Диагностика игры Н.Ф.Комароваучебно-методический материал


Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании 1811

Одна из важнейших задач в практике семейного консультирования — своевременное выявление и коррекция неблагоприятных вариантов детско-родительских отношений (ДРО). Проблема диагностики детско-родительских отношений имеет двойственную природу. Картину взаимоотношений необходимо учитывать, с одной стороны, с точки зрения взрослого, с другой — самого ребенка. Эти два видения семейной ситуации могут не совпадать и служить для психолога-консультанта источником информации.

Рассмотрим наиболее трудоемкий и специфический процесс диагностики переживания ребенком детско-родительских отношений. Чем младше ребенок, тем сложнее получить от него сведения о том, что он чувствует, думает, как воспринимает взаимодействие с родителями, братьями и сестрами, другими близкими людьми. Практика показывает недостаточность диагностических средств в этой области. Среди наиболее информативных используется игра ребенка. Игра в качестве одного из диагностических средств работы с детьми давно привлекает внимание психологов, так как игровая форма взаимодействия имеет множество преимуществ благодаря глубокому символическому значению игровых проявлений ребенка (М. Кляйн, Г. Л. Лэндред, С. Миллер, В. Оклендер и др.).

В проективном тестировании и консультативной работе достаточно широко распространены различные виды режиссерских игр, игр-драматизаций, тестов с игрушками, построенных на основе использования предметов-заместителей (марионетки, куклы и др.). Игровая диагностика внутрисемейных переживаний ребенка позволяет приблизиться к его реальным чувствам и личностно-смысловым образованиям; понять имеющиеся у ребенка способы разрешения конфликтных ситуаций; выявить принимаемые им поло-ролевые и ценностные образцы поведения; получить развернутую картину аффективно смоделированных особенностей семейного взаимодействия. Однако в настоящее время еще недостаточно изучены и стандартизированы параметры, позволяющие использовать игру как диагностический инструмент при психологическом консультировании в случае нарушений детско-родительских отношений.

В связи с высокой актуальностью проблемы разработки возрастно-адекватных диагностических средств в области семейного консультирования нами было проведено исследование возможностей использования режиссерской игры как одного из видов сюжетно-ролевой игры для выявления переживаний ребенком психотравмирующих сторон внутрисемейного взаимодействия. Основной целью исследования было выявление качественных критериев оценки игровых действий, позволяющих эффективно диагностировать особенности детско-родительских отношений.

Исследование проводилось в несколько этапов. На основе первичной диагностики с использованием широко известных в практике семейного консультирования методик «Рисунок семьи» и модифицированного цветового теста отношений была выявлена зона неблагополучия в семейном взаимодействии, которая характеризовалась степенью неблагополучия, отраженной в коэффициенте неблагополучия, и наличием проблемного члена семьи. В ходе исследования были выявлены формы неблагополучия в ДРО. К ним относятся отсутствие семейной сплоченности, непринятие ребенка взрослым, игнорирование какого-либо из членов семьи, межсиблинговые конфликты, доминирование одного из членов семьи. Анализировались случаи выраженного позитивного, негативного или амбивалентного отношения к какому-либо из членов семьи, идентификации с каким-либо членом семьи (как позитивно, так и негативно переживаемой), наличие группировок, коалиций в семейном взаимодействии.

Полученные данные были соотнесены с результатами специально разработанной диагностической игры «в семью». Задача состояла в том, чтобы показать значимость и диагностическую продуктивность режиссерской формы сюжетно-ролевой игры для изучения переживаний ребенком внутрисемейной ситуации.

Диагностическое занятие строилось следующим образом. Ребенок играл самостоятельно, ему принадлежала инициатива в выборе сюжета; он продумывал игровые действия персонажей, организовывал мизансцены; сам исполнял все роли, сопровождая игру комментариями и пояснениями. В ходе диагностического обследования анализировались особенности исполнения ролей, символизм ролевых действий, характер ролевой речи.

Игровая методика включала в себя следующие структурно-образующие части:

Игровой материал.

Он подобран таким образом, что позволяет в символической форме выразить широкий спектр чувств ребенка; проявить особенности взаимоотношений и ролевых распределений в семье.

Тактика взаимодействия психолога с ребенком.

Она строится на основе эмоционально-положительных отношений, содержит директивные и недирективные элементы, что позволяет подвести ребенка к воспроизведению в игре действий, отражающих его реальные переживания.

Директивные компоненты сводятся к тому, что психолог предлагает ребенку поиграть «в семью». В процессе игры психолог вводит конфликтные ситуации типа разлуки с близким взрослым, ситуации оплошности и т. п. Недирективные компоненты состоят в том, что ребенку позволяют самому выбирать желаемые формы поведения.

Формальные и содержательные критерии оценки игровых действий.

К первому блоку относятся продолжительность и основное содержание игры, степень речевой активности, используемые речевые формы. Ко второму блоку относятся доминирующий сюжет игры, основные предметные предпочтения, выраженность эмоционального отношения, наличие агрессивных предметов в сюжете и намеренных конфликтных ситуаций, реакция на окончание игры.

Игровой материал разделен на три категории: персонажные игрушки с фиксированной игровой функцией; игровые предметы для неструктурированных игр; заместители предметов быта.

В приведенной ниже таблице содержится список используемых игровых предметов с указанием символических функций, закрепленных за каждым из них. Функции указаны не в полном объеме, так как при реализации игровых действий в конкретной ситуации возможны дополнительные функциональные трактовки. Выделенные функции позволяют в дальнейшем интерпретировать смысловое содержание игры в проективно-символических категориях.

Приписывание символических функций игровым предметам ведет свое начало от игровой терапии [18]. Игровые предметы как для терапии, так и для диагностики отбираются на основе их предполагаемой ассоциативной значимости. Среди наиболее часто употребляемых предметов можно назвать кукол, представляющих взрослых и детей обоего пола, мебель и другие предметы домашнего обихода. Предполагается, что игра с таким материалом позволит раскрыть отношение ребенка к семье, выявить страхи, агрессивность, соперничество [1].

