Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста


Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Основными требованиями дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Среди средств развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование, направленное на удовлетворение потребности ребенка в новых впечатлениях, являющееся основой возникновения деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Развиваясь как познавательно-исследовательская деятельность, направленная на познание качеств, свойств объектов окружающей действительности, их преобразование, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, пробуждению любознательности, дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы, и является актуальной проблемой современного дошкольного образования и воспитания. В ходе экспериментирования создаются т кие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином физическом законе, явлении.  

Представляю Вам картотеку опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста, которую можно использовать в своей педагогической деятельности.

К


артотека опытов и экспериментов

Тема: «Волшебный магнит».

Раздаточный материал

: магниты; предметы из разных материалов – металла, резины, дерева, пластмассы, бумаги; скрепки канцелярские.

Предварительная работа.

Беседы о материалах, их свойствах.

ХОД:

Показываю детям магнит.

Воспитатель:

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

— Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. (Дети проходят и садятся за столы)

Важное дело – эксперимент! В нем интересен нам каждый момент.

У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла.

— Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. (Разделите на две группы, в одну тарелочку положите те предметы, которые притягиваются к магниту, а в другую – нет). Дети делают вывод, какие предметы притягивает магнит, какие нет.

— Женя, скажи, какие предметы притягиваются к магниту? Из чего они сделаны? Значит, они какие? (металлические). — Аня, а какие предметы не притягиваются к магниту? — Пластмассовая ложка к магниту не притянулась, ластик – тоже, деревянный кубик – не притянулся, бумажная игрушка тоже не притягивается. Значит, магнит притягивает только металлические предметы.

Каждому ребенку выдается листок с изображением различных предметов вокруг магнита: иголка, скрепка, шишка, кнопка, чашка, катушка ниток и т.д. Ребенок должен провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает. (Уточняем, что же получилось).

Показываю детям заводные игрушки, утенка и лягушку, но завести их не могу, т.к. ключ случайно падает в тазик с водой. Условие: заведет игрушки тот, кто сможет достать ключ, не намочив рук. Воду сливать нельзя, потому что негде будет плюхаться утенку и лягушонку (ключ достаем при помощи магнита) — эксперимент повторяем два раза.

Вспомнить с детьми сказку «Золушка», где злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. Кто ей помог? (Птички). А сейчас злая мачеха перемешала гречку с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку, птицы помочь в этот раз не могут, боятся сломать клювики. — Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (При помощи магнитов). Все дети берут магниты и выбирают шурупы, гайки. (Встают вокруг стала, на котором находится поднос с крупой). Дети садятся за столы.

Воспитатель:

-Я волшебница и могу двигать предметы, не касаясь их руками.

Под столом вожу магнитом – двигается ключ. А другой вожу сверху, над ключом. Если дети догадались, предлагаю им сделать тоже самое с другими металлическими предметами.

Делаем вывод: магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни пластмасса, ни другие преграды. — Хотите побыть волшебниками? (Показываю, как из скрепок можно сделать длинную цепочку – из 4-5 штук). К магниту притягивается скрепка к этой скрепке – другая скрепка и т.д. пока держатся. Предлагаю посоревноваться, у кого получится длиннее цепочка.

ООД – опыт в старшей группе.

Тема: «Снег и лед».

Цель

: познакомить детей с физическими свойствами льда и снега; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы; активизировать словарь, вводя слова: снегопад, оттепель.

Оборудование:

два стакана: со льдом и со снегом, картинки с изображением снега и льда, картинки с изображением зимних забав.

ХОД:

Воспитатель:

-Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой и чем отличаются снег и лед.

Опыт №1

. «Определение цвета».

Какого цвета снег? (белый) Какого цвета лед? (бесцветный). Если дети называют белый, голубой, серый, то надо показать им эти цвета для сравнения.

Опыт №2

. «Определение прозрачности».

Воспитатель кладет на цветную картинку кусок льда и комок снега. Предлагает сравнить, где видно картинку, а где – нет. Дети делают вывод: под снегом не видно, а подо льдом – видно. Значит лед прозрачный, а снег – нет. Минутка отдыха: дети имитируют движения катания на лыжах, игру в снежки.

