуру шерсти. Сравнение хомяка с мышкой. Анализ поведения питомца: что он делает в клетке, боится ли людей, легко ли поймать зверька, хомяк спокойный или подвижный.
    Новый дом для хомяка
    • Показать детям, что для жизни рядом с человеком хомяку нужны условия — просторная клетка.
    • Учить детей помогать взрослым в обустройстве домика для питомца.
    Дети наблюдают, как педагог обустраивает «домик» для хомячка: делает подстилку из песка либо опилок, устанавливает лесенку, колесо для бега, место для туалета. Обсуждается назначение каждого атрибута. Ребята наблюдают, что зверёк будет делать с лесенкой и колесом.
    Хорошо ли питомцу в его домике?Учить малышей замечать, как ощущает себя зверёк в новой для него обстановке (новая клетка), подводить их к выводам: как можно улучшить условия.Малыши при помощи воспитателя оценивают, как чувствует себя хомяк в своём жилище: не болеет ли он, выясняют, когда хомяк более активен — утром либо вечером.
    Питание хомякаВыяснить вкусовые предпочтения животного.Хомячок проголодался. Ребята дают ему хлеб, овёс, морковку. Зверёк ест и делает запасы.
    Как хомячок делает запасыУточнить особенности строения мордочки хомяка.Воспитатель сообщает дошкольникам, что у зверька есть защёчные мешки (похожие на сумки), в которых он переносит еду. Когда он кладёт туда корм, то мордочка надувается, как шарик, а потом снова худеет. Вывод — хомяк запасливый. Кроме того, у него острые зубки: необходимо постоянно давать животному веточки, чтобы он затачивал зубы.
    Чистоплотность хомякаОбратить внимание детей на то, как хомяк ухаживает за собой.Ребята наблюдают, как хомячок умывается после еды. Он также постоянно чистит свою шёрстку (поэтому она у него гладкая и блестящая), аккуратно пользуется туалетом. Вывод: зверька можно назвать чистоплотным.
    Как хомячок отдыхаетПонаблюдать за режимом дня животного.Воспитатель акцентирует внимание дошкольников на том, что хомячок днём в основном спит, а активность проявляет ближе к вечеру. Вывод: животное ведёт ночной образ жизни.
    Сравнение хомяка и мышкиЗакрепить знания о внешнем виде хомячка.Педагог подытоживает знания дошкольников о внешнем облике хомяка: овальное упитанное туловище, почти отсутствует шея, маленькие ушки и глазки, подвижный носик с усами, коротенькие лапки с острыми коготками. Зверёк похож на мышку, однако, в отличие от неё, бесхвостый.
    Особенности передвижения хомякаУточнить способы передвижения животного.Хомячок может двигаться по-разному: ходить, бегать (в том числе внутри колеса), лазать по лесенке, спрыгивать с неё. Однако бегает зверёк не особо быстро, поскольку его лапки короткие. Молодой хомяк более подвижен, чем старый. Дети делают вывод, что их питомец ещё молодой. Воспитатель предлагает малышам составить рассказ о забавном поведении хомячка.
    Когда хомяка трудно заметитьДать представление о маскировочной окраске животного.Педагог прикладывает к стенкам клетки бумагу разных цветов. Меньше всего хомяк заметен на коричневом фоне, поскольку он близок к его окраске (также он незаметен и на песке, насыпанном на дне клетки). Это способы маскировки животного.

    Таблица: циклические наблюдения за рябиной на участке ДОУ

    Этап наблюденияЦельХод наблюдения
    Знакомство с рябинойУчиться узнавать рябину, отличать её от остальных деревьев.Загадка про рябину. Педагог предлагает по описанию в загадке найти это деревце на участке. Дети приходят к выводу, что рябина отличается от других деревьев круглыми ягодками красно-оранжевого цвета.
    Рябина во время снегопадаУчить видеть красоту дерева, покрытого снегом.Загадка про заснеженное дерево. Обсуждение того, как выглядит рябина: белая и пушистая от снега. Но её веточкам тяжело: ребята должны помочь ей — стряхнуть снег, и тогда веточки сразу поднимутся.
    Ягоды рябиныСообщить детям, что ягодами рябины любят лакомиться птицы.Внимание дошкольников обращается на ягоды возле рябины на снегу. Оказывается, их очень любят есть птички, в особенности снегири. Но они выбирают только семена внутри и пьют сок, а мякоть выплёвывают. Вот поэтому снег и кажется красным.
    Сравнение рябины с берёзойУчить находить черты сходства и различия рябины и другого дерева.Воспитатель с детьми последовательно выделяет черты отличия рябины и берёзы: разная окраска коры, форма листьев, наличие ягод (у берёзы семена в «серёжках»).
    Составление сказки «Я — рябинка»Учить эмоционально выражать своё отношение к дереву посредством сказки.Во время прогулки воспитатель предлагает ребятам сочинить небольшую сказку о том, что чувствует рябинка, о чём она мечтает. Наводящие вопросы: хорошо ли ей живётся на участке, какое время года у неё любимое, что шепчут веточки, когда дети выходят на прогулку, как помочь рябинке чувствовать себя лучше, хорошо ли быть деревом.

