Проект программы «Шашечный дебют» по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Руководитель кружка: воспитатель
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………3
1. Цели и задачи программы……………………………………………………5
2.Этапы реализации программы ……………………………………………….8
2.1. первый этап — подготовительный …………………………………………8
2.2. второй этап — практическая реализация программы……………………..9
2.3. третий этап – обобщающий ………………………………………………14
3. Мониторинг……………………………………………………………………15
4. Методическое и информационное обеспечение программы ……………17
11. Приложение ……………………………………………………………….18
I. Пояснительная записка
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН СССР… а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в советской педагогике положительное решение» (Советская педагогика. – 1973. – № 1).
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма пяти — шестилетних детей дает все основания широко популязировать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
II. Цель и задачи проекта программы
Цель:
Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам шашечной игры; обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма; выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности; развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Эстетические:
- играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Проект обучающей игры «Шашечный дебют»
Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 2 года. Количество детей в группе – 6 человек (в среднем). Занятия в первый год обучения рекомендуется проводить два раза в неделю <Рисунок 1
>.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.
Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Организация занятий по шашкам
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок <Рисунок 2
>. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Условием
нашего проекта выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности.
В организацию предметно-развивающей среды
по проекту были подготовлены: музей по шашкам, кабинет по шашкам, информационный стенд «Шашечный дебют», шашечные уголки в групповых комнатах, оборудование и демонстрационный материал <
Рисунок 3
>
Участники:
Заведующая, старший воспитатель, воспитатели, дети, родители, специалисты ДОУ.
Информационная поддержка проекта:
1. Газета «Ласточкины новости»;
2. Интернет-сайты Управления образования.
Социальные связи с другими организациями:
1. Департамент образования города;
2. Научно-методическое сотрудничество с кафедрой дошкольной и начальной педагоги и психологии НВГУ г. Нижневартовска;
3. Обобщение опыта работы через ЦРО г. Нижневартовска;
4. Практика студентов пединститута;
5. Практика студентов педагогического колледжа;
6. Работа по преемственности со школами, куда поступают выпускники детского сада: СОШ № 9, СОШ № 31.
7.Методическая и судейская помощь от Шахматно-Шашечного Центра г. Нижневартовска.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь. 2011 г.)
1. Мастер-класс тренеров Шахматно-Шашечного Центра для педагогов ДОУ (отвеств. воспитатель);
2. Консультация воспитателя «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» (для родителей и воспитателей);
3. Подготовка кабинета к работе с детьми в шашечном кружке (отвест. воспитатель);
4. Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный кружок (отвест. ст. воспитатель);
5. Заказ и оформление стенда для шашечного кружка (отвест. воспитатель);
6. Оформление шашечного уголка для детей в групповых комнатах старшего дошкольного Возраста (отвест. воспитатели);
7. Оформление музея шашек (отвест. воспитатель);
8. Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований по возрастам (ответств. воспитатель, специалисты);
9. Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для музея-выставки – (ответств. воспитатели).
2 этап. Реализация проекта (сентябрь 2011 по ноябрь 2013 г)
Тематическое планирование. 1 год обучения 2011–2012 гг. (для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет)
№ | Кружковые занятия | Сроки | Ответственный |
октябрь | Руководитель кружка | ||
1 | Занятие. Экскурсия в музей шашек. История шашек. | ||
2 | Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) | ноябрь | |
3 | Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. | ||
4 | Практическое закрепление материала | ||
5 | Занятие. Шашечные поля. | ||
6 | Практическое закрепление материала | ||
7 | Занятие. Диагональ | ||
8 | Практическое закрепление материала | ||
9 | Занятие. Как ходят шашки | декабрь | |
10 | Практическое закрепление материала | ||
11 | Занятие. Основные правила шашечной игры | ||
12 | Практическое закрепление материала | ||
13 | Занятие. Цели игры и определение результата партии | ||
14 | Практическое закрепление материала | ||
15 | Занятие. Разные виды ничьей партии | ||
16 | Практическое закрепление материала | ||
17 | Занятие. Как начинать партию? | январь | |
18 | Практическое закрепление материала | ||
19 | Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира. | февраль | |
20 | Практическое закрепление материала | ||
21 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | ||
22 | Практическое закрепление материала | ||
23 | Практическое закрепление материала | март | |
24 | Практическое закрепление материала | апрель | |
25 | Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками. | май | |
26 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | июнь-июль |
Тематическое планирование. 2 год обучения, 2012–2013 гг. (для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)
№ | Кружковые занятия | сроки | ответственный |
1 | Занятие. Делаем наилучшие ходы. | октябрь | Руководитель кружка |
2 | Практическое закрепление материала | ||
3 | Занятие. Простые комбинации. | ноябрь | |
4 | Практическое закрепление материала | ||
5 | Занятие. Основы позиционной игры. | ||
