Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста


Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №18 «Светлячок» городского округа города Кумертау Республики Башкортостан

Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

Халиуллина О.В.

2017 г.

«Кафе «Вкусно и полезно»

Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Материал: меню с изображением продуктов питания.

Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

Материал: карточки с изображением разных вещей.

Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

«Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).

Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

О. Прокофьева

Сюжетно-ролевая игра по экономике “Магазин доброй Феи”

Цель:

дать детям возможность приобрести желаемое посредством покупки (путем игрового действия); учить выбирать покупку, придумывая необходимость ее для себя; воспитывать умение выбирать покупку в соответствии с качеством ее изготовления; воспитывать внимательность, бережливость, умение экономно подходить к выбору товара, приобретению покупки; продолжать вводить в активный словарь слова продажа, покупка.

Оборудование

: кукла в голубом платье, билеты для покупки товара, товар в виде игрушек-самоделок.

Предварительная работа:

экскурсия в магазин цветов.

Ход сюжетно-ролевой игры

В.

Ребята, мы с вами совсем недавно были в цветочном магазине и покупали там семена цветов. Ну, а помнит ли кто из вас сказку «Цветик-семицветик»? Да, там было много чудес! А хотели бы вы оказаться вновь в какой-нибудь сказке? Я так и думала, что вы захотите опять побывать в сказке. Сегодня ваше желание исполнится. Добрая, замечательная Фея приглашает вас в свой волшебный магазин.

Воспитатель показывает куклу, одетую в красивое голубое платье, и ведет детей к месту, где расположен магазин Феи. Через аудиозапись Фея обращается к детям: «Здравствуйте, друзья, я очень рада приветствовать вас в моем магазине. Посмотрите внимательно, что в нем продается?». (Дети ходят и внимательно рассматривают товар.)

В.

Ребята, поскольку магазин Феи волшебный, то и покупку здесь можно произвести только за специальные билеты, которые для вас Фея и приготовила. Но вот неожиданность! Вас, ребята, оказалось гораздо больше, чем билетов на покупку. И поэтому каждому из вас Фея вынуждена выделить только по пять билетов.

Следовательно, вы должны выбрать такие покупки, которые вам очень необходимы. На один билет вы можете приобрести только одну покупку. А сколько всего вы можете приобрести покупок? Да, правильно, всего только пять. Вот и подумайте теперь, выбирая покупку, что вам нужно купить, а что купите в другой раз.

Воспитатель с куклой Феей становится у столика, где производится распределение билетов на покупку. (В магазине лежат и некачественные товары: сумочка с оторванной ручкой, порванная салфетка и т. д.) Воспитатель следит за тем, как дети выбирают покупки.

В процессе игры воспитатель предлагает детям посоветоваться между собой в выборе покупки.

После того, как дети определились в выборе товаров, они вместе с воспитателем оценивают его. Воспитатель уточняет, довольны ли дети покупкой. Далее все благодарят Фею за покупки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бракованные товары. Уточняет, почему эти товары никто не купил.

Фея отмечает, что эти товары будут возвращены на фабрики для устранения брака.

После того, как дети обнаружили некачественную продукцию, Фея объясняет им, что этот товар она специально попросила привезти незаконченным, чтобы научить детей быть внимательными во время покупки, уметь оценивать товар по качеству его изготовления.

Экономическая игра для детей «Магазин»
Цель экономической игры:
расширять представление детей о том, что такое магазин;

дать новое понятие «товар»,

продовольственные и промышленные товары,

цена;

разновидности магазинов;

закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;

воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Ход экономической игры для детей
В.

Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

В.

А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

В.

Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Дидактические игры по экономике

«Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

«Кто что делает?»

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

«Назови профессии»

Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

«Кто трудится, кто играет»

Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

«Какие бывают доходы?»

Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

«Товарный поезд»

Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства

Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.

Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.

«Маршруты товаров»

Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.

Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

«Угадай, где продаются»

Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д

Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

«Что быстрее купят?»

Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

«Что и когда лучше продавать?»

Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в «летний» магазин. Шубу, шапки, варежки – в «зимний».

«Домино»

Цель. Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

Материал. Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание. Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки…..

Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

«Назови монету»

Цель. Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал. Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев..

Содержание. Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т.

«Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Содержание. определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

«Копилка»

Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.

Материал: «копилки» и монеты разного достоинства.

Содержание: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.

«Какие бывают доходы?»

Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

Картотека дидактических игр с экономическим содержанием.

Транскрипт

1 Картотека дидактических игр с экономическим содержанием. 1.«КАКИЕ БЫВАЮТ РАСХОДЫ» ЦЕЛЬ: Показать детям,что расходы бывают обязательные(основные) и необязательные (не основные). МАТЕРИАЛ: Модель «Расходы»,карточки с изображением предметов, символизирующих основные и не основные расходы(мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги,карточки белого и красного цвета. ХОД. Вариант1:ведущий показывает картинку с изображением какоголибо предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по степени необходимости. Вариант2:детям раздаются предметные картинки,карточки раздаются двум детям. По сигналу воспитателя дети становятся вокруг ребенка необходимого по их мнению цвета. 2. «МАЛЕНЬКИЕ ПОКУПКИ» ЦЕЛЬ: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цена товара с имеющимися наличными деньгами. МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением различных предметов(товаров),ценники, деньги. ХОД: Дети выбирают товар,соотносят цену с имеющимися у них деньгами, делают покупки по заданию ведущего : -Покупка только одного предмета(товара). -Покупает сразу несколько товаров.(спрос не превышает предложение).

