Что такое дидактические материалы? Виды учебных наглядных пособий. Обучающие игры

Внедряя учебные пособия как наглядный материал в образовательный процесс, педагог помогает детям развивать материалистические представления, учит их развивать навыки и умения взаимодействия с миром.

При этом для каждого этапа процесса обучения используется разный наглядный материал.

Обучение дошкольника очень важно сопровождает применением разных учебных пособий. Это помогает им усваивать новые знания, опираясь на возрастные особенности.

Наглядный материал подготавливается так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств.

Образ представляется ребенку всесторонне. Ребенок более прочно усваивает новую информацию и учится понимать связь приобретаемых знаний с практической жизнью.

Что к ним относят

К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение:

  • презентации;
  • обучающие игры;
  • всевозможные карточки;
  • рисунки;
  • схемы, таблицы;
  • графики, диаграммы;
  • контурные карты.

Для дошкольных учреждений это более простые материалы, которые направлены на обучение в игре. В школе это контурные карты, учебники, рабочие тетради, сборники задач, то, что делает учебу интереснее и эффективнее.

Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом.

С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки.

Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.

Дидактический материал также применяется для закрепления пройденного урока и его дальнейшего освоения.

Дети изучают разные способы подачи информации и учатся с ними правильно работать, выбирать важную информацию.

Наглядное моделирование в детском саду

Наглядное моделирование – эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста
Автор: Тимошкина Юлия Анатольевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 58»,г. Саранск, Республика Мордовия. Описание материала: Материал будет полезен воспитателям ДОУ,занимающихся вопросом развития логического мышления своих воспитанников. Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности и пополнение методических копилок интересным и полезным материалом. Задачи: 1.Акцентировать внимание педагогов на актуальность проблемы развития логического мышления у детей дошкольного возраста. 2.Помочь воспитателям определить пути повышения развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей воспитанников. Использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления остается актуальным. Актуальность заключается в том, что современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. В век информатизации и технологизации общества требуются новый уровень мышления. Поэтому задача педагога — помочь каждому ребенку в его развитии. Эффективность развития мышления ребенка возрастет, если в качестве средств обучения выступает наглядная модель. С помощью наглядного моделирования ребенок учится
логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Он должен чувствовать себя «созидателем», открывающим что-то «новое» для себя. В начале дети осваивают модели единичных, конкретных ситуаций. На этом этапе работы ребенок учится создавать и использовать символические, условные обозначения. Использование символических средств позволяет выражать ребенку свое отношение к действительности, обобщать и проявлять свой эмоционально-познавательный опыт. Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, береза, ель, сосна — обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья.

Большую роль играют условные обозначения в работе
с календарем природы, который представляет собой круговую диаграмму со сменой времен года. Сезонные изменения символически обозначаются. Эти символы помогают ребенку вспомнить, усвоить, закрепить, сравнить характерные особенности времен года.


Немало важную роль играют условные обозначения, которыми ребенок пользуется ежедневно, наблюдая за живой и неживой природой. Символические обозначения используются для определения общих отличительных признаков, свойств при сравнении, классификации, группировки по более узким признакам. Таким образом, рассуждая,
сравнивая, доказывая, ребенок приобретает знания в процессе мышления. На этом уровне ребенок подготавливается к наглядному моделированию.
Овладение детьми наглядным моделированием

Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде. На этом этапе работы ребенок знакомится с моделями, схемами, которые состоят из условных обозначений и выражают более сложные отношения. Идет знакомство с кругами Эйлера. Дается круг с условным обозначением, обозначающий родовое понятие и подбираются видовые понятия. Таким образом, развивается умение классифицировать, группировать и обобщать без применения практических действий.


Дети учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций. Использование кругов Эйлера широко применяется на разных занятиях. Но чаще всего применяются на занятиях по логическому мышлению. Действие построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности, в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отображаются. В одних случаях целесообразно знакомить детей с новым для них типом модели, обучая использовать модель, заранее созданную взрослыми. В других случаях, наоборот, овладения построением модели способствует ее освоению и правильности использованию. Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает понять ребенку, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле. Обычно такие модели сложные по содержанию используются на диагностических занятиях. Есть модели, которые составляют дети на протяжении нескольких занятий. Овладение построением модели (лестницы) эволюционного развития животных.


