Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Волшебный мир звуков»


Мой детский сад

Выполнила: учитель – логопед высшей категории Дельман Евгения Васильевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад N 65» г. Находка.

Звуковая культура речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полно ценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Самым распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешение их – этап дифференциации.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами. Продолжительность занятия колеблется от15 до 30 минут в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчинённых общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться воспитатель), содержание (игры, упражнение и т.п.) и заканчивается подведением ребёнком итога по вопросам воспитателя.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны, Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т.д.) методы и приёмы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учётом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка. Я предлагаю несколько занятий по звуковой культуре речи для детей старшей группы.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [й] в активно речи».

Цель:

  1. Закреплять навыки правильно произносить и различать звук [й].
  2. Отрабатывать умение удерживать нужные позы при произнесении звука [й]: а) губы приближены к зубам; б) зубы на расстоянии 2- 3 мм; в) кончик языка с силой упирается в нижние резцы, спинка языка поднимается к средне части нёба и образует узкую щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха; г) мягкое нёбо поднято и прижато к заднее стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
  3. Развивать память, внимание, мышление, фонематический слух.

Материал:

  1. Картинки: попугай, улей, сайка, майка, лейка, зайка, йод, Незнайка.
  2. Зеркала на каждого ребёнка.

Ход занятия.

  1. Сообщение цели.
  2. Воспитатель вносит большого медведя. «Дети, какой большой медведь – ой, ой, ой!» (Дети повторяют). «Какие у медведя грязные лапы – ай, ай, ай!» (Дети повторяют).
  3. Какой второй звук в словах: ай, ой? (Какой одинаковый звук в словах: ай, ой?) Произнести звук й, посмотрев в зеркало.
  4. Что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [й]? Как выходит воздух, когда произносим звук й? Есть ли голосок в горлышке, когда мы произносим звук [й]?
  5. Какой это звук? (согласный, звонкий, мягкий). Докажите, почему звук Й согласный, почему этот звук звонкий.
  6. Дидактическая игра «Без ошибки повтори».

Ай – ой – уй – ый и т.д.

Физминутка:

Ну-ка зайка, поскачи, поскачи, Лапкой, лапкой постучи, постучи, Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни, отдохни. Прыгать снова начинай! Быстро к ёлочке беги И скорей назад скачи.

Назовите слова со звуком [й], которые встречались в нашей физминутке.

Скажи, где находится звук [й] в этом слове: в начале, в середине или в конце. Я раздала вам картинки, рассмотрите их внимательно и зачеркните картинки, в названии которых нет звука [й]. (карточки на каждого ребёнка). Мишка принёс картинки. Дидактическая игра «На картинку посмотри, её верно назови». Назвать, где находится звук [й] в слове. Можно предложить составить предложения по этим картинкам. Дидактическая игра «Запомни, повтори» – воспроизведение ряда слов (балалайка – скамейка – кофейник).

Выучить потешку:

Холода не бойся, Сам по пояс мойся.

Дидактическая игра: «Измени слово».

Заяц – зайка. Осень – осенний. Лето – летний. Зима – зимний. Весна – весенний. Зелень – зелёный. Синева – синий и т.д.

Итог занятия:

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Назовите слова со звуком [й] в начале, в середине и в конце слова. (предложить картинки).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [л] в активной речи детей.

Программное содержание:

  1. Закрепить навыки правильно произносить и различать звук [л].
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы в улыбке, зубы видны; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами); г) участвует голос. Положив тыльную сторону руки к горлу, мы ощущаем вибрацию голосовых связок; д) если у ребёнка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляции, то надо вызвать у таких детей [л] межзубное, при этом меняется лишь положение языка – широкий кончик языка зажимается зубами. Такой звук закрепляется в словах и играх, Когда ребёнок хорошо говорит л межзубное, то надо предложить ему перевести язык за верхние зубы, с чем обычно дети легко справляются.
  3. Развивать внимание, мышление, память, фонематический слух.

