Конспект НОД по конструированию в средней группе «Паровоз с вагоном»
Конспект НОД по конструированию : «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО СХЕМЕ «ВИД СБОКУ» ПАРОВОЗА С ВАГОНОМ» (средняя группа)
Цель
: совершенствовать у детей навыки конструирования по готовой схеме постройки.
Образовательные задачи:
— Закреплять умение анализировать готовые графические модели конструкции предметов (паровоза и вагона). — Закреплять навык реализации схемы конструкции (паровоза с вагоном) в постройке.
Развивающие задачи
: — Уточнять знания детей о поезде как виде транспорта. — Расширять кругозор.
Воспитательные задачи
: — Закреплять навык согласования действий детей друг с другом в совместной работе, воспитывать навыки сотрудничества.
Материалы и оборудование
: — демонстрационные схемы паровоза и вагона (вид сбоку), аналогичные раздаточные схемы; — раздаточный строительный материал, соответствующий предложенным схемам (плюс аналогичный демонстрационный материал для анализа схем паровоза и вагона): * для паровоза – длинный кирпичик, 2 кирпичика меньше среднего, 4 толстых бруска, 2 мелких кирпичика, 2 мелкие треугольные призмы, цилиндр; * для вагона – 2 длинных кирпичика, 4 кубика, 2 мелкие треугольные призмы, 2 средних кирпичика, 2 мелких полукуба; — мультипликационный видеоролик «Паровоз Букашка»; — мультимедийная презентация-сопровождение; — магнитная доска; — ноутбук; — проекционный экран.
1. Организационный этап
Цель педагогическая
: создать игровую мотивацию на конструктивную деятельность, вызвать у детей эмоциональный отклик, развивать воображение, познавательную активность.
Цель детская:
вспомнить знакомые виды транспорта, закреплять умение отгадывать загадки.
Методы и приемы:
отгадывание загадки, беседа.
— Ребята, любите ли вы путешествовать? (Да) — На чем можно отправиться в путешествие? (На машине, на автобусе, на самолете и т. д.) — А я предлагаю вам отправиться в гости к зверятам на… Попробуйте сами отгадать этот вид транспорта: По стальным дорожкам мчит Сороконожка. Тук-тук-перестук, круглый щёлкает каблук. С развесёлой песенкой по железной лесенке. (Поезд) — Наш поезд будет построен из строительного материала.
2. Этап с опорой на личный опыт детей
Цель педагогическая:
уточнять знания детей о поезде как виде транспорта, активизировать личный опыт детей, расширять кругозор.
Цель детская:
вспомнить все, что знают о поезде.
Методы и приемы:
проблемные вопросы, демонстрация мультимедийной презентации, рассказ воспитателя, косвенная подсказка, наводящие вопросы, похвала.
— Ребята, кто из вас совершал поездку на поезде, поднимите, пожалуйста, руки? Как много у нас в группе путешественников! Давайте проверим, что вы знаете об этом виде транспорта! *Дети садятся перед проекционным экраном. — К какому виду транспорта относится поезд: наземному, водному или воздушному? (Поезд – это наземный транспорт) – слайд № 2. — Вспомните, из каких частей состоит поезд? (Из паровоза и вагонов) – слайд № 3. — Зачем поезду паровоз? (Он тянет за собой вагоны, потому что в нем есть двигатель) – слайд № 4. — Какие бывают поезда? (Пассажирские поезда перевозят людей, а грузовые разные грузы) – слайды № 5-7. * А знаете ли вы, что самый быстрый (суперскоростной) поезд в мире перевозит пассажиров в Японии. Это поезд на магнитной подушке, он не касается рельсов, а «парит» над ними. Такой суперскоростной поезд быстрее обычного в 5-6 раз (слайд № 8). А в ближайшем будущем российские двухэтажные поезда повезут участников и гостей зимней Олимпиады в Сочи (слайд № 9) — Без чего поезд не сможет отправиться в путешествие? (Ему нужны рельсы – железная дорога). — Кто управляет поездом? (Машинист)- слайд № 10. Молодцы, вы многое знаете о поездах!
3. Основной этап
Цель педагогическая:
закрепить у детей умение анализировать готовые графические модели конструкции предметов (паровоза и вагона); закрепить навык реализации схемы конструкции (паровоза с вагоном) в постройке; формировать навык согласования действий детей друг с другом (сотрудничество).