Дети выкладывают животных в порядке их возникновения. Самостоятельное построение детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров». В процессе работы над наглядным моделированием разрабатывается особый стиль общения с детьми. Во время бесед следим за логикой ребенка, не навязывая своего мнения.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Похожие статьи:

Социальное развитие дошкольников

Таблицы

Это тоже раздаточный материал, но наглядные материалы в виде таблиц очень разнообразны, поэтому их относят в отдельную группу. Таблицы существуют справочные, тренировочные, познавательные, тестовые. Информация в таблицах расположена группами в виде столбцов, различных схем, диаграмм. Таблицы больших размеров используют как плакат и вешают на стену.

Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов:

  • Справочные — в них указана часто используемая информация, такие таблицы обычно располагают как плакаты. Например, таблица Менделеева в кабинете химии.
  • Познавательные (такие таблицы служат как дополнительный материал к изучаемому материалу, например, изображение пищевой цепочки, наглядное изображение времен года).
  • Инструктивные (такие таблицы используются как образцы, например для правильного правописания).
  • Тренировочные (для тренировки и закрепления пройденного материла, например, для тренировки математических навыков).
  • Справочные.

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Макет «Волшебная зима» для детей 4–5 лет


Пришла долгожданная зима. Снежная с морозами и метелями с одной стороны хрустальная и волшебная с другой стороны. По традиции нашей группы каждая новая тема- это новый интересный макет. Возраст наших детей 4- 5 лет, отличные помощники в любой работе, особенно творческой. Для…

Мастер-класс по изготовлению макета «Осень в нашем лесу» для детей 3–4 лет


Мастер-класс изготовления макета «Осень в нашем лесу»

для
детей 3-4 лет Новикова Г.Ф Представляю вашему вниманию дидактическое пособие «Осень в нашем лесу»
Любовь, понимание и забота — это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать…

Электронные пособия

Что такое дидактические материалы в электронной форме? Это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги.

Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно.

Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным.

Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью.

При дистанционном обучении есть возможность задавать вопросы учителю онлайн, выполнять практические работы и сдавать их на проверку.

Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения:

  • повышается эффективность освоения материала;
  • поиск информации занимает меньше времени;
  • дети заинтересованы в изучении предмета;
  • можно самостоятельно изучить урок;
  • возможно использовать для большой аудитории;
  • возможно наглядно объяснить новую информацию.

Наглядность в детском саду для детей с амблиопией и косоглазием

Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы «Транспорт»), сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже — при наблюдении реальных объектов транспорта на экскурсии — узнавать их даже на некотором расстоянии.

Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках (например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам осязательного обследования; при обучении их счету, составлению арифметических задач и т.д.).

При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках следует соблюдать определенные требования:

-предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;

-предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;

-предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.

К объемной наглядности предъявляются требования передачи характерных признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Дидактические игрушки,используемые на занятиях и уроках для ознакомления детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т.е., быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка — у газовой плиты). Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

К изобразительной наглядности также предъявляется ряд требований. При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Б.К.Тупоногов ссылается в своей работе (1999 г.) на данные исследований В.П.Жохова и др., в которых указаны минимальные размеры предъявляемых детям с патологией зрения объектов. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 это — не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 -–не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2- не менее 3 мм.(12).

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

Наглядное пособие для книжного уголка второй младшей группы.

Наглядное пособие для книжного уголка во второй младшей группе.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями. Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

В младших группах
воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Позже,
в средней группе
, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. В книжной витрине
младшей группы
выставляется, как правило, немного
(4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам
. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Срок замены книг 2 – 2,5 недели. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Также здесь должны находиться небольшие альбомы для рассматривания (темы: «Игрушки», «Игры и занятия», «Домашние животные» и т.д.). Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

С целью более доступно объяснить правила пользования книгой во второй младшей группе, мною было разработано наглядное пособие, которое позволяет каждое правило закрепить наглядно, что делает изучение правил более интересным и запоминающимся. Озвучивая каждое правило, я параллельно демонстрирую соответствующую картинку.

  1. Брать книгу чистыми руками:

  1. Перелистывать осторожно за угол страницы:

  1. Не рвать, не мять, не использовать для игр:

  1. Не бросать:

  1. Всегда ставить книгу на место:

Помним, что книги – это наши друзья! Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книгу!

Использованные материалы:

Материал с сайта: https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

Воспитатель МБДОУ № 308

г. Красноярска

А.Ю.Рудакова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]