Материал:

  1. Картинки к упражнениям.
  2. Зеркала на каждого ребёнка.
  3. Картинки: лампа, ласточка, ландыш, юла, пила, халат, лошадь, ложка, лук, лужа, луна, тулуп, желудь, голубь, малыш, вилы, бокалы, столы, клубок, клубника, пенал, волк, флакон, плот, слон, клумба, булка, бутылка, ёлка, сёл, дятел, козёл, индюк.

Ход занятия: Сообщение цели Загадка: Характер мой гадкий, Я вырос на грядке. Куда ни приду Всех до слёз доведу. (Лук). С какого звука начинается слово лук? Сказка «Весёлого язычка». Однажды Язычок сидел дома. Открыл он свой домик и стал смотреть во двор. На дворе важно гулял большой индюк, а Вова его дразнил (показ картинки). Он махал перед индюком красным флажком. Вдруг индюк надулся и сердито заклокотал: «бл-бл-бл» (воспитатель показывает клокотанье индюка: надувая щёки, быстро делает лакательные движения с включением голоса), Вова испугался индюка и убежал. Попробуйте вместе со мной поклокотать.

Артикуляция звука.

«Попробую я тоже спеть песенку индюка» – сказал Язычок. Он надул щёки, забегал взад-вперед и заклокотал, как индюк: «бл-бл-бл». Потом Язычок перестал бегать, надул щёки, крепко прижал широкий хвостик к верхней дверке и звонко запел: «л-л-л». Эта песенка похожа на песенку индюка, сказал Язычок, Такая песенка слышится в речи людей, Она звучит твёрдо.

Споём вместе «л-л-л» и посмотрим в зеркало, что делают губы. Зубы, язычок, когда мы произносим звук л. Как проходит воздух, когда произносим звук л? Есть ли в горлышке голосок, когда произносим звук л? Закрепление произношения звука л в играх «Пароход» и «Самолет летит». Какой звук л? (Согласный, звонкий, твёрдый). Почему звук л согласный? (Потому что воздух не проходит свободно, встречает преграду язычок). Почему звук л звонкий? (потому что в горлышке есть голосок). Дидактическая игра «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши на звук л. Выделение звука [л] среди звуков. Р, н, л, р, л, л, й и т.д.

Дидактическая игра «Без ошибки повтори».

Ла-ло-лу, лу-ло-лы, лы-ла-ло, клу-клы-кла, пла-плу-плы, сла-сло-слу и т.д.

Дидактическая игра «Что я видел?»

На числовую лесенку воспитатель ставит 4-5 картинок (лампа, ласточка, ландыш, юла). Вызванный ребёнок смотрит и говорит в каком, порядке стоят картинки, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лампу, ласточку, ландыш, юлу. Дети проверяют, правильно ли он назвал. Потом педагог вызывает другого ребёнка и меняет порядок картинок. Можно постепенно заменять одни картинки другими.

Физминутка.

Дети садятся на пол друг за другом и гребут вёслами. Ла-ла-ла, ла-ла-ла, лодка весело плыла. Ло-ло-ло, ло-ло-ло, поднимаем мы весло. Лы-лы-лы, лы-лы-лы, наши песни всем слышны. Дидактическая игра «Я начало, ты словечко». Ла – лапа, лу –лужа, лы – лыко и т.д.

Дидактическая игра «Пила».

Дети парами взявшись руками крест-накрест, «пилят дрова», декламируя в такт движениям:

Запилила пила, Отпилила кусок, Наскочила на сучок, Лопнула и стала, Начинай сначала.

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Заучить:

Мышка весело жила, На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, Но всё мышке было мало.

Итог занятия.

  1. Какой звук мы учились правильно произносить?
  2. Что вы узнали про звук [л]?
  3. Назовите слова, где звук [л] в начале, в середине, в конце слова (выставлены картинки).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [ж] в активной речи детей».