Цель детская:
разобраться, какие детали понадобятся для строительства паровоза и вагона; построить паровоз с вагоном вместе с товарищем.
Методы и приемы:
анализ схем построек, соотнесение схем с имеющимся набором строительных деталей, беседа, косвенные подсказки, похвала, самостоятельная строительство по схеме. — Для строительства собственного поезда нам понадобятся рисунки паровоза и вагона с изображением необходимых строительных деталей. *Схемы вывешиваются на магнитной доске. — Давайте внимательно их рассмотрим (снизу вверх). Начнем с паровоза.
*Проводится последовательный анализ схемы паровоза (вид сбоку). Дети могут соотносить предлагаемые для строительства паровоза детали со схемой.
— Из каких строительных деталей мы сделаем колеса? (Из треугольных призм) — Какая строительная деталь понадобится для основания паровоза? (Длинный кирпичик) — У нашего паровоза есть 2 основные части – передняя и задняя. Что находится в передней части? (Двигатель, труба) А в задней? (Кабина машиниста) — Перечислите строительные детали для передней части паровоза. (Бруски, мелкий кирпичик). Уточните, где будет находиться мелкий кирпичик? (Впереди) — Какие детали понадобятся для стен кабины машиниста? (Кирпичики меньше среднего) А для двери? (Брусок) Из чего сделаем крышу кабины? (Из мелкого кирпичика) — Из чего мы сделаем трубу паровоза? (Из цилиндра)
*В ходе беседы воспитатель использует косвенные подсказки, наводящие вопросы, похвалу. — Теперь рассмотрим рисунок вагона (также снизу вверх).
Колеса у вагона и паровоза похожи? (Да) Значит они будет сделаны из тех же строительных деталей. Назовите их (треугольные призмы). — А основание вагона такое же, как у паровоза? (Да) Какую строительную деталь мы возьмем? (Длинный кирпичик) — Какие строительные детали понадобятся для строительства стен вагона? (Кубики, средние кирпичики). — Какие строительные детали понадобятся для оконных перегородок? (Полукубы). — Из чего мы сделаем крышу вагона? (Из длинного кирпичика). — Мы выяснили, из каких деталей будет построен наш поезд. Давайте немного отдохнем. *Физкультминутка: Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. (Приседания.) А в конце — ходьба на месте, Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
— Теперь я предлагаю вам построить свой поезд для нашего путешествия к зверятам! Строить вы будете в парах. Договоритесь, кто из вас построит паровоз, а кто – вагон, и возьмите подходящую коробку со строительным материалом и рисунок.
*В ходе самостоятельной работы закрепляется навык согласования действий детей друг с другом (сотрудничество). По окончании строительства дети объединяют паровоз с вагоном в поезд.
4. Закрепление знаний детей
Цель педагогическая:
закреплять навык соотнесения постройки со схемой конструкции (паровоз и вагон).
Цель детская:
помочь другу в строительстве поезда.
Методы и приемы:
соотнесение готовой постройки со схемой, похвала, поощрение. Воспитатель предлагает детям проверить постройку партнера и при необходимости внести в нее поправки в соответствии с рисунками.
*Отметить детей, работавших дружно, помогавших друг другу.
5. Заключительный этап
Цель педагогическая:
рефлексия; мотивация на дальнейшее познание видов транспорта.
Цель детская:
подумать, все ли удалось, что было задумано.
Метода и приемы:
просмотр видеоролика, беседа, подарок детям.
Дети отправляются на поезде в гости к зверятам (слайд №11). На проекционном экране изображение зверят (слайд №12). — Здравствуйте, ребята, на чем вы к нам приехали? (на поезде) — Неужели, вы сами его построили? Молодцы! Легко ли вам было строить поезд? Что было труднее всего? Вы помогали друг другу? Все ли у вас получилось? — Хотите знать больше о поездах и других видах транспорта? (Да) В этом вам поможет эта книга (Энциклопедия «Транспорт»). — А сейчас давайте все вместе прокатимся на поезде (просмотр анимационного ролика «Паровоз Букашка») – слайд № 13.
