Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования.


Сюжет

Прежде всего, речь идет о сюжетном содержании игры. В ходе смены ребенок переживает развитие той истории, которую заложили в свое произведение авторы. Для общей игры-эпопеи сюжет един для все возрастов, однако второстепенный сценарии могут отличаться в отрядах разных возрастов. Так, например, истории про любовь, предательства, вражду чаще можно встретить в старших отрядах, т.к. участники легче отличают игру от реальной жизни. Они понимают, что, если один игрок напал на тебя во время игры, это еще не значит, что он хочет тебе зла в реальной жизни. Для дошкольников, например, такие сюжеты недопустимы.

Виды сюжетно-ролевых игр

Когда заходит разговор о сюжетных играх, многим на ум приходят только «дочки-матери» или «войнушка». Это действительно одни из самых распространенных развлечений, но далеко не единственные. Детская фантазия способна моделировать сотни вариантов своеобразных «театрализованных представлений», где каждый может примерить на себя понравившуюся роль, передать ее особенность и характер. Сюжетных игр очень много, их можно разделить на несколько групп: постановочные, общественные, бытовые, патриотические и основанные на сюжетах литературных произведений. Рассмотрим подробнее каждый вид.

Постановочные

В таких играх ребенок сам придумывает сценарий и, как правило, говорит за всех участников постановки. За основу берутся сказки, мультфильмы или реальные жизненные ситуации. Дети учат кукол действовать в соответствии с возложенной на них ролью, наделяют их воображаемыми характерами. Постановочный тип можно обозначить одной фразой — «Сам себе режиссер».

Общественные

Этот тип развлечений отражает трудовую деятельность людей. Для этих забав темы берутся из окружающей жизни и основаны на тех знаниях, которые ребенок успел получить. Больница, детский сад, школа, почта, парикмахерская, цирк, театр, строительство домов, полиция, пожарные — список можно продолжать бесконечно. Такие занятия, чтобы стать полноценными, требуют специальных «реквизитов»: тематических наборов для врача, полицейского или пожарного, инструменты для создания причесок, кубиков для возведения сооружений.

Бытовые

Малыши очень любят играть в семью. Они с удовольствием нянчат, воспитывают «детей», устраивают праздники, дни рождения. Часто в процессе игры, через кукол, ребятишки высказывают то, что их волнует или тревожит, показывают отношения в своей семье. Присмотритесь и прислушайтесь к тому, что говорит ребенок и какие эмоции он при этом испытывает. Может пришла пора скорректировать свое поведение и убрать негативные моменты из общения с окружающими. Ведь оказывается, «неразумное» дитя все понимает и очень переживает.

Патриотические

Трудно найти мальчугана, который бы не любил поиграть в войну, почувствовать себя героем, сражающимся с врагами. Такие забавы необходимы для воспитания мужских качеств характера, знакомства с понятиями «честь», «долг», «совесть», «отечество». Конечно, для развлечений подобного рода понадобится целый арсенал оружия: от средневековых мечей до современных бластеров. Чем разнообразнее будут орудия, тем больше сценариев можно предложить маленьким защитникам униженных и оскорбленных. Они смогут стать былинными богатырями и сражаться с «чудищами погаными», храбрыми разведчиками, бесстрашными солдатами времен ВОВ или освободителями неведомой планеты, захваченной злыми монстрами.

Основанные на литературных сюжетах

В этих играх дети проживают целые эпизоды из прочитанных сказок, кинофильмов или любимых мультиков. Они подражают героям и примеряют характер персонажей на себя. Волк и Заяц, черепашки-ниндзя, сказочные принцессы и мужественные воины-освободители — благодаря детскому воображению они легко перемещаются со страниц книг, экранов телевизоров, театральных сцен в квартиры и становятся действующими лицами в сюжетно-ролевых представлениях.

Воспитатели в детском саду зачастую используют дидактические игры, предлагая дошкольникам виды сюжетов, в которые включены элементы обучения правилам поведения в обществе. Такие занятия позволяют быстрее усвоить социальные отношения, характерные для взрослого мира, выработать правильную реакцию на различные ситуации. К примеру:

  • Поиграв в больницу, дети перестанут бояться врачей. Занятия в школе «понарошку» дадут представление о взаимодействии учителя и ученика, правилах поведения на уроках, помогут преодолеть страх перед преподавателем.
  • Вести себя правильно за столом научит игра, действия которой происходят в кафе. Также это развлечение даст знания о том, как красиво сервировать стол и пользоваться незнакомыми приборами.
  • Покупая товары в импровизированном супермаркете, малыши смогут сделать это в настоящем магазине, а также поймут в чем состоит профессия продавца и узнают названия многих продуктов.
  • Изучить правила поведения на улице, познакомиться со светофором, легче в игровой форме, поделив роли инспектора ГИБДД и пешеходов между детьми старшей группы.