    Наблюдения на прогулке на каждый день (средняя группа)

    Екатерина Гузенко

    Наблюдения на прогулке на каждый день (средняя группа)

    Наблюдения на прогулке (средняя группа)

    Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.

    Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.

    Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.

    Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.

    Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.

    Сентябрь, средняя группа

    Наблюдение за растениями:

    1-я неделя: Рассмотреть однолетние и многолетние растения, назвать и показать известные детям цветы, собрать сухие семена. Беседа о том, что эти семена мы посеем на следующий год.

    2-я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Рассмотреть фасоль и зелень, выросшую на грядке. Собрать зелень для обеда. Беседа о том, какие ягоды, фрукты, овощи выросли на даче.

    3-я неделя: Отметить какие изменения произошли в природе с деревьями, красоту осенней окраски. Спросить. Какие краски стали проявляться в листве. П/и «Узнай дерево».

    4-я неделя: Наблюдение за кустарником калины и шиповника, рассмотреть ягоды, рассказать об их полезных свойствах. Предложить попробовать ягоды на вкус.

    Наблюдение за неживой природой:

    1-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ярко светит с голубого неба, но греет уже не так, как летом.

    2-я неделя: Наблюдение с веранды за осенним дождем. Предложить вспомнить летние дожди. Загадки об осадках.

    3-я неделя: Наблюдение за ветром. Отметить, что в пасмурную погоду часто дует ветер, и он холоднее, чем летом. Сделать несколько вертушек и поиграть с ними.

    4-я неделя: Наблюдение за лужами. Рассмотреть, мутная или прозрачная вода. Опустить в воду деревянные, пластмассовые, металлические предметы, посмотреть, какие из них тонут.

    Наблюдение за животными:

    1-я неделя: Наблюдение за птицами. Они собираются в стаи, готовятся к отлету. Беседа о том, какие птицы от нас улетают осенью, а какие остаются.

    2-я неделя: Наблюдение за муравьями. Рассмотреть, как они идут цепочкой, могут поднять ношу в несколько раз больше и тяжелее себя. Рассказать о пользе муравьев.

    3-я неделя: Наблюдение за собакой. Предложить вспомнить, что дети знают о волке, чем волк отличается от собаки. Закрепить умение выделять сходство и различие в строении животных.

    4-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сбиваются в стайки. Их часто можно увидеть на клумбе, где они ищут зерна и насекомых. Загадки о птицах.

    Наблюдение за работой людей:

    1-я неделя: Работа на клумбе. Собрать семена, срезать засохшие цветы. Спросить, какие работы люди производят у себя на дачах, огородах, кто из ребят помогает родителям.

    2-я неделя: Наблюдение за школьниками. В какую одежду они одеты, что у них в руках, с каким настроением они идут в школу. Прочитать стихотворение Михалкова «Первоклассник».

    3-я неделя: Наблюдение за малышами, которые недавно пришли в детский сад. Как они себя ведут, почему некоторые плачут? Спросить, как сейчас ребята чувствуют себя в детском саду.

    4-я неделя: Наблюдение за одеждой детей и взрослых. Как изменилась одежда по сравнению с летом, почему?

    Экскурсии, наблюдение за окружающим

    :

    1-я неделя: Экскурсия к школе. Наблюдение за школьниками и учителями.

    2-я неделя: Наблюдение за погодой. Расширять активный словарь детей. Попросить описать погоду, используя им. прилагательные.

    3-я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Какие овощи и фрукты знают ребята. Д/и «Съедобное – несъедобное.

    4-я неделя: Наблюдение за строительством нового дома. Рассмотреть подъемный кран, грузовики и другую технику. Спросить для чего нужны все эти машины на строительстве.

    Октябрь, средняя группа

    Наблюдение за растениями:

    1-я неделя: Наблюдение за опавшими листьями. Как называется это явление, почему? Какого цвета листья лежат на земле, какие листья можно увидеть на деревьях. Есть ли голые деревья?

    2-я неделя: Сравнить сосну с лиственными деревьями. Рассказать, почему они остаются зелеными, а, если листья и падают, то заменяются молодыми, хвоя не боится мороза.

    3-я неделя: Сбор семян клена, ясеня для гербария и поделок. Понаблюдать за «оперением» семян, закрепить названия деревьев.

    4-я неделя: Наблюдение за травой. Она стала желтой, пожухлой. Вспомнить, какая трава была летом,и какой стала сейчас. Подобрать сравнительные прилагательные.

    Наблюдение за неживой природой:

    1-я неделя: Наблюдение за окружающим пейзажем, закрепить приметы осени. Какие изменения произошли в природе по сравнению с летом.

    2-я неделя: Рассмотреть камни, сравнить их с песком. Рассказать, что камни через много лет превращаются в песок.

    3-я неделя: Наблюдение за породой. Отметить какая порода, солнечная или дождливая, пасмурная, ветреная и т. д. расширять активный словарь детей.

    4-я неделя: Показать детям иней на траве, скамейках; понаблюдать, как он тает под лучами солнца.