Конспект занятия по конструированию «Магазин»в средней группе
» Цель: Учить детей строить здания из настольного конструктора по образцу воспитателя
Задачи:
— продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города Махачкала; расширять представления о красоте зданий, их назначении, о профессиях, причастных к проектированию и строительству жилых домов, больниц , театров , магазинов , школ , детских садов, и т.д. — продолжать учить детей конструировать здания по образцу воспитателя; — продолжать учить детей подбирать необходимые детали по величине, форме, комбинировать их; — продолжать развивать образное мышление, речь, зрительную память , внимание, инициативу, чувство прекрасного; — закрепить знания правил пожарной безопасности; — продолжать воспитывать у детей нравственные качества, вызывать желание помогать героям, попавшим в беду, вызывать чувство сострадания и ответственности.
Предварительная:работа:
— рассматривание фотографий, буклетов, книг с изображением зданий города Махачкалы; — беседа о достопримечательностях города Махачкалы — чтение произведений о родном крае:»; — игры с напольным и настольным конструктором. -Д/И «Магазин», Д/И «Город», игры с мячом на классификацию предметов. Материалы и оборудование: — коробки с настольным конструктором на каждого ребенка; -пластины-перекрытия на каждого ребенка; — конверты с картинками- товаром и табличками с названием магазинов на каждого ребенка; — матрешки, на каждого ребенка; — стенд с фотографиями зданий разных магазинов города; — картинка с изображением образца постройки магазина.
Ход-занятия:
Мотивация .(Провести до завтрака). Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто к нам приехал? Дети:Матрешки! В.: Верно, к нам приехали Матрешки из деревни Матрешкино, давайте дружно поздороваемся! В.: Ой, ребята, а Матрешки грустные, наверное у них что-то случилось…давйте спросим.. Дети спрашивают почему Матрешки грустные. И они рассказали свою историю: Совсем недавно в Матрешкино была сильная метель и поэтому не стало электричества. Мы в это время были в магазине, делали разные покупки. И вот Матрешки продавцы зажгли свечи, чтобы стало светлее. Несколько свечек упало, и начался пожар. Матрешкам всем удалось спастись, но они не смогли потушить пожар. Магазин сгорел. А в Матрешкино больше нет магазинов. Поэтому мы и приехали к вам , ребята, в надежде, что вы нам поможете.
В.: Да ,ребята, настоящая беда случилась. Сможем ли мы как –то помочь Матрешкам?
Д.: да, мы поможем, построим новые магазины…. После завтрака дети готовят рабочие места, расставляют коробки с конструктором. ( Столы стоят буквой П, посередине скамейка с коробками и атрибутами к занятию). Дети садятся на стульчики.
Воспитатель обращает внимание детей на фотографии. — Ребята, как называется город, в котором мы живем? Посмотрите , какие здания здесь на фотографиях? (Ответы детей) -Скажите, пожалуйста, а кто придумывает строить такие здания?(если дети затрудняются, подсказать) — Если строить дом без хорошего плана, потом горя и забот не оберешься. Чтобы горя и забот в строительстве поменьше было есть на свете такая уважаемая профессия – архитектор . Хороший архитектор сначала строит в уме дом такой как вам нужно. Затем – рисует свои задумки на чертежах, чтобы строителям было понятно, что делать. Хороший дом должен быть прочным, теплым, красивым, удобным , светлым. Он должен красиво выглядеть среди соседних домов и не портить своим видом пейзаж. В работе архитектора есть что-то от художника, а что-то от инженера. Это очень интересная, но трудная профессия. — А для чего нам нужны разные здания в городе, кроме жилых домов?
Д.: Школы и сады, чтобы дети получали знания, в больницах врачи заботятся о нашем здоровье, магазины, чтобы покупать продукты, одежду, обувь…
В.: А что же мы задумали сделать?
Д.: магазины построить матрешкам.
В.: Какая беда приключилась в Матрешкино? Д.: Пожар!
В.: А можно было избежать пожара? Давайте Матрешкам дадим советы по пожарной безопасности.
Затем воспитатель приглашает детей за столы, чтобы построить магазины. Воспитатель делает показ. Вспоминают , как называются детали конструктора, нужные для постройки (кирпичики, призмы большие, средние, бруски длиные) Повторяют последовательность , конструкция должна быть прочной, все детали укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу, украсить постройку скамейками, деревьями. Когда постройки будут готовы воспитатель предлагает детям товары для магазинов. Они находятся в конвертах, там же вывески на магазины. Так как дети не умеют читать, то назначение магазина будут определять по содержанию «товара» в конвертах. После дети приглашают Матрешек посетить их магазины, рассказывают ,какой товар продается. Обыгрывают постройку. Матрешки рады, говорят детям спасибо.