Мастер-класс на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»


Мастер-класс на тему: «Все начинается с детства…» по нравственно — патриотическому воспитанию

1 слайд. Мастер- класс на тему: « Все начинается с детства… » 2 слайд. Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: — повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно – патриотического воспитания; — обобщить знания педагогов о целях, задачах и средствах с помощью которых определяется нравственно – патриотическое воспитание дошкольников; — развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт; — способствовать приобретению опыта коллективной работы. 3 слайд. Для детей: Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачами нравственно- патриотического воспитания дошкольников являются: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, до му, детскому саду, улице, селу формирование бережного отношения к природе и всему живому воспитание уважения к труду развитие интереса к русским традициям и промыслам формирование элементарных знаний о правах человека расширение представлений о городах России знакомство детей с символами государства ( герб, флаг, гимн) развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. 4 слайд. Актуальность. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в историю некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средство массовой информации усиленно пропагандируют западный, чужой нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно- патриотического воспитания детей. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. 5 слайд. Умные мысли. Большое внимание воспитанию чувству ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам, он вообще должен приобрести опыт переживания человеческого чувства. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие абстрактные для него понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое – чувство долга по отношению к обществу, Родине. Из всего вышесказанного следует, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека, и игровая деятельность поможет нам реализовать наши цели и задачи по нравственно- патриотическому воспитанию. Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появит ься этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России. 6 слайд. Начать наш разговор хочется со старой притчи. Притча «Проросшее семечко» Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: — Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нём? — Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец. — Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики. — Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры. Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении. Поэтому нам педагогам нужно показать и рассказать детям, где мы должны хранить плохое семя, что бы никто в итоге не пострадал. 7 слайд. Задание. Педагогические ситуации. Прокомментируйте ситуации и найдите выход. В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист. Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть? ». Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего! ». 2. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини- музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали. В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем- то из ребят: «А Ирина Андреевна( это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках! » 8 слайд. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм- сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки. «Узнай и назови пословицу по картинке»- п оказ картинок. Давайте и мы сейчас их вспомним: 9 слайд. 1. «Нет милее дружка, чем родная матушка» 10 слайд. 2. «Вся семья вместе, так и душа на месте» 11 слайд. 3. «Когда в семье лад, не нужен и клад» 12 слайд. 4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна» Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков. 13 слайд про ремесло. Педагог: В старину детей с трех летнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства. Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын- мешочек; у мамы веретено, у дочки- веретенце. Что ж, и нам нечего без дела сидеть! Задание 2. Рукодельница. Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу. 1 задание – изготовление домашних тапочек из ткани и устилок; 2 задание – изготовление печенья из печенья, масло, орехов, какао, сахара; 3 задание – изготовление прихватки из ткани и украшение элементами декора. Работа с залом. «Мозговая атака». Разгадывание ребуса. 10566406858000 14 слайд. 75879614323200 Герб 15 слайд. 75870427114500 Гимн 16 слайд. 82931029019500 Россия 17 слайд. Честь 758825- 44323000 18 слайд. 85090025019000 Родина 19 слайд. 85105013722400 Москва 20 слайд. 7588113492500 Война 21 слайд. 78955412066400 Победа 22 слайд. 7848602667000 Ордена 23 слайд. Память Слайд. «Черный ящик». Внимание! Вопрос! В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…. . ( Самовар) . Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из- за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это…( Яблоко) Подведение итогов Ремесел. слайд. Клип песни о Родине( красивый) . Рефлексия «Всё в наших руках» На основании проведенного мастер- класса, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно- патриотических чувств у дошкольников. Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. » А. С. Макаренко Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей в Ваших руках! ! ! Список литературы: Ветохина А. Я. «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Санкт- Петербург: «Детство- пресс», 2012г. Маханёва М. Д. «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников». — М: «Сфера», 2010г. Зеленова Н. Г. , Осипова Л. Е. «Мы живём в России». — Москва, 2009г. Козлова С. А. «Мой мир». — М: «Сфера», 2010г. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей». – М: , 2010г. Мосалова «Я и мир». – М. : «Детство», 2013г. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М: « Линк а- Пресс», 209г. Шорыгина Т. А. Родные сказки «Нравственно- патриотическое воспитание». — М: «Прометей; Книголюб», 2010г.