    Наблюдение за животными:

    1-я неделя: Предложить найти на участке насекомых – их нет. Спросить о том, почему осенью насекомые исчезают. Они прячутся в коре деревьев и в других местах.

    2-я неделя: Повесить кормушку. К ней все чаще прилетают птицы, которые остались на зимовку. Зимой птиц надо подкармливать, так как им трудно найти корм.

    3-я неделя: Спросить, каких диких животных знают ребята, как они готовятся к зиме. Как люди могут помочь зверям зимой? Загадки о животных.

    4-я неделя: Наблюдение за стрижами. Посмотреть, как они сбиваются в стайки, ловят мошек и готовятся к отлету. Они отгоняют чужих птиц, почему они это делают?

    Наблюдение за работой людей

    :

    1-я неделя: Побеседовать с детьми о том, как люди готовятся к зиме, утепляют свои помещения. Вспомнить, как утепляли окна в группе, спросить, для чего это делается?

    2-я неделя: Наблюдение за работой на клумбах: вскапывают землю, выкапывают клубни георгинов, убирают отцветшие растения, сорняки.

    3-я неделя: Наблюдение за грузовым транспортом. Спросить, что могут перевозить грузовики на стройку, в детский сад, в магазин? Что бы мы делали без грузовых машин? Закрепить названия частей машины (кузов, кабина, колеса).

    4-я неделя: Наблюдение за вертолетом. Они низко летают над городом, почему? Недалеко от детского сада есть вертолетная площадка, вертолеты летят туда. Спросить, как вертолеты могут помочь в жизни людей.

    Экскурсии, наблюдение за окружающим:

    1-я неделя: На прогулке обратить внимание на следы после дождя. В одной почве ноги вязнут. В другой нет. Оставить разнообразные отпечатки на влажной земле и постараться определить, что это за отпечатки.

    2-я неделя: Наблюдение за строительством дома. Какие материалы используют строители, как скрепляют кирпичи, блоки, зачем? Посчитать сколько этажей еще построили.

    3-я неделя: Экскурсия на прачечную. Осмотреть оснащение прачечной, зачем стоят стиральные машины? Спросить, где сушат белье. Зачем в детском саду стирать белье, кто это делает?

    4-я неделя: Обратить внимание на кору деревьев. Она разная по цвету (у осины светло-зеленая, у березы – белая, у клена – темная). Расширять представления о деревьях.

    Ноябрь, средняя группа

    Наблюдение за растениями:

    1-я неделя: Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на то, как плавно падают листочки с деревьев в тихую погоду и как стремительно – в сильный ветер. Учить замечать различия, сравнивать форму и окраску листвы.

    2-я неделя: Предложить детям показать на участке высокое и низкое деревья. Спросить, как они называются. Определить сходство и различие в строении, окраске коры. Закрепить характерные признаки деревьев.

    3-я неделя: Наблюдение за сосной. Сравнить хвойное дерево с лиственными деревьями: они стоят голые, без листвы, тогда как хвойные деревья красивы, зелены. Спросить, какое дерево мы наряжаем на Новый год.

    4-я неделя: Беседа об осени, осенних месяцах, приметах. Вспомнить и рассказать стихи об осени. Рассказать, что скоро наступит зима. Какие признаки зимы уже можно наблюдать?

    Наблюдение за неживой природой:

    1-я неделя: Наблюдение за ветром: сильный он или слабый, теплый или холодный. Попробовать определить направление ветра с помощью легкой ленточки.

    2-я неделя: Наблюдение за облаками, их движением. Закрепить умение замечать и называть состояние погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет.

    3-я неделя: Наблюдение за почвой. Она твердая, замершая, потому что на улице холодно. Подводить детей к пониманию взаимосвязи, что, если на улице холодно, то земля замершая.

    4-я неделя: Обратить внимание на тонкий лед на лужах. Спросить, отчего на лужах образовался лед. Понаблюдать, как он тает под лучами солнца.

    Наблюдение за животными:

    1-я неделя: Наблюдение за синицей. Рассмотреть ее окраску, послушать пение, подвести детей к выводу, что с наступлением морозов зимующие птицы перебираются поближе к жилищу человека.

    2-я неделя: Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее, спросить, какую пользу приносит людям кошка – домашнее животное. Закрепить понятие «домашнее животное».

    3-я неделя: Наблюдение на вечерней прогулке за луной и звездами. Обратить внимание, что сейчас рано темнеет, поэтому на небе можно увидеть и луну и звезды. Предложить посчитать звезды, можно ли это сделать?

    4-я неделя: Беседа о диких животных. В спячку впадают медведь, еж, змеи, почему? Кто из животных меняет шубки, делает запасы на зиму, зачем? Чем мы можем помочь диким животным?

    Наблюдение за работой людей:

    1-я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они меняют в группах, коридорах батареи. Зачем это делается? Обратить внимание как тепло стало в группе, когда затопили батареи.

    2-я неделя: Обратить внимание на то, что люди уже надели теплую одежду. Рассказать, что многие животные тоже готовятся к зиме: меняют свои шубки на более теплые и менее заметные.

    3-я неделя: Наблюдение за машиной «Скорой помощи». Рассмотреть ее отличительные особенности. Для чего нужна нам «Скорая помощь»? к кому нужно обращаться в случаи заболевания?