Опыт №3

. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканчиках. Что с ними случилось пока мы играли ? (Они растаяли) правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит снег и лед образуются из воды под действием мороза. Вывод: давайте теперь объединим все, что мы узнали. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. Лед – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду. А что общего между снегом и льдом? Снег и лед образуются из воды под действием мороза. Молодцы, наш эксперимент подошел к концу. На прогулке дети еще раз исследуют снег и лед.

Раздел «ФИЗИКА»

Опыт. « Холодный кипяток».

Цель:

заставить воду закипеть от одного прикосновения. Материал: носовой платок, чистый стакан с гладкими стенками, аптечная резинка.

Ход:

Действия, выполняются вместе сдетьми.

— Смочить носовой платок водой и выжать ;

— доверху наполнить стакан водой;

— закрыть стакан платком и закрепить резинкой, обернув вокруг стакана;

— пальцем продавить платок посередине так, чтобы его середина на 2-3 см окунулась в воду;

— поднять стакан и, удерживая его за дно, перевернуть вверх дном;

— взять стакан второй рукой под свисающим платком и держать стакан.

Здесь одна рука будет поддерживать платок, а свободный конец будет падать на руку. Свободной рукой толкните дно стакана.

Итог:

вода не выливается из стакана. Кажется, что она закипела. Вывод: вода не просачивается сквозь платок, потому что маленькие пустоты в ткани уже заполнены водой. Мы подталкиваем стакан вниз. Ткань прогибается наружу. Из-за этого в стакане образуется вакуум, воздух проталкивается сквозь платок. В воде образуются пузырьки воздуха, из-за чего она кажется кипящей.

Опыт. «Тонет – не тонет?»

Цель:

продемонстрировать, что соленая вода плотнее пресной воды.

Материал:

соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.

Ход:

— налить воду в стакан и опустить в него яйцо с помощью ложки;

Итог:

яйцо тонет.

— налить воду в другой стакан и добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;

— опустить яйцо в этот стакан.

Итог

: яйцо не тонет, а плавает. Почему? В пресной воде яйцо тонет, т.к. оно плотнее, чем вода. В соленой воде яйцо плавает, т.к. соленая вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.

Вывод:

плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.

Опыт. «Лед – твердая вода».

Цель:

познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым.

Материал:

кубики льда разных размеров (большие и маленькие), прозрачные стаканчики по два на каждого ребенка.

Ход:

— в один стакан положить большую льдинку, а в другой – маленькую. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? Какой кубик растает быстрее?

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Итог: в каждом стаканчике появилась вода.

Вывод

: лед – это тоже вода, но в твердом состоянии.

Опыт. «Воздух».

Цель:

продемонстрировать, что воздух занимает место. Материал: банка с широким горлышком, стакан.

Ход

:

— перевернуть стакан вверх дном и медленно опустите его в банку с водой. Стакан нужно держать прямо. Попадет ли вода в стакан? Итог: вода в стакан не попадает. Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт «Воздух имеет вес».

Цель

: показать, что воздух имеет вес.

Материал:

весы, два воздушных шарика. Ход: — положите на чаши весов один надутый шарик и не надутый. Итог: чаша с надутым шариком перевесит.

Вывод:

воздух имеет вес.

Опыт «Воздух при нагревании расширяется».

Цель:

доказать, что воздух при нагревании расширяется.

Материал:

пластмассовая бутылка, шарик, миска с горячей водой.

Ход:

— поставьте пластмассовую бутылку в холодильник на несколько часов;

— когда она охладиться, наденьте на горлышко не надутый шарик;

— затем поставьте бутылку в миску с горячей водой.

Итог:

шарик сам начнет надуваться. — теперь опять поставьте бутылку в холодильник.

Итог:

шарик при этом спустится. Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Опыт «Волшебная рукавичка».

Цель:

выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материал:

магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом.

Ход

:

— продемонстрировать детям фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки.

— предлагают детям взять предметы из других материалов (дерево, стекло, ткань, бумага)

– рукавичка перестает быть волшебной.

— дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют его применить.

Вывод

: магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт «Магнетизм».

Цель

: выявить прохождение магнитных сил через воду и стекло.

Материал

: магнит, стеклянный сосуд, вода, скрепка.

Ход:

— в кувшин с водой бросить скрепку;

— прислонить магнит к кувшину на уровне скрепки и медленно перемещать его по стенке кувшина вверх.

