Игры — отличный способ организовать группу людей для совместных занятий, побудить человека к определенным действиям, повысить мотивацию и взглянуть на рутинный труд с новой стороны. Знаменитый пример Тома Сойера, описанный Марком Твеном, показывает: можно увлечь других даже таким скучным занятием, как покраска забора — если подойти к делу с фантазией.
Игровые технологии в педагогике «работают» схожим образом. Они помогают представить образовательный процесс как развлекательное, интересное занятие, сохранив всю его пользу. Это неотъемлемая часть дошкольного, школьного и даже профессионального образования.
Технологии игрового обучения — это способы, методы и приемы, с помощью которых преподаватель (учитель):
- задает ситуации, в которых должны оказаться ученики для получения знаний или практического полезного опыта;
- формирует обстоятельства, побуждающие учеников к самостоятельному принятию решений — чтобы потом сделать выводы, проработать ошибки;
- предлагает выбор — разные социальные роли и «маски», варианты решения задач, которые позволяют лучше узнать себя, проконтролировать свое поведение, эффективнее справиться со сложным делом;
- создает среду для повышения мотивации с помощью активизации воображения, «духа соперничества», азарта, групповой деятельности.
Функционал метода обучения
Игра — важнейший аспект детского интерактивного обучения. Она позволяет личности ребенка развиваться свободнее, раскрывая индивидуальность и реализуя природные способности, склонности. Играя, дети дошкольного и школьного возраста запоминают больше информации, лучше ее усваивают, учатся работать со своим рациональным мышлением и эмоциями. Поэтому у игровых технологий в педагогике много функций, которые можно даже назвать миссиями. Это:
- Мотивация и самореализация. Ребенка не нужно заставлять играть. Он охотно выполнит задание сам, отнесется к нему ответственно. С помощью игровых технологий можно пробудить в детях интерес к полезному процессу, развлечь их и вдохновить на новые достижения.
- Социализация. Игровые педагогические технологии помещают детей в условия, где они должны взаимодействовать с другими участниками. Безопасная и интересная среда помогает преодолеть зажимы и стеснение, научиться понимать других, легче идти на контакт и не бояться его.
- Коммуникация, в том числе межнациональная и межкультурная. Играя, детям проще понять людей со взглядами и устоями. отличными от их собственных. Это помогает усваивать общие социокультурные ценности цивилизации.
- Терапия и коррекция. Используя игровые технологии, можно разрешить трудную ситуацию, проецируя ее на эмоционально комфортную и понятную ситуацию. Психологическая и поведенческая коррекция происходит естественно, помогая ученикам преодолеть асоциальное поведение, эмоциональные травмы.
- Диагностика. Игровые приемы упрощают для педагога определение склонностей, характеристик личности ребенка. Это помогает подбирать эффективные воспитательные, образовательные методики. Дети в игре максимально раскрываются, не прячут истинные эмоции, что повышает точность психологической и педагогической диагностики.
Применение игровой технологии в действии
Игра полезна, если она максимально приближена к реальным жизненным ситуациям. Поэтому ее нужно интегрировать в образовательный процесс. Игровые технологии используются самостоятельно и как элемент более общей, традиционной методики обучения. Они помогают детям легче осваивать темы учебных дисциплин, а учителю или педагогу по внеклассной работе — проще контролировать процесс и направлять его.
Однако, методом игры нужно уметь пользоваться, чтобы от него был эффект. Применяя такие технологии в действии, необходимо:
- заранее составлять планы, цели и тщательно разрабатывать составляющие игры — образы, условия, процессы, сюжет, коммуникацию между участниками;
- ставить перед участниками дидактическую цель, но воспроизводить правила только в игровой форме;
- использовать в качестве средства игры учебный материал;
- связывать результат игры с выполнением учебного задания — например, выиграть можно, качественно решив упражнение или запомнив стихотворение;
- выстраивать урок по правилам игры — работа и поведение учеников должно от них зависеть;
- вносить в учебный процесс соревновательный элемент — он помогает перевести дидактическую задачу в игровую.
Используя игровые технологии, важно решить, актуальны ли они для конкретной темы, предмета изучения и следить за балансом развлекательной составляющей и собственно учебы.
Центр подготовки педагогов к аттестации
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга
Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
— развлекательную
(это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
— коммуникативную:
освоение диалектики общения;
— самореализации
в игре как полигоне человеческой практики;
— игротерапевтическую:
преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую:
выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— функцию коррекции:
внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— межнациональной коммуникации:
усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
— социализации:
включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
•
свободная
развивающая
деятельность,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий,
в значительной мере импровизационный, очень активный
характер
этой деятельности («поле творчества»);
, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.
• эмоциональная приподнятость
деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие
прямых или косвенных
правил,
отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности
органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса
входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения,
передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
— как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии»
включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности
на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса
выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики
. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения:
все уровни.
По философской основе:
приспосабливающаяся.
По основному фактору развития:
психогенные.
По концепции усвоения опыта:
ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По ориентации на личностные структуры:
ЗУН
+
СУД
+
СУМ
+
СЭН
+
сдп.
По характеру содержания:
все виды + проникающие.
По типу управления:
все виды — от системы консультаций до программной.
По организационным формам:
все формы.
По подходу к ребенку:
свободное воспитание.
По преобладающему методу:
развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации:
активизация.
По категории обучаемых:
массовая, все категории.
Спектр целевых ориентации
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
• Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
• Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтъев).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Технология развивающих игр Б.П.Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр,
которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач,
которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей:
от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку
идти вперед
и совершенствоваться
самостоятельно,
т.е.