Цель:

  1. Закрепить правильное произношение звука ж изолированно, в слогах словах, во фразе.
  2. Отработать правильное положение органов артикуляции для хорошего произнесения звука ж: а) губы округлены и слегка выдвинуты вперёд; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат; г) посередине языка идёт не сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту; д) участвует голос.
  3. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки: жаба, жакет, жасмин, пижама, ежата, медвежонок, жук, ежевика, дождик, желудь, лыжи, ножи, одежда.
  3. Картинки для упражнений.

Ход занятия:

  1. Сообщение цели.
  2. Загадка Жу-жу, жу-жу, Я на вешке сижу, Букву «ж» всё твержу. Зная твёрдо букву эту, Я жужжу весной и летом.
  3. Какой звук поёт жук? С какого звука начинается слово жук?

Дидактическая игра «Улей».

Дети – пчёлы жужжат сначала громко, а потом затихают, произносить звук ж перед зеркалом.

Артикуляция звука. Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук ж? Как проходит воздушная струя? (Воздух не проходит свободно, встречает преграду – зубы, язык) – значит этот звук согласный.

Звонкий или глухой этот звук? (Звонкий потому, что в горлышке работает моторчик). И этот звук всегда твёрдый.

Какой звук ж? (согласный, звонкий, твёрдый).

4. Дидактическая игра «Телеграф» (повторить слоговую таблицу)

Жа-жо-жу-жи, жда- ждо- жду- жди и т.д.

5. Назови картинку, назови, где находится звук ж? (в начале, в середине или в конце).

6. Дидактическая игра «Измени слово». (измени слово так, чтобы появился звук ж. Сапог – сапожок, луг, утюг, шаг, флаг, снег, долг.

Физминутка:

На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь Низко-низко наклоняюсь.

Назовите слова со звуком ж, которые встречались в физминутке.

7. Дидактическая игра «Кому, что нужно?»

Ножницы нужны девочке, Где находится звук [ж]в слове ножницы? Кому нужны лыжи, ежи, медвежата, одежда, пижама? (Определить позицию звука ж в этих словах). Предложить назвать со словом еще (этот медвежонок низкий, а этот ещё ниже), слова – близкий, узкий, молодой (аналогично).

8. Работа с текстом.

Заучить потешку: Жук упал, и встать не может, Ждёт он, кто ему поможет.

9. Дидактическая игра: «Жуки».

Дети изображают жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят: «Я жук, я жук, Я тут живу, Жжужу, жужжу». По сигналу воспитателя «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж…». По сигналу «дождь» «жуки» летят в домишки (на стулья). Итог занятия. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Что вы узнали про звук [ж]? Какой он? Назовите слова, в которых звук [ж]в начале, в середине, в конце слова.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [ч] в активной речи детей».

Программное содержание:

  1. Закрепить правильное произношение звука[ ч]
  2. изолированно, в слогах, в словах, во фразе.
  3. следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед; б) зубы на расстоянии 2мм; в) широкий кончик языка ударяется в передний край нёба; г) посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесённой ко рту; д) если у ребёнка звук ч не получается, надо при описанном выше положении органов артикуляции говорить слитно тш, всё, убыстряя темп, пока не получится хороший звук [ч].

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Куклы Тонечка, Валечка, Анечка, Леночка, Лидочка.
  3. Картинки: тачка, бабочка, удочка, девочка, квочка, мяч, ключ, меч , печка, яичко, чайник, чайка, чашка, бычок, паучок, печенье, качели.

Ход занятия:

Сообщение цели.

Загадка.

Закипит, исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит: -Эй, сними меня! – кричит (чайник).

С какого звука начинается слово чайник?

Артикуляция (с зеркалом).

Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук ч?

Как воздух выходит изо рта?

Есть ли в горлышке голосок?

Какой это звук? – согласный. Почему звук ч согласный? (потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок). Звук ч глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.

