трудовая деятельность в детском садуучебно-методический материал

Воспитание детей дошкольного возраста – это общая цель всех работников детских образовательных учреждений. Она достигается путем решения множество более мелких взаимосвязанных задач. Поскольку перед педагогами ставится приоритет непрерывности образовательного и воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях и школах, решение этих задач одинаково важно и для сотрудников ДОУ, и для преподавателей начальных классов школы.

Главной целью воспитания в детском дошкольном учебном заведении ставится получение всесторонне развитой, свободной, социализированной и успешной личности. Для этого необходимо объединить усилия многих представителей педагогической профессии, работающих в детском образовательном учреждении. Результатом такой работы должно быть получение желаемого, то есть выпуск из детского сада детей, полностью подготовленных к школе, самостоятельных, социализированных, оформившихся как творческие, свободные личности. Для этого необходимо грамотно определить основные задачи воспитателя и успешно решить их.

Что входит в основные задачи работы воспитателя

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении достаточно сухо сформулированные следующие основные задачи деятельности воспитателя ДОУ:

  • Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественного и физического развития воспитанников.
  • Воспитание любви к Родине, семье, окружающей природе, уважение свобод и прав личности с учетом возраста воспитанника.
  • Коррекция имеющихся недостатков в воспитании и поведении детей дошкольного возраста.
  • Охрана жизни, обеспечение безопасности, укрепление физического и психического здоровья.
  • Взаимодействие с родителями или опекунами воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.
  • Оказание методической помощи, проведение консультаций с родителями или опекунами воспитанников по различным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В этом документе основные воспитательные задачи сформулированы предельно кратко, в сжатой форме. На самом деле в каждом пункте содержится очень много дополнительных задач, успешно решать которые жизненно важно для достижения основного результата.

Обязанности младшего воспитателя

Должность младшего воспитателя в саду предусматривает соблюдение санитарно-гигиенических норм в группе:

  • уборка помещений, где проводят день воспитанники;
  • влажная уборка спальни по окончании дневного сна;
  • замена постельного белья раз в неделю и внепланово при необходимости;
  • проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств один раз в месяц;
  • чистка инвентаря, игрушек и мытье посуды;
  • проветривание помещения и уборка рабочих поверхностей;
  • поддержка чистоты в туалетных комнатах.

Помимо того, младший воспитатель помогает старшему педагогу в проведении ежедневных мероприятий: кормлении, сборах на прогулку, отходу ко сну. Помощник старшего воспитателя прививает детям навыки самообслуживания, обучает основам личной гигиены и правилам хорошего поведения.

В то время как основной работой воспитателя является обучение и соблюдение режима дня, младший воспитатель выполняет роль няни.

Особенности выполнения основных задач воспитателя

Четко сформулированные задачи, стоящие перед воспитателями детского сада, облегчают выполнение их сложной и ответственной работы. Однако их грамотное решение невозможно без главного условия – любви к детям. Каждый воспитатель должен быть в первую очередь человеком, полностью преданным своей работе, тогда для него не станут препятствиями трудности, которые часто встречаются в воспитательной и образовательной деятельности.

В своей работе каждый педагог фактически решает одну основную задачу – сформировать и воспитать полноценную, самодостаточную творческую личность. Дошкольный возраст – самое благоприятное для этого время. Малыши, приходящие в детский сад, прекрасно воспринимают любую информацию, а взрослый человек, обладающий авторитетом, служит для них образцом для подражания. Именно поэтому для воспитателей важно стать таким образцом вместе с родителями и другими ближайшими родственниками воспитанника.

А это указывает на тот факт, что в достижении основных задач воспитания педагогу и воспитателю ДОУ приходится много времени и сил уделять не только работе непосредственно с детьми, но и заниматься собственным развитием. Воспитатель не может остановиться на каком-то этапе самообразования и самообучения, иначе он безнадежно отстанет от постоянно развивающейся и прогрессирующей педагогической науки. Решение важнейших задач воспитания и образования напрямую связано с профессиональной грамотностью, педагогическим опытом и умением применять полученные прогрессивные навыки и умения на практике.