развивать
свои
творческие способности,
в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи
предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е.
в виде
видимых и осязаемых
вещей.
Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и
самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить
один из основных принципов обучения
от простого к сложномус
очень важным принципом творческой деятельности
самостоятельно по способностям,
когда ребенок может подняться
до «потолка»
своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
• развивающие игры могут дать «пишу» для развития творческих способностей с самого раннего
возраста;
• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие
развитие способностей;
• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка»,
ребенок развивается наиболее успешно;
• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию
и, кроме того, как и любые игры, они не терпят
принуждения
и создают атмосферу
свободного
и радостного творчества.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам
(так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане
—
как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.
Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология
строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий
из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина.
Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (октава — жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психои социодрама.
Этап анализа, обсуждения и оценки
результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Литература
1. Азаров Ю.П.
Игра и труд. — М., 1973.
2. Азаров Ю.П.
Искусство воспитывать. -М., 1979.
3. Аникеева Н.П.
Воспитание игрой. — М., 1987.
4. Баев ИМ.
Играем на уроках русского языка. — М., 1989.
5. Берн Э.
Игры, в которые играют люди. — М., 1988.
6. Газман О.С. и др.
В школу — с игрой. — М., 1991.
7. Добринская Е.И., Соколов Э.В.
Свободное время и развитие личности. — Л., 1983.
8. Журавлев А.П.
Языковые игры на компьютере. — М., 1988.
9. Занъко С.Ф. и др.
Игра и ученье. — М., 1992.
10. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского. — М., 1994.
11. Коваленко В.Г.
Дидактические игры на уроках математики. — М., 1990.
12. Кэрролл Л.
Логическая игра. — М., 1991.
13. Макаренко А.С.
Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. — М., 1958.
14. Минкин Е.М.
От игры к знаниям. — М., 1983.
15. Никитин Б.П.
Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М., 1990.
16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.
Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.
17. Самоукина Н.В.
Организационно-обучаюшие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.
18. Спивакоаский А.С.
Игра — это серьезно. — М., 1981.
19. Стронин М.Ф.
Обучающие игры на уроках английского языка. — М, 1981.
20. Удовольствие — в игре. — М.
21. Хейзинга И.
В тени завтрашнего дня. — М., 1992.
22. Шмаков С.А.
Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994.
23. Шмаков С.А.
Культура — досуг — ребенок. — М., 1994.
24. ЭлъконинД.Б.
Психология игры. — М., 1979.
25. Яновская М.Г.
Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.
Виды педагогических игр
Каждая игровая технология складывается из отдельных техник — то есть игр. Их видов очень много, что позволяет гибко выбирать инструменты обучения, сочетать их с дидактическими методиками для более глубокого погружения в тему. Игры классифицируют по нескольким признакам:
- по задействованным в ней «ресурсам» учеников — игры могут быть физическими, мыслительными, эмоционально-психологическими или комбинированными;
- по типу педагогического процесса — учебные, коммуникативные, познавательные, репродуктивные;
- по типажу и способу организации процесса — анкетирование и тестирование, соревнование и конкурс, театрализованное действо и игра-драматизация, праздник, тренинг;
- по уровню строгости правил — с заранее установленными рамками, с условиями, определяемыми по ходу игры и импровизационные;
- по построению процесса — сюжетные, ролевые, предметные, имитационные, деловые.
В играх может использоваться спортивный инвентарь, предметы, компьютерная техника или виртуальное пространство. Чаще всего строгие правила устанавливаются для физических и интеллектуальных форм. Свободный ход процесса присущ творческим типам — музыкальному, театральному, праздничному. Педагог определяет специфику и дополнительные условия игры, ориентируясь на особенности учеников (воспитанников) и изучаемый материал.
Чтобы правильно использовать игры в учебном процессе, необходимо специальное образование. Его основные области — дошкольная и школьная педагогика, социально-педагогическая деятельность, преподавание в начальных классах. Получить такое образование можно в АНПОО «НСПК». Подробнее узнать о дистанционных* программах можно у сотрудников приемной комиссии колледжа.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Условия эффективного использования игротехник на уроке
Прежде всего, до разработки или использования игры на уроке необходимо определиться с целями и предполагаемыми результатами: ученики должны запомнить факты, прийти к логическим выводам, разработать проект на основе изученного материала. Цель будет определять механику игры и обратную связь по ней. Проще всего найти готовую игру для решения определенных педагогических задач.
Сложнее дело обстоит в случае, если игра отсутствует. Создание игры — процесс довольно трудоемкий и предполагает детальный анализ целевой аудитории (сколько человек играет, какого возраста, насколько они замотивированы изначально, как они воспримут поражение), проработку механики (типы игроков, роль модератора, продолжительность игры, использование артефактов, игровой результат, используемая платформа), написание сценария, разработку артефактов, описание ролей игроков.
Учителю важно понять, что его роль в игре может состоять только в модерировании игровой деятельности, но одним из игроков он стать не может. Более того, игра должна идти по заданным изначально правилам, и если эти правила оказались несовершенными, то непосредственно в ходе игры их изменить нельзя. Поэтому, прежде чем использовать любую игру на уроке, желательно самому в нее поиграть.
Цель игры в обучении не будет достигнута, если не включить в программу разбор результатов игры. Часто полезно обсудить с игроками не только образовательный аспект (какие факты они запомнили благодаря игре или какие выводы сделали относительно отыгранного сюжета), но и механику игры (почему игрок А повел себя определенным образом, но к желаемому результату это не привело, почему игрок Б схитрил и при этом выиграл). Разбор механики игры и мотивов действий игроков может иметь не только обучающий, но и воспитательный эффект.