Разработки методического обеспечения игровой диагностики детско-родительских отношений велись в отечественной практике А. С. Спиваковской и Т. Н. Пуховой.

Исследование особенностей переживаний ребенком детско-родительских отношений проводилось в два этапа. В ходе первого этапа исследования была использована недирективная форма режиссерской сюжетно-ролевой игры. Второй этап исследования включал направленную (с участием психолога) игру «в семью». Диагностическое значение имеет выбор игровых предметов и персонажей, включенных в моделирование ситуации семейного взаимодействия, аффективное отношение к персонажам, которые символизируют членов семьи и самого ребенка, особенности сюжета, отражающего жизнь семьи. Методика совмещает в себе как директивные, так и недирективные компоненты, в отличие от полностью недирективной свободной игры.

Первый этап игровой диагностики

Первая диагностическая игра носит свободный характер. Ребенок может играть со всеми игрушками. Так, как он хочет, без внешнего вмешательства и ограничений. После игры ребенку дается несложное и интересное задание. Например, пройти лабиринт, подобрать предметы по цвету или форме, найти «четвертый лишний». Это позволяет завершить процедуру на положительной эмоциональной ноте.

Во время игры психолог ведет наблюдение за ребенком. При возникающих затруднениях, например, если ребенок не может начать игру из-за чрезмерной робости, психолог пытается активизировать его игровую деятельность, выразить поддержку, одобрение, подтвердить разрешение делать с игрушками все, что захочется.

В протоколе наблюдения фиксируются показатели двигательной и речевой активности ребенка, а также предметные и сюжетные предпочтения в игре. Данные протокола оцениваются по определенным диагностическим характеристикам игровой деятельности, включающим в себя два блока критериев оценки. Первый блок отражает формальные характеристики игры, второй — индивидуальные особенности игровой деятельности.

Напомним, что к первому блоку критериев относятся следующие характеристики игры: продолжительность, основное содержание, степень речевой активности, основные используемые речевые формы, особенности поло-ролевой идентификации, уровень предметного замещения, степень освоения пространства, обобщенный уровень игровой деятельности. Ко второму блоку относятся доминирующий сюжет игры, основные предметные предпочтения, степень выраженности эмоционального отношения, наличие агрессивных предметов в сюжете, наличие намеренных конфликтных ситуаций, реакция на окончание игры.

В нашем исследовании принимали участие 25 семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста. У 8 семей наблюдалось выраженное неблагополучие в детско-родительских отношениях. Таким образом, выборка составляла 8 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Результаты исследования показали, что свободная игра оказалась достаточно разнородной по сюжетным линиям. Содержание свободной игры было в основном предметно-манипулятивным, с элементами ролевого поведения в некоторых случаях. Доминирующими сюжетами в свободной игре были конфликты между персонажами (36 %) и бытовые взаимодействия (18 %). Также присутствовали сюжеты с выполнением правилосообразных действий, различного рода коммуникаций, медицинские сюжеты.

Выбор ребенком игровых предметов был мотивирован скорее общим предпочтением данного вида игрушек. Для игры в большинстве случаев выбирались предметы с агрессивными характеристиками (64 %) и шумовые предметы (18 %). Выраженность эмоционального отношения к персонажам, предметам, членам семьи была на среднем уровне (45 %). Она проявлялась в частых повторениях определенных действий (манипулирование бытовыми или агрессивными предметами, шумовые действия), а также в частом использовании одних и тех же персонажей (Баба Яга, динозавр, кукла). Большинство детей показали достаточно высокий уровень развития игры (72 %) и высокую степень речевой активности во время игры (64 %). Основными речевыми формами в процессе игры были описательная речь (45 %), озвучивание действий (36 %) и диалог с психологом (82 %).

Таким образом, по результатам свободной игры сделан вывод об актуальном уровне развития игры, об индивидуальных особенностях ребенка, о предпочитаемых игровых предметах и действиях. Данные свободной игры также могут быть использованы для уточнения диагностической информативности выделенных характеристик игровой деятельности, получаемых при последующем проведении направленной игры.

Второй этап игровой диагностики

Ко второму этапу диагностирования относится проведение направленной игры «в семью» (методика «Один день из жизни моей семьи»). Она используется для выявления особенностей переживания ребенком семейной ситуации, объективирования реальных внутрисемейных конфликтов, для выявления отношения ребенка к членам своей семьи и к своему месту и семейном взаимодействии.

Так как вторая игровая серия проводится обычно спустя какое-то время после первой, ребенку дается время на ориентировку в ситуации и адаптацию к предметной среде. Направленность игры заключается в том, что ребенку предлагается поселить в игровой домик «свою семью», выбрать какой-нибудь день недели и проиграть его. При успешном принятии ребенком игровой ситуации психолог оказывает минимальное влияние на игру, следуя сюжетной логике, задаваемой ребенком. Психолог в основном ограничивается выражением интереса, одобрения, поддержки, задает уточняющие вопросы. Директивным компонентом данной сюжетно-ролевой игры является введение в процедуру трех видов конфликтов: сепарации мамы (отъезд мамы в командировку, к друзьям, родственникам), нанесения материального ущерба (разбилась чашка, тарелка), сепарации «я» (потерялся на прогулке, отстал по дороге).

В случае непринятия ребенком тестовой ситуации психолог более активно включается в игру, возлагая на себя режиссерскую функцию, выбирая для себя какую-нибудь из ролей и постепенно передавая ведущие роли ребенку. Например, психолог берет персонажную куклу-маму и «уезжает на поезде по делам», тем самым он усугубляет конфликтную ситуацию и подталкивает ребенка к ответным действиям.

В проведенном нами исследовании были получены результаты, подтверждающие диагностическую значимость направленного проигрывания детьми сюжета «Один день из жизни моей семьи». В ситуации направленной игры с психологом дети показали большую эмоциональную включенность в игру, желание продолжить ее. Интересно, что эмоциональная выраженность отношения к игре резко возросла в этой серии эксперимента (направленная игра «в семью»).