Мастер-класс «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»

Цель: Наглядно, на примере практической деятельности показать возможность воспитания у дошкольников нравственно – патриотических качеств методом игры.

ЗАДАЧИ:

Повышение знаний по духовно-нравственному воспитанию детей.

Развитие благоприятного эмоционального настроения с участием коллектива педагогов.

Совершенствование методов воспитания по духовно-нравственному воспитанию с использованием практических приемов.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Основные задачи патриотического воспитания дошкольников — формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ; — формирование духовно-нравственных отношений; — формирование любви к культурному наследию своего народа; — воспитание любви уважения к своим национальным особенностям; — чувство собственного достоинства как представителя своего народа; — толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Система работы по патриотическому воспитанию детей включает три направления. Экологическое Историко-краеведческое Культурное

— Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Экологическое направление.

1.Дидактическая игра «Исключи лишнее из списка…».

Задания находятся на листочках. Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан, дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь.

Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)

2.Игровое упражнение «Прогулка в лес»

Цель: воспитание патриотических качеств личности; формирование любви к родным местам, бережливого отношения к природе.

«Ребята,я вам предлагаю сейчас прогуляться в воображаемый лес. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу. Конечно тихо, не шуметь, чтобы не напугать животных; не мусорить, надо бережно и уважительно относиться к природе, а также не ломать ветки, не наступать на ягоды; не убегать, ведь можно заблудиться. А здесь тропинка стала уже есть небольшие лужи, недавно прошел дождь. Поэтому перешагиваем через лужи. Все идут друг за другом, не отстаем. Ну вот мы с вами и в лесу. Как здесь свежо и красиво. Да ребята? А какой свежий воздух, давайте подышим. Посмотрите вокруг, много разных деревьев. Это белые березки, тополь, клен, сосны, ели, а вот могучий дуб. А посмотрите, впереди ушки чьи-то торчат. Да это же серенький зайчик. Давайте тихо, чтобы не спугнуть его

Историко-краеведческое направление.

Игры-викторины1. Земля, где ты родился? (Родина). 2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна). 3. Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия). 4. Древнее название России? (Русь). 5. В каких частях света расположена Россия? (Россия расположена в частях Европы и Азии) 6. Какой праздник отмечается в России 12 июня (12 июня отмечается День рождения России) 7. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство). 8. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин). 9. Как называются граждане России? (Граждане России называются россияне). 10. Официальная эмблема государства? (Герб). 11. Что символизирует двуглавый орел на гербе России? — единство; — верность; — силу; — власть. 12. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг). Культурное направление— С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Игра: «Восстанови пословицы» 1. Нет в мире краше ……. когда над ней крыша одна. 2. Глупа та птица, ……. а своё село всё на уме. 3. Если дружба велика, ……. чем с родной земли сойдет 4. Семья сильна, ……. хорошие дети растут. 5. Человек без Родины ……. будь и сыном своего народа. 6. В хорошей семье ……. что соловей без песни. 7. Будь не только сыном своего отца ……. Родины нашей. 8. Козак скорее умрет, ……. которой свое гнездо не мило. 9. Живёшь на стороне, ……. будет Родина крепка. Игра: « Продолжи пословицу»1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей) 2. Родина – мать сумей за нее… (постоять) 3. Чужбина калина, Родина — … (малина) 4. Русский солдат не знает …..(преград) 5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой) 6. Береги землю родимую, как мать … (любимую) 7. Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет) 8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья) 9. Родина – мать, а чужбина — …..(мачеха) Игра: «Скажи иначе пословицу» — Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог: «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче». «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души». «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт». «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят». С помощью игр мы формируем у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируем и углубляем знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Рефлексия:

— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

— Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько – посмотрим.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]