Раскройте сущность понятий «труд», «трудовая деятельность» применительно к детям дошкольного возраста.


СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ (ТРУДА) ДОШКОЛЬНИКОВ

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Л. И. Захаревич и др.).

Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапахдошкольного детства. В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий: как нужно держать колготки, пла­тье, чтобы их было удобно надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. Нельзя просто сказать ребен­ку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для ма­лыша трудно все: и взять, и растянуть резинку, и вставить ноги не в один чулок, а в два. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно умень­шает долю своей помощи, поддержки, подсказки.

Иногда можно разрешать ребенку ошибиться, чтобы потом вместе проанализировать причины ошибки. Очень важно, чтобы взрослый был терпелив, не сердился на ма­лыша за повторяющиеся промахи. Значит, он плохо объяс­нил, не увидел, что осталось для малыша непонятным. Очень важно хвалить ребенка за каждую даже самую ма­ленькую удачу на таком трудном для него пути освоения трудовых умений. Труд всегда должен быть для малыша радостью достижений, а не обязанностью и выполнением воли взрослого. Иначе очень скоро ребенок начнет отка­зываться выполнять те или иные действия. В результате возникает конфликт, в котором, по сути, виноват взрослый.

Иногда, даже если малыш уже научился какому-то дей­ствию, можно «побаловать» его: «Давай сегодня я надену на тебя платье, как будто ты у меня маленькая». Нужно отме­тить, что в тех случаях, когда формирование навыков само­обслуживания осуществляется успешно, дети, как правило, отказываются от помощи. Им нравится делать все «как боль­шие», и помощь взрослого их обижает. Подобные игровые ситуации могут принимать более старшие (4-5 лет) дети, которым уже иногда хочется «вернуться в детство».

При обучении самообслуживающему труду воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности дей­ствий. Желательно использовать и специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашну­ровыванию ботинок (обратитесь к материалам М. Монтес­сори). Следует показывать ребенку правильные приемы, знакомить с «маленькими секретами», облегчающими вы­полнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контроли­ровать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и пос­леднюю петлю и соединять их).

Игрушки, персонажи кукольного театра, наблюдающие за детьми и обучающие их, делают процесс обучения при­влекательным, эмоционально насыщенным. Помогают ре­бенку и поэтическое слово, песенки, шутки.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми тру­довыми навыками. Если ребенок освоил умение самосто­ятельно одеваться, его нужно приучать делать это акку­ратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно от­носиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игру­шек, книг.

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него форми­руется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в стар­шем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помо­щи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

Хозяйственно-бытовой труд.

Это второй вид труда, ко­торый ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по само­обслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспече­ния, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится со­здавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

Хозяйственно-бытовой труд — это та деятельность взрос­лых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Ког­да дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подме­тать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по со­держанию представляет собой помощь взрослому в проти­рании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких пред­метов, уборке снега на участке, украшении участка и т.п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, до­водить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способ­ны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут зани­маться уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгребать снег, убирать листья); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ре­монту книг, игрушек, одежды.

Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудо­вых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не ли­лась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольни­ков представление о значении хозяйственно-бытового тру­да для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сто­рону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

Современный бытовой труд облегчает техника. Есть она и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.). Дома в семьях многих детей есть стиральная и посудомоечная машины, микроволно­вая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользу­ются взрослые. Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пы­лесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно только обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вме­сте с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.

Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овла­дел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это уже без интереса. Содержание хозяйственно- бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для при­менения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содер­жанием такого труда являются уход за растениями и жи­вотными, выращивание овощей на огороде, озеленение уча­стка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе бла­готворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает ос­новы экологического образования.

В младших группах внимание детей привлекают к расте­ниям и животным. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ре­бенок ухаживает за живыми объектами.

Обязанности детей старшего дошкольного возраста зна­чительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Труд в природе имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Результатом этого труда может быть материальный про­дукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им дерев­це и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный резуль­тат: посеяли семена и лишь через некоторое время смог­ли наблюдать результат в виде всходов, а затем и пло­дов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответствен­ность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Труд в природе дает возможность одновременно разви­вать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях не­которых растений и животных, экспериментируют, позна­вая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять ра­дость другим людям (угощать выращенными плодами, да­рить цветы).

Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическо­му, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстети­ческих потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мыш­цы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивос­ти, умению доводить начатое до конца. Результатами свое­го труда дети радуют других людей, создавая для них по­дарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют подел­ки и учатся украшать своими изделиями помещение груп­пы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому инте­ресному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик — в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Применительно к дошкольному возрасту можно гово­рить и о зарождении умственного труда. Любой труд ха­рактеризуется усилием, направленным на достижение ре­зультата. Результат же, как мы говорили выше, может быть материализованным (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, почи­щенная клетка птицы), а может и выступать в виде логи­ческого решения какой-то задачи (математической, житей­ской, собственное «открытие» ребенка, полученное в ре­зультате обдумывания, и др.). Последний и есть результат умственного труда. Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход сво­их мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения («додумался»).

Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид дет­ского труда, если мы хотим, чтобы он выполнялся созна­тельно. Необходимо воспитывать у детей интерес и ува­жение к умственному труду, показывать его значение для людей и для конкретного ребенка. В работе с детьми по­могают рассказы об ученых, изобретателях (подробнее этот вопрос рассматривается в рамках курса «Методика ознакомления детей с социальной действительностью»). Умственный труд ребенка имеет все структурные компо­ненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, ре­зультат. Осуществляется он как в ходе учебной деятель­ности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

Взаимодействие семьи и детского сада

Воспитание трудом должно иметь систематический характер, поэтому в этом вопросе крайне важна поддержка родителей. Требования, которые звучат в домашних условиях, должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку в детском саду.

На родительских собраниях необходимо знакомить мам и пап с воспитательной программой образовательного учреждения. Воспитатель должен консультировать родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам средств и способов организации детского труда дома. Необходимо помнить, что детский сад закладывает основы для успешного трудового воспитания в школе.

Для родителей полезно устраивать демонстрации поделок, рисунков воспитанников. Замечательно для этого подходят фотовыставки, где представлено наглядно, как работают малыши, причем каждое фото должно сопровождаться интересными пояснениями. Группа должна быть оснащена тематическими стендами, выставками с рекомендованными книгами и материалами по воспитанию детей. Хорошо, если популяризируется положительный опыт трудового воспитания отдельных семей.

Формы и методы организации воспитательного процесса

В детсадовской группе дети могут выполнять следующую работу, цель которой трудовое воспитание:

  • Поручения – это самые простые методы. малышу дают конкретное задание, которое он выполняет. Хорошо зарекомендовала себя система индивидуальных поручений.
  • Дежурство – малыши учатся отвечать за порученное дело, быть аккуратными и исполнительными.
  • Общий труд решает задачи нравственного воспитания. Его вводят в старших и подготовительных группах.
  • Между дошкольниками в процессе общего труда выстраиваются деловые взаимоотношения.

Какие средства являются основными для воспитания любви к труду у дошкольников?


Пример взрослых – лучшее средство трудового воспитания
Основные средства:

  • собственный трудовой процесс, который осуществляют дошкольники;
  • ознакомление с процессом трудовой деятельности, выполняемой взрослыми;
  • познание трудового процесса через творчество и художественное развитие.

Итак, в процессе трудового воспитания у дошкольников должно сформироваться понятие трудового процесса. Отношение к труду и к трудовой деятельности, навыки выполнения определенных видов работы, соответствующей возрасту.

Педагоги дошкольного учреждения и родители должны действовать во взаимодействии и тесном сотрудничестве.

Как развивать у малышей трудолюбие

Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Но самое главное – он должен испытывать радость от труда.


В игровой форме дети получают умения и навыки трудиться

Детский труд отличается своеобразность:

  • в содержательном плане – труд простой;
  • действия доступны;
  • связь с игровыми процессами.

Если понаблюдать за малышами, то можно увидеть, что 2-3 года в игре отражается труд взрослого человека. Дети имитируют действия старших. Пусть ребенок наблюдает за взрослыми, которые выполняют какую-либо работу. Малыши могут постирать белье для кукол, помыть мягкие игрушки, наконец, прибрать в своей комнатке или в детском уголочке. Дети после 5- 6 лет, а также, семилетки уже играют в ситуационные игры. Такие средства прекрасны в воспитании трудовых навыков.


Ситуационные игры – увлекательный метод трудового воспитания

Содержание труда малыша похоже на содержание труда взрослого. Важно чтобы труд был осмысленным, приносил радость и разжигал творческие порывы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]