То, что психолог задает ребенку направление, в котором возможно дальнейшее развертывание игровых действий, для ребенка является стимулом к последующим сюжетным преобразованиям, но в то же время не определяет характера этих преобразований.

Показательно, что наиболее яркие сюжеты из первой игры могут переходить во вторую. Вмешательство взрослого не влияет на своеобразие игры ребенка. Сюжет с постоянным возвращением к приготовлению еды, функциональное использование предмета в необычной трактовке (например, возвращение к использованию веревки различными персонажами или «поедание» куклы Бабой Ягой) переходят из первой игры во вторую, хотя их могут разделять и определенные промежутки времени. Индивидуальность игры при направленной игре не теряется.

Оценочные критерии игры позволили объединить полученные данные в определенные подгруппы. Игры можно разделить по ролям, функциональным значениям игровых предметов и особенностям игровых действий.

1. По направленности доминирующего сюжета выделяются:

  • конфликтные взаимодействия — война, ловля бандитов, попытки спрятаться от Бабы Яги, действия в милицейском участке, нападение змеи;
  • бытовые — приготовление еды, прогулка, меблировка домика, укладывание спать;
  • медицинские — делать прививки, лечить;
  • коммуникативные — приезд гостей, поход в гости;
  • правилосообразные действия — выполнение стереотипных действий (режимные моменты, отношения «продавец — покупатель»).

2. По предметным предпочтениям выделяются:

  • функционально-агрессивные — Баба Яга, динозавр, солдатики, змея и т. д.;
  • шумовые игрушки — механическая «Дюймовочка», машинка, бубон;
  • бытовые предметы — посуда, мебель, аналоги пищи;
  • предметы-заместители — веревка, кубики;
  • медицинские принадлежности — шприц, градусник;
  • куклы.

3. По выраженности эмоционального отношения выделяются:

  • отношение к агрессивному персонажу, действию (Баба Яга ловит Кузю, война, издевательства над домашней собачкой, нападение змеи на маму);
  • отношение к позитивному взаимодействию — моделирование семейной целостности («все вместе пьем чай», «к нам в гости приехала бабушка», «я помогаю маме мыть посуду»).

4. По наличию намеренных конфликтных ситуаций выделяются:

  • война;
  • нападение на персонажа;
  • сепарация персонажа.

Из направленного конфликта игры «в семью» наиболее выражен благополучный выход из ситуации «я потерялся» (82 %) и ситуации отъезда мамы в командировку, хождения в гости к знакомым, родственникам (45 %). Наибольшее непринятие конфликта было в ситуации причинения материального ущерба (36 %). Также здесь наблюдается большое число неблагоприятных выходов (36 %). Испытуемые объясняли благополучное разрешение сепарации с мамой тем, что они могут остаться дома с бабушкой, папой, с кем-то из близких и даже остаться в детском саду. Ситуация сепарации с мамой наиболее чувствительно выявляет обостренную привязанность к матери, возможную нехватку теплоты в общении с ней и другие острые проявления неблагополучия в детско-родительских отношениях.

Нанесение материального ущерба — наиболее часто встречаемый в реальной жизни конфликт. Непринятие этой ситуации как конфликтной диагностично. Игра позволяет выявить случаи боязни ребенком жестких санкций со стороны взрослого, она отражает гиперсоциализирующие тенденции воспитательной позиции в отношении ребенка со стороны взрослого. Для ребенка становится неприемлемым разбить чашку или тарелку даже случайно, и, соответственно, конструктивного выхода из данной ситуации он не видит, заменяя его рационализацией («а она была пластмассовая и не разбилась» и т. д.) или полностью игнорируя эту ситуацию («нет, такого не может быть», «я такого никогда не делаю»).

Внутренний дискомфорт от переживания нарушенных детско-родительских отношений отражен в выборе испытуемыми игровой предметной среды. Выбор членов семьи и подходящих им персонажей для участия в разыгрывании сюжета «Один день из жизни твоей семьи» показал информативность в выявлении таких возможных форм семейного неблагополучия, как отвержение, непринятие реальных взаимодействий с определенным членом семьи, депривация потребности в тесном позитивном контакте со значимыми взрослыми.

Наряду с отражением в игре реального состава семьи наблюдалось расширение состава семьи за счет сверстников, животных, не проживающих совместно прародителей (36 %). Выбор персонажей для членов семьи был в основном адекватным по возрастным и гендерным характеристикам (64 %). Для роли родителей выбирались куклы большего размера, для роли детей — меньшего. В то же время неадекватные персонажные позиции наблюдались в 36 % случаен (доминирование сестры/брата — выбор для младшего сиблинга куклы большего размера, преуменьшение или преувеличение собственной роли в семье — выбор для себя фигурки малыша или большой куклы).

Таким образом, направленная игра позволила выявить картину эмоционального отношения ребенка к членам своей семьи на фоне общего повышения уровня игровой деятельности, вербальной активности, заинтересованности ребенка в диагностической ситуации. По результатам проведения диагностической игры нами выделены группы неблагополучия в соответствии с тем, кто является для ребенка основным проблемным, психотравмирующим лицом в семье:

  1. конфликтные отношения с матерью — варианты переживания отвержения с ее стороны, холодности, доминирования, чрезмерных требований или непоследовательности;
  2. конфликтные отношения с отцом или другими взрослыми членами семьи — варианты переживания отдаленности, доминирования кого-либо из членов семьи, недостатка совместной деятельности;
  3. межсиблинговые конфликты — переживание ревности, доминирования сиблинга, агрессии, недостатка кооперативных отношений;
  4. смешанные конфликты — возможные наложения конфликтных линий, переживание трудностей взаимодействия с несколькими членами семьи или периодическая смена очагов конфликтности.