Для решения основных задач, стоящих перед каждым воспитателем детских дошкольных учреждений, потребуется следующее:

  • Отличная профессиональная подготовка. Государство позаботилось о том, чтобы наших детей воспитывали люди со средним или высшим педагогическим образованием, что уже обеспечивает необходимую профессиональную базу.
  • Постоянное повышение уровня квалификации. Для этих целей используется аттестация как способ проверки профессионального соответствия педагога, а также прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки, обеспечивающее современный уровень профессионального педагогического мастерства.
  • Участие во всевозможных состязаниях, мастер-классах и конкурсах также служит для роста профессионального таланта воспитателя и развития его новаторских возможностей.
  • Работа с родителями. Это важный пункт в свете достижения основных задач воспитателя детского сада, так как и семья, и ДОУ должны действовать единым фронтом, следовать общим методикам воспитания и поддерживать друг друга для получения максимального эффекта. Зачастую этот пункт является одной из самых труднодостижимых задач, потому что семьи все разные, и далеко не во всех хотят прислушиваться к рекомендациям и советам работников детского образовательного учреждения.

От воспитателя детского сада требуется множество различных знаний и умений. Например, для решения задачи сохранения здоровья и безопасности детей он должен отлично знать все требования инструкции по охране жизни воспитанников. Для собственной безопасности и защиты других взрослых необходимо точно следовать инструкции по охране труда воспитателей. Кроме этого, ему необходимо иметь основы знаний других профессий, например, уметь выявить заболевшего ребенка, чтобы изолировать его и предотвратить вспышку заболевания во всем коллективе, понимать, как оказать первую помощь пострадавшему и многое другое. Все это требует постоянной работы над собой.

Решение основных задач воспитания детей в ДОУ для воспитателя означает постоянное совершенствование своих знаний, достижение значительного педагогического успеха, развитие личных качеств и талантов.

Распорядок дня

Распорядок дня в дошкольном учреждении:

  • Рабочая смена воспитателя начинается тогда, когда первый малыш приходит в группу. Перед принятием детей в садик, педагог должен удостовериться, что малыш в полном порядке. Если относительно его самочувствия возникают сомнения, воспитатель может обратиться в медпункт за помощью либо сообщить родителям, что малыша следует забрать домой.
  • После приема всех участников группы, начинается зарядка, во время которой педагог должен мотивировать ребят к активным действиям.
  • После небольшой разминки детей ждет завтрак. Во время приема пищи воспитатель помогает деткам покушать. Самые маленькие нуждаются в помощи, поэтому их нужно докармливать.
  • На протяжении всего дня воспитатель следит за соблюдением правильного режима.
  • Прогулки проводятся при хорошей погоде и по времени должны соответствовать нормам. Перед началом прогулки воспитатель помогает одеться тем, кто не умеет, и пересчитывает воспитанников.
  • По возвращении с прогулки, как правило, приходит время обеда и дневного сна.
  • Окончанием рабочего дня является передача ребят родителям. Ответственный воспитатель должен пообщаться с мамами, вкратце описав «рабочий» день малышей. Если у педагога есть замечания по поводу поведения ребенка, их необходимо озвучить.

Родительские собрания

Первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что в должностные обязанности воспитателя входит проведение родительских собраний и, разумеется, бесед с мамами и папами. О данном пункте известно всем. Особенно когда время близится к праздникам и надо решать, каким образом это событие будет отмечаться. И, конечно же, если детскому саду необходимо провести сбор денег.

Тем не менее воспитатель детского сада должен своевременно и регулярно проводить собрания родителей. Очень важно информировать об успехах и неудачах, а также об успеваемости каждого ребенка. После этого приходится иногда давать некоторые рекомендации по занятиям с малышом дома, так сказать, «домашнее задание» родителям.

На практике такое происходит крайне редко, приблизительно 2-3 раза в год. Хотя лучше всего проводить родительские собрания раз в месяц или два. Это помогает отследить успехи ребенка и его своевременную подготовку к школе.

Какие предметы нужно сдавать на воспитателя

В колледжах от выпускников школ не требуется сдавать экзамены, достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование. Выучиться после 9 классов можно за 3 года 10 месяцев, а после 11 классов – за 2 года 10 месяцев.

Абитуриентам вузов необходимо обязательно представить результаты ЕГЭ по обществознанию и русскому языку. Кроме того, в зависимости от университета и выбранного профиля, могут потребоваться экзамены по биологии, математике, иностранному языку, а также результаты творческого или профессионального испытания (музыка, хореография, физическое воспитание). Учиться 4–5 лет.