    4-я неделя: Наблюдение за работой газонокосильщика. Он срезает косилкой пожухлую, сухую траву, стебли, чтобы было красиво и аккуратно. Беседа о правилах поведения при работе с газонокосилкой.

    Экскурсии, наблюдение за окружающим:

    1-я неделя: Наблюдение за дождем. Дождь мелкий, моросящий, холодный. Лужи высыхают медленно. Вспомнить, как хорошо было летом после дождя. Отметить основное состояние погоды осенью – пасмурно.

    2-я неделя: Наблюдение за вертолетами. Обратить внимание, что летают военные вертолеты. Спросить, чем отличаются вертолеты от самолетов.

    3-я неделя: Экскурсия к школьному стадиону. Посмотреть какой он большой. Рассказать, что на стадионе дети занимаются физкультурой и проводятся различные праздники.

    4-я неделя: Наблюдение за первым снегом. Какой он на ощупь (подобрать прилагательные). Как можно играть со снегом? Когда чаще всего идет снег, в какое время года? Поиграть в снежки, очистить оборудование от снега.

    Декабрь, средняя группа

    Наблюдение за растениями:

    1-я неделя: Осмотр деревьев на участке.

    Предложить вспомнить, как узнавали деревья летом и осенью, как можно узнать их сейчас? Предложить найти клен, березу, осину. Отметить их характерные особенности.

    2-я неделя: После обильного снегопада, осторожно, чтобы не поломать ветки, стряхнуть с них снег. Объяснить, что в мороз ветки хрупкие и легко могут сломаться под тяжестью снега. Воспитывать бережное отношение к природе.

    3-я неделя: Сравнить дерево и кустарник. Назвать их отличительные признаки. Дерево имеет один ствол, оно высокое. У кустарника много тонких стволов, он гораздо ниже дерева. Закрепить умение отличать дерево от кустарника.

    4-я неделя: Рассказать о том, что зимой под снегом растениям тепло, поэтому хорошо, когда много снега. Предложить сгрести снег к деревьям и кустарникам и таким образом позаботиться о них.

    Наблюдение за неживой природой:

    1-я неделя: Наблюдение за первым снегом. Отметить красоту зимнего дня. Прочитать стихотворение Сурикова «Зима». Рассмотреть снежинки, послушать, как снег на морозе скрипит под ногами. Чем можно измерить глубину снега?

    2-я неделя: Поставить в формочке воду, к концу прогулке вода замерзнет. Подвести детей к пониманию того, что лед – это вода, которая замерзла на холоде. Занести формочку со льдом в группу и понаблюдать, как лед тает.

    3-я неделя: Отметить уменьшение продолжительности дня: поздно светает, рано темнеет. Подвести детей к пониманию того, что в начале зимы день очень короткий, солнце поздно всходит и рано заходит.

    4-я неделя: Предложить измерить глубину снежного покрова палочкой – условной меркой. Развивать наблюдательность, умение сравнивать глубину снега в разных местах.

    Наблюдение за животными:

    1-я неделя: Наблюдение за синицами. Предложить послушать их мелодичное посвистывание. Рассказать, что птица так называется из-за звуков, которые она издает; зимой она прилетает к нам, чтобы прокормиться.

    2-я неделя: Наблюдение за сороками и воронами. Рассмотреть следы на снегу. Определить внешний снег птиц по размеру, цвету, издаваемым звукам. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

    3-я неделя: Наблюдение за кошками. Посмотреть на их игры (прыгают, бегают друг за другом). Рассмотреть их окрас. Рассказать о приметах, связанных с кошками. Если прячет нос – к холоду, катается – к теплу.

    4-я неделя: Наблюдение за собаками. Бездомные собаки бегают стаями; их надо опасаться, так как они могут быть опасны. В стаи они добывают себе пищу. Рассказать, что некоторые дикие животные, например, волки, тоже живут стаями.

    Наблюдение за работой людей:

    1-я неделя: Наблюдение за овощехранилищем. В мешках, ящиках хранят фрукты и овощи, которые выдает кладовщик на кухню. Из этих продуктов ребятам готовят обеды и ужины.

    2-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Зимой они убирают снег при помощи лопат, расчищают дорожки, для того, чтобы людям было удобней ходить. Лопатками прочистить дорожки на участке.

    3-я неделя: Наблюдение за снегоочистительной машиной. Рассказать о том, что когда снега много, дворникам помогают снегоуборочные машины. Они убирают снег с дороги на обочину, затем грузовики увозят снег за город.

    4-я неделя: Наблюдение за складом на складе хранят ненужные вещи, какие именно? Предложить подумать, что можно сделать со старыми ненужными вещами?

    Экскурсии, наблюдение за окружающим:

    1-я неделя: Рассмотреть на снегу различные следы. Найти следы птиц, кошек, собак. Сделать на снегу отпечатки своих ботинок. Предложить угадать, где чей отпечаток.

    2-я неделя: Пройтись вокруг детского сада, посмотреть какие изменения произошли с осени. Обратить внимание, что за детским садом снег менее утоптан.