Дети, показавшие зону конфликтности в отношениях с матерью при сюжетно-ролевой игре «в семью», имели высокую степень выраженности следующих характеристик игры: конфликтную направленность доминирующего сюжета (100 %), выраженность эмоционального отношения к агрессивным предметам и действиям (67 %). В большинстве случаев показан расширенный состав семьи (67 %), благополучный и конструктивный выход из тестовых конфликтов (56 %). При этом не было выявлено выбора характерного персонажа для реализации роли «я». Но для проблемного члена семьи (мамы) персонаж выбирался адекватным по гендерному и возрастному признакам (67 %). Интересно, что по сравнению с другими группами уровень развития игровой деятельности в данной группе детей несколько снижен, а время игры повышено. Нарушения ДРО в сфере взаимодействия с матерью проявляются в игре в конфликтном характере игровых действий, использовании агрессивных персонажей и расширении игрового состава семьи.

Дети, показавшие нарушение ДРО в сфере взаимодействия с отцом, в отличие от детей других групп, часто исключают кого-либо из состава семьи (50 %) или включают в него домашних животных (50 %). Данная группа испытуемых использовала в сюжете намеренные конфликты с нападением на персонажей (100 %) и чаще игнорировала тестовые конфликтные ситуации (50 %). В качестве персонажа для реализации роли «я» в 50 % случаев испытуемые выбирали агрессивные по функции игровые предметы.

При межсиблинговых конфликтах выражены сюжеты, моделирующие коммуникативные взаимодействия (33 %). Состав семьи расширяется (67 %), с одновременным исключением проблемного члена семьи (33 %). Выходы из тестовых конфликтов, в большинстве случаев благополучные (56 %). Персонаж «я» выбирается адекватным по размеру и гендерным признакам.

В смешанном виде нарушений ДРО, при отсутствии четкой локализации травмирующих переживаний, направленность основного сюжета наиболее разнообразна (конфликтный, бытовой, медицинский). Эмоциональные отношения в игре по большей части склоняются к позитивному взаимодействию персонажей. Состав семьи выбирается адекватным реальному (67 %). Адекватен и выбор персонажа для проблемного члена семьи (100 %).

Обобщая результаты игры, необходимо отметить, что у тех детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с матерью, сюжетно-ролевая игра наиболее конфликтна по содержанию, для нее характерно искажение моделируемого состава семьи в сторону его расширения и включения домашних животных. В данном возрасте для ребенка мать наиболее значимый и близкий член семьи, поэтому конфликтность в отношениях с ней особенно болезненно воспринимается ребенком. В диагностической сюжетно-ролевой игре эго нашло яркое отражение. При дисгармоничных отношениях с отцом в игре больше персонажей и агрессивных действий. Ролевая позиция «я»-подчиненная. Отец доминирует, а его агрессивная, властная позиция является идентификационной игровой моделью для ребенка. В рассматриваемом ряду дисгармоничных отношений наименее травмирующим оказывается конфликт с сиблингом. Сюжетно-ролевая игра объективировала наиболее характерную черту этого вида конфликтов — недостаток симметричных позитивных коммуникаций. Моделируемый состав семьи расширяется за счет сверстников, тестовые конфликты (где основные действующие лица — родители) разрешаются благополучно.

Выявленные особенности игрового моделирования при определенных видах нарушенных внутрисемейных отношений позволяют установить общие характеристики игр в зависимости от типа нарушений ДРО. В данном контексте выделены обобщенные игровые стратегии, используемые в моделировании семейных отношений.

Игровые стратегии

(при наличии переживания семейной дисгармонии):

  1. привнесение агрессивных, протестных, конфликтных элементов в игру. Выраженность агрессивно-наступательных или защитных тенденций может быть как символической (выбор соответствующего персонажа), так и прямой (выбор сюжетного действия);
  2. нивелирование собственной активности, моделирование пассивности, подавленности, подчиненности внешним обстоятельствам (в символической или прямой форме);
  3. защитное приукрашивание, идеализация семейных взаимодействий, показ жизни семьи как исключительно праздничной, а своей роли в ней — как всеми одобряемой, с оценочной похвалой от всех членов семьи;
  4. эмоциональный нейтралитет, воспроизведение стандартных, нейтральных, правилосообразных игровых действий в показе отношений между членами семьи (выполнение режимных моментов, стереотипных бытовых взаимодействий).

В результате анализа протоколов сюжетно-ролевых игр с заданным сюжетом «Семья» по критериям «тип нарушения ДРО» и «вид игровой стратегии» выявлены наиболее характерные их соотношения.

Для локализации конфликтных отношений в сфере взаимодействия с матерью для данной выборки характерны следующие стратегии: наступательная или защитная агрессия и пассивное переживание подчиненности.

В качестве иллюстрации парного типа нарушений ДРО приведем пример протокола игры Жени М. (6 лет). Девочка показала в моделировании семейных отношений стойкое предпочтение сюжета с похищением младшего члена семьи Бабой Ягой. Роль младшего члена семьи испытуемая взяла на себя, причем с неадекватной поло-ролевой идентификацией. Она выбрала для себя в качестве персонажа фигуру мальчика, назван его Кузей. По сюжету Баба Яга приходила в дом, где жила семья, в то время, когда никого дома не было, и забирала Кузю к себе с комментариями: «Бабе Яге нужен обед». Кузю спасает вначале друг Кузи. Во второй раз — «красавица эльф». Ни мама, ни бабушка но делают попыток освободить Кузю, хотя прожинают вместе с ним в домике. На тестовую сепарацию мамы (мама уезжает в командировку) реакция спокойная. Но как только мама уезжает, сказав идентификационному персонажу (Кузе): «Ты веди себя хорошо, ничего не бойся. Я оставляю с тобой бабушку», — тут же появляется Баба Яга. Бабушка пытается защищать дом и Кузю. Для обострения ситуации испытуемая предлагает и бабушку отправить в командировку. Игра показала, что в глазах ребенка семейная целостность постоянно подвергается внешнему деструктивному влиянию. Дальнейшую консультативную работу с Женей М. можно было бы проводить в русле объективации переживаний, которые ребенок испытывает в связи с персонажем Бабы Яги. Они могут быть связаны с отсутствующим в семье отцом или кем-то еще из родственников либо с какими-то травмирующими ситуациями в семье. Причем необходимо учитывать, что у девочки при отстаивании собственной позиции в деструктивном конфликте нет переживания надежности матери, она не ищет в матери опору, источник стабильности.