Итог:

скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх.

Вывод:

магнитная сила проходит через стекло и воду.

Опыт «Как увидеть «молнию»?

Цель:

выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал:

кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Ход

:

— сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают надутым воздушным шариком;

— подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань.

Итог:

появился треск.

Вывод: при натирании ткань наэлектризовалась, появление треска – проявление электричества.

Опыт « Осьминожка».

Цель:

расширить представление детей об электрических зарядах.

Материал:

лист бумаги, ножницы, кусок меха.

Ход

:

— разрезать бумагу на 8 полосок, не дорезая до края 4-5 см. поднять осьминожку, свернув неразрезанную сторону колечком.

Итог:

ножки висят вниз.

— на столе натереть осьминожку кусочком меха, проводя мехом по ходу ножек;

— поднять осьминожку, свернув неразрезанную сторону в колечко.

Итог

: ножки растопырились колоколом.

— засунуть свободную руку внутрь этого колокола.

Итог:

щупальца обхватили руку.

Вывод:

от трения на всех ножках образовались одинаковые электрические заряды. Когда свернули осьминожку, то отрицательно заряженные щупальца оттолкнулись друг от друга и растопырились колоколом. Когда поместили внутрь руку с положительным зарядом, то отрицательно заряженные щупальца притянулись к ней.

Раздел «ХИМИЯ»

Опыт «Прозрачный – непрозрачный».

Цель

: узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества и свойства.

Материал

: стеклянные стаканчики, окрашенная вода, камень.

Ход:

— налить в стеклянный стакан окрашенную воду; — опустить в него камень; Итог

: камень видно.

Вывод

: стеклянный стаканчик – прозрачный.

Опыт «Волшебные монетки».

Цель:

узнавать предметы из металла, определять его свойство теплопроводности.

Материал

: несколько монеток.

Ход:

— предложить одному ребенку сжать в руке одну из монет и, немного подержав, положить ее на стол рядом с другими.

— другой ребенок, потрогав все монетки, должен определить, какую держали в руке.

Итог:

какая самая теплая, ту и держали в руке.

Вывод:

металл быстро нагревается и сохраняет тепло.

Раздел «АСТРОНОМИЯ».

Опыт «Звездные часы».

Цель

: узнать, почему звезды двигаются по ночному небу.

Материал

: черный зонт, белый мел.

Ход:

— мелом нарисовать созвездие Большой Медведицы на одной части внутренней стороны зонта;

— поднять зонт над головой;

— медленно вращать зонт против часовой стрелки.

Итог:

центр зонта остается на одном месте, а звезды двигаются вокруг. Почему? Звезды в созвездии Большой Медведицы совершают кажущиеся движения вокруг одной звезды – Полярной – как стрелки на часах. Мы видим вращение звездного неба, но это нам только кажется, поскольку вращается наша Земля, а не звезды вокруг нее.

Вывод:

ось вращения Земли направлена к Полярной звезде, и поэтому кажется, что звезды вращаются вокруг нее.

Опыт «Прямо или по кругу?».

Цель:

установить, что удерживает спутники на орбите.

Материал:

бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик.

Ход:

— взрослый предлагает решить задачу: что произошло бы со спутником (Луной), если бы планета его не притягивала.

— разрезают бумажную тарелку пополам и используют одну половину;

— помещают в нее шарик, ставят на стол и слегка наклоняют, чтобы шарик быстро покатился по выемке в тарелке.

Итог:

шарик скатывается с тарелки и удаляется от нее.

Вывод:

предметы двигаются по прямой, если на них не действует сила.

Луна тоже удалилась бы от Земли по прямой, если бы земное притяжение не удерживало ее на круговой орбите.

Правила безопасности

Но если вы планируете проводить более сложные опыты, например, с использованием спичек, газовой горелки, химических реактивов — обязательно следуйте правилам безопасности:

  • надевайте и на себя, и на ребёнка необходимые средства защиты: перчатки, маску, халат, очки;
  • расскажите ребёнку, что никогда нельзя наклоняться к потенциально опасным реактивам или к огню слишком близко, и сами всегда следуйте этому правилу — такая предусмотрительность поможет избежать ожогов и других травм;
  • накройте стол или другую рабочую поверхность материалом, который защитит мебель от повреждений.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]