    3-я неделя: Наблюдение за лицами людей. Обратить внимание, что носы и лица людей красные от мороза, изо рта идет пар. Все одеты в зимнюю одежду, на руках – варежки.

    4-я неделя: Игра с пузырями. Сделать специальный раствор и на улице попробовать сделать пузыри, которые на морозе застынут.

    Январь, средняя группа

    Наблюдение за растениями:

    1-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки залиты жидким веществом.

    2-я неделя: Спросить детей, почему зимой растения не растут, нет листьев, цветов. Закрепить понятие о том, что зимой нет условий для роста растений (холодно, мало света).

    3-я неделя: Спросить, почему не погибают зимой многолетние растения (им тепло под снегом). Закрепить понятие о том, что снег предохраняет растения от вымерзания.

    Наблюдение за неживой природой:

    1-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сидят на ветках стайками, нахохлившись, так им теплее. Насыпать в кормушку корм. Беседа о том, каких птиц мы можем увидеть в городе зимой.

    2-я неделя: Рассмотреть следы на снегу. Обратить внимание на следы птиц и зверей. Попытаться понять, где чьи следы. Развивать наблюдательность, воображение.

    3-я неделя: Спросить чем питаются зимующие птицы, почему они не улетают в теплые края (если дети не вспомнят, то напомнить, что некоторые птицы питаются только насекомыми).

    Наблюдение за животными:

    1-я неделя: Измерить глубину сугробов в разных местах участка. Предложить подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более плотным слоем. Развивать умение логически мыслить.

    2-я неделя: Наблюдение за снегом в разную погоду: в холодную и ветреную похож на крупу, в морозную – падает отдельными снежинками, в более теплую – хлопьями. Дать представление о том, что в разную погоду снег падает разный.

    3-я неделя: Наблюдение за погодой стало еще холоднее, дуют холодные ветры. В ясный день воздух морознее, в пасмурный – теплее.

    Наблюдение за работой людей:

    1-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Обратить внимание, что дорожки детского сада расчищены, из снега сделана горка для ребят. Помочь залить горку.

    2-я неделя: Наблюдение за транспортом. Беседа о правилах дорожного движения в период гололеда. Спросить, чем опасен гололед для транспорта и для пешеходов.

    3-я неделя: Наблюдение за пожарной машиной. Зачем ей сирена, в чем заключаются ее функции. Как называются люди, которые тушат пожар.

    Экскурсии, наблюдение за окружающим:

    1-я неделя: Заморозить воду в формочках, сделать цветной лед. Уточнить знания о том, что вода на морозе застывает, превращается в лед. Закрепить знания о свойствах льда: скользкий, холодный, твердый, гладкий, прозрачный.

    2-я неделя: Беседа о правилах поведения во время гололеда. Спросить, что можно сделать, чтобы гололед не мешал пешеходам.

    3-я неделя: Пройти вокруг территории детского сада. Сравнить глубину снега и целостность снежного покрова на участках и на обратной стороне детского сада. Почему за детским садом снежный покров целее?

    Февраль, средняя группа

    Наблюдение за растениями:

    1-я неделя: Наблюдение за тополем, за его веточками. Рассмотреть почки тополя. Предложить ребятам взять несколько веточек тополя и поставить в вазу с водой. Понаблюдать за раскрытием почек и появлением листочков.

    2-я неделя: Предложить детям понаблюдать за травой около труб отопления. Есть ли там снег, какая почва, и не видно ли зеленой травы (если есть, то спросить, почему она растет именно там).

    3-я неделя: Наблюдение за почками у осины. Они немного набухли, так как деревья ближе к весне просыпаются и набираются сил, чтобы порадовать нас зелеными листочками.

    4-я неделя: Наблюдение за вербой. Рассмотреть цветущие почки вербы – они похожи на серые комочки. Дать детям потрогать их. Подобрать слова определения и сравнения.

    Наблюдение за неживой природой:

    1-я неделя: Наблюдение капели с крыш на солнечной стороне. Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха. Беседа о правилах безопасности при появлении сосулек.

    2-я неделя: Наблюдение поземки. Обратить внимание, что по дороге, как бы подметая несется снег. Это – поземка. Прочитать стихотворение Маршака «Февраль».

    3-я неделя: Обратить внимание на снег. Он становится серым, оседает, сверху образовывается корочка – наст. Развивать наблюдательность, умение делать выводы на основе наблюдений.

    4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Они поднимается выше, его лучи светят ярче и уже несут тепло. Чувствуется приближение весны, но до тепла еще далеко. На смену теплым дням еще не раз придут холода.

    Наблюдение за животными:

    1-я неделя: Наблюдение за кошкой. Отметить ее окрас, отличительные особенности. Это животное, птица, рыба? Доказать. К каким животным – диким или домашним – относится кошка? Каких еще домашних животных знают ребята?

    2-я неделя: Наблюдение за птицами у кормушки. Птицы стали оживленнее, больше летают, чирикают – чувствуют приближение весны. Уточнить, чем можно подкармливать птиц.

    3-я неделя: Наблюдение за дубовиком. Рассмотреть птичку. Она серенькая, похожа на воробья, но больших размеров и с мощным толстым клювом. Он прилетел поближе к жилищу людей в поисках пищи и тепла.