Дидактическая игра «Поезд». Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он даёт сигнал отхода поезда: «У-у-у…». Поезд поехал. Дети, делая движения руками, произносят «ч-ч-ч…». По сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается и дети замолкают. Потом выбирается новый машинист и игра продолжается.

Дидактическая игра «Телеграф».

Воспроизведение слоговых рядов Ач-оч-уч-ич. Ча-чо-чу-чи. Чня-чнё-чню-чни и т.д.

Выделение звука [ч]. Дидактическая игра «Поймай звук».

а) в слогах: ча, тя, ач, ти, ать, ся, чм, ись, си, ти,ить и т.д. б) в словах: ситец, чаша, гречиха. Петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо.

Работа со словом.

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Подушка – подушечка, кувшин, палец, избушка, птица, шапка, ваза, утка, вода и т.д.

Физминутка.

Чики-чики-чикалочки Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Петушок на будочке. Зайчик на тачке. Мальчик на собачке.

Назовите слова со звуком [ч], которые встречались в нашей физминутке.

Дидактическая игра «Чудесный сундучок».

Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём много лежит интересного. Каждый может узнать, что в нём лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок. Дети по очереди достают из сундучка картинки и называют их.

Работ с фразой.

Дидактическая игра «Угостим кукол чаем».

Дети дают куклам ласковые имена: Танечка, Валечка, Анечка, Манечка.

Воспитатель предлагает детям налить чай из чайника в чашки.

Я взял чайник и налил чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье.

Что делал Саша?

Налил Танечке в чашку чай из чайника, Дал ей печенье.

Заучить потешку.

Чащи чаще в нашей пуще, В нашей пуще чащи чаще.

Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно произносить? Какие слова со звуком [ч] вы запомнили, где находится этот звук?

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [щ] в активной речи детей.

Программное содержание:

  1. Закрепление правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах, во фразе.
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы в легкой улыбке, зубы видны; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка поднят к альвеолам; г) посередине языка идёт сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту; д) если у ребёнка звук [щ] не получается, надо при открытом рте поднять широкий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская его, длительно произносить шь-шь-шь, получится звук [щ]. Или при том же положении органов артикуляции слитно произносить [шч].
  3. Развивать внимание, мышление, фонематический слух.

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки: щавель, щёки, щит, лещи, ящик, овощи, щенок, лещ, вещи, плащ, щука.
  3. Картинки для упражнений.

Ход занятия.

Сообщение цели

Загадка:

Полосатая злодейка, Съест любого малыша – Пескаря, плотву, уклейку, Не проглотит лишь ерша. (щука). С какого звука начинается слово щука?

Дидактическая игра «Кто наблюдательный?»

Артикуляция: предложить детям произнести звук [щ] и посмотреть в зеркало. Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук[ щ]? Как проходит воздух, когда произносим звук [ щ]? Есть ли голосок в горлышке? Какой звук [щ] (согласный или гласный)? Звук [щ] согласный потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду зубы и язык. Почему звук [щ] согласный? Звук [щ] звонкий или глухой? Звук [щ] глухой потому, что в горлышке нет голоска.

Дидактическая игра «Разведчики»(хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [щ]из ряда звуков): ч, щ, ш, ж, ч, щ, щ, и т. д.; из ряда слогов: ча, щу, шу, жи и т.д.; из ряда слов: щенок, стол, вещи, врач, щенок, шапка, клещи, честный, шоколад, ищейка.

Работа со слогами.

Дидактическая игра «Без ошибки повтори»

Ща-щу-ще, Ща-щи-ще, Ащ-ощ-ущ-ыщ и т.д.

Физминутка:

Щука в омуте жила, Щеткой мела, Щи готовила гостям, Угощение лещам.

Работа со словами.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

На доске вывешиваются по четыре картинки со звуком [щ]. Появляется гном и убирает картинку. Дети закрывают глаза. Ребёнок должен назвать убранную картинку и назвать, где находится этот звук в данном слове.

