Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы
Домарева Ирина НиколаевназаведующийПетровская Альбина Валентиновнастарший воспитательКочкина Тамара ИвановнаСидельникова Татьяна АнатольевнавоспитателиМБДОУ ДС №61 «Семицветик»Старооскольского городского округа
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В старшем дошкольном возрасте дети всё плотнее знакомятся с книгой как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома воспитанникам с самого раннего детства. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей в воспитании у детей любви к своему отечеству.
Неизменный интерес у дошкольников вызывают книги, содержащие пословицы, поговорки, сказки и т.д. Устное народное творчество -богатейший материал для патриотического воспитания. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
Особым древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин дети проявляют большой интерес к русским богатырям: рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре).
Рекламное сообщение
Помимо народных героев, восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. У дошкольников рождается желание быть летчиками, космонавтами, военными.
Стихи о Великой Отечественной войне – одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воздействия на сознание ребёнка.
Рассказы о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость и беспощадность войны, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Рассказы о родном городе Старый Оскол – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь используются стихи Л. Пичиневкой «Самый красивый город Старый Оскол», Е. Сыроватской «Старый Оскол», Б. Шамраева «Старый Оскол. Гимн городу» и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал.
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим миром, природой, литературой дошкольники слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.
Кроме непосредственно образовательной деятельности, литературные произведения даются дошкольникам во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.
Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у дошкольников образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование желания быть защитником земли, на которой родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
Для закрепления впечатления от прочитанного, а также для контроля усвоения детьми материала, воспитанникам дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изодеятельности, конструирования, лепки. Воспитатель может организовать с дошкольниками свободную игру-драматизацию, строительно-конструкторскую или сюжетно-ролевую игру. Заинтересованность воспитанников или продуктивность их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в нём, насколько сформирован у дошкольников образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает одно из главных мест в формировании личности юного гражданина нашей Родины.
Список литературы:
- Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., – Волгоград, 2008.
- Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., – М., 2005.
- Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. – М., 2006.
- Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., – М., 2006.
- Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., – 2006.
- Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. – М., 2005.
- Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., – М., 2007.
- Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
- Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., – 2006.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.
Внимание! Акция до 25 января!
Автор: Феденко Татьяна Петровна
«Уроки литературы как средство патриотического воспитания»
Аннотация
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании подрастающего поколения обладает художественная литература.
Ключевые слова: литература, воспитание, Родина, патриотизм.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у него ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.
Главной задачей патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит как от мастерства педагога, так и родителей.
Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа произведений такой образ героя, такие учебные ситуации, когда подростки включились бы в размышление о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.
Одним из основных направлений патриотического воспитания является привитие любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой, М.А. Булгакова, А.И. Куприна и других.
В. Сухомлинский писал: “Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце ребёнка на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины”.
Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
В литературе для среднего звена очень много произведений воспитывающих в детях милосердие, отзывчивость и гуманность: Ф.М. Достоевский « Мальчик у Христа на елке», В.В. Маяковский « Хорошее отношение к лошадям», И.С. Куприн « Белый пудель», «Кусака» Л. Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова. и др. Беседуя над произведениями, обсуждая поступки героев, дети учатся понимать мир, отличать ложь от истины, добро от зла, прекрасное от безобразного.
В старших классе основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, Н.С. Лесков «Очарованный странник», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине, произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» – возвышенное и трагическое в поэзии; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбу мира, роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.
В художественной литературе XX века находим отражение всех сторон русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве А. Твардовского, М. Шолохова, А. Платонова, В. Гроссмана и многих других писателей.
Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне.
Произведения о Человеке на войне, правде о нем, о жестоких реалиях и романтике в описании войны дают богатый материал для воспитания патриотических чувств учащихся, формируют у них гражданскую позицию.
На примере величия народного подвига литература воспитывает у поколения, не знавшего войны, уважение к своей Родине, к народу-победителю.
Возможно, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература – литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворды, озвучить диалог исторических деятелей, написать сценарий к фильму, устное рисование.
Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой на уроке, что во многом определит его успех.
Применение ИКТ – технологий является результатом формирования более эффективной модели обучения, – это требование времени, позволяющее разнообразить урок, активизировать работу учащихся. Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения использовать ИКТ, направленное на формирование и развитие информационной культуры учащихся.
Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению у них собственной нравственной и гражданской позиции, учaстию в деятельности пaтриотической нaпрaвленности.
«Учaт cлова, но увлекают примеры»
Уроки литературы призваны формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, формирует активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и значение уроков литературы в этом плане переоценить невозможно.
Использованная литература:
1. Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности
формируются на уроках литературы // Учит. газ. — 1997
2. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной
работе. Под ред. М. А. — М.: Просвещение, 1985
3. Система работы по изучению современной литературы в 8-10
классах. Москва «Просвещение», 1985 год
4. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005 – №6. – С. 59-63
5. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской
педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика.– 2007 – №1 – С. 93