    4-я неделя: Наблюдение за воронами и воробьями. Сравнить их, выявить сходства и различия, доказать, что это действительно птицы.

    Наблюдение за работой людей:

    1-я неделя: Наблюдение за работой прачки. Она вывешивает постиранное белье. Беседа о том, в чем заключается ее работа. Воспитывать уважительное отношение к труду других людей.

    2-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Закрепить названия основных частей. Чем грузовые машины отличаются от лег7ковых и для чего они предназначены. Какие еще виды транспорта знают дети.

    3-я неделя: Наблюдение за работой слесарей. Они чинят трубы отопления, чтобы в домах было тепло.

    4-я неделя: Наблюдение за играми детей. В какие игры они играют на площадке. В какие игры можно играть зимой, а в какие нет, почему?

    Экскурсии, наблюдение за окружающим:

    1-я неделя: Предложить детям заморозить воду в формочках для украшения участка. Формировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое и, наоборот.

    2-я неделя: Наблюдение за небом. В ясную погоду оно синее, яркое, а в пасмурную – серое, затянуто облаками.

    3-я неделя: Беседа о насекомых. Что с ними происходит зимой, куда они прячутся и почему.

    4-я неделя: Наблюдение за домами. Предложить детям посчитать этажи в близлежащих домах. Из чего они построены. Какие еще материалы можно использовать при строительстве домов.

    Март, средняя группа

    Наблюдение за растениями:

    1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Чем они отличаются от цветов, травы. Обратить внимание, что у дерева один ствол и много веток.

    2-я неделя: Наблюдение за горшечными растениями в группе и на улице. Как чувствуют себя растения на улице (плохо: им холодно, нужно тепло и полив).

    3-я неделя: Наблюдение за прошлогодней травой. Какая она (сухая, пожухлая? На солнечном месте найти первую травку.

    4-я неделя: Наблюдение за молодой травкой. Ее можно найти возле труб отопления, стен домов. Разгрести прошлогоднюю листву и посмотреть, пробивается ли молодая травка.

    Наблюдение за неживой природой:

    1-я неделя: Беседа о зимних и весенних приметах. Обратить внимание, что сейчас только первые дни весны. Можно ли сказать, что весна вступила в свои права, почему нет?

    2-я неделя: Наблюдение за ветром: сильный или слабый, по каким приметам можно понять, что ветер сильный

    (слабый, затихает или усиливается, теплый или холодный. Как люди прячутся от ветра?

    3-я неделя: Наблюдение за землей. Рассмотреть землю на клумбе после таяния снега (земля черная, влажная, холодная, ее еще нельзя вскапывать, рано высаживать растения). Посмотреть, подсыхает ли она в течение дня.

    4-я неделя: Наблюдение за песком. Стало теплее, песок отогревается, и можно уже играть в песочнице. Песок еще влажный, хорошо лепить куличики.

    Наблюдение за животными:

    1-я неделя: Наблюдение за кошками. Какого бывают окраса, чем питаются, кто их кормит дома, в детском саду. Как надо обращаться с этими животными?

    2-я неделя: Наблюдение за собакой, рассмотреть окрас, характерные признаки, сходства с другими животными. Спросить, как надо относиться к животным. Повторить правила обращения с животными.

    3-я неделя: Наблюдение за голубями. Улетали ли они от нас зимой? Покормить их хлебом. Назвать отличительные признаки птиц.

    4-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Летом их много, а сейчас они только просыпаются. Откопать немного земли и попытаться найти личинку насекомого.

    Наблюдение за работой людей:

    1-я неделя: Наблюдение за работой дворника. Зачем надо убирать мусор, чем мы можем помочь, с помощью каких инструментов дворник убирает территорию.

    2-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Изменилось ли что-нибудь в одежде ребят и взрослых, с чем это связано, почему мы одеваемся еще тепло, прячем ушки и надеваем рукавички.

    3-я неделя: Наблюдение за работой грузчиков. Кто помогает разгружать машины, привезшие в детский сад продукты, мебель. Легкая или тяжелая это работа?

    4-я неделя: Наблюдение за работой плотника. Отнести ему кукольный шкафчик. Спросить, что чинит плотник в детском саду, какими инструментами работает?

    Экскурсии, наблюдение за окружающим:

    1-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Какие машины заезжают на территорию детского сада, зачем? Что перевозят на грузовых машинах?

    2-я неделя: Экскурсия к прачечной. Познакомить с работой прачки, рассмотреть обстановку. Посмотреть на свою одежду, чистая или нет. Спросить, кто заботится о чистоте одежды.

    3-я неделя: Экскурсия к прачечной. Познакомить с работой прачки, рассмотреть обстановку. Посмотреть на свою одежду, чистая или нет. Спросить, кто заботится о чистоте одежды.

    4-я неделя: Наблюдение за дорогой. Зачем нужны дороги. Какие правила надо соблюдать при переходе через дорогу.

    Апрель, средняя группа

    Наблюдение за растениями:

    1-я неделя: Наблюдение за почками на деревьях. На разных деревьях почки набухли в разной степени. Значит и листики появятся не одновременно.