Дидактическая игра «Разведчики». Воспитатель прячет картинки : щетку, щепку, щенка, ящик, клещи в разных местах комнаты. Для поисков выделяют группу «Разведчиков», каждый должен принести найденный предмет и назвать его. Когда разведчик принесёт предмет и назовёт предмет, можно повторить с детьми название предмета хором. А потом попросить повторить тем детям, которым надо закрепить этот звук в речи.

Работа с фразой.

Составление предложений по картинкам (щука, клещи, щётка, щенок).

Например: Мне нужны клещи, поспеши их отдать.

Заучивание чистоговорки.

Щёголь щетку уважает, Щёткой щёголь пыль счищает. Если вещь не вычищать Не в чем будет щеголять.

Итог занятия.

Какой звук мы учились сегодня правильно произносить?

Назови слова, в которых звук [щ] в начале, середине, в конце слова (выставлены картинки)

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [р] в активной речи».

Программное содержание:

  1. Закрепить навыки правильно произносить и различать звук р.
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы находятся в положении следующего гласного; б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров; в) кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует: г) посередине языка идёт сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту.
  3. Развивать память, внимание, мышление, фонематический слух.

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки со звуком р.

Ход занятия.

Сообщение цели.

Загадка: Это что за зверь таёжный Полуночный любит мрак. И, как все на свете кошки Ненавидит злых собак! (Тигр).

Как рычит тигр?

Артикуляция звука [р].

Язычок сидел в своём домике. Ему захотелось научиться петь песенку мотора самолёта. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел «р-р-р». Бумажка отклонилась (показ), язычок подставил пузырёк и опять запел: «р-р-р». Ветерок в пузырьке загудел (показ). Язычок обрадовался и сказал: «Вот я и научился петь песенку мотора самолёта. Ведь это самая трудная песенка».

Что делают губы, зубы, язычок, когда произносим звук р? Как проходит воздух, когда произносим звук [р]? Есть ли голосок? Какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый). Почему звук р согласный? Почему этот звук звонкий?

Дидактическая игра «Телеграф».

(повторить слоговую таблицу).

Ра-ро-ру, бра-бро-бру, Ро-ру-ры, бро-бру-бра, Ор-ур-ыр, бру-бра-бро, Ир-ар-ор, бры-бро-бра и т.д.

Физминутка:

«Вороны»

Вот под ёлочкой зелёной Скачут весело вороны Кар-кар (громко) Целый день они кричали Спать ребятам не давали, Кар-кар-кар (громко) Только к ночи умолкают И все вместе засыпают Кар-кар-кар (тихо).

Вспомните слова со звуком [р] из физминутки.

Дидактическая игра «Что прибавилось?».

Воспитатель ставит на числовую лесенку 4 картинки со словами, в которых есть звук р. Дети называют эти слова и определяют позицию звука в слове. Потом кто-то отворачивается, а в это время добавляется ещё одна картинка. Затем ребёнок поворачивается, смотрит и говорит, что прибавилось. Картинки частично заменяют, и игра продолжается.

Работа с фразой

Выучить чистоговорки. ( Можно выборочно)

Ра-ра-ра – высокая гора. Ро-ро-ро-новое перо. Ру-ру-ру- коза грызёт кору. Ры-ры-ры – летят комары. Ар-ар-ар – летит комар. Ор- ор- ор – у Ромы топор. Ур-ур-ур – не гоняй кур. Ир-ир- ир- мы за мир. Орка-орка-орка – крутая горка. Ара-ара-ара – идёт Тамара. Гра-гра-гра – хорошая игра. Тро-тро-тро – едем на метро.

Итог занятия.

  1. Какой звук мы сегодня научились правильно произносить?
  2. Что вы узнали про звук [р]?
  3. Назовите слова со звуком [р] в начале, в середине, в конце слов.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]