Программа обучения
Предлагаем рассмотреть программу обучения математике, разработанную для дошкольников. Занятия рассчитаны на группу учеников. Однако родитель, принявший решение обучать ребенка самостоятельно, также может прибегнуть к данному курсу, адаптировав подвижные игры под одного малыша. Для этого достаточно проявить фантазию и по возможности привлечь к участию остальных членов семьи.
В подготовительной группе детского сада по нормативам проводится 2 развивающих занятия в неделю длительностью 35 и 20 минут, итого 70 уроков за год. Как любая другая дисциплина, математика требует практики. Поэтому мы ввели дополнительные 10 занятий для лучшего освоения особо сложных тем. Первые и последние пять уроков посвящены повторению ранее изученного материала (1, 14 блоки). Остальные занятия разделены на блоки в соответствии с темой.
Тематический план занятий на год
Блок | Тема или вид деятельности | Порядковый номер занятий |
1 | Повторение изученного материала. К 5-летнему возрасту ребенок должен знать и уметь:· считать до 20 в прямом порядке;· сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;· узнавать треугольник, круг, квадрат;· знать левую, правую руку;· ориентироваться в пространстве – «близко-далеко», «низко-высоко». | 1-5 |
2 | Прямой, обратный порядок чисел от 1 до 20. Считаем любые окружающие предметы. | 6-8 |
Подвижная игра. Прятки придутся по вкусу непоседливым ученикам. Так они отработают навык счета в прямом порядке. Впоследствии можно предложить ведущему обратный порядок отсчета. | 9 | |
Повторение | 10 | |
3 | Мало, много. В качестве инвентаря подойдут счетные палочки, мягкие игрушки, пуговицы. | 11-13 |
Подвижная игра. | 14 | |
Повторение | 15 | |
4 | Больше, меньше. Методисты рекомендуют ассоциировать этот знак с крокодилом, а числа – с его едой. Он откроет пасть в сторону большей тарелки. | 16-19 |
Повторение | 20 | |
5 | Направления движения. Учащиеся уже знают левую и правую руку. Научить их ориентироваться в пространстве с помощью прямых вопросов и команд не составит труда. «Подними левую ногу», «закрой правое ухо», « возьми за руку соседа справа», «сколько машин у ворот слева?» | 21-24 |
Подвижная игра. Хороший вариант – поиск сокровищ по нарисованной карте с указателями «Налево» и «Направо», «Вперед», «Назад». | 25 | |
6 | Фигуры в геометрии. | 26-30 |
Повторение | 31 | |
7 | Устный счет от заданного числа. Среди любимых малышами упражнений на закрепление этой темы – расставить по порядку перемешанные числа. На данном этапе можно попробовать расширить знакомый объем чисел с 20 до 30. | 32-36 |
Подвижная игра. К примеру, наклейте детям на одежду числа и предложите их встать по порядку, пока играет музыка. Не успевших встать на свое место крадет волк. Оставшиеся обменяются наклейками, затем повторят упражнение. | 37 | |
Повторение | 38 | |
8 | Порядковые и количественные числительные. Глядя на несколько одинаковых предметов, ученики отвечают на вопрос «сколько?». Глядя на несколько предметов разного цвета, отвечают на вопрос «Который из них красный?» | 39-40 |
Повторение | 41-42 | |
9 | Четное – нечетное. На выручку родителям и воспитателям приходят разные стороны улицы. Во время прогулки или экскурсии обращайте внимание ребенка на порядковые номера домов. | 43-46 |
Подвижная игра. | 47 | |
Повторение | 48 | |
10 | Счет по пятеркам. Ребенку интересно понять, как сгруппированы минуты на часах и почему, отсчитывая десять делений, мы говорим «2 часа». | 49-54 |
Повторение | 55 | |
11 | Групповой счет. Подразумевает счет предметов в отдельных группах и счет количества групп. Например, три яблока в двух корзинках. | 56-60 |
Подвижная игра | 61 | |
Повторение | 62 | |
12 | Решение простых задач на сложение и вычитание. Задачи иллюстрируются картинками и игрушками. Например, в гараже было 5 машин, на одной водитель повез ребят в детский сад. Сколько осталось машин в гараже? | 63-67 |
Повторение | 68-70 | |
13 | Деление целого числа на части. | 71-75 |
14 | Повторение | 76-80 |
Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы. Пояснительная записка
Ольга Ильина
Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы. Пояснительная записка
Тематический план НОД
Пояснительная записка.