Для второго типа нарушений ДРО (переживание дисгармонии в отношениях с отцом) характерны следующие игровые стратегии: наступательная/защитная агрессия и эмоционально нейтральные игровые действия.

В качестве иллюстрации приведем пример из протокола игры Артема С. (5,5 года). Особенности ролевой позиции в семье выявлены сразу в начале игры. Артем выбрал для себя персонаж — малыша (baby), что является фактором, указывающим на переживание собственной некомпетентности, подчинения обстоятельствам. Мальчиком в основном воспроизводятся режимные сюжеты из жизни семьи. Мама готовит завтрак, варит пельмени (детальное описание процесса — «ждет 10 минут, пока они сварятся, и подает на стол»). Сын ей помогает. Показана общая деятельность с матерью при фактическом ее отсутствии с отцом: «Стал сынок кушать, покушал и лег спать. А папа пошел прогуляться во двор. Сынка с собой не взял». Мать наказывает в случае материального ущерба (ребенок разбил чашку), предпринимает меры при сепарации персонажа, символизирующего ребенка. Отец в лучшем случае ходит разговаривать на кухню с мамой (при этом персонаж, символизирующий мальчика, плачет в своей комнате после наказания) или ездит в магазин за «киндер-сюрпризом».

Примером третьего типа нарушений, выраженных в игре (межсиблинговый конфликт), может быть протокол игры Чанги Н. (6 лет). Защитное приукрашивание проявляется в том, что семейное взаимодействие происходит на фоне праздника, прихода гостей, приготовления тортов, украшения игрового домика. Все действия персонажа, символизирующего ребенка, являются социально одобряемыми, обычно заслуживающими похвалы в семейном взаимодействии. Тестовая ситуация — сепарация «я»: «Мама будет искать. Я стою, никуда не иду. Не плачу». По сюжету приехали гости: «Я сама несу на стол. Собираю. Цветочек на стол надо. День рождения». На следующий «день после приезда гостей»: «Я подметаю, вытираю стол. Делаю все красивым. Мама пришла. «Ах, как красиво!» — сказала она». Семья показана расширенной за счет появления «второй дочки» (в реальности у Чанги есть старший брат). Брат в семейное взаимодействие не включен, для него не выбрана даже персонажная кукла. Со сверстником много совместных действий аффилиативного характера (девочки спят вместе, вместе помогают няне, им няня читает книжки). Данная игра оказалась очень длительной, и желания заканчивать ее у девочки не было. В конце игры раскрылся более глубокий конфликтный слой. Семья собирает вещи и улетает во Вьетнам. Причем забирает все вещи из домика и перевозит их в новый домик. Папа остается «в России работать». Это сюжетное преобразование может быть отражением неудовлетворенности социальным положением семьи, непринятием специфики семейных отношений.

Дисгармоничные семейные отношения четвертого типа (отсутствие выраженной субъектной локализации переживания дисгармонии) показали наибольший разброс игровых стратегий. Здесь наблюдаются и агрессивные, и пассивные, и эмоционально нейтральные тенденции.

Рассмотрим в качестве примера протокол игры Насти Ф. (5,8 года). В игре «в семью», где болен ребенок, активность персонажа, символизирующего эту девочку, сведена до минимума. Ее лечат в основном окружающие (мама, подружки). При этом персонажную куклу для себя она выбрала неадекватно большую (одного размера с мамой), даже в конце игры девочка ходит на работу и сама себе покупает платье (т. е. окончательная трансформация по взрослую). После разрешения тестовой ситуации «сепарация мамы», произошедшего в целом благополучно (дочка остается дома с папой), мама возвращается из командировки: «Мама приезжает, звонит. У нее нет ключей. Дочка уже спать легла, не открывает. Папа услышал, встал, открыл. Они радуются, здороваются. Папа ложится спать дальше. Мама идет на кухню кушать и смотреть телевизор. Подошла к дочке, наклонилась, ничего не говорит. Потом ушла на кухню». Наблюдается контраст встречи мамы с папой и с дочкой. Причем такое поведение мамы не вызывает никаких последующих реакций со стороны дочки.

Конфликт с мамой отражен еще и в опосредованных внешних влияниях на нее. Маму в командировку идет провожать не кто-нибудь, а змея. При расставании змея «целует маму за лицо» раскрытой пастью. Или в конце игры дочке на работу звонят и говорят, что мама дома заболела, надо приехать, чтобы ее лечить. Негативное воздействие на маму вызывает у нее болезненные состояния и переживания. В данном случае нарушения ДРО носят смешанный характер. Это подтверждается тем, что для сиблинга, реально присутствующего в семье, не нашлось в игре места и даже персонажа. Настя в самом начале игры отсекла попытки привлечения персонажа сиблинга в игру: «Она слишком маленькая».

Выводы

Исследование позволило выявить возможности направленной сюжетно-ролевой игры «в семью» в диагностике особенностей переживания ребенком семейного неблагополучия. Переживание семейного неблагополучия проявлялось во время игры в проигрывании характерных для ребенка эпизодов, моделирующих специфические взаимодействия персонажей; в застревании на наиболее значимом сюжетном эпизоде — идентификации себя или какого-либо члена семьи с персонажем, вызывающим страх, изоляции какого-либо персонажа; демонстрации привязанности между персонажами.

Выявленные формы неблагополучия подтверждают данные об особенностях проблемных зон, полученные при проведении методик «Рисунок семьи» и модифицированного цветового теста отношений. В ходе проведения исследования было показано, что разработанная нами методика направленной режиссерской сюжетно-ролевой игры «Один день из жизни моей семьи» служит адекватным диагностическим средством выявления особенностей переживания ребенком ДРО. Хотя наши результаты не свидетельствуют о полном преобладании той или иной игровой стратегии при определенных нарушениях ДРО, тем не менее они могут быть полезны в диагностике особенностей внутрисемейных взаимодействий. Данная методика может использоваться в диагностической работе по выявлению причин нарушений детско-родительских отношений.