Социализация детей — это важная задача, которую легко решить с помощью игровых занятий, но их влияние на ребенка намного глубже. Более детально ознакомится с игрушками по сюжетам сказок можно в соответствующем разделе сайта.

Организация

Организация ролевой игры также предполагает, что методика взаимодействия игроков может отличаться, в зависимости от возраста. Так, на старших отрядах можно моделировать деятельность во время сражений, медицинских операций и прочее. Для младших ребят характерна такая особенность, что их геймплей во многом квестовый, т.е. подразумевает линейное прохождение заранее подготовленных мастерами событий. Средний возраст может осуществлять любую игровую деятельность, если видит прямую мотивацию к действию. Все это условности, но мастера всегда учитывают возрастные особенности участников своих игр.

Важным элементом в подготовке к деятельности на ролевой игре является этап создания роли. Старший возраст может быстро адаптироваться к игровым условиям и погрузиться в жизнь своего персонажа, даже если та насчитывает несколько листов личной вводной. Основной способ заинтересовать младших ребят – продемонстрировать вид игрового процесса воплоти, чтобы участники могли прочувствовать, чем им может быть интересна ролевая игра. Так, в Нити Ариадны перед началом сюжетно-ролевого взаимодействия участники смены играют в так называемые малые ролевые игры. Они направлены на то, чтобы каждый ребенок смог потренироваться в отыгрыше своей роли, а также понять, что из себя представляет ролевая игра сама по себе.

Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования.

Ирина Куликова

Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования.

Источник: Краснощекова Н. В.

Сюжетно-ролевые игры

для детей дошкольного возраста.

У дошкольников старшей группы развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду. Изменение тематики связано с расширением их источников. Дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, а также повседневной жизни. Для этого возраста наша задача заключается в том, чтоб показать, как роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. Воспитатель чаще берет дополнительную роль на себя. Постепенно подводит детей к более сложным изменениям знакомого сюжета, затем к придумыванию новых сюжетов.

У детей возрастает требовательность к качеству выполняемой роли. Основная задача руководства играми – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен постоянно обогащать содержание игр. Целесообразно использовать детскую литературу.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшей группы

Игра 1. «Семья»

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия)

.Игровой материал: Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты
(передники, косынки, музыкальные инструменты, предметы — заместители)
.

Игровые роли: дедушка, внуки, мама, папа, брат, сестра.

Игра2. «Магазин»

Цель: Способствовать возникновению игры, объединению серии магазинов в один (книжный, овощной, одежды)

.

Игровой материал: Строительный материал. Игрушки, муляжи, касса, зеркало, витрины, куклы, кошельки, предметы-заместители, ширмы.

Игровые роли: продавцы, кассир, покупатели, шофер.

Игра «Путешествие»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.

Игровой материал: Строительный материал. Технические игрушки — заводные машины, карта, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки»

, набор игрушечных животных и птиц, предметы — заместители.

Игровые роли: Полицейский, начальник порта, кассир, продавец, капитан, дежурный, боцман, врач, матрос, пограничники,

Игра «Завод»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры.Закрепление знаний о разных видах транспорта :наземном, водном, воздушном. Расширение знаний о работе водителей, моряков, летчиков. Ознакомление ребят с работой автовокзала, речного вокзала, железнодорожного вокзала., аэропорта. Расширение знаний о рабочих профессиях.

Игровой материал: Строительный материал.Технические игрушки: заводные машины, автобусы, катера, теплоходы, самолеты, вертолеты, поезда, предметы-заместители.

Игровые роли: шофер, пассажир, строитель, инженер, механик, техник, бензозаправщик, мойщик, диспетчер пульта.

Игра «Летчики»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закреплять знания о воздушном транспорте. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомство ребят с работой аэропорта.

Игровой материал: Строительный материал. Игрушка — самолет, пропеллер, крылья, куклы, предметы — заместители, элементы одежды, форма летчика.

Игровые роли: летчик, стюардесса, контролер, пассажиры.

Игра «Российская Армия»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое- воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов моряков в родном городе (поселке)

. Расширение представле6ний
детейо типах военных кораблей: подводная лодка. Крейсер, ракетный катер, авианосец, танк десантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.
Игровой материал: Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки, шлемы, предметы-заместители.

Игра «Строительство»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителей.

Игровой материал: Строительный материал, каска, предметы-заместители, набор техники.

Игра «Медицинский центр – Поликлиника — Больница»

Цель: Раскрытие деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал: ширмы, набор «Кукольный доктор»

, набор кукол, предметы — заместители, медицинский халаты.