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. На шестом году жизни уровень умственного развития ребёнка характеризуется значительным накоплением наглядно- чувственных представлений и простейших понятий. У ребёнка активно развиваются наглядно образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщённые и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого. Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретённые ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие)
формируется на основе включения его в систему, ранее усвоенных.
Рабочая программа познавательно — речевого направления по ФЭМП для детей старшей группы
(с 5 до 6 лет)
составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы.
Программойпредусмотрено проведение:
• диагностических занятий – 4;
• практических занятий –35.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей :
1. «Развитие речи»
— развитие монологической речи при описании своих
работ.
2. «Чтение художественной литературы»
— рисование по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений.
3. «Формирование целостной картины мира»
— расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомство со строением предметов, объектов.
4. «Формирование элементарных математических представлений»
— ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей
(слева, справа, в углу, в центре и т. д.)
и величин
(больше, меньше)
.
Цель обучения математики не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:
-развитие мотивационной сферы;
— интеллектуальных творческих сил;
-качества личности.
Задачи программы:
1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.
2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.
3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление)
.
4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности)
.
5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)
.
6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)
Формы организации НОД.
1. Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
3. Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
4. Экспериментирование.
5. Физкультминутки.
.Решение задач заданного в программе содержания осуществляется во взаимосвязи с другими
содержательными видами деятельности, такими как экологическая, изобразительная, конструктивная и т. д.
Количество и счет
Закреплять умение создавать множества (группы предметов)
из разных, по качеству, элементов
(предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений)
; разбивать множества на части и воссоединять их,: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов
(предметов)
один к одному; определять большую
(меньшую)
часть множества или их равенство.
Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе)
.
Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну»
,
«8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»
).
Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10)
.
Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10)
.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?»
,
«Который?»
(
«Какой?»
) и правильно отвечать на них.
Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5)
.
Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета)
.
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.)
можно разделить на несколько равных частей
(на две, четыре)
.
Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, — часть меньше целого.
Величина
Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины)
или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем
(убывающем)
порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте)
опосредованно — с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже)
. шире (уже, толще
(тоньше)
образца и равные ему.
Форма
Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме,находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.
Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди)
— сзади
(за, слева — справа, между, рядом с, около)
; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения
(вперед, назад, налево, направо и т. п.)
;определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади
(сзади)
Кати, перед Наташей, около Юры»;обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу)
.
Ориентировка во времени
Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.
Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Программасоставлена с учетом интеграции образовательных областей:
Виды интеграции образовательной области «Познание»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
— «Коммуникация»
— развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).
— «Чтение художественной литературы»
— решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической
работы — формирования целостной картины мира.
— «Здоровье»
— расширение кругозора
детей в части представлений о здоровом образе жизни.
— «Социализация»
— формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
— «Труд»
— формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.
— «Безопасность»
— формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
— «Музыка»
и
«Художественное творчество»(расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)
.
«Чтение художественной литературы»
(использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).
«Музыка»
и
«Художественное творчество»
использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности
детей для обогащения содержания области «Познание»
.
Ожидаемые результаты
К концу года дети шести лет могут:
• Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления па, понимать, что часть меньше целого.
• Считать до 10.
• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?»
,
«Который по счёту?»
• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравные группы предметов 2 способами.
• Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине)
с помощью наложения, приложения.
• Размещать предметы разной величины (до 7-10)
в порядке возрастания, убывания их ширины, длины, высоты, толщины.
• Знать характерные особенности знакомых геометрических фигур (Количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон)
•Различать форму предметов: круглую, четырёхугольную, прямоугольную.
• Знать последовательность частей суток.
• Называть текущий месяц, день недели.
Задания и упражнения по возрасту
Приведем несколько примеров подходящих по возрасту упражнений. По аналогии читатель без труда составит свои игровые задания для прохождения программы обучения.
Ребенка 5 лет заинтересуют следующие виды деятельности.
- На листе нарисованы цифры. Используя образец, ребенок обводит их определенными цветами.
- Учиться сложению можно на палочках. Так, для решения примера 3+2 ученик сначала выложит три палочки, потом доложит еще две, внимательно пересчитает общее количество и даст ответ.
- К концу обучающего курса можно пробовать провести графический диктант. Он требует предварительной подготовки. На тетрадном листе изображается несложный рисунок по клеткам. Учащиеся продублируют его под диктовку: «2 клетки вниз, 4 клетки вправо». Несмотря на свою сложность, упражнение вызывает восторг у дошкольников.