6 | Практическое закрепление материала | ||
7 | Занятие. Комбинационные приемы | ||
8 | Практическое закрепление материала | ||
9 | Занятие. Связывание | декабрь | |
10 | Практическое закрепление материала | ||
11 | Занятие. Использование дополнительного темпа. | ||
12 | Практическое закрепление материала | ||
13 | Занятие. Размен. | ||
14 | Практическое закрепление материала | ||
15 | Занятие. «Шлагбаум». | ||
16 | Практическое закрепление материала | ||
17 | Занятие. Достижение выгодной оппозиции. | январь | |
18 | Практическое закрепление материала | ||
19 | Занятие. Треугольник Петрова. | февраль | |
20 | Практическое закрепление материала | ||
21 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | ||
22 | Практическое закрепление материала | ||
23 | Занятие. Растяжка и оттяжка. | март | |
24 | Практическое закрепление материала | апрель | |
25 | Эффективность и красота комбинаций. | май | |
26 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | июнь-июль |
Организационно-педагогическая работа с детьми в ДОУ:
1. Проведение отборочных туров (декабрь-февраль).
2. Развлечение «Шашечный бал» (январь 2014 г.).
3. Участие детей старшего возраста во внутрисадовской зимней спартакиаде по шашкам (январь-февраль 2014 г.).
4. Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Шашечные забавы» (март-апрель 2014 г.).
5. Организация сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных, подвижных игр с применением шашечной терминологии.
Участие детей в окружных, республиканских российских и международных конкурсах и мероприятиях:
1. Соревнования по шашкам. Среди дошкольников (январь)
2. Городские шашечные соревнования (март)
3. Фестиваль интеллектуальных игр (сонор, шахматы, шашки, интеллектуальный биатлон) (июнь)
3 этап. Обобщающий этап. Ноябрь 2013 г.
1. Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»
2. Фоторепортажи с мероприятий.
3. Подготовка методических рекомендаций с описанием технологий разработки занятий направленных на развитие интеллектуально-познавательного мышления дошкольников.
4. Разработка методических рекомендаций по подготовке педагогов дошкольного образования к работе с обучающей программой «Шашечный дебют», направленной на развитие творческого мышления.
5. Создание профессионально-развивающей среды в МДОУ № 16.
6. Создание условий для проведения на базе МДОУ № 16 системы развивающих семинаров по подготовке педагогов других образовательных учреждений к работе с программой.
7. Конференция по итогам реализации проекта.
8. Защита проекта обучающей программы на экспертном совете.
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
(, Атаян детей игре в шашки. — Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения
старших дошкольников играть в шашки.
Фамилия, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
Ход | Бой |
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень
– ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень
– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень
– ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Приложение 1
Объявление для родителей
Уважаемые родители!
В нашей группе начинает работу кружок «Шашечный дебют»
Цель работы кружка:
1. Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников.
2. Организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
3. Помочь ребенку ощутить атмосферу риска, учить его видеть допущенные ошибки. Прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных со взрослым соперникам и со сверстниками.
4. Помочь ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать, нравиться нам это или нет. Любое наше действие может иметь определенные последствия.
Задачи программы:
Образовательные:
— обучить технике игры в шашки;
— ознакомить детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
— активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
— развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; учить ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
— воспитывать отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
— воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;
— выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике.
Огромная просьба приобрести игру «Шашки» для тренировок с детьми в домашних условиях.
Руководитель кружка:___________
Используемая литература
1.
И
. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
2.
, П
. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
3.
Г
. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров’ я, 1985. – 88 с.
4.
А
. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
5.
Напреенков А
. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
6.
Б
. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
7.
И
. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
8.
, Н
. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
9.
К
. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
10.
М
. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
11.
М
. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
12. М
. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
13. Шашки для детей/ , . Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
Получить текст
«Волшебный мир шашек»
А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.
Начинать обучение детей игре в шашки я рекомендую в старшей группе детского сада (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления
, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут ) и способны играть по установленным правилам.
При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному
. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки ( это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре ) и так далее .Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Я предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.