2 -Покупатель сравнивает товары по стоимости(дороже, дешевле, одинаковые по цене) 3. «ИНТЕРЕСНЫЕ ПОКУПКИ» ЦЕЛЬ: Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков. МАТЕРИАЛ: Товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства. ХОД: Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением: -купить вещь(предмет),которая стоит.рублей; -назвать, что можно купить за..рублей; -самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определенную сумму денег. 4. «УЗНАЙ ТОВАР» ЦЕЛЬ: Дать понятие, что каждая вещь-товар.товары бывают разного назначения. МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением товара различного назначения(промышленные, сельскохозяйственные, культурно-бытового назначения и др.) ХОД: Вариант1: Покупатель описывает товар не называя его,продавец отгадывает и отдает. Вариант2:Покупатель называет назначение предмета или некоторые действия с этим предметом, продавец отгадывает и отдает. Вариант3:Покупатель называет то что может получиться 5. «ЧЕЙ СУВЕНИР» Цель: Познакомить детей с народными промыслами(городецкая,

3 хохломская и т.д.) МАТЕРИАЛ: Картинки пазлы. ХОД:Вариант1:Детям предлагаются пазлы с изображением различных народных промыслов. Ведущий показывает картинку дети определяют у кого какой промысел и складывают пазлы. Вариант2:Дети самостоятельно выбирают пазлы одного промысла. Вариант3:Ведущий называет промысел, дети находят изображения изделий этого промысла. 6. «Детская лотерея» Цель: Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи. Материал: Лотерейные билеты с указанием номера и серии; специальные призы(детские поделки);табло. ХОД: Лотерея-это возможность выиграть что-либо на купленные лотерейные билеты. Дети покупают билеты, а дальше все разыгрывается как в настоящей лотерее. Крутится барабан с шарами, и объявляется номер билета,на который «выпал» выигрыш. Дети сравнивают номера билетов с номерами на табло. Это беспроигрышная лотерея. 7. «Угадай, какая это профессия» ЦЕЛЬ: Закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. МАТЕРИАЛ: Карточки картинки с изображением людей разных профессий. ХОД:Вариант1:Воспитатель описывает профессии рекламного агента,рекламодателя, художника-оформителя, и т.д.но не называет их.дети отгадывают. Вариант2:Игра с карточками, на которых изображены :банк, детский сад,

4 рекламное агентство, больница, магазин и т. д.детям раздаются карточки и они говорят чем занимаются люди работающие например в больнице. 8. «Кто что делает?» ЦЕЛЬ: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир.) и трудового действия (взвешивания товара,готовит еду, рисует ) ХОД: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них. Вариант: Дети подбирают инструменты ( картинки ),которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках. 9. «НАЗОВИ ПРОФЕССИИ» ЦЕЛЬ: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека ;воспитать интерес к людям разных профессий. МАТЕРИАЛ: Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий. ХОД: Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности. 10 «КТО ТРУДИТСЯ, КТО ИГРАЕТ» ЦЕЛЬ: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой

5 деятельности (трудовой не трудовой). МАТЕРИАЛ: набор карточек с изображением игровых и трудовых процессов. ХОД: У каждого ребенка набор парных карточек (трудовая игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное бельё, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствия). 11 «КАКИЕ БЫВАЮТ ДОХОДЫ» ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные). МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход заработную плату, и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход. ХОД: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют дополнительные и основные доходы. 12 «ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД» ЦЕЛЬ: Закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами. ХОД: Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты продукция мясокомбината, молочные продукты продукция молокозавода. Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства:

6 мебель мебельная фабрика, посуда фаянсовый завод, игрушки игрушечная фабрика. 13 «МАРШРУТЫ ТОВАРОВ» ЦЕЛЬ: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленны товары, мебель, сельхозпродукты и др.). МАТЕРИАЛЫ: картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», и т.п. ХОД: каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам, с названием магазина. 14 «СОБЕРИ ВМЕСТЕ» ЦЕЛЬ: Расширить представление детей о товарах; научить группировать их по разным признакам. МАТЕРИАЛ: Карта (панно) с изображением различных товаров. ХОД: У каждого ребенка карта. На которой нарисованы разные предметы. Используя круги Эйлера Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобное несъедобное; игрушки орудия труда. 15 «УГАДАЙ, ГДЕ ПРОДАЮТСЯ»(А) ЦЕЛЬ: Научить детей соотносить названия магазина с товарами, которые в нем продаются; развивать умение обобщать группы предметов. МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д. ХОД: дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов,

7 мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются. 16 «МАГАЗИН ИГРУШЕК» ЦЕЛЬ: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). МАТЕРИАЛ: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги. ХОД: Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые. 17 «ЧТО БЫСТРЕЕ КУПЯТ?» ЦЕЛЬ: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. МАТЕРИАЛ: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка). ХОД: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора. 18 «ЧТО И КОГДА ЛУЧШЕ ПРОДАВАТЬ?» ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора

8 сезонности ( времени года) на реальный спрос. МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т.д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров. ХОД: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан в «летний» магазин. 19 «ДОМИНО» ЦЕЛЬ: Закрепить знание о названии, достоинстве монет; развить внимание, память. МАТЕРИАЛ: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе. ХОД: Правила игры общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок, слева или справа кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобранны карточки. Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

9

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]