Подвижно-дидактические игры

ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В свободной игровой деятельности, а также во время прогулок с дошкольниками с помощью игр с движениями можно решать целый комплекс воспитатель­но-образовательных задач. В прогулках — походах за преде­лы участка детского сада необычность обстановки, усло­вий требует и таких же необычных игр, учитывающих природное окружение, погодные условия, рельеф местно­сти, настроение детей.

Предлагаемые игры включают в себя разнообразные задания и рекомендуются для старших дошкольников. Это веселые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры, построенные на движениях. В них тесно сочетается содержание эколого — природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Предусмотрены игры для прогулок в разное время года в лесу, на лугу, у водоема с использованием разнообраз­ного природного материала. В них широко использует­ся литературный материал: загадки, пословицы, пого­ворки, стихи. Многие из предложенных игр могут проводиться также на участке детского сада и в поме­щении.

НАЙДИ ДЕРЕВО

Цель.

со­вершенствовать движения в природных условиях; упраж­нять в ориентировке в пространстве. Упражнять в быстроте, ловкости; закреплять представления о деревьях; обогащать активный словарь.

Материал.

Поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.

Содержание игры

Воспитатель называет дерево (ель, березу и др.), предлагает найти такое дерево, добе­жать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Рассматривают деревья и находят среди них са­мое большое, самое низкое, самое старое, самое молодое, самое развесистое, самое могучее, самое красивое. Ис­пользуются элементы соревнования: кто быстрее найдет свое дерево?

Правильно выполнивший задание ребенок получает по­ощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек.

Правила:

1) заранее оговаривается движение, ис­пользуемое в игре;

2) поощрительную фишку получает только тот, кто не только добежал, но и первым обхватил дерево.

Варианты игры.

Дети бегут к тому дереву, веточ­ку, лист или плод которого показывает воспитатель; де­тям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д.

Вариант 2.

«Раз, два, три… К самому большому (низкому и т. д.) дереву беги!» После этого стараются как можно быстрее добежать до цели.

ПРИДУМАЙ САМ

Цель.

Речевые упражнения с использованием предло­гов; закреплять движения в естественных условиях; раз­вивать наблюдательность, внимание.

Содержание игры

Воспитатель дает детям пер­вую часть задания, вторую они придумывают сами. На­пример, воспитатель говорит: «Все побежали и спрята­лись за…» Дети должны найти разные предметы и спря­таться за ними (за деревом, кустом, друг за другом). По­следующие задания могут быть такими: подпрыгнули до…; покружились и присели под…; прошли спиной впе­ред и прислонились к…; взялись за руки и допрыгали до… .

Правила:

1) подбирать движения точно по словесно­му заданию;

2) выбирать разные предметы для движений.

СПРЯЧЬ ПРЕДМЕТ И ОПИШИ ДОРОГУ К НЕМУ

Цель.

Развивать наблюдательность, внимание, умение точно описывать ситуацию.

Содержание игры

Ведущий прячет какой-нибудь предмет, а затем объясняет дорогу к нему. Тот, кто най­дет предмет, считается победителем. Если предмет не бу­дет найден, ведущий должен сам идти к нему, повторяя при этом объяснение. Таким образом проверяется точ­ность описания дороги к спрятанному предмету.

Правила:

1) как можно точнее объяснять дорогу к спрятанному предмету;

2) по договоренности игроков предмет может быть на виду или тщательно замаски­рован.

МЕТКИЙ СТРЕЛОК

Цель.

Закреплять навыки метания; развивать глазо­мер, ловкость.

Материал.

Мелкие предметы для метания.

Содержание игры

На прямой линии необходимо выкопать пять лунок через 10—15 см друг от друга. На расстоянии 1 м до первой лунки отмечается исходная черта для броска. Игрок, имея в руках пять предметов для метания (камешки, шишки, желуди, каштаны и пр.), бросает их по одному в каждую лунку, начиная с ближней. Победителем считается тот, кто точнее выпол­нит задание.

Правила:

1) при выполнении броска не заступать за черту;

2) засчитывается попадание в любую лунку, неза­висимо от последовательности ее расположения.

ПОСЛУШНЫЙ КАМЕШЕК

Цель.

Упражнять в ручных двигательных умениях; закреплять различные способы бросков; развивать лов­кость, быстроту, внимание, память.

Материал.

Небольшие камешки.

Содержание игры

Последовательно выполнять различные виды бросков: перебрасывать камешек из руки в руку; подбрасывать и ловить камешек одной ру­кой (правой и левой поочередно); подбрасывать камешек одной рукой, а ловить другой рукой; подбрасывать ка­мешек вверх и ловить двумя руками; подбрасывать ка­мешек вверх двумя руками, а ловить одной и наоборот; перекатывать камешек между ладонями; перекатывать камешек одной рукой вокруг ладони другой; бросать сверху одной рукой и успевать поймать падающий камешек двумя руками (позднее одной); подбрасывать и ловить камешек с хлопком во время полета. Те же дви­жения повторяются с двумя камешками. Первый раз движения выполняются по показу, затем — по на­званию.

Правила:

1) выполнять движения правильно, диффе­ренцировать их по названию;

2) обронивший камешек по­лучает штрафное очко;

3) выигрывает тот, у кого меньше или совсем нет штрафных очков.

МОЯ НАХОДКА

Цель.

Закреплять движения в естественных условиях; развивать наблюдательность, внимание, фантазию.

Содержание игры

Детям предлагается разойтись по полянке, найти что-нибудь и принести находки в опреде­ленное место. Затем все находки рассматриваются, вы­сказываются предположения, что можно с ними делать. Например, сухая легкая палочка длиной 80—100 см по­хожа на посох, с каким ходят лесные сказочные герои. Детям предлагается изобразить любого героя (гнома, Бабу-ягу, кощея и т. д.). Эту же палочку можно исполь­зовать для прыжков — положить на землю и прыгать че­рез нее разными способами (вдоль, прямо, боком, спиной вперед, на одной и двух ногах и т. д.). Прочный легкий шест длиной до 1,5 м можно использовать для прыжков через узкую канавку, опираясь на него. С таких же по­зиций рассматриваются и другие находки — желуди, ча­шечки желудей, шишки от разных деревьев, листья, ка­мешки.