Игровые роли: воспитатель, кассир, контролер, уборщица, ветеринар

Игра «Почта»

Цель: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детейо разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.

Игровой материал: ширма, сумка почтальона, открытки, почтовый ящик. Детские журналы, кошельки, карандаши, конверты, плащ.

Игра «Библиотека»

Цель: Побуждать детей создавать сюжет игры, развивать интерес к труду библиотекаря. Воспитание бережного отношения к книгам.

Игровой материал: книги, формуляры, карандаши, карточки, полочки.

Игровые роли: библиотекарь, читатели.

Игра «Завод»

Цель: Формирование трудовых умений, представлений о профессиях рабочих на нашем заводе (фабрике, развитие творческого воображения. Воспитание интереса к профессиям своих родных.

Игровой материал: наборы машин, трубы, пропуска, строительные наборы, халаты, каски, рукавицы, набор коробок.

Игровые роли: директор завода, механик, рабочий, шофер,

Игра «Театральная студия»

Цель: Формирование положительных взаимоотношений в игре.

Игровой материал: ширма,игровые атрибуты: деньги, билеты, кошельки, таблички «Касса»

,
«Театр»
, наборы разных видов театра
(набор мягких игрушек, набор масок.)
Игра «Зоопарк»

Цель: Формирование умений творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.

Игровой материал: самоделки, наборы животных, строительный набор, природный материал, бросовый материал.

Игра «Парикмахерская-Салон красоты»

Цель: Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера, визажиста, .

Игровой материал: предметы-заместители, реальные предметы (расчёски, бигуди, кисточки, флаконы, зеркало, набор «Детский парикмахер»

, журналы, ширма.

Игровые роли: Парикмахер (мастер, кассир, клиенты, уборщица.

Значение сюжетно-ролевой игры

Независимо от того какие виды сюжетно-ролевых игр предпочтет ваше чадо, они помогут ему подготовиться к переходу на более высокую ступень развития. Такого рода забавы не только увлекают и развлекают, они:

  • Учат соблюдать правила. Детям сложно делать то, что не хочется. Само собой желание следовать правилам не появится. Этому научат сюжетно-ролевые игры, ведь их сущность и состоит в соблюдении норм поведения. Осваивая жизнь взрослых, дети начинают понимать их моральные принципы, мотивацию и цели деятельности. Кроме того, у ребятишек формируется положительное отношение к жизни людей, их поступкам, правилам поведения в обществе.
  • Формируют эмоции. Ребенок отличает фантазию от действительности, это подтверждают его слова «понарошку», «взаправду», «как будто», однако это не мешает ему переживать настоящие эмоции. Игровые занятия выявляют и формируют чувства детей. Представляя себя мамой «маленького ребеночка», которого изображает кукла, девочка не просто повторяет за родителями определенные манипуляции, а любит его по-настоящему. Когда ребенок выступает в роли героя, выполнившего важное задание, он испытывает чувство гордости, ответственности за порученное дело. Эти переживания оставляют глубокий след в сознании, формируют эмоциональный мир малыша.
  • Развивают интеллект. В процессе игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте пробуждается интерес к жизненным событиям, профессиональным занятиям взрослых, появляются любимые герои, которым они стремятся подражать. Зачастую забава не ограничивается одним днем, ее повторяют неоднократно. При этом сюжет обрастает новыми деталями и подробностями. Благодаря этому, мышление детей становится целенаправленным и переходит на более высокую ступень развития.
  • Тренируют воображение. В любой детской забаве присутствует импровизация. Заранее придуманный сюжет наполняется непредсказуемыми поворотами: пойманный вражеский лазутчик оказывается «своим», белые медведи в Арктике очень хотят кушать, а принцессе, собирающейся на бал, срочно требуется нанести макияж. Развитие воображения сказывается на включение в процесс комбинаций из различных жизненных ситуаций, элементов из сказок или театральных постановок.
  • Расширяют словарный запас. Между речью и игрой есть двусторонняя связь. С одной стороны — развлечение развивает и активизирует речь, с другой — увеличение словарного запаса делает сюжет более интересным. Ребенок словом обозначает свои действия, что позволяет ему их осмысливать, дополнять, выражать мысли и чувства. Особенно значительно развитие словарного запаса в «режиссерских» постановках, где приходится говорить за всех героев по-очереди.

Сюжетно-ролевые игры начинают интересовать малышей примерно с трех лет. В этом возрасте детишки уже могут пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и согласно придуманному сценарию. Чем раньше они начнут примерять на себя разные образы, тем быстрее будут развиваться и обогащать свои занятия. Можно увидеть, как меняется сложность развлечений по мере взросления детворы. Больше информации об игрушках и их роли в жизни детей читайте в нашей новой статье.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]