    2-я неделя: Наблюдение за травой. Обратить внимание, что зеленой травки стало больше, она вытянулась. Можно увидеть возле домов одуванчики.

    3-я неделя: Наблюдение за всходами на клумбе. Обратить внимание, что какие-то цветы взошли хорошо, а какие-то только показались.

    4-я неделя: Посев семян в землю. Взрыхлить почву не повреждая побеги многолетних растений.

    Наблюдение за неживой природой

    :

    1-я неделя: Наблюдение за небом. Есть ли на небе тучи. Какая погода, пасмурная или ясная. Какого цвета небо, облака. Загадать загадки о небе, тучах, дожде.

    2-я неделя: Наблюдение за дождем. Прочитать стихотворение «Дождик, дождик, пуще…». Рассмотреть большие и маленькие лужи. Посмотреть, как в них отражается солнце, небо.

    3-я неделя: Наблюдение за солнцем. Солнце уже высоко стоит на небе и теплее греет. Темнеет с каждым днем все позже.

    4-я неделя: Наблюдение за погодой. Тепло на улице или холодно. Обратить внимание, что с теплом появилась и травка и первые листья на деревьях.

    Наблюдение за животными:

    1-я неделя: Наблюдение за сорокой. Рассмотреть ее окраску, послушать стрекотание. Доказать, что сорока – это птица.

    2-я неделя: Наблюдение за кошкой, охотившейся на птиц. Посмотреть, как она пригибается и ползет по земле к добыче. Спросить, кто еще так охотиться.

    3-я неделя: Наблюдение за муравьями. Рассмотреть их строение, как они ползут друг за другом, несут веточки, останки насекомых в свои домики.

    4-я неделя: Наблюдение за вороной. Вспомнить потешку: «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу…»рассмотреть окраску. Рассказать, как они строят гнезда.

    Наблюдение за работой людей:

    1-я неделя: Наблюдение за работой прачечной. Рассмотреть белье, которое сушится на веревке. Вспомнить, как стирали белье на занятии, что для этого надо.

    2-я неделя: Наблюдение за мусоровозом. Рассмотреть машину, которая вывозит мусор. Зачем нужно вывозить мусор, что надо делать, чтобы на улицах было чисто.

    3-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Спросить, какую одежду мы надеваем в середине весны, почему? Что может с нами случиться, если мы будем продолжать носить зимнюю одежду.

    4-я неделя: Наблюдение за работой пожарных. В каких случаях приезжает пожарная машина, во что одеты пожарные. Они проверяют работу гидранта в детском саду. Вспомнить правила поведения в случае пожара.

    Экскурсии, наблюдение за окружающим:

    1-я неделя: Наблюдение за лужами на участке. Почему они образовались? Можно ли лазить в воду руками, разбрызгивать воду, почему?

    2-я неделя: Наблюдение за землей на клумбе. Граблями убрать прошлогодние листья, попробовать вскопать грядки.

    3-я неделя: Наблюдение за домами. Они бывают одноэтажные и многоэтажные. Спросить, кто в каком доме живет, на каком этаже? Знают ли дети название улицы и номер дома. предложить посчитать этажи и подъезды в домах.

    4-я неделя: Наблюдение за почками черемухи. Отметить, что скоро появятся листики. Сравнить с почками на других деревьях.

    Май, средняя группа

    Наблюдение за растениями:

    1-я неделя: Наблюдение за цветами мать-и-мачехи. Рассмотреть цветы, их расцветку, форму. Рассказать, почему они так называются. Обратить внимание, что пока листья не видны, они появятся позже.

    2-я неделя: Наблюдение за всходами нарциссов на клумбе. Обратить внимание, как они выросли рассмотреть семена календулы и бархоток, посеять их на клумбе. Спросить, какие садовые цветы знают дети.

    3-я неделя: Наблюдение за листьями черемухи. Вспомнить, что несколько недель назад на деревьях были только набухшие почки. Найти еще деревья с набухшими почками, сережками или листочками.

    4-я неделя: Наблюдение за кедром. Рассмотреть его хвою, рассказать о полезных свойствах этого растения. Сказать, что кедры специально посадили для озеленения территории.

    Наблюдение за неживой природой:

    1-я неделя: Наблюдение за почвой на клумбе. Вскопать небольшой участок. Какого цвета земля, что встречается (корешки, камни, кусочки глины? Высадить рассаду и полить ее.

    2-я неделя: Наблюдение за ветром (сильный или слабый, холодный или теплый). Если ветер сильный, можно изготовить вертушку и поиграть с ней.

    3-я неделя: Наблюдение за камнями. Найти камни разных размеров и цветов, рассмотреть их. Для чего они могут пригодиться? Собрать камни в ведерко для дренажа при посадке растений.

    4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Обратили ли ребята внимание, что сейчас рано светлеет и поздно темнеет. Подобрать слова определения к слову «солнце».

    Наблюдение за животными:

    1-я неделя: Наблюдение за дождевыми червями. Они живут под землей, выползают на поверхность во время дождя. Они одинаковы с двух сторон.