Правила:

1) выбирая находку, необходимо приду­мать несколько вариантов ее использования;

2) в конце игры называются лучшие способы обыгрывания найден­ных предметов.

НЕ ЗАМОЧИ НОГ

Цель

. Упражнять в прыжках, ловкости, быстроте.

Материал.

Различный природный материал.

Содержание игры

Из прутиков, шишек (пало­чек, камешков и т. д.) выкладывается ручей шириной 50—80 см. Дети делятся на две команды. Одна из команд строится вдоль ручья и по сигналу другой перепрыгивает через ручей. Тот, кто не смог преодолеть препятствие, вы­бывает из команды. Таким же образом прыгает и другая команда. Выигрывает та из команд, которая заканчивает игру с большим количеством игроков.

Правила:

1) при каждом повторении игры ширина ручья постепенно увеличивается;

2) прыжок выполняется всеми игроками одновременно;

3) количество повторений игры оговаривается заранее.

СТЕЖКИ – ДОРОЖКИ

Цель.

Закреплять двигательные умения в естествен­ных природных условиях; развивать ловкость, память, внимание.

Содержание игры

Дети в колонне двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача веду­щего — провести детей змейкой между деревьями, выби­рая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя дви­жения (идут разными способами, бегут, продвигаются прыжками и т. д.). Ведущий, придумавший больше дви­жений, считается победителем.

Правила:

1) ведущий, прежде чем поменять дви­жение, останавливает колонну и называет следующее дви­жение;

2) ведущий меняется, если он повторяет уже ис­пользованное ранее движение или неправильно называет движение;

3) идущие в колонне должны точно повторять предлагаемые движения.

ВЕТЕР И ВЕТЕРКИ

Цель.

Упражнять в различных видах и способах ходь­бы и бега, развивать внимание, быстроту реакции на сиг­нал.

Содержание игры

Ведущий (ветер) выполняет движения: бег в разных направлениях, с разным положе­нием рук, с высоким подниманием коленей, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т. д. Ветерки должны повторять их в точности.

Правила:

1) движения всеми игроками должны вы­полняться правильно и четко;

2) неправильно выполнив­ший движение или запоздавший выходит из игры.

ТОЧНЫЙ ПРЫЖОК

Цель.

Упражнять в различных способах прыжков и точности приземления, в ориентировке в пространстве; развивать внимание, самооценку.

Материал.

Поощрительные фишки.

Содержание игры

Каждый рисует для себя круг и становится в его центр. По сигналу дети подпрыгивают и, повернувшись в воздухе на 180°, .приземляются внут­ри круга. При повторении используется двойной прыжок, прыжки на одной ноге, с закрытыми глазами и др. Дети сами оценивают, насколько удался им прыжок: за пра­вильную оценку они получают каждый раз поощритель­ную фишку.

Правила:

1) правильно выполнять предлагаемый способ прыжка (без предварительного показа);

2) начи­нать движение по сигналу;

3) уметь оценить правильность своего прыжка, точность приземления.

ПАРАШЮТИСТ

Цель.

Совершенствовать навыки прыжка в природ­ных условиях, закреплять названия способов прыжков; развивать ловкость, внимание, точность движений.

Материал.

Поощрительные фишки.

Содержание игры

Около пенька (бревна, кочки) в песке вытаптывается круг (выкладывается из шишек). Дети по очереди спрыгивают с пенька в круг. Поощри­тельная фишка выдается тому, кто приземлится точно в центр круга. Можно подготовить два-три круга с по­степенным удалением от места прыжка. Победитель опре­деляется по количеству полученных поощрительных фишек.

Правила:

1) прыгать по сигналу, приземляясь на носки, сохраняя равновесие;

2) поощряется усложненный прыжок (с поворотом в воздухе, спиной вперед, боком и т. п.).

ПЕРЕЛЕТ – НЕДОЛЕТ

Цель.

Упражнять в разных способах метания; разви­вать внимание, быстроту реакции.

Материал.

Шишки по количеству детей, поощри­тельные фишки.

Содержание игры

Все вместе дети ищут два рас­тущих рядом деревца или куста разной высоты и перебра­сывают через них шишки. Игрок, перебросивший шишку через низкое дерево, получает одно очко, через более вы­сокое — два очка. По количеству полученных поощри­тельных фишек определяется победитель.

Правила:

1) шишка должна перелететь через дерев­це; застрявшая в ветках или недолетевшая шишка очка не дает;

2) бросок выполняется поочередно по сигналу.

КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ КОПЬЕ

Цель.

Упражнять в метании; развивать внимание, ловкость.

Материал.

Прутики, ленточки, поощрительные фишки.

Содержание игры

Из найденного на земле пру­тика изготавливается копье, к которому привязывается пучок травы или ленточка. Дети становятся вдоль тро­пинки (начерченной линии) и бросают копье, точно вы­полняя задание воспитателя: кто бросит дальше, выше; попади в цель (в ствол, в нарисованный круг) и др. Ко­личество бросков и правильно выполненных заданий под­считывается с помощью поощрительных фишек.

Правила:

1) копье для себя каждый изготавливает сам;

2) бросок выполняется одновременно по сигналу;

3) способ метания дети выбирают самостоятельно.

ЛИСТОПАД

Цель.

Закреплять двигательные умения в естествен­ных природных условиях; развивать ловкость, грациоз­ность движений, внимание, наблюдательность.

Материал.

Легкий шарф или колечко с привязан­ными к нему разноцветными ленточками разной длины.

Содержание игры

Воспитатель произносит сло­ва: «Падают, падают листья, в нашем лесу листопад, жел­тые, красные листья по ветру вьются, летят…» Затем, размахивая шарфом или колечком, говорит детям, что он будет изображать ветер, а они — листья, и предлагает различные игровые задания, например: «Ветра нет — ли­стья уснули» (все приседают, закрывают глаза), «Подул ветер и погнал листья» (дети двигаются в разных напра­влениях — прямо, боком, спиной вперед), «Закружились листья на месте… стих ветер — листья отдыхают» и т. д. Роль ветра можно поручить кому-либо из детей.

