ГБОУ детский сад 1807 Трудовая деятельность в детском саду Трудовая деятельность в детском саду Подготовила старший воспитатель Осадчева М.Н. — презентация


Презентация «Трудовое воспитание дошкольника»


Семинар-практикум
«Трудовое воспитания дошкольников»Балдина С.А.РМО разновозрастных групп

Труд
— это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания .А.С. Макаренко.

Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников

1 . Снижение интереса к труду.

2. Отсутствие желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.

3. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.

4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.

5. Авторитарная модель руководства трудовой деятельностью .

Трудовое воспитание дошкольников -это совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей , психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии .

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку , осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей.

Труд — важнейшее средство воспитания , начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Цель трудового воспитания —
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества(ФГОС ДО п. 2.6)

Задачи трудового воспитания

Ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности.

Формирование самой трудовой деятельности

ребёнка.

Воспитание личности ребёнка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания

1

Ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности:

  • воспитание интереса к труду взрослых,
  • воспитание уважения к трудящимся,
  • воспитание бережного отношения к результатам труда,
  • воспитание стремления помогать взрослому.

Задачи трудового воспитания

2

Формирование самой трудовой деятельности ребёнка:

  • развитие трудовых навыков детей,
  • развитие умения планировать трудовую деятельность,
  • формирование общественных мотивов трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания

3

Воспитание личности ребёнка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности:

  • воспитание правильного отношения к собственному труду;
  • воспитание личностных качеств (трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности);
  • воспитание положительных отношений между детьми в процессе труда.

Виды труда

Самообслуживание

– это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т.д.)

  • Общественная значимость:

— освобождает других от обслуживания себя;

— ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой

деятельности и самостоятельностью.

Виды труда

Хозяйственно-бытовой труд

– это труд по уборке помещений, участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности и т.д.

  • Особенность хозяйственно-бытового труда- его общественная направленность,

т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.

Виды труда

Труд в природе

  • Уход за растениями и животными, выращивание овощей, озеленение участка и т.д.
  • Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
  • Особенности: — результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых; — чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; — труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему; — даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.

Виды труда

Ручной и художественный труд

Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.

Содержание — изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях:

  • изготовление поделок,
  • украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т.д.

Формы организации труда

Поручение

обращённая к ребёнку просьба — взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

По форме организации: —

По содержанию (соответствуют видам труда):

индивидуальные — подгрупповые – общие .

— по самообслуживанию — хозяйственно-бытовой -труд в природе — ручной труд

По продолжительности: — кратковременные – длительные

Формы организации труда

Дежурство

предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы

Виды дежурства:

— по столовой (с конца 2-й мл. гр.),

— по занятию (с середины средней группы),

— в уголке природы (в старшей группе).

Формы организации труда

Коллективный труд

общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы

Труд рядом

цель результат

Средства трудового воспитания

  • Собственная трудовая деятельность.
  • Ознакомление с трудом взрослых.
  • Художественные средства (произведения художественной литературы, музыки, изобразительного искусства).

Результаты освоения раздела ООП

«Трудовое воспитание»

Критерии :

Развитие трудовой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам .

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Возрастная группа

Развитие трудовой деятельности

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;
  • самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

  • способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
  • проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
  • знает, кем работают близкие люди.

3-4 года

Возрастная группа

Развитие трудовой деятельности

самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

• самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

  • доводит начатое дело до конца;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

4-5 лет

• владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);

• имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.


соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

может оценить результат своей работы;

самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
— владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

5-6 лет


испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
— имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

— бережно относится к тому, что сделано руками человека.


самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;

умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
6-7 лет


старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

ответственно выполняет обязанности дежурного;

владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

оценивает результат своей работы;

умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

бережно относится к тому, что сделано руками человека.

радуется результатам коллективного труда.

Спасибо!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]