    2-я неделя: Наблюдение за зябликом. Рассмотреть окраску птицы, ее размеры. Спросить, на какую птицу он похож (на воробья). Зяблики прилетают к нам весной, они пугливы и близко к человеку не подлетают.

    3-я неделя: Наблюдение за насекомыми: мухами, комарами. Нравится ли ребятам, что появились мухи и комары, почему? Какую пользу они могут принести?

    4-я неделя: Наблюдение за пауком, его паутиной. Для чего он плетет паутину, чем питается, сколько у паука лап? Вспомнить сказку Чуковского «Муха – Цокотуха».

    Наблюдение за работой людей:

    1-я неделя: Наблюдение за детьми разного возраста. Сравнить рост детей младшей и старшей групп, их речь. Сравнить рост взрослых и детей. Какими ребята хотят стать, когда вырастут?

    2-я неделя: Наблюдение за работой дворника. Он убирает мусор, чтобы было чисто. Рассмотреть его спецодежду. Предложить подумать, почему она такая яркая. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

    3-я неделя: Наблюдение за работой воспитателей и помощников воспитателей. В чем заключается работа каждого из них? Знают ли дети, как зовут других воспитателей?

    4-я неделя: Наблюдение за школьниками, их одеждой. Рассмотреть, как одеты ребята, выпускники. Рассмотреть портфели, что в них может лежать? Что можно и нужно брать с собой в школу, а что следует оставить дома?

    Экскурсии, наблюдение за окружающим:

    1-я неделя: Наблюдение за школой, рассмотреть здание, посчитать сколько в ней этажей, кто там учится. Спросить, зачем ходить в школу, хотят ли сами ребята пойти в школу, когда подрастут?

    2-я неделя: Наблюдение за следами на песке. Рассмотреть следы сороки, собаки, людей. Как ребята узнали, где чьи следы? Сделать отпечатки разными предметами и предложить угадать, отпечатки каких предметов видят ребята.

    3-я неделя: Экскурсия за территорию детского сада. Приучать детей ходить парами. Рассказать, для чего это необходимо. Спросить, можно ли самостоятельно выходить за территорию детского сада, чем это опасно?

    4-я неделя: Беседа о том, как можно провести лето, в какие игры играть. Побуждать детей к высказыванию своего мнения.

    Перспективное планирование наблюдений в средней группе

    Перед началом нового учебного года воспитатель составляет перспективный план наблюдений на прогулках, где он прописывает тему и цели каждого наблюдения.

    Таблица: пример перспективного планирования на прогулке

    АвторГапликова А., воспитатель МАДОУ Д/с №4 «Подснежник», г. Домодедово, Московская область.
    МесяцТема наблюденияЦели
    ОктябрьНаблюдение за берёзой
    • Продолжать знакомить с берёзой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
    • воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
    Наблюдение за погодой
    • Обращать внимание на то, как изменилась природа;
    • учить сравнивать природные изменения;
    • развивать наблюдательность.
    Наблюдение за состоянием погоды
    • Формировать представление о природном явлении — тумане;
    • учить наблюдению за сезонными явлениями;
    • подмечать особенности того или иного явления, делать выводы.
    Наблюдение за перелётными птицами
    • Расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода;
    • воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.
    Наблюдение за осенними работами на огородеЗакреплять знания о сезонных изменениях в природе.
    Наблюдение за воробьями
    • Расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;
    • развивать внимание и наблюдательность.
    Наблюдение за рябиной
    • Познакомить с рябиной, показать её строение: ствол, ветви, листья, ягоды;
    • рассмотреть её яркий осенний наряд.
    Наблюдение за птицамиУчить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.
    Наблюдение за сорокой
    • Формировать представления о внешнем виде сороки, её характерных признаках, повадках;
    • воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.
    Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnoe-planirovanie-na-progulke-na-oktjabr.html

    Ход наблюдения

    Осенью над лесом и болотом Туча пролетела самолетом. Пролетела туча низко-низко,

    Прыгнула с нее парашютистка. А за ней сейчас же и другая, И уже летит за стаей стая.

    Туман — явление природы. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    Какое небо во время тумана?Как вам дышится?Какой воздух — влажный или сухой?Густой ли туман?Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

    Опыты, эксперименты Опыт «Что в пакете?»

    .

    Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства водыи воздуха.

    Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства — прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом.

    Игры Дидактическая игра «Да или нет»

    .

    Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

    Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да»

    или
    «нет»
    .

    Загадка.

    Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаем мы сапоги?Туманы осенью плывут?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать?

    Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать!

    Дидактическая игра «Бывает — не бывает»
    (с мячом)
    .

    Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

    Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

    Иней летом, ,. (не бывает)

    . Мороз летом.
    (не бывает)
    .

    Снег зимой. (бывает)

    . Капель летом.
    (не бывает)
    .

    Подвижная игра «Найди себе пару»

    .

    Цели: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; уточнить знания цвета.

    Ход игры: Воспитатель раздает детям разноцветные флажки. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное количество детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

    Карточка №7

    Название деятельности Содержание, цель

    Наблюдениеза перелетными птицами Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода;воспитывать любовь и заботу о птицах.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]