Как построить карьеру

Профессия воспитателя не имеет сколь-нибудь перспективной схемы карьерного роста. В принципе можно дорасти до заведующего детсадом, но для этого обязательно нужно иметь диплом вуза. Если дополнительно учиться, то будет доступным вариант карьеры чиновника в сфере образования.

Можно заниматься с детьми на дому в частном порядке в свободное время или вести небольшие группы по тому или иному направлению раннего развития ребенка (например, по методике Марии Монтессори). Самый перспективный, но сложный вариант – это открытие собственного частного детского сада.

Трудности, с которыми сталкиваются старшие воспитатели

  • Повышение до должности старшего воспитателя (методиста) – это признание начальством ДОУ вашего педагогического опыта, способностей к руководству и управлению персоналом. Поэтому главной сложностью является высокая степень ответственности, ведь именно со старшего воспитателя будет спрос по верному ведению документации, грамотной деятельности педагогического состава и результатам обучения и развития детей в условиях детского сада.
  • Старший воспитатель наравне с руководителем отвечает за жизнь и здоровье дошкольников, поэтому возможен риск эмоционального выгорания.
  • Работа в тесном контакте с начальством также предполагает серьезное напряжение, ведь постоянно ощущать на себе контроль не так-то просто.
  • Специалист может столкнуться со сложностями в управлении коллективом – у всех педагогов индивидуальный темперамент и характер.
  • Старший воспитатель должен быть стрессоустойчивым, хорошо ориентироваться в психологии, потому как в процессе работы придется решать множество проблемных вопросов и общаться с разными людьми, не всегда приятными и дисциплинированными.
  • А вот самому специалисту придется тщательно следить за своей организованностью, без этого качества в принципе невозможно руководить людьми.

Деятельность старшего воспитателя в современном ДОУ

Стремительный рост развития образования в нашей стране безусловно отражается и на деятельности современных детских садов и его сотрудников. Должность старшего воспитателя предполагает, что он обязан быть в курсе всех актуальных нововведений в системе детского образования. Поэтому так важна будет способность личности старшего воспитателя к анализу, чтобы иметь возможность не только оценить качество образовательной литературы, но и суметь выбрать именно ту информацию, которая подойдет для работы конкретного дошкольного учреждения.

Знание современных технологий поможет оперативно вести всю необходимую отчетную документацию, систематизировать информацию, следить за достижениями детей и оформлять презентации. Все эти действия старший воспитатель должен не только уметь выполнять сам, но и обучить им менее опытных сотрудников ДОУ.

Итак, из всего вышесказанного следует, что в наши дни старший педагог/методист – это, прежде всего, эксперт-аналитик, новатор, который умеет работать в многозадачном режиме, организовать результативную и экспериментальную деятельность в своем детском саду, знает о новых информационных технологиях, способен слушать и слышать людей.

Изучение поведения и особенностей детей

Очень важным пунктом среди всех обязанностей воспитателя детского сада является изучение поведения и особенностей малышей. Именно этот момент требует отдельного внимания. Он важен точно так же, как и обеспечение безопасности ребенка в садике.

Дело все в том, что именно изучение поведения малышей и их склонностей/особенностей помогает разрабатывать учебный план на год. Без него невозможно добиться успеха в развитии. И только индивидуальный подход, как уже было сказано, поможет показать самые высокие результаты.

На деле данный пункт обязанностей зачастую опускается. И применяется он крайне редко. Ведь сотрудникам гораздо проще воспитывать детей по шаблону, чем придумывать самостоятельно разнообразные занятия, развлечения и методы обучения. Это не очень хороший (да и не всегда эффективный) подход к решению проблемы.

Плюсы профессии

Помимо самого главного преимущества – погружения в мир детства, – профессия старшего воспитателя имеет множество и других плюсов.

  • Она статусная и престижная, руководителю есть за что себя уважать.
  • Предполагает стабильную заработную плату.
  • Дает возможность контролировать своего ребенка в ДОУ.
  • В большинстве детских садов бесплатно кормят персонал.
  • Работникам госучреждений становятся доступными все льготы.
  • Профессия старшего воспитателя востребована на рынке труда.
  • Специалист в области педагогики получает возможность раннего выхода на пенсию (после 25 лет стажа).
  • Старший воспитатель – это интересная должность, не предполагающая рутины и однообразия.
  • Возможно постоянное самосовершенствование и самообразование из-за регулярного внедрения новшеств.
  • Контроль за менее опытными сотрудниками способствует собственной дисциплинированности и стремлению к знаниям.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]