Правила:

1) дети должны подбирать наиболее подхо­дящие к заданию движения, выполнять их эмоциональ­но, грациозно;

2) начинать и заканчивать движения сле­дует точно по сигналу.

ПО НАРИСОВАННОЙ ДОРОЖКЕ

Цель.

Совершенствовать навыки ходьбы разными спо­собами в природных условиях; развивать наблюдатель­ность, сообразительность, творчество, выдержку.

Содержание игр

Выбирается ведущий. Он стано­вится впереди колонны и рисует дорожку: идет по пес­ку, стараясь оставить своеобразный рисунок из следов (идет широким, узким, приставным шагом, спи­ной вперед, ставя стопу прямо, под разным углом). При этом следует предусмотреть определенную повторяе­мость узора. Дети должны идти друг за другом след в след, точно повторяя рисунок. Победителями (их может быть несколько) считаются те, кто правильно выполнит задание.

Правила:

1) ведущий должен оставить четкие следы и определенный узор на земле;

2) игроки соизмеряют дли­ну и постановку своих шагов точно с обозначенными на земле.

МИШЕНЬ

Цель.

Совершенствовать навыки метания в естествен­ных природных условиях; закреплять знание названий хвойных деревьев.

Материал.

Палочка, веревочка, шишки.

Содержание игры

На земле рисуют несколько кругов один в другом, пользуясь палочкой с привязанной на конце веревочкой и воткнутой в землю (приспособле­ние используется как циркуль). Дети по очереди (по до­говоренности или жеребьевке) бросают шишки в круги, стараясь попасть в центральный. За попадание в цент­ральный круг дается 5 очков, в каждый последующий — на одно меньше. Набравший большее количество очков считается победителем.

Правила:

1) дети предварительно собирают для себя по десять шишек (еловых, сосновых), раскладывают их в ряд;

2) прежде чем бросить шишку, необходимо назвать, с какого она дерева. Если дерево названо неправильно, иг­рок теряет право одного броска;

3) каждый сам подсчи­тывает очки (могут быть разные варианты подсчета: в уме, откладывая палочки или другие мелкие предметы по количеству очков).

ИДИ НА ЗВОНОК

Цель.

Развивать слуховое внимание; упражнять в ориентировке в пространстве; совершенствовать движения в необычных условиях.

Материал.

Колокольчик, повязки для глаз.

Содержание игры

Выбирается ровная лужайка, где нет кустов. Играющие строятся в одну шеренгу на рас­стоянии двух-трех шагов друг от друга и завязывают себе глаза. Воспитатель отходит от них на 15—20 м, звонит в колокольчик. Все игроки должны идти на этот звук. По­сле второго сигнала колокольчика все останавливаются и снимают повязки. Выигрывает тот, кто ближе всех стоит к воспитателю. Игру можно усложнить: менять направле­ние несколько раз, прежде чем дети снимут повязку.

Правила:

1) стоять следует лицом к колокольчику. Тот, кто стоит боком или спиной, считается проиграв­шим;

2) повязку снимать только после сигнала, из-под по­вязки не подглядывать.

Получить текст

Анкетирование.
  1. Для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома используются анкетирование или интервьюирование родителей. II . Вопросы для родителей: 1. Часто ли Ваш ребенок играет дома? В какие игры чаще всего? 2.Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру, настаиваете ли вы, если он не высказывает особого желания? 3.Каким образом вы это делаете? Как выбираются вами игры для ребенка? 4. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает? Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка? 5. Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку? 6. Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно? 7. Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам? Следующая анкета направлена на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр. III .Вопросы для воспитателей: 1. Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете? 2. Используете ли вы результаты диагностики для сюжетно-ролевой игры? 3. Как вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов) 4. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям? 5. Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты? Откуда они появляются? 6. Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете? 7. Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр? Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей? 8. Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам? Анкета для родителей

    Вопросы

    Варианты ответов
    Часто ли Ваш ребенок играет дома? Да нет Свой вариант
    Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку? да нет Свой вариант
    Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам? да нет Свой вариант
    Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно? Меньше 1 часа От 1 до 2 часов Свой вариант
    Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает Предлагаю я, по мере надобности Выбирает самостоятельно Свой вариант
    Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка? Из игр детского сада Телевидения и компьютерных игр Свой вариант
    В какие игры чаще всего играет ваш ребенок настольные Сюжетно-ролевые Свой вариант
    Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру да нет Свой вариант
    настаиваете ли вы в выборе игры, если он не высказывает особого желания? да нет Свой вариант
    Как выбираются вами игры для ребенка? На свое усмотрение На усмотрение ребенка Свой вариант

    Анкетирование воспитателей

    вопросы Варианты ответов
    Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников да нет Свой вариант
    Используете ли вы результаты диагностики для организации сюжетно-ролевой игры Да нет Свой вариант
    Как вы планируете игровую деятельность детей С учетом детских интересов Четко по программным рекомендациям Свой вариант
    Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой да нет Свой вариант
    Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям Да, конечно Нет, но программа требует Свой вариант
    Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты Пока не надоест ребенку прежний сюжет игры Стараюсь предлагать сюжет раз в 1 — 2 недели Свой вариант
    Откуда данные сюжеты появляются Из программы из наблюдений за играми, беседами детей друг с другом Свой вариант
    Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете Да, создаем атрибуты совместно с детьми Нет, используем только подручные средства Свой вариант
    Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр да Нет (чего именно не хватает) Свой вариант
    Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей да Нет (что именно не соответствует) Свой вариант
    Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам Да, конечно Однозначно, нет Свой в
  2. Вопросы для беседы с ребенком

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание: — на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома; — на любимые сюжеты и роли; — на любимые игрушки;

Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

Аспекты наблюдения:

— игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

— разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

— зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

— характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе.

Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы.

Имя ребенка Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок Игровой материал Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов Зависимость применения игровых умений от игровых интересов
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]